Решение по делу № 8Г-1637/2024 [88-3752/2024] от 17.01.2024

УИД 72RS0014-01-2022-006652-07
Дело № 88-3752/2024
2-9044/2022
Изготовлено в окончательной форме 15 февраля 2024 г

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Челябинск 8 февраля 2024 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Чаус И.А.,
судей Бурматовой Г.Г.,
Вдовиченко И.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «РУСЬ» к Глазкову Артему Витальевичу, Медведевой Евгении Сергеевне, Лебедевой Наталье Анатольевне, Беликову Олегу Анатольевичу о признании недействительным решения общего собрания собственников многоквартирного дома,

по кассационной жалобе Глазкова Артема Витальевича на решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 3 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 октября 2023 г.

Заслушав доклад судьи Бурматовой Г.Г., объяснения представителей истца Волегова М.А. по доверенности от 7 февраля 2024 г., Резниченко Р.Н. по доверенности от 15 января 2024 г., судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

ООО «УК «РУСЬ» обратилось в суд с иском к Глазкову А.В., Медведевой Е.С., Лебедевой Н.А., Беликову О.А. о признании недействительным решения внеочередного общего собрания собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <данные изъяты>, оформленного протоколом № 1 от 21 февраля 2022 г., в части 2 и 4 вопроса повестки голосования, поскольку в подготовке оспариваемого внеочередного общего собрания собственников помещений ООО «УК «РУСЬ» участия не принимало, инициатором указанного собрания не является, согласие на изменение условий договора управления не выражало, обязанность подготовить предложения у управляющей организации отсутствовало в силу закона.

Решением Ленинского районного суда г. Тюмени от 3 ноября 2022 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 27 февраля 2023 г., исковые требования удовлетворены.

Решения внеочередного общего собрания собственников помещений расположенных в многоквартирном доме по адресу: <данные изъяты>, оформленные протоколом №1 от 21 февраля 2022 г. признаны недействительными по вопросу два и четыре повестки дня общего собрания. С Глазкова А.В., Медведевой Е.С., Лебедевой Н.А., Беликова О.А. в пользу ООО «УК «РУСЬ» взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб. в равных долях.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20 июля 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 27 февраля 2023 г. отменено с направлением на новое апелляционное рассмотрение.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 октября 2023 г. решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 3 ноября 2022 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба Глазкова А.В. - без удовлетворения.

В кассационной жалобе Глазков А.В. просит судебные постановления отменить, ссылаясь на их незаконность ввиду невыполнения указаний суда кассационной инстанции, отсутствие оснований для принятия дополнительных доказательств со стороны истца. Помимо этого, ссылается на ненадлежащее уведомление о рассмотрении дела.

В возражениях на кассационную жалобу истец просит решение и апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу оставить без удовлетворения.

Представители истца в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.

Заслушав участников судебного разбирательства, изучив материалы дела, проверив судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в период с 30 января 2022 г. по 20 октября 2022 г. проведено внеочередное общее собрание собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <данные изъяты>, в форме очно-заочного голосования с повесткой дня:

избрание председателя и секретаря собрания, с функциями подсчета голосов и подписания протокола собрания;

принятие решения об утверждении только на общих собраниях собственников многоквартирного дома тарифов на жилищные услуги, включая плату за управление многоквартирным домом, плату за содержание и техническое обслуживание, а также плату за текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, только в фиксированной величине и без привязки таких тарифов (платежей) к любым утвержденным кем либо ранее тарифам и иным документам и/или к тарифам на аналогичные жилищные работы и услуги в любых муниципалитетах, городах и субъектах Российской Федерации;

принятие решения об отмене пункта 2 решения собрания собственников многоквартирного дома (пункт 2 протокола № 1 от 8 февраля 2018 г.) в части установления платы за содержание жилых помещений многоквартирного дома, включая плату за управление многоквартирным домом, плату за содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома на основании постановлений администрации города Тюмени;

принятие решения об установлении размера платы за жилищные услуги (включая плату за управление общим имуществом, плату за текущий ремонт общего имущества, плату за техническое обслуживание и содержание общего имущества) в размере, действующем по многоквартирному жилому дому по состоянию на 31 декабря 2021 г., и до момента вынесения (инициирования) управляющей организацией или иным лицом на голосование других жилищных тарифов (платежей) по дому на общее собрание собственников многоквартирного жилого дома и принятия положительного решения собственников по таким новым жилищным тарифам (платежам);

принятие решения об обязательном приложении инициатором общего собрания собственников и/или инициатором изменения тарифов на жилищные услуги по многоквартирному жилому дому материалов к общему собранию собственников, обосновывающих необходимость изменения тарифов на жилищные услуги по многоквартирному дому, в случае, если такое повышение будет выше официальной величины инфляции в Российской Федерации за предыдущий календарный год. Данные материалы, обосновывающие необходимость изменения тарифов на жилищные услуги по многоквартирному жилому дому, должны быть представлены в виде экономически обоснованного расчета (смет, калькуляций и др.), включая динамику изменения доходов и расходов по многоквартирному дому в разрезе каждого вида жилищной услуги не менее чем за три последних календарных г., а также в данных материалах должно быть отражено в процентном соотношении изменение размера платы по каждому виду жилищной услуги по отношению к аналогичным видам жилищных услуг предыдущего периода. Материалы к общему собранию собственников, касающиеся изменения тарифов на жилищные услуги, должны быть вместе с уведомлением о проведении общего собрания собственников размещены на информационных стендах в подъезде многоквартирного жилого дома;

принятие решения о возможном повышении (изменении) платы на жилищные услуги в виде тарифицированного перечня работ и услуг, включая плату за управление многоквартирным домом, плату за содержание и техническое обслуживание, а также плату за текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома не чаще одного раза за один календарный год. В случае, если платежи собственников не покрывают расходы управляющей организации, понесенные в связи с исполнением договора управления, то управляющая организация вправе доначислять и взыскивать с собственников соответствующие расходы только на основании решения общего собрания собственников помещений дома. Любые добровольные инвестиционные составляющие (инвестиции) управляющей организации в многоквартирный дом должны быть обязательно предварительно согласованы с председателем и всеми членами совета дома или быть предварительно одобрены на общем собрании собственников жилых помещений многоквартирного дома;

принятие решений о порядке размещения рекламы, принятие решений о порядке сдачи в аренду площадей (помещений, мест) общего пользования, а также принятие решений о направление расходования денежных средств, поступающие от размещения рекламы и аренды площадей (помещений, мест) общего пользования в многоквартирном жилом доме по адресу: <данные изъяты>;

принятие решения о возможном размещении наружной (на фасаде здания и/или на крыше дома) и внутренней рекламы в местах общего пользования многоквартирного жилого дома только после согласования основных параметров размещения рекламы и стоимости такого размещения с председателем и всеми членами совета дома или на общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома;

принятие решения о порядке сдачи в безвозмездное пользование или в аренду площадей (помещений, мест) общего пользования в многоквартирном жилом доме, а также согласование основных параметров для сдачи в аренду площадей (помещений, мест) и стоимости такой аренды только после согласования с председателем и всеми членами совета дома или на общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома;

принятие решения о направлении расходования денежных средств, поступающих от рекламы и аренды площадей (помещений, мест) общего пользования в многоквартирном жилом доме в следующем порядке:

ежемесячно направлять денежные средства в управляющую организацию на обслуживание системы видеонаблюдения в размере 0, 96 руб/м2/месяц с площади жилых помещений дома, согласно решения, принятого на общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома (протокол № 1 от 20 октября 2021 г.),

10 % от вновь поступающих платежей с 1 марта 2022 г. направлять на счет управляющей организации в качестве платы за осуществление процедуры заключения (оформления, пролонгации) и сопровождения договоров, а также за осуществление контроля поступления денежных средств от арендаторов и рекламодателей и в качестве контроля состояния, сданного в аренду и под размещение рекламы общего имущества многоквартирного дома,

оставшиеся денежные средства, поступающие от размещения рекламы и сдачи в аренду площадей (помещений, мест) общего пользования в многоквартирном доме, с учетом сальдо оставшихся средств на конец периода, направлять в фонд текущего ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома и расходовать их на работы (за исключением срочных и аварийных работ) только с письменного согласия председателя и всех членов совета дома или путем принятия решения о расходовании средств от аренды и рекламы из фонда текущего ремонта на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома;

принятие решения о размещении информации управляющей организацией о ранее заключенных ею действующих рекламных договоров и договоров аренды площадей (помещений, мест) общего пользования многоквартирного дома, а также об основных условиях таких договоров, включая предмет договора, наименование контрагентов (арендаторов, заказчиков и т.д), даты заключения договоров, даты пролонгаций и изменения условий, цену (стоимость) договоров и возможностей пересмотра условий договоров, на информационных стендах в подъезде жилого дома один раз в год, одновременно с размещением управляющей организацией ежегодного отчета по управлению многоквартирным жилым домом, а также по письменному требованию председателя или члена совета дома;

принятие решения о наделении полномочиями председателя и всех членов совета дома по обращению в управляющую организацию о необходимости расторжения, заключения новых или изменения условий существующих договоров аренды площадей (помещений, мест) общего пользования имущества многоквартирного жилого дома, а также рекламных договоров;

принятие решений о порядке использования и согласования использования средств на текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома по адресу: <данные изъяты>;

принятие решения об использовании средств, полученных управляющей организацией в качестве платежей от собственников жилых помещений дома за текущий ремонт общедомового имущества (за исключением срочных и аварийных работ) только на запланированные работы по дому, согласованные письменно с председателем и всеми членами совета дома или утвержденные на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома;

принятие решения о выполнении управляющей организацией срочных и аварийных работ по дому за счет средств (фонда) текущего ремонта общедомового имущества по устному согласованию с председателем и членами совета дома, с последующим предоставлением председателю совета дома в течении пяти дней после окончания таких работ документов (копий документов) об объеме и стоимости произведенных срочных или аварийных работ;

принятие решения об использовании средств, поступающих в управляющую организацию от размещения рекламы и сдачи в аренду площадей (помещений, мест) общего пользования многоквартирного дома только на текущий ремонт общего имущества дома, в случае, если собранных денежных средств с собственников помещений дома по статье «Текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома» (включая переходящие остатки средств по этой статье с предыдущих периодов) окажется недостаточным для проведения запланированных и согласованных с председателем и всеми членами совета дома объемов работ;

принятие решения о проведении всех или части запланированных и согласованных письменно с председателем и всеми членами совета дома или утвержденных на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома объемов работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома только если денежных средств, поступающих в управляющую организацию от взимания платы с собственников помещений дома за текущий ремонт общего имущества дома (включая переходящие остатки с предыдущих периодов), а также имеющегося остатка денежных средств от размещения рекламы и от сдачи в аренду общедомового имущества, окажется достаточным для финансирования запланированных и согласованных объемов работ по текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома;

принятие решения о предоставлении управляющей организацией в составе ежегодного отчета по управлению многоквартирным жилым домом, а также по письменному запросу председателя или членов совета дома информации о размере собранных и потраченных средств на текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома за отчетный период, а также о размере остатка средств на начало и конец отчетного периода;

принятие решения о предоставлении управляющей организацией в составе ежегодного отчета по управлению многоквартирным жилым домом, а также по письменному запросу председателя или членов совета дома, информации о размере полученных и потраченных средств от размещения рекламы и от сдачи в аренду площадей (помещений, мест) общего пользования в многоквартирном доме, включая информацию: об остатках средств на начало и конец отчетного периода, о направлении средств в качестве платы в управляющую организацию за содержание системы видеонаблюдения в доме, о направлении средств в качестве платы в управляющую организацию в виде комиссии за управление и контроль по размещению рекламы в доме и от сдачи в аренду общедомового имущества, о направлении средств в фонд текущего ремонта дома на запланированные и согласованные с председателем и членами совета многоквартирного дома или на общем собрании собственников помещений дома объемы текущих работ;

принятие решений о порядке подписания собственниками помещений многоквартирного дома с адресом: г. Тюмень, ул. Широтная, д. 167, корп. 1 актов выполненных работ (оказанных услуг) по исполнению договора управления домом, предоставляемых ежеквартально управляющей организацией;

принятие решения о подписании ежеквартально предоставляемых управляющей организацией актов выполненных работ (оказанных услуг) по исполнению договора управления многоквартирным домом председателем совета дома, в случае отсутствия председателя дома - всеми избранными членами совета дома;

принятие решения о предоставлении на подпись председателю совета дома актов выполненных работ (оказанных услуг) по исполнению договора управления домом, а также прилагаемых к актам документов (расшифровок затрат и др.) в двух экземплярах. Акты и прилагаемые к актам документы должны предоставляться на подпись председателю совета дома после подписания их со стороны представителя управляющей организации. Председатель совета дома, подписывая акты управляющей организации, принимает работы и услуги, своей подписью подтверждая, что они надлежащего качества. Один экземпляр подписанного обоими сторонами акта и прилагаемых к актам документов хранится у председателя совета дома, а второй - в управляющей организации;

принятие решения об отражении в актах выполненных работ (оказанных услуг) по исполнению договора управления домом подробной расшифровки статьи расходов (виду работ) «Текущий ремонт общедомового имущества МКД». Все виды выполненных работ, отраженных в акте по текущему ремонту общедомового имущества должны быть подробно расшифрованы либо в самих актах, либо в прилагаемых к актам расшифровках, где должно быть однозначно понятно указано какие работы были выполнены и что конкретно было отремонтировано и/или приобретено. Не допускается указывать в актах или в расшифровках к актам выполненных работ по виду работ «Текущий ремонт общедомового имущества МКД» обобщающих словосочетаний, таких как: «материалы», «аварийно-ремонтное обслуживание инженерного оборудования», «элементы благоустройства» и тому подобное;

принятие решения об определении места и адреса хранения оригиналов протокола общего собрания собственников, приложений к протоколу и решений собственников по вопросам, поставленным на голосование;

принятие решения о направлении одного оригинала протокола общего собрания собственников, а также приложений к протоколу и решения собственников по вопросам, поставленным на голосование, в Государственную жилищную инспекцию Тюменской области (том 1 л.д. 15-25).

ООО «УК «РУСЬ» с 24 марта 2009 г. осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом по адресу: <данные изъяты> (том 1 л.д. 68-78).

Согласно Лицензии от № 072000020 от 30 марта 2015 г. и приложения к ней настоящая лицензия предоставлена ООО «УК «РУСЬ» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. Одним из мест фактического осуществления деятельности является дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> (том 1 л.д. 79).

Согласно условий действующего договора управления многоквартирным домом от 20 февраля 2009 г., утвержденного решением собственников помещений по адресу <данные изъяты> (протокол № 1 от 20 февраля 2009 г.), данный договор заключен между ООО «УК «РУСЬ» и собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <данные изъяты>, его целью является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственникам помещений и иным пользователям помещений в многоквартирном доме (пункт 1.2).

Согласно решения по вопросу № 2 повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу <данные изъяты>, оформленного протоколом № 1 от 8 февраля 2018 г., собственники утвердили плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с постановлением администрации города Тюмени от 27 января 2006 г. № 1-пк «Об утверждении тарифицированного перечня работ и услуг, входящих в плату за содержание жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах» на очередной календарный год. В случае изменения наименования вышеуказанного нормативного акта, плата за содержание жилого помещения, включающая в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме определяется по ценам и ставкам за содержание и ремонт жилого помещения за 1 кв.м в месяц, устанавливаемым органом местного самоуправления на очередной календарный год (том 1 л.д. 35-36).

В связи с тем, что собственники помещений по истечении срока установленного решением по вопросу № 2 повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу <данные изъяты>, оформленного протоколом № 1 от 08.02.2018 г., не приняли решение об установлении размера платы за содержание помещения, и на основании части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за содержание помещения в многоквартирном доме, начиная с 1 марта 2019 г. была установлена в размере, в соответствии с постановлением администрации города Тюмени от 27 января 2006 г. № 1-пк.

Фактический размер платы за содержание жилого помещение не изменялся, соответствовал ранее принятому решению собственников.

По инициативе ООО «УК «РУСЬ» в период с 6 сентября 2021 г. по 13 октября 2021 г. проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного дома (оформлено протоколом № 1 от 20 октября 2021 г.).

Указанным собранием по вопросу № 3 решение об изменении и утверждении структуры и размера платы за содержание помещения многоквартирного дома (тарифицированного перечня), включающего в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом с адресом <данные изъяты> собственниками помещений не принято (том 1 л.д. 179-184).

Постановлением администрации города Тюмени от 15 ноября 2021 г. № 229-пк «Об установлении размера платы за содержание жилого помещения и о признании утратившими силу некоторых пунктов постановлений и некоторых постановлений администрации города Тюмени» постановление администрации города Тюмени от 27 января 2006 г. № 1-пк «Об утверждении тарифицированного перечня работ и услуг, входящих в плату за содержание жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах» признано утратившим силу с 1 января 2022 г., утвержден размер платы за содержание жилого помещения.

21 февраля 2022 г. собственники помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: <данные изъяты>, приняли оспариваемые решения, оформленные протоколом № 1 от 21 февраля 2022 г. (том 1 л.д. 15-25).

Протокол № 1 от 21 февраля 2022 г. внеочередного общего собрания собственников помещений, расположенных в жилом многоквартирном доме по адресу: <данные изъяты>, не содержит экономического обоснования утвержденного собственниками размера платы за содержание жилого помещения на период с момента принятия решения. Указанный протокол не содержит предложение управляющей организации о размере платы за содержание.

По второму вопросу повестки дня внеочередного общего собрания собственников помещений, расположенных в жилом многоквартирном доме по адресу: <данные изъяты>, оформленного протоколом № 1 от 21 февраля 2022 г., собственники приняли следующие решения:

утверждать только на общих собраниях собственников многоквартирного дома тарифы на жилищные услуги, включая плату за управление многоквартирным домом, плату за содержание и техническое обслуживание, а также плату за текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, только в фиксированной величине и без привязки таких тарифов (платежей) к любым утвержденным кем либо ранее тарифам и иным документам и\или к тарифам на аналогичные жилищные работы и услуги в любых муниципалитетах, городах и субъектах Российской Федерации;

отменить пункт 2 решения собрания собственников многоквартирного дома с адресом <данные изъяты> (пункт 2 протокола № 1 от 8 февраля 2018 г.) в части установления платы за содержание жилых помещений многоквартирного дома, включая плату за управление многоквартирным домом, плату за содержание, техническое обслуживание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома на основании постановлений администрации города Тюмени;

установить размер платы за жилищные услуги (включая плату за управление общим имуществом, плату за текущий ремонт общего имущества, плату за ТО и содержание общего имущества) в размере, действующем по многоквартирному жилому дому по состоянию на 31 декабря 2021 г., и до момента вынесения (инициирования) управляющей организацией или иным лицом на голосование других жилищных тарифов (платежей) по дому на общее собрание собственников многоквартирного жилого дома и принятия положительного решения собственников по таким новым жилищным тарифам (платежам);

обязать инициатора общего собрания собственников и/или инициатора изменения тарифов на жилищные услуги по многоквартирному жилому дому прикладывать материалы к общему собранию собственников, обосновывающих необходимость изменения тарифов на жилищные услуги по многоквартирному дому, в случае, если такое повышение будет выше официальной величины инфляции в Российской Федерации за предыдущий календарный год. Данные материалы, обосновывающие необходимость изменения тарифов на жилищные услуги по многоквартирному жилому дому, должны быть представлены в виде экономически обоснованного расчета (смет, калькуляций и др.), включая динамику изменения доходов и расходов по многоквартирному дому в разрезе каждого вида жилищной услуги не менее чем за три последних календарных г., а также в данных материалах должно быть отражено в процентном соотношении изменение размера платы по каждому виду жилищной услуги по отношению к аналогичным видам жилищных услуг предыдущего периода. Материалы к общему собранию собственников, касающиеся изменения тарифов на жилищные услуги, должны быть вместе с уведомлением о проведении общего собрания собственников размещены на информационных стендах в подъезде многоквартирного жилого дома;

утверждать повышение (изменение) платы на жилищные услуги в виде тарифицированного перечня работ и услуг, включая плату за управление многоквартирным домом, плату за содержание и техническое обслуживание, а также плату за текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома, не чаще одного раза за один календарный год. В случае, если платежи собственников не покрывают расходы управляющей организации, понесенные в связи с исполнением договора управления, то управляющая организация вправе доначислять и взыскивать с собственников соответствующие расходы только на основании решения общего собрания собственников помещений дома. Любые добровольные инвестиционные составляющие (инвестиции) управляющей организации в многоквартирный дом должны быть обязательно предварительно согласованы с председателем и всеми членами совета дома или быть предварительно одобрены на общем собрании собственников жилых помещений многоквартирного дома.

По четвертому вопросу повестки дня внеочередного общего собрания собственников помещений, расположенных в жилом многоквартирном доме по адресу: <данные изъяты>, оформленного протоколом № 1 от 21 февраля 2022 г., собственники приняли решение о выполнении управляющей организацией срочных и аварийных работ по дому за счет средств (фонда) текущего ремонта общедомового имущества по устному согласованию с председателем и членами совета дома, с последующим предоставлением председателю совета дома в течении пяти дней после окончания таких работ документов (копий документов) об объеме и стоимости произведенных срочных или аварийных работ.

Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился и вышестоящий суд, руководствуясь положениями статей 36, 44-48, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 8, 154, 156, 162, 181.1, 181.3-181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», а также дав оценку представленным доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что принятые решения по вопросам № 2 и 4 повестки общего собрания не соответствует императивным нормам, предусмотренным статьями 156, 161, частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, не входят в компетенцию общего собрания собственников, а потому в силу пункта 3 статьи 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации являются ничтожными.

Отменяя апелляционное определение и направляя дело на новое апелляционное рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на необходимость учета приоритета решения собственников об установлении платы, неправильную квалификацию оспариваемого решения собственников как ничтожного, а в случае признания оспоримого решения недействительным установить наличие убытков.

При новом апелляционном рассмотрении во исполнение указаний суда кассационной инстанции истцом по настоящему спору представлены доказательства несения расходов по содержанию многоквартирного дома в подтверждение необходимого размера платы, превышающего установленный органами местного самоуправления тариф.

Исследование и оценка представленных в материалы дела доказательств в соответствии с полномочиями суда апелляционной инстанции, в том числе по принятию дополнительных доказательств, в силу положений статей 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации позволили сделать вывод, что исходя из произведенных истцом затрат размер платы за содержание помещения составил 48,16 руб. за 1 кв.м. в месяц при соотношении с общей площадью жилых и нежилых помещений указанного многоквартирного дома, при этом собственниками были приняты все результаты выполненных работ, следовательно, установленный собственниками размер платы за содержание и ремонт влечет причинение убытков истцу, нарушаются права истца, как стороны договора управления многоквартирным домом.

Также суд апелляционной инстанции указал, что, с учетом смысла и общеизвестных условий ликвидации аварийных ситуаций, а также с учетом договора на аварийно-ремонтное обслуживание, заключаемые ООО «УК «РУСЬ», установленный обжалуемым решением (пункт 4) порядка действий в указанных ситуациях истца, противоречит смыслу данных ситуаций, положениям действующего законодательства, интересам лиц, проживающих в многоквартирном доме, по указанному выше адресу.

При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции признал исковые требования ООО «УК «РУСЬ» обоснованными, решение Ленинского районного суда города Тюмени от 3 ноября 2022 г. законным и не подлежащим отмене.

Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены постановленных судебных акта по доводам кассационной жалобы.

В силу пункта 1 статьи 181.3 Гражданского кодекса Российской Федерации решение собрания недействительно по основаниям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) либо независимо от такого признания (ничтожное решение). При этом действует общая презумпция «оспоримости» решения собрания: недействительное решение собрания всегда оспоримо, если из закона не следует, что оно ничтожно (пункт 107 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Перечень оснований ничтожности решения собрания, указанных в ст. 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации является исчерпывающим, а исходя из буквального толкования пп. 1 п. 1 ст. 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации при нарушении требований закона решение собрания может быть признано судом недействительным.

Учитывая, что истец не мог являться участником собрания, соответственно, в рамках настоящего спора следовало установить существенность неблагоприятных последствий для этого лица (пункт 4 статьи 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации). К существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушение законных интересов, которые могут привести, в том числе к возникновению убытков.

На основании части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

Согласно пункту 31 Правил при определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» указано, что при разрешении споров, связанных с внесением платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, услуги и работы по управлению таким домом, следует учитывать, что утвержденный общим собранием собственников размер такой платы не может устанавливаться произвольно, должен обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности.

В пункте 14 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации определено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.

Собственникам помещений в многоквартирном доме при установлении на общем собрании таких собственников размера платы за содержание жилого помещения, включающей в себя, в том числе плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, следует, в первую очередь, учитывать, что размер платы за содержание жилого помещения, а именно обязанность по внесению которых возлагается на всех собственников помещений в многоквартирном доме, должен быть достаточным для финансирования услуг и работ, необходимых для поддержания дома в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2018 г. N 5-П).

На основании пункта 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации к существенным условиям договора управления являются в том числе порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, за исключением платы за коммунальные услуги, предоставляемые в соответствии со статьей 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Принятие собственниками решения об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества без учета предложений управляющей организации, а также без учета минимального перечня услуг и работ в целях поддержания надлежащего состояния конкретного многоквартирного дома и обеспечения безопасных условий проживания требованиям закона не соответствует, а поскольку судами установлено, что содержание конкретного дома не обеспечивается установленным собственниками размером платы за содержание и ремонт безотносительно к тарифам органов местного самоуправления, что влечет для управляющей организации убытки, суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Вопреки доводам жалобы надлежащее уведомление ответчика о судебных заседаниях было установлено при рассмотрении дела в апелляционной инстанции, с учетом положений статей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доводы жалобы о невыполнении указаний суда кассационной инстанции основаны на расширительном толковании сути кассационного производства, исходя из целей и задач которого, кассационный суд общей юрисдикции при проверке законности судебных постановлений имеет право оценивать лишь правильность применения судами норм материального и процессуального права, в том числе вправе указать какие обстоятельства с учетом характера спорного материального правоотношения имеют значение для дела, какой из сторон они должны доказываться, какие доказательства являются допустимыми, но не предрешает результат спора.

Иное толкование положений части 4 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привело бы к умалению дискреционных полномочий судов первой и апелляционной инстанций, необходимых для осуществления правосудия, вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти.

Нарушений процессуального закона при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции применительно к положениям части 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и исходя из доводов кассационной жалобы не допущено, а единственно иная точка зрения относительно того, как должно быть разрешено дело, не свидетельствует о незаконности решения.

Руководствуясь статьями 379.6, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции

определила:

решение Ленинского районного суда г. Тюмени от 3 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 16 октября 2023 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Глазкова Артема Витальевича – без удовлетворения.

Председательствующий

судьи

8Г-1637/2024 [88-3752/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО УК Русь
Ответчики
Лебедева Наталья Анатольевна
Беликов Олег Анатольевич
Медведева Евгения Сергеевна
Глазков Артем Витальевич
Суд
Седьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Бурматова Галина Геннадьевна
Дело на странице суда
7kas.sudrf.ru
08.02.2024Судебное заседание
08.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее