Дело № 2а-525/2021 год (УИД № 48RS0016-01-2021-000791-26)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Становое 09 ноября 2021 год
Становлянский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Е.А. Сухановой
при секретаре О.А. Скуридиной
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда в селе Становое административное дело № 2а-525/2021 по административному исковому заявлению прокурора Становлянского района Липецкой области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, о признании информации, размещённой на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, -
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Становлянского района Липецкой области, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании информации, размещённой на сайте: http://b.supermagnit174.ru/kakie-gazovye-schetchiki-ostanavlivayutsya-magnitom/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Становлянского района Липецкой области была проведена проверка исполнения требований законодательства на предмет выявления запрещённой к распространению информации, в ходе которой был проведён мониторинг информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет», направленный на выявление сайтов, содержащих информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, в ходе которого было установлено, что на страницах сайта: http://b.supermagnit174.ru/kakie-gazovye-schetchiki-ostanavlivayutsya-magnitom/ размещена информация о способах хищения коммунальных ресурсов путём остановки счётчиков расхода воды, газа и электроэнергии с помощью специальных магнитов. Однако, действующим законодательством предусмотрено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе воду, природный газ и электроэнергию, при этом размер платы рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Вход на страницы сайта: http://b.supermagnit174.ru/kakie-gazovye-schetchiki-ostanavlivayutsya-magnitom/ свободный и не требует предварительной регистрации и пароля, в связи с чем ознакомиться с содержанием вышеуказанного Интернет-Ресурса может любой Интернет-пользователь. Каких-либо ограничений на передачу, копирование и распространение информации, содержащейся на вышеуказанном Интернет-ресурсе, нет. Таким образом, нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации о способах хищения ресурсов путём остановки счётчиков расхода воды, газа и электроэнергии с помощью специальных магнитов способствует совершению противоправных деяний, связанных с незаконным самовольным использованием (потреблением) ресурсов поставляемых в качестве коммунальной услуги, что может повлечь увеличение платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, в связи с распределением расходов на потребляемые коммунальные ресурсы между добросовестными жильцами многоквартирного жилого дома, что само по себе нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц, в том числе граждан Российской Федерации, на жизнь в правовом государстве. Учитывая, что информация, размещенная на сайте: http://b.supermagnit174.ru/kakie-gazovye-schetchiki-ostanavlivayutsya-magnitom/, затрагивает права и интересы неопределённого круга лиц, прокурор Становлянского района Липецкой области вынужден был обратиться в суд, действуя в интересах неопределенного круга лиц, с административным иском, в котором просит признать информацию, размещенную на страницах интернет-сайта: http://b.supermagnit174.ru/kakie-gazovye-schetchiki-ostanavlivayutsya-magnitom/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, копию вступившего в законную силу решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области для включения интернет-сайта: http://b.supermagnit174.ru/kakie-gazovye-schetchiki-ostanavlivayutsya-magnitom/ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца – помощник прокурора Становлянского района Липецкой области Герасимов А.В. - в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объёме и просил суд удовлетворить их, сославшись на доводы, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области – руководитель Управления Слипец А.А. в суд не явился, о дате, времени и месте судебного заседания был надлежаще извещён, представил в суд отзыв, в котором просил рассмотреть дело без участия представителя Управления Роскомнадзора по Липецкой области и указал, что по состоянию на 02.11.2021 года в Едином реестре не обнаружено решение суда или иного уполномоченного органа, содержащее указанный в исковом заявлении сайт: http://b.supermagnit174.ru/kakie-gazovye-schetchiki-ostanavlivayutsya-magnitom/.
Выслушав представителя административного истца – помощника прокурора Становлянского района Липецкой области Герасимова А.В., изучив материалы дела, суд считает административные исковые требования прокурора Становлянского района Липецкой области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, о признании информации, размещённой на сайте: http://b.supermagnit174.ru/kakie-gazovye-schetchiki-ostanavlivayutsya-magnitom/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ФЗ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» под информационно - телекоммуникационной сетью понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; под сайтом в сети «Интернет» понимается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».
Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»:
«1. Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Согласно ч. 1 ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»:
«1. В Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации».
Согласно ч. 5 ст. 15 ФЗ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»:
«5. Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами».
В ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации закреплено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с ч. 1 ст. 153 ЖК РФ:
«1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги».
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В ст. 13 ФЗ от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» закреплено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, закреплено, что под коммунальными ресурсами понимается холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме; предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил, при этом потребитель обязан в целях учёта потреблённых коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учёта, распределители утверждённого типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.
Согласно п.п. «г» п. 35 вышеуказанных Правил:
«35. Потребитель не вправе: …
г) самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления) либо конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в его работу, демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета, а также в работу оборудования или программных средств, входящих в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), использовать оборудование и (или) иные технические устройства или программные средства, позволяющие искажать показания приборов учета; …».
В ч. 6 ст. 10 ФЗ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» закреплено, что запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Действующим законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность за установку различных устройств, останавливающих приборы учёта коммунальных ресурсов, и последующую их неоплату, что является противоправным деянием, за которое может наступить ответственность, предусмотренная действующим законодательством. (ст. 7.19 КоАП РФ и ст. 165 УК РФ). Как следствие, возможным негативным последствием вышеуказанных противоправных действий может являться увеличение платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, в связи с распределением расходов на потребляемые коммунальные ресурсы между добросовестными жильцами многоквартирного жилого дома.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что нормами действующего в Российской Федерации законодательства предусмотрен запрет на распространение информации о способах хищения коммунальных ресурсов путём остановки счётчиков расхода воды, газа и электроэнергии с помощью специальных магнитов.
Из материалов дела видно, что прокуратурой Становлянского района Липецкой области была проведена проверка в сфере соблюдения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, в ходе которой осуществлен мониторинг сайтов в сети «Интернет» на предмет выявления запрещенной к распространению информации. В ходе данного мониторинга 27.09.2021 года был выявлен сайт: http://b.supermagnit174.ru/kakie-gazovye-schetchiki-ostanavlivayutsya-magnitom/, на страницах которого размещена информация о способах хищения коммунальных ресурсов путём остановки счётчиков расхода воды, газа и электроэнергии с помощью специальных магнитов, что также подтверждается распечаткой с вышеуказанного сайта. На момент проведения проверки в единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, сайт: http://b.supermagnit174.ru/kakie-gazovye-schetchiki-ostanavlivayutsya-magnitom/ не значится, что подтверждается информацией о поиске в соответствующем разделе на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в сети «Интернет» на дату рассмотрения дела судом.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 и п. 2 ч. 5, ч. 6 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и защите информации»:
«1. В целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
2. В реестр включаются:
1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;
2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
5. Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: …
2) решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
6. Решение о включении в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, может быть обжаловано владельцем сайта в сети "Интернет", провайдером хостинга, оператором связи, оказывающим услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в суд в течение трех месяцев со дня принятия такого решения».
В соответствии с ч. 5 ст. 46 ФЗ от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном ФЗ от 27.07.2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований».
В соответствии с пунктом 2 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101, создание, формирование и ведение единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
В силу п. 5 указанных Правил основанием для включения в единый реестр, является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ предусмотрено, что решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещённой на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, действуя в интересах неопределённого круга лиц.
Кроме того, проанализировав вышеизложенные нормы права, а также исследовав представленные доказательства, суд считает возможным признать информацию, размещённую на интернет-сайте: http://b.supermagnit174.ru/kakie-gazovye-schetchiki-ostanavlivayutsya-magnitom/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, тем самым удовлетворив административные исковые требования прокурора Становлянского района Липецкой области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной на сайте: http://b.supermagnit174.ru/kakie-gazovye-schetchiki-ostanavlivayutsya-magnitom/ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░ http://b.supermagnit174.ru/kakie-gazovye-schetchiki-ostanavlivayutsya-magnitom/, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░ http://b.supermagnit174.ru/kakie-gazovye-schetchiki-ostanavlivayutsya-magnitom/ ░ «░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16.11.2021 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░