Решение по делу № 33-2811/2016 от 15.04.2016

            ВЕРХОВНЫЙ СУД

    РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

    судья Харханова М.В.

    дело № 33-2811                                                                                 поступило 15.04.2016г.

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

               18 мая 2016 года                                                                                г. Улан-Удэ

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Пащенко Н.В., судей коллегии Эрхетуевой О.М. и Гончиковой И.Ч., при секретаре Цыденжаповой Е.А.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тумановой Ю.В., действующей одновременно в интересах несовершеннолетних Туманова Р.В., Туманова В.Д., Тумановой О.С. к Администрации МО «Тункинский район» о признании права на финансовую помощь в связи с частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки пострадавших,

                по апелляционной жалобе представителя Министерства социальной защиты населения РБ Хайдаковой О.В. на решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 24 февраля 2016г., которым исковые требования удовлетворены и постановлено:

                «Признать право Тумановой Ю.В., Туманова Р.В., Туманова В.Д., Тумановой О.С., пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации природного характера, произошедшей ... в <...> Республики Бурятия, на получение финансовой помощи за частично утраченное имущество первой необходимости в размере <...> руб. на каждого.

            Обязать Администрацию МО «Тункинский район»в течение месяца с момента вступления решения в законную силу, включить Туманову Ю.В., Туманова Р.В., Туманова В.Д., Туманову О.С. в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости».

    Заслушав доклад судьи Эрхетуевой О.М., выслушав истца Туманову Ю.В., ознакомившись с материалами дела, доводами жалобы, судебная коллегия

    У С Т А Н О В И Л А:

Истцы, обращаясь в суд с требованиями к администрации МО «Тункинский район» просили признать за ними право на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества в размере <...> руб. на каждого, обязать включить их в списки пострадавших.

Требования мотивированы тем, что они постоянно проживают в доме по адресу: Республика Бурятия, <...>.

... в связи с селевыми потоками и паводковыми водами р. Кынгырга, затоплен их дом и земельный участок, вследствие чего их имущество утрачено.

В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной защиты населения РБ Хайдакова О.В. просит отменить решение суда об удовлетворении иска отменить. В соответствии с Постановлением правительства РФ от 15 февраля 2014г. № 110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости. Судом не устанавливалось конкретное имущество, утраченное истцами, относится ли оно к имуществу первой необходимости. Кроме того, не определялась его стоимость. Не проверялось наличие у истцов иного жилого помещения в собственности. Предоставление денежных средств на ремонт жилого помещения или уборку селя, действующее законодательство не предусматривает.

Туманова Ю.В. возражала против удовлетворения жалобы, пояснив, что ее дом расположен в низинной местности и во время ЧС    дом подвергся воздействию не только селевых потоков, но и всего что принесло с ним. Пострадала вся мебель, бытовая техника, одежда и другое имущество. По мере возможности удалось спасти некоторую часть имущества.

Представители Министерства социальной защиты населения РБ по доверенности Тарбаева Р.В. и ГУ МЧС по доверенности Зайцева О.А.    жалобу поддержали.

Выслушав стороны, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами дела.

Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" закреплено право граждан Российской Федерации на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи).

Согласно статье 24 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; а в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) - расходным обязательством муниципального образования.

Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ определено, что органы государственной власти субъектов РФ принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам РФ в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Правительства РБ от 10. 09.2007 № 280 утверждено Положение о резервном фонде Правительства РБ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, согласно которому средства резервного фонда выделяются на финансирование расходов по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий межмуниципального и регионального характера, не предусмотренных в республиканском бюджете, а именно на выделение бюджетных ассигнований органам местного самоуправления в РБ в целях оказания разовой материальной помощи гражданам и оказания финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости в соответствии с соглашениями, заключаемыми главными распорядителями бюджетных средств с органами местного самоуправления в РБ (п.п. «п» пункта 4).

28 июня 2014 года вс. Аршан Тункинского района РБ произошло стихийное бедствие – сход селевых паводковых вод реки Кынгырга.

В связи с чрезвычайной ситуацией на территории МО СП «Аршан» Тункинского района Правительством РБ приняты Распоряжение №384-р от 01.07.2014 г. и Распоряжение № 433-р от 17.07.2014 г.

Распоряжением Правительства РБ №433-р от 17.07.2014 г. выделены денежные средства из резервного фонда Правительства РБ на оказание финансовой помощи гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости.

Порядок предоставления и расходования средств резервного фонда Правительства РБ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества в результате чрезвычайной ситуации природного характера в <...> РБ установлен Соглашением о выделении средств резервного фонда Правительства РБ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на оказание разовой материальной помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации природного характера в <...> РБ ... от ....

В соответствии с п.2.2.2 Соглашения основанием для определения размера финансовой помощи является акт уполномоченного органа или решение суда, содержащее сведения о размере понесенного ущерба.

Этим же пунктом установлено, что получатель бюджетных средств (МО «Тункинский район») определяет размер финансовой помощи за частично утраченное имущество из расчета <...> руб. на гражданина, за полностью утраченное имущество – <...> руб. на гражданина. При сумме ущерба менее <...> руб., финансовая помощь оказывается в размере равном размеру ущерба.

Аналогичные положения сдержатся в п. 6 Порядка оказания гражданам финансовой помощи, предоставляемой за счет средств резервного фонда Правительства РБ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утверждённого постановлением Администрации МО «Тункинский район» 21 июля 2014г. ....

В частности указанным пунктом установлено, что размер финансовой помощи определяется комиссией, созданной администрацией района на основании представленных документов, из расчета за частично утраченное имущество <...> руб. на гражданина, за полностью утраченное имущество – <...> руб. на гражданина. Если сумма ущерба составляет менее <...>, то финансовая помощь оказывается в размере, равном сумме ущерба.

При наличии нормативных правовых актов, в силу которых основанием для определения размера финансовой помощи является акт уполномоченного органа или решение суда, содержащие сведения о размере понесенного ущерба, ссылки автора жалобы на отсутствие доказательств причинения ущерба в виде утраты имущества первой необходимости, принять во внимание нельзя.

Как уже выше указывалось, доказательством причинения ущерба в указанном размере являлся акт уполномоченной комиссии, не оспоренный и не признанный недействительным.

При наличии приведенных императивных норм, регламентирующих порядок определения размера ущерба и финансовой помощи, у суда отсутствовала обязанность по установлению конкретного перечня и видов утраченного имущества, и его стоимости.

В силу п. 2.2.1 приведенного выше Соглашения, финансовая помощь оказывается собственникам жилых помещений, пострадавших от стихийного бедствия, находящихся в границах зоны затопления (подтопления); проживавшим на момент чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших от стихийного бедствия, находящихся в границах зоны затопления (подтопления).

Актом ... от 28 ноября 2014 года обследования частного жилого помещения, поврежденного в результате наводнения и селевого схода, установлено повреждение жилого дома и находившегося в нем имущества по адресу: <...>.

К материалам дела в подтверждение    наличия имущества, утраченного в результате ЧС, стороной истцов представлены копии технических паспортов и инструкций по эксплуатации.

Учитывая указанное, наличие иного жилья, в том числе в собственности не имело правового значения при разрешения настоящего спора, поскольку факт проживания на момент чрезвычайной ситуации в указанном доме, являлся основанием для получения финансовой помощи.

Таким образом, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

    О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Тункинского районного суда Республики Бурятия от 24 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

         Председательствующий                                        Пащенко Н.В.

         Судьи                                                                            Эрхетуева ОМ.

                                                                                                Гончикова И.Ч.

33-2811/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Тумановы Юлия Викторовна, Радна Викторович, Виктор Дабажапович, Ольга Сыреновна
Ответчики
Администрация МО "Тункинский район"
Другие
Министерство соицальной защиты населения РБ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Эрхетуева Олеся Максумовна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
18.05.2016Судебное заседание
24.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее