Решение по делу № 33-83/2024 (33-1479/2023;) от 02.10.2023

Дело                                                                                      Председательствующий – судья ФИО2

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ                                                                                                      <адрес>

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия в составе:

председательствующего    ФИО11,

судей                              Цечаева С.В. и Плиевой И.М.,

    при секретаре судебного заседания ФИО5

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Ингушетия, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в виде субсидии (гранта),

    по апелляционной жалобе ответчика ФИО1 на решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковое заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи ФИО11, судебная коллегия

                     у с т а н о в и л а:

    <адрес> Республики Ингушетия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, указав в качестве материального истца Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия, к ФИО1, в котором просит взыскать с ответчика в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия денежные средства, полученные в виде гранта «Агростартап», в размере 700 000 руб.

В обоснование искового заявления указано, что при проведении проверки исполнения законодательства при реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство, поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» установлено, что Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия в январе 2020 г. главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 выделена субсидия для приобретения крупного рогатого скота в размере 700 000 руб.

Постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о порядке предоставления грантов «Агростартап» крестьянским (фермерским) хозяйствам. Подпунктом 6 п. 12 Положения предусмотрено, что получатель гранта обязуется осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее 5 лет с даты получения гранта. При этом ФИО1 согласно выписке из ЕГРИП не является индивидуальным предпринимателем.

Кроме того, согласно выписки из ЕГРИП, представленной ответчиком при получении субсидии (гранта), с ДД.ММ.ГГГГ главой крестьянского (фермерского) хозяйства является ФИО6, то есть ответчиком произведена замена главы крестьянского (фермерского) хозяйства, тем самым не достигнуты качественные и количественные характеристики достижения целевых показателей за счет предоставления субсидии (гранта).

Прокурор указывает, что в связи с невыполнением ответчиком условий предоставления и целевого использования средств гранта «Агростартап» нарушены права неопределенного круга лиц, которые могли получить и использовать средства гранта по целевому назначению, в том числе, не прекращая свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия представило в суд дополнение к исковому заявлению, указав, что министерством было заключено с ответчиком ДД.ММ.ГГГГ соглашение о предоставлении субсидии (гранта) «Агростартап» крестьянским (фермерским) хозяйствам для софинансирования части затрат, связанных с реализацией проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств» /АС19 (далее - Соглашение).

Согласно подпункту 3.1.3 п. 3.1 Соглашения субсидия предоставляется с условием выполнения показателей результативности, указанных в Приложении 1 к Соглашению. В соответствии с подпунктом 4.3.7 п. 4.3 Соглашения получатель субсидии обязуется обеспечить достижение значений показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Положением и Соглашением. В соответствии с подпунктом 4.3.8.1 п. 4.3 Соглашения получатель субсидии обязуется представлять в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия отчет о достижении значений показателей результативности в соответствии с Положением и приложением Соглашения не позднее 15 числа месяца следующего за отчетным кварталом, годом. Также ответчик обязался осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее 5 лет с даты получения гранта, что им не исполнено.

Указывает, что ответчиком получены денежные средства в виде субсидии (гранта) в размере 605350 руб.

Просит учесть приведенные доводы в качестве дополнения к позиции прокурора по заявленному иску.

    Решением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены.

    В апелляционной жалобе ответчик ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное.

          В возражениях на апелляционную жалобу представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия ФИО7 просит в удовлетворении жалобы отказать, полагая решение суда законным и обоснованным.

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ решение суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено, исковое заявление оставлено без рассмотрения.

    Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав ответчика ФИО1 и его представителя ФИО8, поддержавших доводы жалобы, прокурора ФИО9 и представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия ФИО7, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения судом первой инстанции не были допущены при рассмотрении данного дела.

    Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия и Индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ заключили Соглашение о предоставлении субсидии (гранта) «Агростартап» крестьянским (фермерским) хозяйствам для софинансирования части затрат, связанных с реализацией проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, /АС19.

    Согласно п. 1.1 предметом Соглашения является предоставление получателю субсидии «гранта» бюджетных средств из республиканского и федерального бюджетов на государственную поддержку сельскохозяйственного производства в виде субсидии по направлению: софинансирование части затрат крестьянским (фермерским) хозяйствам Республики Ингушетия, связанных с реализацией проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, в рамках реализации регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации».

          Размер субсидии в соответствии с п. 2.1. Соглашения составляет 605 350 руб., указанные денежные средства получены ответчиком.

    ДД.ММ.ГГГГ между ФИО10 и ИП Глава КФХ ФИО1 заключен договор купли-продажи сельскохозяйственных животных (крупно-рогатый скот, молодняк герефордской породы) в количестве 20 голов.

    ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключил соглашение о передаче полномочий главы КФХ ФИО6

    При проведении прокуратурой <адрес> Республики Ингушетия проверки исполнения законодательства при реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство, поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» выявлено, что ответчиком нарушены условия предоставления и целевого использования средств гранта «Агростартап» и тем самым нарушены права неопределенного круга лиц, которые могли получить и использовать средства гранта по целевому назначению.

    Разрешая спор, суд первой инстанции признал возможным рассмотрение требований прокурора по существу, и, руководствуясь Положением о порядке предоставления грантов "Агростартап" крестьянским (фермерским) хозяйствам для софинансирования части затрат, связанных с реализацией проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств, утвержденным постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N85 проект "Агростартап", Соглашением N425/АС19, заключенным между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия и ФИО1, разъяснениями, данными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского Кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", пришел к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований, поскольку условия Соглашения ответчиком не были исполнены, цели предоставления гранта не достигнуты, в связи с чем средства гранта подлежат возврату в республиканский бюджет.

    С выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, и представленных доказательствах, которые всесторонне и полно исследованы судом и которым в решении дана надлежащая правовая оценка.

    В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона N 2202-1 от ДД.ММ.ГГГГ "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

    В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

    Из содержания Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" усматривается, что одним из основных направлений государственной аграрной политики является государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляемая в том числе путем предоставления им бюджетных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Пунктом 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ установлено, что субсидии индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

    Постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 126 утверждена Государственная программа Республики Ингушетия "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия".

    В развитие данной программы постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 63 утверждено и действовало до ДД.ММ.ГГГГ Положение о порядке предоставления субсидий на поддержку начинающего фермера за счет средств, поступивших из бюджета Республики Ингушетия на содействие достижению целевых показателей реализации государственной программы Республики Ингушетия "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельского хозяйственной продукции, сырья и продовольствия".

    Согласно п. 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

    Таким образом, предоставляемая за счет бюджетных средств субсидия является определенного вида компенсацией, на которую может претендовать хозяйствующий субъект, исполнивший все условия, содержащиеся в нормативном правовом акте исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, и в случае несоблюдения получателем субсидии условий, установленных при ее предоставлении, денежные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет.

    Постановлением Правительства Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ N 85 "О порядке предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного производства в рамках создания системы поддержки фермеров и развития сельской кооперации" утверждено Положение о порядке предоставления грантов "Агростартап" крестьянским (фермерским) хозяйствам на софинансирование части затрат, связанных с реализацией проектов создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - Положение).

    В силу подпункта 6 п. 12 Положения заявитель при получении гранта обязуется осуществлять деятельность К(Ф)Х в течение не менее 5 лет с даты получения гранта "Агростартап".

    Таким образом, получатели субсидии - индивидуальные предприниматели не должны прекращать свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя не менее пяти лет после получения гранта.

           В соответствии со ст.309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

          В силу п.1 ст.310 Гражданского кодекса РФ Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

    В ходе проводимой Прокуратурой проверки целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Республики Ингушетия, установлено, что ответчиком ФИО1 нарушены принятые на себя обязательства.

    Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ

          С ДД.ММ.ГГГГ главой КФХ является ФИО6, который не может быть признан правопреемником ответчика по спорному обязательству, поскольку в данном случае имело место прекращение деятельности ответчика в качестве индивидуального предпринимателя главы КФХ, которое не влечет переход прав и обязанностей другому индивидуальному предпринимателю.

           При этом ДД.ММ.ГГГГ ответчиком зарегистрировано новое крестьянское (фермерское) хозяйство.

    Кроме того, согласно подпункту 3.1.3 п. 3.1 Соглашения субсидия предоставляется с условием выполнения показателей результативности, указанных в Приложении 1 к Соглашению.

    В соответствии с подпунктом 4.3.7 п. 4.3 Соглашения получатель субсидии обязуется обеспечить достижение значений показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Положением и Соглашением.

    В соответствии с подпунктом 4.3.8.1 п. 4.3 Соглашения получатель субсидии обязуется представлять в Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия отчет о достижении значений показателей результативности в соответствии с Положением и приложением Соглашения не позднее 15 числа месяца следующего за отчетным кварталом, годом.

    Материалами дела подтверждается, что ответчик не исполнил обязательства по достижению показателей результативности использования субсидии.

    При этом ФИО1 в министерство с уведомлением о невозможности выполнения плановых показателей вследствие заболевания члена его семьи не обращался, доказательств, свидетельствующих о принятии должных мер по выполнению плановых показателей, не представил.

    Довод апелляционной жалобы о нарушении правил подведомственности спора подлежит отклонению, поскольку на момент обращения прокурора в суд с настоящим иском (ДД.ММ.ГГГГ) ответчик ФИО1 не обладал статусом индивидуального предпринимателя.

    Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик является многодетным отцом, на иждивении которого находятся, в том числе и несовершеннолетние дети, а смена главы КФХ была вызвана болезнью члена семьи правового значения по делу не имеет.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, тогда как основания для переоценки доказательств отсутствуют.

    При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным и не усматривает оснований для его отмены в апелляционном порядке.

    Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

    решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворено исковое заявление прокурора <адрес> Республики Ингушетия, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в виде субсидии (гранта), оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

С подлинного за надлежащей подписью

верно:

Судья                                          ФИО11

33-83/2024 (33-1479/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Назрановского района Республики Ингушетия
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Ингушетия
Ответчики
Долгиев Руслан Хамитович
Суд
Верховный Суд Республики Ингушетия
Судья
Коригова Мовлатхан Алихановна
Дело на странице суда
vs.ing.sudrf.ru
03.10.2023Передача дела судье
30.11.2023Судебное заседание
19.03.2024Производство по делу возобновлено
19.03.2024Судебное заседание
02.04.2024Судебное заседание
04.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2024Передано в экспедицию
02.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее