Решение по делу № 2а-342/2021 от 11.05.2021

Дело № 2а-342/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Усть-Катав                                                                           1 июля 2021 года

Усть-Катавский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Хлёскиной Ю.Р.,

при секретаре Ивановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Челябинской области к Гнедышеву Алексею Викторовичу о взыскании пени по транспортному налогу,

у с т а н о в и л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области (далее - МРИФНС № 18) обратилась в суд с иском к Гнедышеву А.В., в котором просит взыскать с ответчика пени по транспортному налогу в размере 493 рубля 86 копеек за период с 2 декабря 2016 г. по 10 июля 2019 г.

В обоснование исковых требований истец указал, что Гнедышев А.В. состоит на учете в МРИФНС № 18 в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать законно установленные налоги. В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщик является плательщиком транспортного налога, установленного главой 28 НК РФ, и введенного на территории Челябинской области с 01.01.2003 года Законом № 114-ЗО от 28.11.2002 года «О транспортном налоге». Согласно сведениям, представленным в инспекцию уполномоченным органом, ответчик является собственником следующих транспортных средств: автомобиля легкового, государственный регистрационный знак: <данные изъяты> Марка/Модель , VIN: , год выпуска 2005, дата регистрации права 13 июня 2012 года, дата утраты права 8 апреля 2016 года; автомобиля легкового, государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель Нисан Примера, VIN:, год выпуска 1997, дата регистрации права 23 мая 2007 года, дата утраты права 4 сентября 2009 года; автомобиля легкового, государственный регистрационный знак: , Марка/Модель Тойота Камри, VIN: , год выпуска 2008, дата регистрации права 15 июля 2016 года; автомобиля легкового, государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель VOLVOXC90, VIN: , год выпуска 2003, дата регистрации права 29 июля 2010 года, дата утраты права 29 марта 2012 года; автомобиля легкового, государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель ВАЗ 2129 01, VIN: <данные изъяты>, год выпуска 1994, дата регистрации права 6 августа 2011 года, дата утраты права 14 июня 2016 года. Сумма, подлежащего уплате транспортного налога, рассчитана налоговым органом с учетом мощности двигателя, ставки налога и количества полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика. В адрес Гнедышева А.В. направлены налоговые уведомления с расчетом сумм налога и сроков уплаты в бюджет. В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в добровольном порядке ответчику направлено требование об уплате налогов и пени от 11 июля 2019 года, которое осталось без исполнения. Определением мирового судьи от 9 января 2020 года отменен судебный приказ, в связи с поступившими возражениями относительного его исполнения. На момент обращения в суд обязанность налогоплательщика не исполнена (л.д. 3-4).

Также истцом заявлено письменное ходатайство с просьбой восстановить пропущенный срок для обращения в суд (л.д. 6).

Представитель истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.35), просит рассмотреть дело в своё отсутствие (л.д. 4).

Ответчик Гнедышев А.В. в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом (л.д. 42), заявлений и ходатайств в суд не представил.

Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства не явившегося представителя истца, ответчика, суд полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с п.п. 3 п. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (далее - административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций).

Согласно п. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В судебном заседании установлено, что ответчик является собственником транспортных средств - автомобиля легкового, государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель ВМW525IА, VIN: , год выпуска 2005, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ; автомобиля легкового, государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель Нисан Примера, VIN: , год выпуска 1997, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ; автомобиля легкового, государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель Тойота Камри, VIN: , год выпуска 2008, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ; автомобиля легкового, государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/МодельVOLVOXC90, VIN: , год выпуска 2003, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГг.; автомобиля легкового, государственный регистрационный знак: <данные изъяты>, Марка/Модель ВАЗ 2129 01, VIN: , год выпуска 1994, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9, 13, 15, 17, 19).

Обязанность владельцев транспортных средств по уплате транспортного налога установлена главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Налогоплательщиками данного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст.357 НК РФ).

Статья 358 НК РФ относит к объектам налогообложения автомобили.

На территории Челябинской области транспортный налог введен в действие с 01 января 2003 года Законом Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-ЗО «О транспортном налоге».

В соответствии со ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимается за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.

Согласно ч. 1 ст. 363 НК РФ (в редакции, действовавшей в момент возникновения обязанности по уплате налога) транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Частью 2 ст. 409 НК РФ предусмотрено, что налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Согласно пп.1, 3 п.3 ст.45 НК РФ, обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации, организацию федеральной почтовой связи либо в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В порядке п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ может быть передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а в случае направления указанного требования по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Истцом в адрес ответчика направлялись налоговые уведомления от 24 августа 2017 г., согласно которого начислен транспортный налог за 2015 г., 2016 г. в размере 37 796 рублей, со сроком исполнения не позднее 1 декабря 2017 года (л.д. 15, 16), от 22 марта 2018 г., согласно которого начислен транспортный налог за 2016 г. в размере 4438 рублей, со сроком исполнения не позднее 16 мая 2018 года (л.д. 17, 18), от 14 июля 2018 г., согласно которого начислен транспортный налог за 2017 год в размере 8 350 рублей, со сроком исполнения не позднее 3 декабря 2018 года (л.д. 19, 20).

Факт получения налоговых уведомлений Гнедышевым А.В. не оспаривается.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п. 3).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).

В установленный законом срок административный ответчик обязанность по уплате налога не исполнил, в связи с чем на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации МРИФНС № 18 в адрес Гнедышева А.В. направлено требование от 11 июля 2019 года об уплате задолженности по налогам, пени, предоставлен срок для добровольного исполнения до 5 ноября 2019 года (л.д. 11, 12).

Расчет пени по транспортному налогу произведен налоговым органом в соответствии со сроками уплаты налогов, налоговыми ставками и ставками рефинансирования, действовавшими в соответствующие периоды (л.д. 21-23).

Требование МРИФНС № 18 по Челябинской области административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнено не было, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

Частью 2 статьи 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

В силу абзаца 1 пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 2 статьи 48 НК РФ срок обращения в суд с заявлением о взыскании с Гнедышева А.В. недоимки и пени по налогу на доходы физических лиц у налогового органа истекал 5 мая 2020 года, поскольку согласно требованию от 11 июля 2019 года срок исполнения данного требования установлен до 5 ноября 2019 года.

31 декабря 2019 года мировым судьей судебного участка №1 г. Усть-Катав по заявлению административного истца выдан судебный приказ №2а-1074/2020 о взыскании с Гнедышева А.В. пени по транспортному налогу, а также в доход местного бюджета госпошлины, определением мирового судьи судебного участка №1 г. Усть-Катава от 9 января 2020 года судебный приказ отменен в связи с поступившими от Гнедышева А.В. возражениями (л.д. 7).

Абзац 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ предусматривает возможность предъявления требования о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С настоящими требованиями налоговый орган обратился в Усть-Катавский городской суд - 27 апреля 2021 года (л.д. 31), то есть позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока на принудительное взыскание недоимки, которые объективно препятствовали своевременному обращению истца с исковым заявлением в суд, не представлено, в связи с чем отсутствуют основания для его восстановления.

При этом суд отмечает, что административный истец является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением.

Таким образом, налоговым органом не соблюден срок обращения в суд с требованием о взыскании налоговых платежей.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Положениями ч. 5 ст. 180 КАС РФ предусмотрено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных этим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Учитывая, что административным истцом не представлено доказательств соблюдения порядка и сроков взыскания налога и пени, а также отсутствие правовых оснований для восстановления пропущенного срока, суд приходит к выводу, что требования налогового органа не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 177, 178-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении ходатайства Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Челябинской области о восстановлении пропущенного срока обращения в суд с административным иском о взыскании с Гнедышева Алексея Викторовича пени по транспортному налогу в размере 493 рубля 86 копеек - отказать.

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №18 по Челябинской области к Гнедышеву Алексею Викторовичу о взыскании пени по транспортному налогу в размере 493 рубля 86 копеек - отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Усть-Катавский городской суд Челябинской области.

Председательствующий     подпись Ю.Р.Хлёскина Решение не вступило в законную силу

Полное мотивированное решение изготовлено 7 июля 2021 года.

2а-342/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области
Ответчики
Гнедышев Алексей Викторович
Суд
Усть-Катавский городской суд Челябинской области
Судья
Хлёскина Ю.Р.
Дело на сайте суда
ukatav.chel.sudrf.ru
11.05.2021Регистрация административного искового заявления
12.05.2021Передача материалов судье
13.05.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2021Подготовка дела (собеседование)
26.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.07.2021Судебное заседание
07.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.08.2021Дело оформлено
17.12.2021Дело передано в архив
01.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее