РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2021 года г.Тула
Советский районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Стрижак Е.В.,
при секретаре Балашовой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 71RS0004-01-2021-001242-92 (№ 2а-1698/2021) по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Козловой Т.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу,
установил:
Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области обратилось в суд к Козловой Т.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу.
В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что административный ответчик состоит на учете в Управлении Федеральной налоговой службы по Тульской области, является плательщиком транспортного налога, так как согласно данным Управления ГИБДД по Тульской области за налогоплательщиком зарегистрированы транспортные средства: автомобиль легковой <данные изъяты> г.н. № регион, <данные изъяты>, Козловой Т.А. начислен транспортный налог, направлено налоговое уведомление № от 28.04.2017 года, которое не исполнено.
Направлено требование № по состоянию на 13.07.2017 года со сроком уплаты до 5 сентября 2017 года налога в размере 2642 руб., пени в размере 12,68 руб., которое не исполнено.
Управление обращалось к мировому судье судебного участка № 72 Советского судебного района г. Тулы с заявлением о выдаче судебного приказа, однако определением от 23 октября 2020 года судебный приказ был отменен по заявлению ответчика.
Административный истец просит суд взыскать с Козловой Т.А. задолженность по налогам в общем размере 2654,68 руб.
В судебное заседание представитель истца не явился, извещен надлежаще, в ходатайстве, предоставленном в суд, просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Административный ответчик Козлова Т.А. в суд не явилась, извещалась надлежаще, посредством телеграммы, за получением которой не является.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
Согласно пункту 4 названной статьи налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.
На основании пункта 3 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.
Из материалов дела следует, что Козлова Т.А. состоит на учете в Управлении Федеральной налоговой службы по Тульской области, является плательщиком транспортного налога, так как согласно данным Управления ГИБДД по Тульской области за налогоплательщиком зарегистрированы транспортные средства: автомобиль легковой <данные изъяты> г.н. № регион, Козловой Т.А. начислен транспортный налог на два автомобиля – <данные изъяты> и <данные изъяты>, направлено налоговое уведомление № от 28.04.2017 года, которое не исполнено.
Направлено требование № по состоянию на 13.07.2017 года со сроком уплаты до 5 сентября 2017 года налога в размере 2642 руб., пени в размере 12,68 руб., которое не исполнено.
Управление обращалось 07 октября 2020 года к мировому судье судебного участка № 72 Советского судебного района г. Тулы с заявлением о выдаче судебного приказа, который был издан 8 октября 2020 года, однако определением от 23 октября 2020 года судебный приказ был отменен по заявлению ответчика.
В федеральный суд административный истец обратился 23 апреля 2021 года.
В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).
В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).
Ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.
По правилам частей 5, 6, 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации причины пропуска установленного срока обращения в суд выясняются в судебном заседании, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Согласно статье 17.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа, в том числе в случае, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.
Частью 2 статьи 123.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон по результатам исследования представленных доказательств.
Из системного анализа приведенных выше правовых норм следует, что при отсутствии спора о праве налоговый орган вправе обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с физического лица налога, сбора, пеней, штрафов, однако пропуск установленного законом срока для обращения в суд препятствует вынесению судебного приказа.
Последним днем обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа с учетом того, что срок исполнения налогового требования истек 5 сентября 2017 года, было 5 марта 2018 года, согласно гражданскому делу № 2а-1841/2020 мирового судьи, с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился к мировому судье 07 октября 2020 года, при этом распечатка справки об отправке почтового отправления копия административного искового заявления в адрес ответчика была направлена ИФНС 25 сентября 2020 года, то есть заявление о выдаче судебного приказа было направлено в адрес мирового судьи с пропуском установленного срока.
Установлено, что срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин, при этом у налогового органа имелось достаточно времени для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
Учитывая, что административный истец является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе по надлежащему оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным и, принимая во внимание то, что доказательств наличия обстоятельств, препятствующих административному истцу своевременно обратиться за судебной защитой, не заявлено и не представлено, оснований для восстановления срока не имеется.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе общего срока исковой давности, т.е. срока для защиты интересов лица, право которого нарушено (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации), начала его течения (статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и последствий пропуска такого срока (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права (Определения от 3 октября 2006 года N 439-О, от 18 декабря 2007 года N 890-О-О, от 20 ноября 2008 года N 823-О-О, от 24 сентября 2013 года N 1257-О, от 29 января 2015 года N 212-О и др.).
Пропущенный по уважительной причине срок на обращение в суд может быть восстановлен судом.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).
Таким образом, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда, при этом в каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
С учетом изложенного, оснований для восстановления срока на обращение в суд с настоящими требованиями с учетом столь значительного пропуска срока без уважительных причин и для удовлетворения заявленных требований не имеется.
В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд,
решил:
административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Козловой Т.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья