Решение по делу № 2-1316/2012 от 06.08.2012

Дело № 2-1316/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Каменск-Уральский

Свердловской области                         01 октября 2012 года

Синарский районный суд г. Каменска - Уральского Свердловской области

в составе: председательствующего судьи Никитиной М.Н.

при секретаре Максаковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Каменска-Уральского в интересах Шаблов А.В. к Правительству Свердловской области, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Администрации города Каменска - Уральского о предоставлении жилого помещения и заключении договора социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Каменска - Уральского в интересах Шабло А.В., (дата) года рождения, обратился в суд с иском к Правительству Свердловской области, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», администрации города Каменска - Уральского о предоставлении жилого помещения и заключении договора социального найма. В обоснование исковых требований указал на то, что Шабло А.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы г. Каменска - Уральского № 539 от 12.05.2011 года Шабло А.В. составом семьи два человека принята на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования в целях предоставления жилого помещения, как оставшаяся без попечения родителей и не имеющая закрепленного жилого помещения. 30.06.2009 года Шабло А.В. закончила ГОУ НПО СО «Каменск – Уральский профессиональный агролицей», после чего у нее возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения. Однако до настоящего времени Шабло А.В. проживает в арендуемом жилом помещении, расположенном по <адрес>, жилое помещение в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Шабло А.В. не предоставлено, чем нарушаются её права и законные интересы.

В судебном заседании помощник прокурора г. Каменска-Уральского Матвеев С.О. и истец Шабло А.В. поддержали заявленные требования, дали аналогичные объяснения, содержащиеся в иске.

Представитель ответчика администрации г. Каменска-Уральского в судебное заседание не явился, представителем Беляниной Т.В., действующей на основании доверенности № 1523 от 12.04.2011 года, направлен письменный отзыв, согласно которому администрация г. Каменска-Уральского полагает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему иску, поскольку предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, одним из принципов деятельности которых в силу п.п. «ж» п. 1 ст. 1 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий. Одновременно представитель ответчика просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

От соответчиков Правительства Свердловской области Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в суд представлены отзывы с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей.

В отзыве Правительство Свердловской области просило в иске отказать, полагало себя ненадлежащим ответчиком. В обоснование указано на то, что в целях обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей, Правительством Свердловской области ежегодно принимается постановление, которым утверждается порядок обеспечения жильем указанной категории граждан. Данным порядком устанавливается, что ведение учета и предоставление по договорам социального найма жилых помещений осуществляется также органами местного самоуправления.

В своем отзыве Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области просит отказать в удовлетворении иска прокурора. Не оспаривая право Шабло А.В. на обеспечение жильем, указано на то, что требование о возложении в судебном порядке на Министерство обязанности по приобретению за счет средств областного бюджета жилого помещения для его распределения Шабло А.В. не соответствует требованиям действующего законодательства и повлечет нарушение прав других детей-сирот, обязанность по обеспечению которых жилыми помещениями предусмотрена п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и абз. 2 п. 1 ст. 8 Закона № 159-ФЗ и конкретизирована Порядком обеспечения детей-сирот, так как фактически истец требует предоставить ей жилое помещение без соблюдения норм, предусмотренных Порядком обеспечения данной категории лиц жилыми помещениями без учета очередности постановки на учет в качестве гражданина, нуждающегося в жилом помещении в соответствии с Законом СО от 20.02.2006 г. «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования».

В отзыве Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» также просит отказать в удовлетворении предъявленных к данному соответчику требований. Указывает, что не является органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которое возложена обязанность по обеспечению жилыми помещения категорию лиц, к которым относится Шабло А.В. Также указывает, что в случае принятия судебного решения об обеспечении жилым помещением Шабло А.В. оно будет противоречить установленному постановлением Правительства Свердловской области Порядку, создаст дополнительные трудности в его реализации, может поставить по угрозу обеспечение жилыми помещениями иных лиц той же социальной категории, с нарушением их прав.

Будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела, третье лицо, не заявляющее самостоятельные исковые требования относительно предмета иска, Отдел опеки и попечительства ТОИОГВ СО «Управление социальной защиты населения по г. Каменску-Уральскому и Каменскому району» в судебное заседание не явилось, причину неявки не сообщило, ходатайств об отложении слушания дела не представило.

Судом вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие неявившегося представителя третьего лица.

Выслушав объяснения прокурора, Шабло А.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.

Реализация конституционного права граждан Российской Федерации на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных норм.

При этом к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Предусмотренные настоящим федеральным законом дополнительные гарантии для детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона).

Таким образом, федеральное законодательство прямо гарантирует право указанных категорий лиц на внеочередное получение в пользование жилого помещения на условиях социального найма.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ст. ст. 15, 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке осуществляется, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Федеральным законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» иной порядок предоставления жилья указанной категории граждан не предусмотрен.

В силу ч. 2 ст. 50, ч. ч. 5, 6 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления и в виде отдельной квартиры.

В соответствии с Постановлением Главы г. Каменска-Уральского № 599 от 11.06.2009 года «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании город Каменск-Уральский (п. 2) норма предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании город Каменск-Уральский установлена в размере – однокомнатной квартиры, но не более 33 кв.м. общей площади – на семью из одного человека; 18 кв.м. общей площади на каждого члена семьи – на семью из двух человек и более.

Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 года №1469-ПП «Об утверждении областной целевой программы «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в Свердловской области» на 2011-2015 годы» утверждена подпрограмма «Профилактика социального сиротства, формирование ответственного родительства, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения», в рамках которой предусмотрены денежные средства, направленные на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Данная программа содержит план поэтапного обеспечения жильем данной категории с 2011-2015 годы.

В настоящее время Порядок обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержден Постановлением Правительства Свердловской области от 8 февраля 2011 г. N 84-ПП (далее – Порядок). В соответствии с данным Порядком обеспечение в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - детей-сирот), не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства».

Средства областного бюджета направляются на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот пропорционально численности нуждающихся в жилье детей-сирот с учетом расчетной стоимости жилого помещения.

Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещает государственный заказ на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и архитектуры Свердловской области и заключает государственные контракты на строительство (приобретение) жилых помещений.

Жилые помещения, построенные и приобретенные за счет средств областного бюджета, зачисляются в казну Свердловской области и государственный жилищный фонд Свердловской области социального использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Свердловской области, и после распределения их детям-сиротам в установленном порядке безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

Списки нуждающихся в жилье детей-сирот формируются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органами местного самоуправления муниципальных образований Свердловской области.

Для распределения детям-сиротам построенных или приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений Фонд направляет в органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области адресный перечень жилых помещений с указанием их общей площади.

Органы местного самоуправления муниципальных образований в Свердловской области предоставляют в Фонд предложения по распределению жилых помещений детям-сиротам по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

Распределение жилых помещений детям-сиротам осуществляется в соответствии с приказами министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Исходя из анализа указанных норм права, следует, что действия по реализации ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации осуществляется последовательно Правительством Свердловской области, обеспечивающим финансирование мероприятий по предоставлению жилья и определяющее соответствующие нормативы, в дальнейшем Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, которое в соответствии с отведенными ему полномочиями осуществляет направление средств областного бюджета (по приказу министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области) на строительство (приобретение) жилых помещений для детей-сирот, а также распределение жилых помещений детям-сиротам, а также Свердловским областным государственным учреждением «Фонд поддержки индивидуального жилищного строительства», являющимся получателем средств областного бюджета, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, и осуществляет направление данных денежных средств на строительство (приобретение) жилых помещений для детей сирот. Только после распределения жилых помещений детям-сиротам в установленном порядке данные жилые помещения безвозмездно передаются в муниципальную собственность для предоставления по договорам социального найма.

В соответствии с вышеприведенным Порядком на орган местного самоуправления возлагается обязанность со дня передачи жилого помещения, приобретенного (выстроенного) в соответствии с вышеуказанным порядком произвести регистрацию муниципальной собственности на данное помещение и заключить договор социального найма в отношении данного помещения с лицом, для которого жилье приобретено (выстроено).

На основании изложенного суд приходит к выводу, что все соответчики, привлеченные к участию в деле по иску прокурора, являются в рассматриваемом случае надлежащими, поскольку все вовлечены в процедуру обеспечения Шабло А.В. жилым помещением.

Статус Шабло А.В. как лица, оставшегося без попечения родителей, не оспорен никем из участников процесса и подтверждается материалами дела.

Из представленной в материалы дела копии свидетельства о смерти следует, что мать Шабло А.В. – Шабло Л.Б. умерла (дата) года до достижения ребенком 18-летнего возраста. Сведения об отце внесены со слов матери ребенка. Постановлением главы Бродовской сельской администрации № 1 от 10.01.1996 года над несовершеннолетней Шабло А.В. установлено опекунство, опекуном назначена ФИО1

В период с 2005 года по 2009 года, а также в период с 01.09.2009 года по 30.06.2012 года Шабло А.В. обучалась в ГОУ НПО СО «Каменск – Уральский профессиональный агролицей».

Из представленных суду доказательств следует, что за Шабло А.В. жилого помещения не закреплялось. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> которое Шабло А.В. арендует и в котором проживает с малолетним сыном, не может являться для истца постоянным жилым помещением.

Постановлением Главы администрации г. Каменска-Уральского от № 539 от 12.05.2011 года Шабло А.В. принята на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования в целях предоставления жилого помещения общей площадью 36,0 кв.м.

Отсутствие у Шабло А.В. какого-либо иного жилого помещения на условиях социального найма либо в собственности, в том числе в порядке закрепления жилья при установлении опеки, сторонами не оспорено, а кроме того подтверждается сведениями, поступившими из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от 09.07.2012 года.

Все представленные доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости, не противоречивы, взаимно дополняют друг друга и в своей совокупности позволяют суду прийти к выводу о том, что у Шабло А.В. в настоящее время возникло право на обеспечение жилой площадью во внеочередном порядке, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Вместе с тем, установлено и не оспаривается ответчиками, что до настоящего времени истцу жилое помещение не предоставлено, что привело к нарушению ее прав, гарантированных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей».

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором г. Каменска-Уральского требований, направленных в защиту права Шабло А.В. на обеспечение вне очереди жилым помещением, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом суд в целях защиты нарушенного права Шабло А.В. полагает необходимым во исполнение Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" возложить обязанность на Правительство Свердловской области, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» совершить действия за счет областного бюджета по приобретению на территории города Каменск-Уральский Свердловской области жилого помещения для Шаблов А.В. не ниже нормы предоставления и передать его в муниципальную собственность города Каменск-Уральский. На администрацию города Каменск-Уральский возложить обязанность после передачи жилого помещения, приобретенного для Шаблов А.В., произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещения и заключить с Шаблов А.В. договор социального найма жилого помещения.

При этом право на внеочередное предоставление жилого помещения имеется только у самой Шабло А.В., несмотря на то, что на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования она принята семьей в составе двух человек - с сыном ФИО2.

Норма, закрепленная в п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривает необходимость внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа.

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" также направлен на оказание целевой поддержки именно указанным категориям социально незащищенных граждан. С учетом этого возложение обязанности по предоставлению Шабло А.В. жилого помещения на состав семьи из двух человек, включая её сына, противоречило бы требованиям действующего законодательства.

Доводы соответчиков Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о нарушении предоставлением жилья истцу права на внеочередное предоставление жилья других граждан являются несостоятельными. Как следует из буквального толкования ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане данной категории являются исключением из правила о предоставлении жилья в порядке очередности и обеспечиваются жильем вне очереди. Таким образом, законом право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения не поставлено в зависимость от обеспечения жильем впереди стоящих других очередников. Нарушенное право на обеспечение жилым помещением подлежит защите независимо от списка очередников. Иные лица, если их права нарушены, также не лишены права защитить свои права в судебном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Каменска-Уральского в интересах Шаблов А.В. к Правительству Свердловской области, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Администрации города Каменска - Уральского о предоставлении жилого помещения и заключении договора социального найма удовлетворить.

Во исполнение Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" возложить обязанность на Правительство Свердловской области, Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» совершить действия за счет областного бюджета по приобретению на территории города Каменск-Уральский Свердловской области жилого помещения для Шаблов А.В. не ниже нормы предоставления и передать его в муниципальную собственность города Каменск-Уральский.

На администрацию города Каменска - Уральского возложить обязанность после передачи жилого помещения, приобретенного для Шаблов А.В., произвести регистрацию муниципальной собственности на данное жилое помещения и заключить с Шаблов А.В. договор социального найма жилого помещения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области.

Решение изготовлено в машинописном варианте и является подлинником.

Председательствующий:                             М.Н.Никитина

Мотивированное решение изготовлено 12.11.2012 года

2-1316/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурр в инетересах Шабло А.В.
Исупов Е.Ю.
Ответчики
ГКУ СО Фонд жилищного строительства
Министерство строительства и архитектуры СО
Администрация МО г. Каменск-Уральский
Исупов Ю.В.
Правительство СО
Суд
Синарский районный суд г. Каменск-Уральского
Дело на странице суда
sinarsky.svd.sudrf.ru
06.08.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.08.2012Передача материалов судье
06.08.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.08.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.08.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
12.09.2012Предварительное судебное заседание
01.10.2012Судебное заседание
14.11.2012Дело сдано в канцелярию
28.12.2012Дело оформлено
28.12.2012Дело передано в архив
05.05.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.05.2012Передача материалов судье
05.05.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.05.2012Предварительное судебное заседание
30.05.2012Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.08.2012Предварительное судебное заседание
21.08.2012Предварительное судебное заседание
21.08.2012Судебное заседание
05.09.2012Дело сдано в канцелярию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее