По делу № 2-1425/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Гулькевичи 28 ноября 2012 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего - Кравченко Т.Н.,
при секретаре - Мещеряковой Е.В.,
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Гулькевичского района Колесникова А.Н.,
представителя ответчика - Семакиной Л.Н. по доверенности от 10 сентября 2012 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Гулькевичского района в интересах Курочкина С.А. к Администрации муниципального образования Гулькевичский район о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд в интересах Курочкина С.А. с иском к ответчику и просит обязать Администрацию Муниципального образования Гулькевичский район предоставить Курочкин С.А., <данные изъяты>, по месту жительства вне очереди по договору социального найма жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм.
Исковые требования обоснованы тем, что в соответствии со ст. 8 Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» №159-ФЗ от 21.12.1996 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства, так и по месту временного пребывания. Абзац второй пункта 1 статьи 8 указанного Закона подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П. Согласно данному определению обеспечение указанной категории граждан вне очереди жилой площадью, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, и может быть возложено на органы местного самоуправления. Статьей 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края государственными полномочиями в области социальной сферы» установлено, что органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями по решению, в том числе, вопросов предоставления жилых помещений по договору социального найма детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья. В Гулькевичском районе вопрос жизнеустройства выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, контролирует Отдел по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Гулькевичский район; учет осуществляет отдел транспорта, связи, ЖКХ Управления по строительству, архитектуре и ЖКХ администрации МО Гулькевичский район. Реализовать свои права, закрепленные в п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в муниципальном образовании Гулькевичский район, Курочкин С.А. не имеет возможности. Курочкин С.А. состоит на учете по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с постановлением главы МО Гулькевичский район № 1207 от 2 ноября 2011 года. До настоящего времени Курочкин С.А. жилым помещением не обеспечен, что нарушает его права.
В судебном заседании старший помощник прокурора Гулькевичского района Колесников А.Н. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.
Истец Курочкин С.А. в судебное заседание не явился, в своем сообщении суду просил дело рассматривать в его отсутствие, иск поддержал, настаивал на его удовлетворении.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования Гулькевичский район Семакина Л.Н. возражала против удовлетворения требований прокурора, пояснила суду, что предоставление дополнительных гарантий для детей-сирот относится к расходным обязательствам субъектов РФ. В целях реализации Федерального закона «О дополнительных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением главы администрации Краснодарского края № 653 от 30 июля 2009 года утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма. Согласно п. 3.1 Порядка жилые помещения предоставляются по договору социального найма в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет в органах местного самоуправления с соблюдением положений ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Орган местного самоуправления, исходя из количества жилых помещений, приобретенных за счет субвенция из краевого бюджета на реализацию переданных государственных полномочий, направляет гражданам извещения на получение жилого помещения по договору социального найма в порядке очередности, установленной в муниципальном списке граждан указанной категории. Курочкин С.А. постановлением главы администрации МО Гулькевичский район № 1207 от 02 ноября 2011 года поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с датой постановки на учет – датой и временем подачи заявления, до есть 12 октября 2011 года 11 часов. По состоянию на 19 ноября 2012 года порядковый номер Курочкина С.А. – 68. В муниципальном образовании Гулькевичский район отсутствуют жилые помещения социального использования. Жилищный фонд социального использования на условиях социального найма, а также имущество, необходимое для его содержания в соответствии с Федеральным законом о местном самоуправлении переданы в собственность поселений, в том числе в собственность Гулькевичского городского поселения, где проживает Курочкин С.А. Прокурор, ссылаясь на статью 1 Закона Краснодарского края "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы", не ссылается на статью 2, в которой указано: «Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в статье 1 настоящего Закона, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета. За период с 1 апреля 2012 года по состоянию на сегодняшний день муниципальному образованию Гулькевичский район предоставлены субвенции из краевого бюджета на приобретение (строительство) жилья для вышеуказанной категории граждан в размере 32670,0 тыс. рублей. Осуществляется строительство многоквартирного жилого дома (30 квартир) в поселке Комсомольском Гулькевичского района, окончание строительства планируется на ноябрь-декабрь 2012 года. Внеочередное заключение договора социального найма с Курочкиным С.А. нарушит права граждан, принятых на учет ранее, поскольку предоставление жилых помещений по договорам социального найма осуществляется в порядке очередности, установленной в муниципальном списке граждан указанной категории.
Представитель третьего лица Министерство финансов Краснодарского края, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился. В своем заявлении просит дело рассматривать в его отсутствие, направил в суд возражение против удовлетворения требований прокурора в интересах Курочкина С.А., указав, что министерство, являясь финансовым органом Краснодарского края, осуществляет свою деятельность в соответствии с положением о министерстве финансов Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 28.06.2012 года № 746, согласно которому, министерство - орган исполнительной власти Краснодарского края, уполномоченный обеспечивать составление и исполнение краевого бюджета. Основной задачей деятельности министерства является организация исполнения и осуществление учета операций по исполнению краевого бюджета с соблюдением «Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств краевого бюджета и администраторов источников финансирования дефицита краевого бюджета», утвержденного приказом департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края от 31 декабря 2010 года № 741. В обязанности министерства входит организация исполнения краевого бюджета и санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств краевого бюджета. Перечисление субвенций бюджетам муниципальных районов на реализацию Закона Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» входит в компетенцию Департамента семейной политики Краснодарского края. В соответствии с Законом Краснодарского края «О краевом бюджете на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов» Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края является главным распорядителем средств краевого бюджета, направляемых на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения. Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края осуществляет следующие функции: - осуществляет контроль за исполнением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних, организации отдыха и оздоровления детей, по предоставлению жилых помещений детям -сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа; осуществляет полномочия главного администратора доходов краевого бюджета, главного распорядителя и получателя бюджетных средств в рамках утвержденных ему бюджетных ассигнований. Министерство финансов не наделено полномочиями в области предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа путем приобретения (строительства) жилья. На основании статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указанные лица обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Закон Краснодарского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» наделил органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями по решению вопроса предоставления жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.
Представитель третьего лица Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явился.
Суд, выслушав мнения участников процесса, изучив материалы дела, находит, что требования прокурора в интересах Курочкина С.А. обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В судебном заседании установлено, что Курочкин С.А., <данные изъяты>, в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и на основании ст. 8 указанного Закона имеет право после окончания пребывания в образовательном учреждении на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 3 ст. 8 указанного Закона дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Постановлением администрации муниципального образования Гулькевичский район № 1207 от 02 ноября 2011 года Курочкин С.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с датой постановки - 12 октября 2011 года.
До настоящего времени Курочкин С.А., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспечен во внеочередном порядке жилым помещением, ввиду отсутствия надлежащего финансирования предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договор социального найма жилого помещения с ним не заключался.
Исходя из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список внеочередников, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Данная позиция также нашла свое подтверждение в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2008, N 10).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В силу ст.ст. 2, 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 N 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» лицам, указанным в ст. 1 Закона, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством РФ порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 N 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», Приложением 1 к указанному закону органы местного самоуправления Гулькевичского района наделены отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья, не освобождает администрацию края от обязанности по финансированию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Поскольку Курочкин С.А. не обеспечен вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, такое положение нарушает его права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Закона, как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Суд, удовлетворяя исковые требования, исходит из того, что согласно ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предоставление Курочкину С.А., как лицу, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом и от каких-либо других условий. Поэтому указанные доводы ответчика суд признает не основанными на законе.
В силу действующего законодательства истец и ответчик освобождены от уплаты государственной пошлины (п.9 ч.1 ст.333.36 и п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса РФ).
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░ 30 ░░░░░░ 2012 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░