Решение по делу № 2а-1698/2021 от 01.07.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июля 2021 года г.Тула

Советский районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Стрижак Е.В.,

при секретаре Балашовой В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело 71RS0004-01-2021-001242-92 (№ 2а-1698/2021) по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Козловой Т.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу,

установил:

Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области обратилось в суд к Козловой Т.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что административный ответчик состоит на учете в Управлении Федеральной налоговой службы по Тульской области, является плательщиком транспортного налога, так как согласно данным Управления ГИБДД по Тульской области за налогоплательщиком зарегистрированы транспортные средства: автомобиль легковой <данные изъяты> г.н. регион, <данные изъяты>, Козловой Т.А. начислен транспортный налог, направлено налоговое уведомление от 28.04.2017 года, которое не исполнено.

Направлено требование по состоянию на 13.07.2017 года со сроком уплаты до 5 сентября 2017 года налога в размере 2642 руб., пени в размере 12,68 руб., которое не исполнено.

Управление обращалось к мировому судье судебного участка № 72 Советского судебного района г. Тулы с заявлением о выдаче судебного приказа, однако определением от 23 октября 2020 года судебный приказ был отменен по заявлению ответчика.

Административный истец просит суд взыскать с Козловой Т.А. задолженность по налогам в общем размере 2654,68 руб.

В судебное заседание представитель истца не явился, извещен надлежаще, в ходатайстве, предоставленном в суд, просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Административный ответчик Козлова Т.А. в суд не явилась, извещалась надлежаще, посредством телеграммы, за получением которой не является.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

Согласно пункту 4 названной статьи налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Требование об уплате налога в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.

На основании пункта 3 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Кодекса.

Из материалов дела следует, что Козлова Т.А. состоит на учете в Управлении Федеральной налоговой службы по Тульской области, является плательщиком транспортного налога, так как согласно данным Управления ГИБДД по Тульской области за налогоплательщиком зарегистрированы транспортные средства: автомобиль легковой <данные изъяты> г.н. регион, Козловой Т.А. начислен транспортный налог на два автомобиля – <данные изъяты> и <данные изъяты>, направлено налоговое уведомление от 28.04.2017 года, которое не исполнено.

Направлено требование по состоянию на 13.07.2017 года со сроком уплаты до 5 сентября 2017 года налога в размере 2642 руб., пени в размере 12,68 руб., которое не исполнено.

Управление обращалось 07 октября 2020 года к мировому судье судебного участка № 72 Советского судебного района г. Тулы с заявлением о выдаче судебного приказа, который был издан 8 октября 2020 года, однако определением от 23 октября 2020 года судебный приказ был отменен по заявлению ответчика.

В федеральный суд административный истец обратился 23 апреля 2021 года.

В обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС Российской Федерации).

В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

Ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

По правилам частей 5, 6, 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации причины пропуска установленного срока обращения в суд выясняются в судебном заседании, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Согласно статье 17.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа, в том числе в случае, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.

Частью 2 статьи 123.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что судебный приказ выносится без судебного разбирательства и вызова сторон по результатам исследования представленных доказательств.

Из системного анализа приведенных выше правовых норм следует, что при отсутствии спора о праве налоговый орган вправе обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с физического лица налога, сбора, пеней, штрафов, однако пропуск установленного законом срока для обращения в суд препятствует вынесению судебного приказа.

Последним днем обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа с учетом того, что срок исполнения налогового требования истек 5 сентября 2017 года, было 5 марта 2018 года, согласно гражданскому делу № 2а-1841/2020 мирового судьи, с заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился к мировому судье 07 октября 2020 года, при этом распечатка справки об отправке почтового отправления копия административного искового заявления в адрес ответчика была направлена ИФНС 25 сентября 2020 года, то есть заявление о выдаче судебного приказа было направлено в адрес мирового судьи с пропуском установленного срока.

Установлено, что срок подачи административного искового заявления, предусмотренный ч. 1 ст. 286 КАС РФ, пропущен налоговым органом без уважительных причин, при этом у налогового органа имелось достаточно времени для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.

Учитывая, что административный истец является юридическим лицом, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе по надлежащему оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом шестимесячного срока, являющегося достаточным и, принимая во внимание то, что доказательств наличия обстоятельств, препятствующих административному истцу своевременно обратиться за судебной защитой, не заявлено и не представлено, оснований для восстановления срока не имеется.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе общего срока исковой давности, т.е. срока для защиты интересов лица, право которого нарушено (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации), начала его течения (статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и последствий пропуска такого срока (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права (Определения от 3 октября 2006 года N 439-О, от 18 декабря 2007 года N 890-О-О, от 20 ноября 2008 года N 823-О-О, от 24 сентября 2013 года N 1257-О, от 29 января 2015 года N 212-О и др.).

Пропущенный по уважительной причине срок на обращение в суд может быть восстановлен судом.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 479-О-О).

Таким образом, восстановление срока является правом, а не обязанностью суда, при этом в каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

С учетом изложенного, оснований для восстановления срока на обращение в суд с настоящими требованиями с учетом столь значительного пропуска срока без уважительных причин и для удовлетворения заявленных требований не имеется.

В силу подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд,

решил:

административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Козловой Т.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

2а-1698/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области
Ответчики
Козлова Татьяна Александровна
Другие
Воронина Светлана Викторовна
Суд
Советский районный суд г. Тулы Тульской области
Судья
Стрижак Елена Викторовна
Дело на странице суда
sovetsky.tula.sudrf.ru
01.07.2021Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
01.07.2021Передача материалов судье
02.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2021Судебное заседание
29.07.2021Судебное заседание
30.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее