Дело №2-350/17 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тында 05 апреля 2017 года
Тындинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Меринова В.А.,
при секретаре Старновской А.Ф.,
с участием истца Лавриненко В.Г.,
представителя ответчика Тимофеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лавриненко <данные изъяты> к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тында Амурской области о признании незаконным решения об отказе в назначении части страховой пенсии по старости, обязании досрочно назначить страховую пенсию по старости с момента обращения,
УСТАНОВИЛ:
Лавриненко В.Г. обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя свои требования тем, что он является военным пенсионером Министерства обороны РФ за выслугу лет с 1995 года. С июля 1996 года по настоящее время работает врачом скорой медицинской помощи ГАУЗ Амурской области «Тындинская больница» в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В соответствии с законодательством РФ, если военный пенсионер получает пенсию за выслугу лет и при этом продолжает работать в гражданских учреждениях при соблюдении ряда условий (наличии страхового стажа, наличии минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов), наличии пенсии за выслугу лет, возраста пенсионера – или по достижении военным пенсионером общеустановленного пенсионного возраста или отдельным категориям военных пенсионеров – страховая пенсия по старости назначается ранее общеустановленного пенсионного возраста (например, в случае работы на севере).
ДД.ММ.ГГГГ им поданы в УПФР в г.Тында Амурской области заявление и предусмотренные законодательством документы о назначении страховой части страховой пенсии по старости по линии Пенсионного Фонда РФ. Решением УПФР в г.Тында Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ года в установлении пенсии ему отказано. Последующие обращения в УПФР в г.Тында Амурской области оставлены руководством УПФР в г.Тында Амурской области без внимания.
Просил обязать УПФР в г.Тында Амурской области устранить в полном объеме нарушения его пенсионных прав на досрочное получение страховой части страховой пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ истец Лавриненко В.Г. требования уточнил, просил обязать УПФР в г.Тында Амурской области назначить ему страховую часть страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Лавриненко В.Г. требования поддержал, просил удовлетворить иск в полном объеме.
Представитель ответчика Тимофеева Е.А. требования Лавриненко В.Г. не признала, поддержав решение, принятое ПФ РФ, предоставила суду письменный отзыв на исковое заявление.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция РФ в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1).
Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, в том числе предусматривать правовые основания назначения пенсий, правила подсчета трудового стажа, а также особенности приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Федеральный Закон РФ «О страховых пенсиях» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии (статья 1).
В соответствии со ст.4 Федерального Закона РФ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.2 ст.5 указанного закона в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
15 декабря 2001 года Государственной думой РФ был принят Федеральный закон от N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", который устанавливает основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 года №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" статья 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" дополнена п. 6 следующего содержания – военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Под военными пенсионерами понимаются граждане, которые получают пенсию за выслугу лет или по инвалидности по линии Министерства обороны РФ, МВД России, ФСБ России и некоторых других силовых ведомств (статья 11 Закона от 12.02.1993 года № 4468-1).
Из указанных норм закона следует, что право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц…», и страховой части трудовой пенсии по старости имеют лица из числа военнослужащих (военные пенсионеры), при выполнении условий, предъявляемых для назначения трудовой пенсии по старости указанной категории граждан.
Таким образом, в целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров федеральный законодатель предусмотрел правовой механизм, гарантирующий им, помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению, возможность получать страховую пенсию по старости при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости, Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Аналогичное положение закреплено и в п.11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которому, рассматривая требования об установлении гражданам, получающим пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1, страховой части трудовой пенсии по старости, суд с учетом части 4 статьи 7 этого закона и пункта 6 статьи 3 Федерального закона N 166-ФЗ вправе их удовлетворить при соблюдении такими гражданами предусмотренных в Федеральном законе N 173-ФЗ условий, необходимых для назначения трудовой пенсии по старости (на общих основаниях или досрочной).
Вместе с тем, учитывая, что положения статьи 7 Закона от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в части установления страховой части трудовой пенсии по старости распространены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения" на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года, в страховой стаж, требуемый для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, в которые лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию, имевшие место как до 1 января 2007 года, так и после этой даты. В указанный стаж на основании пункта 1 статьи 12 Федерального закона N 173-ФЗ не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от 12 февраля 1993 года N 4468-1. В связи с этим одновременное включение в выслугу лет и в страховой стаж совпадающих по времени периодов не допускается.
В соответствии со ст. ст. 8, 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 6 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6.
Согласно ч.2, ч.3 ст.8 указанного Закона страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно п.4 ст.13 указанного Закона при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
В п.10 ст.15 указанного Закона установлена величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года.
В п.п. 6 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях", при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях", на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Указанный пункт, определяющий условия назначения трудовой пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста лицам, осуществляющим трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, и закрепляющий минимальную продолжительность стажа работы в указанных районах, устанавливает льготные основания назначения страховой пенсии, направлен на обеспечение реализации пенсионных прав лиц, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выступает элементом механизма досрочного пенсионного обеспечения названной категории граждан.
Такое правовое регулирование, закрепленное как ранее действовавшим, так и ныне действующим законодательством при назначении пенсий по данному основанию, в равной мере распространяется на всех лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и направлено на обеспечение реализации их пенсионных прав.
Аналогичные положения были предусмотрены ранее действовавшим Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (пп. 6 п. 1 ст. 28 действует в части).
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. п. 2, 6, 7 ч. 1 ст. 32 ФЗ "О страховых пенсиях" применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.
Согласно Постановлению Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 (ред. от 03.03.2012) "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029" г.Тында Амурской области является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера.
Таким образом, в соответствии со ст. 8, ч.4 ст. 13, п.10 ст.15, ст.35 ФЗ РФ от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях » условиями для получения страховой пенсии у бывших военнослужащих, а также сотрудников других силовых ведомств без учета работы на Севере являются следующие:
1) получение пенсии за выслугу лет или по инвалидности;
2) достижение возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин;
3) наличие страхового стажа не менее 7 лет (на 2016 г.). При этом наличие у военных пенсионеров льготной выслуги лет (за службу в особых условиях: в удаленной либо особой местности; участие в боевых действиях и пр.) не учитывается.
4) наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) - на 2015 г. она установлена в размере 6,6.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Лавриненко В.Г. обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ст. 3 ФЗ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном обеспечении в Российской Федерации" и Федерального закона 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г.Тында Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ в установлении пенсии ему отказано в связи с отсутствием права на указанную пенсию (мотивировка указанного решения отсутствует).
Из возражения представителя ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г.Тында Амурской области следует, что военнослужащему – получателю пенсии за выслугу лет страховая часть страховой пенсии по старости при наличии необходимого трудового стажа может быть назначена в соответствии со ст.32 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013 года, с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет. Однако, истец Лавриненко В.Г. к данной категории лиц не относится. Он имеет северный стаж 18 лет 6 месяцев 3 дня, страховой стаж – 18 лет 11 месяцев 16 дней, что не дает право на досрочное назначение страховой пенсии.
Доказывая свое право на получение досрочной трудовой пенсии по старости истец Лавриненко В.Г. указывает на то, что в страховой стаж наравне с периодами работы, которые предусмотрены статьей 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях» засчитывается период прохождения военной службы.
Согласно части 1 статьи 55 и части 1 статьи 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Как установлено судом и не спаривалось сторонами, истец Лавриненко В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей" с 21 ноября 1995 года.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ ГАУЗ Амурской области «Тындинская больница» Лавриненко В.Г. работает в ГАУЗ Амурской области «Тындинская больница» в должности врача скорой медицинской помощи с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Из представленных документов следует, что на момент обращения в Пенсионный фонд ему исполнилось 57 лет, он имеет северный стаж 18 лет 6 месяцев 3 дня, имеет страховой стаж более 19 лет; имеет стаж работы в медицине более 30 лет; имеет сумму индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов) - на 2016 г. в размере 153,544 балла.
Таким образом, сведения, содержащиеся в материалах дела, определенно позволяют судить о том, что Лавриненко В.Г., который является военным пенсионером, выполнены все необходимые условия для получения страховой пенсии как бывшего военнослужащего в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В силу ч. 1 ст. 22 ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5, 6 ст. 22 ФЗ "О страховых пенсиях", но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается дата приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 ФЗ "О страховых пенсиях" (данное положение содержалось ранее в ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ").
Поскольку факт выполнения истцом всех необходимых условий для назначения страховой пенсии как бывшего военнослужащего нашел свое подтверждение в судебном заседании, суд приходит к выводу о том, что Лавриненко В.Г. имеет право на получение страховой части страховой пенсии по старости.
Более того, решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тында Амурской области № от ДД.ММ.ГГГГ Лавриненко В.Г. отказано в установлении пенсии.
Однако, из указанного решения непонятна причина отказа Лавриненко В.Г. в досрочном установлении пенсии. Решение не мотивированно, с отсутствием ссылок на нормативную базу, свидетельствующую о законности принятого решения.
Оценивая в совокупности имеющиеся документы и доказательства, суд приходит к выводу о том, что у пенсионного органа не имелось оснований для отказа Лавриненко В.Г. в назначении страховой части пенсии.
Обоснованы и требования истца о возложении обязанности на ответчика по назначению ему досрочной пенсии по старости со дня обращения, поскольку основания для назначения пенсии имелись.
При указанных обстоятельствах, исковые требования Лавриненко <данные изъяты> к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тында Амурской области о признании незаконным решения об отказе в назначении части страховой пенсии по старости, обязании досрочно назначить страховую пенсию по старости с момента обращения законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
Исковые требования Лавриненко <данные изъяты> к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тында Амурской области о признании незаконным решения об отказе в назначении части страховой пенсии по старости, обязании досрочно назначить страховую пенсию по старости с момента обращения удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тында Амурской области №353484/16 от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тында Амурской области назначить Лавриненко <данные изъяты> досрочно страховую пенсию по старости со дня возникновения права на указанную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Тында Амурской области в пользу Лавриненко <данные изъяты> в доход местного бюджета судебные расходы в сумме 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.А. Меринов
Решение в окончательной форме принято судом 11 апреля 2017 года.