Решение по делу № 2-2377/2023 от 21.07.2023

Дело № 2-2377/2023 (48RS0003-01-2023-002236-98)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2023 года Правобережный районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего Дорыдановой И.В.,

при секретаре Облове Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по иску Кузнецовой Екатерины Юрьевны к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом,

установил:

Кузнецова Е.Ю. обратилась в суд с исковыми требованиями к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом. В обоснование доводов ссылалась на то, что она является инвалидом группы с детства в связи с имеющимся у нее заболеванием: <данные изъяты>, инвалидность установлена бессрочно. В соответствии с выпиской из протокола заседания врачебной подкомиссии ФГБНУ «Научный центр неврологии» по назначению лекарственных препаратов от 14.04.2023 г., протоколом № 112 заседания врачебной комиссии ГУЗ «Усманская центральная районная больница» от 28.06.2023 г., ей показано патогенетическое лечение препаратом <данные изъяты>. Лечение должно проводится постоянно и длительно. 30.06.2023 г. она направила в Управление здравоохранения Липецкой области заявление с просьбой обеспечить жизненно важным препаратом. На сегодняшний день вопрос об обеспечении ее лекарственным препаратом на постоянной основе не решен. Кузнецова Е.Ю. просила обязать Управление здравоохранения Липецкой области обеспечить ее лекарственным препаратом <данные изъяты>, производимым компанией Биоген Айдек Лимитед (Великобритания), в полном объеме по жизненным показания и в дозировке в соответствии с выпиской из протокола заседания врачебной подкомиссии ФГБНУ НЦН (Научный центр неврологии) по назначению лекарственных препаратов от 14.04.2023 г. и согласно Инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата «Спинраза». Просила обратить решение к немедленному исполнению.

Определением от 28.07.2023 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения РФ, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные исковые требования относительно предмета спора, привлечены ГУЗ «Усманская центральная районная больница», Управление финансов Липецкой области.

Истец Кузнецова Е.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте проведения судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не известны.

В судебном заседании представитель истца Кузнецовой Е.Ю. по доверенности Труфанова О.Н. исковые требования поддержала, при этом ссылалась на доводы, изложенные в исковом заявлении. Просила требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Управления здравоохранения Липецкой области по доверенности Маргиев Р.Б. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Объяснил, что государственная закупка препарата <данные изъяты> не может быть осуществлена за счет средств областного бюджета, поскольку диагноз <данные изъяты> в перечне заболеваний, установленных Законом Липецкой области от 02.12.2004 г. № 141-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Липецкой области» отсутствует. Кроме того, объяснил, что Федеральный регистр лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 г. № 403, не включает в себя заболевание <данные изъяты>. Указал, что Кузнецова Е.Ю. является инвалидом, сохранившим за собой право на получение государственной социальной услуги в части льготного лекарственного обеспечения в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в связи с чем обеспечение истца лекарственным препаратом возможно за счет средств федерального бюджета. Управлением здравоохранения Липецкой области в Министерство здравоохранения РФ была направлена заявка на дополнительное финансирование, только после выделения необходимого финансирования будет возможно проведение закупки лекарственного препарата для Кузнецовой Е.Ю.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не известны, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указал, что лекарственный препарат с международным непатентованным наименованием <данные изъяты> включен в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 г. № 2406-р. При наличии медицинских показаний и выданного в установленном порядке рецепта на лекарственный препарат обеспечение Кузнецовой Е.Ю. указанным лекарственным препаратом должно быть осуществлено Управлением здравоохранения Липецкой области за счет средств областного бюджета в рамках реализации мероприятий по лекарственному обеспечению в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и постановлением № 890 от 30.07.1994 г. Просил в удовлетворении требований к Министерству здравоохранения РФ отказать в полном объеме, поскольку Министерство здравоохранения РФ является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Представитель третьего лица ГУЗ «Усманская центральная районная больница» по доверенности Карайченцев Д.Ю. в судебном заседании объяснил, что Кузнецова Е.Ю. состоит на учете у <данные изъяты> ГУЗ «Усманская центральная районная больница» с диагнозом «<данные изъяты>». Решением врачебной комиссии ГУЗ «Усманская центральная районная больница» от 28.06.2023 г. она признана нуждающейся в назначении препарата <данные изъяты>. Заявка об обеспечении лекарственным препаратом была направлена в Управление здравоохранения Липецкой области.

Представитель третьего лица Управления финансов Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не известны, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указал, что Управление финансов Липецкой области не принимает решений об обеспечении (отказе в обеспечении) лекарственными средствами.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, так как они извещены о рассмотрении дела, поскольку невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Конституцией РФ определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституция РФ).

Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция РФ относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1 и ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного Федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В соответствии со ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;

4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекций лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (ч. 2 ст. 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Федеральным законом от 25.12.2018 г. № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций» в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внесены изменения, пункт 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» изложен в новой редакции, в соответствии с которой оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 28.12.2021 г. № 2505.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Аналогичные положения содержались в программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи за предыдущие годы.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств, средств медицинской реабилитации, калоприемников, мочеприемников и перевязочных материалов (по медицинским показаниям) имеют инвалиды группы.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч. 1 ст. 81 Федерального закона «Об основах страны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Судом установлено, что Кузнецова Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом группы с детства, инвалидность установлена бессрочно, что подтверждается справкой об инвалидности серии МСЭ-2011 , выданной фиалом № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Липецкой области» Минтруда России ДД.ММ.ГГГГ

Из материалов дела следует, что Кузнецова Е.Ю. состоит на учете у <данные изъяты> ГУЗ «Усманская центральная районная больница» с диагнозом «<данные изъяты>».

В соответствии с заключением лаборатории молекулярно-генетической диагностики 1 ФГБНУ «Медико-генетический научный центр имени академика Н.П. Бочкова» от 29.11.2022 г. Кузнецовой Е.Ю. проведен анализ <данные изъяты>. В результате исследования зарегистрировано <данные изъяты>. Таким образом, у Кузнецовой Е.Ю. выявлена <данные изъяты>, что является причиной <данные изъяты>.

Согласно выписке от 14.04.2023 г. из протокола консилиума врачей с применением телемедицинских технологий ФГБНУ «Научный центр неврологии» из медицинских документов и по данным объективного обследования следует, что у пациентки Кузнецовой Е.Ю. имеется <данные изъяты>. Заболевание имеет прогрессирующий характер, <данные изъяты>. В настоящее время для лечения <данные изъяты> у взрослых в Российской Федерации зарегистрировано два препарата: <данные изъяты> и <данные изъяты>. Применение <данные изъяты> противопоказано пациентке в связи с ее беременностью, так как была показана эмбриофетальная токсичность и тератогенность <данные изъяты> у животных, согласно инструкции, препарат противопоказан при беременности и в связи с грудным вскармливанием. В настоящее время нет обобщенных данных о возможности и опыте применения препарата <данные изъяты> при беременности, однако, не обнаружено эмбриотоксичного действия <данные изъяты> в эксперименте на животных. Согласно инструкции к препарату <данные изъяты> «данные о проникновении <данные изъяты> в человеческое молоко, по влиянию препарата на ребенка при кормлении грудью или на выработку молока отсутствуют». Необходимо также учитывать, что в ряде случаев для проведения успешной интратекальной инъекции <данные изъяты> посредством люмбальной пункции требуется рентгенологический или КТ-контроль, которые противопоказаны при беременности. В связи с вышеизложенными данными рекомендуется назначить патогенетическую терапию препаратом <данные изъяты> по жизненным показаниям после разрешения беременности.

Согласно протоколу заседания врачебной комиссии ГУЗ «Усманская центральная районная больница» № 117 от 28.06.2023 г. в отношении Кузнецовой Е.Ю. на основании медицинских документов, результатов объективного обследования, на основании протокола консилиума врачей ФГБНУ НЦН г. Москва вынесено решение о назначении препарата <данные изъяты>, также принято решение подать заявку на 2023 г. на закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий для амбулаторного обеспечения отдельных категорий граждан з счет средств федерального бюджета на лекарственный препарат <данные изъяты> для интратекального введения.

29.06.2023 г. ГУЗ «Усманская центральная районная больница» в Управление здравоохранения Липецкой области направлена дополнительная заявка для обеспечения Кузнецовой Е.Ю. лекарственным препаратом <данные изъяты> д/интратекального введения 2,4 мг/1 мл: фл. 5 мл – 5 шт.

Из материалов дела следует, что 30.06.2023 г. Кузнецова Е.Ю. обратилась в Управление здравоохранения Липецкой области с заявлением об обеспечении лекарственным препаратом <данные изъяты> из средств регионального бюджета, приложив к заявлению медицинскую документацию, а также копию протокола врачебной комиссии, но указанным препаратом до настоящего времени она обеспечена не была, доказательства обратного Управлением здравоохранения Липецкой области не представлены.

Статьей 44 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.

Согласно ч. 2 ст. 44 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет».

Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 настоящей статьи, утверждается Правительством РФ (ч. 3 ст. 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

<данные изъяты>.

Указанное заболевание не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 г. № 403, но в то же время оно включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний, утвержденный Министерством здравоохранения РФ по состоянию на 08.09.2021 г. (код по МКБ-10: ).

Лекарственный препарат с торговым наименованием <данные изъяты> (международное непатентованное наименование <данные изъяты>) зарегистрирован на территории Российской Федерации за , дата регистрации – 16.08.2019 г., дата окончания действия регистрационного удостоверения – 16.08.2024 г., в государственном реестре лекарственный препарат отмечен как орфанный.

Распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 г. № 2406-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, в который включен препарат для лечения <данные изъяты> <данные изъяты>.

Кузнецова Е.Ю., являясь инвалидом группы, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», а также Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Липецкой области имеет право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджета Липецкой области всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.

Учитывая то обстоятельство, что решением врачебной комиссии ГУЗ «Усманская центральная районная больница» от 28.06.2023 г. № 117 установлено, что Кузнецова Е.Ю. по жизненным показаниям нуждается в лечении лекарственным препаратом с торговым наименование <данные изъяты> (международное непатентованное наименование <данные изъяты>), отсутствие обеспечения указанным препаратом, нарушает ее права на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь и может повлечь развитие тяжелых жизнеугрожающих осложнений, создает реальную угрозу жизни и здоровью.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования истца Кузнецовой Е.Ю. о возложении обязанности обеспечить ее лекарственным препаратом являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 1.1 Положения об Управлении здравоохранения Липецкой области, утвержденного распоряжением Администрации Липецкой области от 04.09.2008 г. № 369-р, Управление здравоохранения Липецкой области является отраслевым исполнительным органом государственной власти Липецкой области.

Согласно п. 2.55 Положения об Управлении здравоохранения Липецкой области, утвержденного распоряжением Администрации Липецкой области от 04.09.2008 г. № 369-р, Управление здравоохранения Липецкой области организует безвозмездное обеспечение донорской кровью и (или) ее компонентами, а также организует обеспечение лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями, средствами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации при оказании медицинской помощи, проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в соответствии с пунктами 2.11, 2.17 и 2.53 настоящего Положения.

Постановлением Администрации Липецкой области от 30.12.2021 г. № 622 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Разделом 5 указанной программы предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджета Липецкой области осуществляется, в частности, обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Аналогичные положения содержались в программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи за предыдущие годы.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Липецкой области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере страны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - Липецкой области) инвалидов группы всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

На Управление здравоохранения Липецкой области возложена обязанность по обеспечению реализации мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимым заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами, осуществления функции уполномоченного органа в части переданных полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (п. 2.20 и п. 2.29 Положения).

Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Липецкой области, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Управление здравоохранения Липецкой области.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым обязать Управление здравоохранения Липецкой области обеспечить Кузнецову Е.Ю. лекарственным препаратом <данные изъяты>, производимым компанией Биоген Айдек Лимитед (Великобритания), в дозировке, определенной 14.04.2023 г. консилиумом врачей ФГБНУ «Научный центр неврологии» и в соответствии с протоколом заседания врачебной подкомиссии по рациональному назначению и использованию лекарственных средств ГУЗ «Усманская центральная районная больница» № 94 от 28.06.2023 г. за счет средств бюджета Липецкой области по жизненным показаниям до отмены препарата по медицинским показаниям.

Кузнецова Е.Ю. просила обратить решение к немедленному исполнению, поскольку несвоевременное обеспечение ее жизненно необходимым лекарственным препаратом угрожает ее жизни и здоровью.

В соответствии с ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, учитывая, что несвоевременное обеспечение Кузнецовой Е.Ю. жизненно необходимым лекарственным препаратом угрожает ее жизни и здоровью, суд во избежание усугубления негативных последствий заболевания считает необходимым обратить данное решение к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Кузнецовой Екатерины Юрьевны к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом удовлетворить.

Обязать Управление здравоохранения Липецкой области (ИНН 4825005085, ОГРН 1034800172791) обеспечить Кузнецову Екатерину Юрьевну, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес> (паспорт серия выдан <данные изъяты> () 16.08.2012 г.) лекарственным препаратом <данные изъяты>, производимым компанией Биоген Айдек Лимитед (Великобритания), в дозировке, определенной 14.04.2023 г. консилиумом врачей Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Научный центр неврологии» и в соответствии с протоколом заседания врачебной подкомиссии по рациональному назначению и использованию лекарственных средств ГУЗ «Усманская центральная районная больница» № 94 от 28.06.2023 г. за счет средств бюджета Липецкой области по жизненным показаниям до отмены препарата по медицинским показаниям.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Правобережный районный суд г. Липецка.

Председательствующий         (подпись)                       И.В. Дорыданова

Решение в окончательной форме принято 05.09.2023 г.

2-2377/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Кузнецова Екатерина Юрьевна
Ответчики
Управление здравоохранения Липецкой области
Министерство здравоохранения РФ
Другие
Управление финансов Липецкой области
ГУЗ «Усманская центральная районная больница»
Суд
Правобережный районный суд г. Липецк
Судья
Дорыданова И.В.
Дело на сайте суда
pravsud.lpk.sudrf.ru
21.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.07.2023Передача материалов судье
28.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
29.08.2023Предварительное судебное заседание
29.08.2023Судебное заседание
05.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее