Судья Рыбакова В.А. Дело № 33-8733/2023 (2-723/2023)
25RS0001-01-2022-006982-08
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 октября 2023 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
Председательствующего Кирьяновой О.В.,
судей Гарбушиной О.В., Чубченко И.В.,
с участием прокурора Олейникова В.А.,
при секретаре Поповой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хильчука ФИО11 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования: Военное следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Тихоокеанскому флоту, Следственный комитет Российской Федерации, о взыскании денежной компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе ответчика - представителя Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю – Дзюбак ФИО12 на решение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 13 июня 2023 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Гарбушиной О.В., выслушав явившихся лиц, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Хильчук ФИО13 обратился в суд с иском к ответчику о взыскании денежной компенсации морального вреда, указав в обоснование заявленных требований, что 30.11.2020 следователем ВСО СК РФ по гарнизону Владивосток было возбуждено уголовное дело в отношении Хильчук ФИО14 и Хильчука ФИО15, бывшего руководителя ПАО ... регионального отделения общероссийской общественно-государственной организации ..., по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст. 159 УК РФ - по факту предоставления в Казначейство фиктивных документов первичного учета - путевые листы, в которых завышены показатели пройденного гражданами, подлежащими призыву на военную службу, километража и количества израсходованного дизельного топлива, чем причинен ущерб Министерству обороны России. Спустя восемь месяцев, 20.06.2021 следователем вынесено постановление о прекращении уголовного дела, на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ. Истец указал, что ему причинен моральный вред в результате необоснованного привлечения к уголовной ответственности за преступления, которые он не совершал, подозрение в совершении тяжких преступлений, длительного уголовного преследования, обысков, как на работе, так и дома. Более того, истец занимал руководящую должность руководителя и возбуждение в отношении него уголовного дела привело к потере авторитета. Просил суд взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны РФ компенсацию моральную вреда в размере 1 000 000 рублей, судебные издержки в размере 50 000 рублей.
В судебное заседание истец Хильчук ФИО16 не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещался надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель ВСО СК России по ТОФ возражал против удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме, по доводам изложенных в письменных возражениях.
В судебном заседании представитель Министерства финансов РФ в лице заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Приморскому краю возражала против удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме, по доводам изложенным в письменных возражениях на иск.
Представители третьих лиц в судебном заседании не согласились с исковыми требованиями, просили снизить размер компенсации морального вреда.
Решением Ленинского районного суда г.Владивостока Приморского края от 13 июня 2023 года исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Хильчука ФИО17 компенсацию морального вреда в размере 250 000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 30 000 рублей.
С решением суда не согласился ответчик – Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства Приморского края, представителем подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции представитель заявителя настаивал на доводах апелляционной жалобы, просил принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В суде апелляционной инстанции представители третьих лиц просили отменить решение суда первой инстанции.
Истец и его представитель в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, уведомлены надлежащим образом.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора, выслушав явившихся лиц, не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Частью 1 статьи 330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
Положениями статьи 53 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно п. 1 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.
В силу положений ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ст. 151 ГК РФ).
Судом установлено, что 30.11.2020 Военным следственным отделом Следственного комитета Российской Федерации по гарнизону Владивосток возбуждено уголовное дело в отношении Хильчук ФИО18 и Хильчук ФИО19 по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ.
20 октября 2020 года ВСО СК России по гарнизону Владивосток возбуждено уголовное дело в отношении Хильчук ФИО20, Хильчук ФИО21 по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст.160 УК РФ. (л.д.42-44)
10 декабря 2020 года уголовные дела соединены в одном производство.
4 марта 2021 года руководителем ВСУ СК России по ТОФ уголовное дело изъято из производства ВСО СК России по гарнизону Владивосток и передано для дальнейшего расследования в ВСО ВСУ СК России по ТОФ.
Руководителем ВСУ СК России по ТОФ срок предварительного следствия по уголовному делу продлен до 8 месяцев.
20 июня 2021 года уголовное преследование, возбужденное по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст.160 УК РФ, в отношении Хильчук ФИО22 и Хильчук ФИО23 прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ. (л.д. 49-55)
20 июня 2021 года уголовное дело и уголовное преследование, в отношении Хильчук М.Ю., Хильчук Ю.В. по ч.3 ст.159 УК РФ прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ.
Хильчуку ФИО24, разъяснено право на реабилитацию. (л.д.46-47)
Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями, Хильчук ФИО25 указывал на то, что в результате необоснованного привлечения к уголовной ответственности за преступления, которые он не совершал, ему был причинен моральный вред, выразившийся в том, что его обвиняли в совершении тяжких преступлений, длительного уголовного преследования, обысков, как на работе, так и дома. Более того, истец занимал руководящую должность руководителя и возбуждение в отношении него уголовного дела привело к потере авторитета.
Удовлетворяя исковые требования частично и определяя размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию за счет казны Российской Федерации в пользу истца, суд первой инстанции исходил из того, что Хильчук ФИО26 незаконно привлекался к уголовной ответственности за преступления, которые относятся к категории тяжких преступлений, личность истца, занимавшего руководящую должность в государственной организации, его вынужденное увольнение с занимаемой должности, в связи с возбуждением уголовного дела. Кроме того, данные обстоятельства привели к подрыву деловой репутации истца не только среди работников предприятия, но и среди родных и знакомых лиц. Кроме того, суд принял во внимание обстоятельства, что обязанность по соблюдению, предусмотренных законом требований разумности и справедливости должна обеспечивать баланс частных и публичных интересов с тем, чтобы выплата компенсации морального вреда одним категориям граждан не нарушала бы права других категорий граждан, также суд учитывал временные рамки нарушения прав истца уголовным преследованием, характер и объем обвинения, категорию преступлений, в которых обвинялся Хильчук ФИО27, основания прекращения уголовного преследования, продолжительность производства по уголовному делу, виды и формы следственных действий в период предварительного расследования, требования разумности и справедливости, определив ко взысканию сумму компенсации морального вреда в размере 250 000 рублей.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и мотивами, положенными в основу этих выводов, полагая, что они основаны на правильно установленных фактических обстоятельств дела и верно примененных нормах материального права.
Ошибочным является довод апелляционной жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о том, что незаконность действий должностных лиц правоохранительных органов в отношении истца в установленном законом порядке не установлена.
В соответствии со ст. 1070 ГК РФ моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, возмещается независимо от вины причинителя вреда.
Аналогичные положения содержатся в ст. 1100 ГК РФ.
Следовательно, в данном случае установление виновного должностного лица не требуется.
Довод апелляционной жалобы о том, что размер компенсации морального вреда чрезмерно завышен и не соответствует принципу разумности и справедливости, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку решение принято судом с учетом всех обстоятельств, на которые ссылались стороны. Каких-либо оснований в соответствии с представленными в дело доказательствами, для снижения взысканной судом суммы, судебная коллегия не усматривает.
Довод заявителя о том, что Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по требованию о возмещении морального вреда в связи с реабилитацией основан на неправильном толковании норм материального права.
Субъектом, обязанным возместить вред по правилам статьи 1070 ГК РФ, и, соответственно, ответчиком по указанным искам является Российская Федерация, от имени которой в суде выступает Минфин России, поскольку эта обязанность ГК РФ, БК РФ или иными законами не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 ГК РФ) (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации").
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные выводы и выводы суда первой инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 13 ░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11.10.2023.