Судья: Комаров И.Е. 64RS0004-01-2020-002643-25
Дело № 33а-6490/2020 (2а-2022/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 октября 2020 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Чаплыгиной Т.В.,
судей Домниной А.В., Закарян И.В.,
при секретаре Кузнецовой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного государственного санитарного врача - начальника Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, администрации Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского муниципального района Саратовской области о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий,
по апелляционной жалобе Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области,
на решение Балаковского районного суда города Саратова от 23 июля 2020 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Чаплыгиной Т.В., объяснения представителя административного ответчика Балаковского муниципального района Саратовской области Решетникова А.Б., поддержавшего апелляционную жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия
установила:
Главный государственный санитарный врач - начальник Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области Аблязова А.Р. обратилась в суд с требованиями о признании незаконным бездействие Администрации Балаковского муниципального района, Администрации
Быково-Отрогского муниципального образования, выразившееся в неорганизации и необеспечении на территории села Пылковка Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского района водоснабжение населения питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей установленным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» и обязать Администрацию Балаковского муниципального района, Администрацию Быково-Отрогского муниципального образования организовать на территории села Пылковка Быково-Отрогского муниципального образования Балаковского района водоснабжение населения питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, соответствующей установленным требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», в течение 1 года с момента вступления в силу решения суда.
Требования мотивированы тем, что в Северный территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области поступили обращения жителей
села Пылковка Балаковского района Саратовской области на неудовлетворительное качество питьевой воды из распределительной сети села. В целях рассмотрения обращений жителей специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области в Балаковском районе» был проведен отбор проб воды централизованной системы питьевого водоснабжения, отобранной из внутренней точки разводящей сети водоразборного крана на кухне жилого дома по адресу: село Пылковка, Балаковский района, улица Советская, дом 2, а также перед подачей в распределительную сеть (место водозабора река Малый Кушум-колодец) и с водоразборного крана после системы очистки воды «Лисскон-101-200» по адресу: село Пылковка, Балаковский район.
В соответствии с экспертными заключениями №№ 98-КГ, 99-КГ, 100-КГ от 10 июня 2020 года проб воды централизованной системы питьевого водоснабжения, отобранной из внутренней точки разводящей сети-водоразборного крана на кухне жилого дома по адресу: Балаковский район, село Пылковка, улица Советская, дом 2, а также перед подачей в распределительную сеть (место водозабора река Малый Кушум-колодец) и с водоразборного крана после системы очистки воды
«Лисскон-101-200» по адресу: село Пылковка, Балаковский район, не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», что означает ее небезопасность для здоровья населения села Пылковка, Балаковского района.
Решением Балаковского районного суда города Саратова от 23 июля 2020 года административные исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области не согласна с решением районного суда, просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указывает, что администрация является ненадлежащим ответчиком по делу, обязанность по подаче воды, соответствующей всем требованиям, лежит на организации, непосредственно осуществляющей водоснабжение, также истцом не было исполнено обязательное требование о направлении уведомления о несоответствии качества питьевой воды нормативным требованиям, а, следовательно, не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров.
В судебном заседании представитель администрации Балаковского муниципального района Саратовской области – Решетников А.Б. доводы жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции, апелляционную жалобу удовлетворить.
На заседание судебной коллегии иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в апелляционную инстанцию не представили. Учитывая положения статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда в полном объеме в соответствии с требованиями статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (пункты 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация Балаковского муниципального района, Администрация
Быково-Отрогского муниципального образования не организовали и не обеспечили, указанный населенный пункт питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается ввиду следующего.
В силу части 1 и части 2 статьи 27 ВК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения.
Органы местного самоуправления сельского поселения реализуют полномочия в области водных отношений, установленные частью 2 настоящей статьи, в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципального района (часть 3 статья 27 ВК РФ).
В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования (пункты 3, 4, 31 части 1 статьи).
Частью 3 статьи 14 закона предусмотрено, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
По смыслу приведенных норм вопросы водоснабжения, осуществления полномочий собственника водного объекта населения относятся к вопросам местного значения городского поселения. Для возложения такой обязанности на сельские поселения необходимо, чтобы она была предусмотрена законом субъекта Российской Федерации и уставами сельских поселений.
Согласно статье 1 Закона Саратовской области от 24 сентября 2014 года № 108-ЗСО «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области» за сельскими поселениями с 01 января 2015 года дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплены вопросы организации в границах поселения водоснабжения населения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в целях рассмотрения обращений жителей специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области в Балаковском районе» был проведен отбор проб воды централизованной системы питьевого водоснабжения, отобранной из внутренней точки разводящей сети водоразборного крана на кухне жилого дома по адресу: село Пылковка, Балаковский района, улица Советская, дом 2, а также перед подачей в распределительную сеть (место водозабора река Малый Кушум-колодец) и с водоразборного крана после системы очистки воды «Лисскон-101-200» по адресу: село Пылковка, Балаковский район.
В соответствии с экспертными заключениями №№ 98-КГ, 99-КГ, 100-КГ от 10 июня 2020 года проб воды централизованной системы питьевого водоснабжения, отобранной из внутренней точки разводящей сети-водоразборного крана на кухне жилого дома по адресу: Балаковский район, село Пылковка, улица Советская, дом 2, а также перед подачей в распределительную сеть (место водозабора река Малый Кушум-колодец) и с водоразборного крана после системы очистки воды
«Лисскон-101-200» по адресу: село Пылковка, Балаковский район, не соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», что означает ее небезопасность для здоровья населения села Пылковка, Балаковского района.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 3. Устава Быково-Отрогского муниципального образования к вопросам местного значения Быково-Отрогского муниципального образования относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; а также в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 4 Устава Быково-Отрогского муниципального образования администрация обладает иными полномочиями в соответствии с Федеральным законом и настоящим Уставом.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Устава администрация Быково-Отрогского муниципального образования – постоянно действующий исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Быково-Отрогского муниципального образования, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Саратовской области.
Анализ исследованных доказательств позволяет прийти к выводу о том, что обязанность по приведению объектов водоснабжения в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства лежит на органах местного самоуправления, осуществляющих полномочия собственника в отношении объектов водоснабжения, независимо от того, кому данные объекты переданы в пользование.
Доводы жалобы о том, что администрация не является надлежащим ответчиком, так как объекты водоснабжения находятся в пользовании МУП «Балаково-Водоканал», судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку на арендатора может быть возложена только обязанность по обслуживанию и содержанию арендуемого имущества в рамках полномочий, предусмотренных договором аренды. Приведение объектов водоснабжения в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства в таким полномочиям не относится.
Довод жалобы о том, что истцом нарушен досудебный порядок урегулирования спора, подлежит отклонению, поскольку таковой порядок по данной категории дел не предусмотрен.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 23 июля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Балаковского Балаковского муниципального района – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: