РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург

09 апреля 2018 года

Дело № 3а-187/2018

Свердловский областной суд в составе

председательствующего Полевщиковой С.Н.,

при секретаре Банниковой Д.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела № 3а-187/2018

по административному исковому заявлению Кислициной Татьяны Петровны

к административным ответчикам - Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области,

с участием заинтересованных лиц – Администрации Новоуральского городского округа, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области,

об установлении по состоянию на 01 января 2015 года кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: в размере их рыночной стоимости,

при участии в судебном заседании:

-представителя административного истца Дульцева А.Г., действующего на основании доверенности от 12 февраля 2017 года;

-представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области не явился;

-представитель Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области не явился;

-представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области неявился;

- представитель Администрации Новоуральского городского округа неявился;

-свидетеля Р.

установил:

Кислицына Татьяна Петровна (далее – административный истец) обратилась с административным исковым заявлением в Свердловский областной суд об установлении по состоянию на 01 января 2015 года кадастровой стоимости:

- земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 1674000 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 1623000 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 4475000 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 598000 руб.

В качестве правового обоснования административный истец ссылается на положения статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ).

Административный ответчик – Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в письменных возражениях указало, что нарушений при установлении кадастровой стоимости указанных выше земельных участков допущено не было, в связи с чем, оснований к удовлетворению административного искового заявления не усматривается.

ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области в письменном отзыве подтвердило дату определения и размер кадастровой стоимости спорных земельных участков.

Администрация Новоуральского городского округа вопрос об удовлетворении заявленного административного иска оставлен на усмотрение суда.

Иные лица, участвующие в деле, своего отношения к рассматриваемому делу не выразили.

В судебном заседании принял участие представитель административного истца Дульцев А.Г., который заявленные административные требования поддержал; ходатайствовал перед судом о допросе в качестве свидетеля – Р.

Иные лица, участвующие в деле, - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, Администрация Новоуральского городского округа, - представителей в судебное заседание не направили, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей вышеуказанных лиц, участвующих в деле.

Порядок производства по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости установлен главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно части 1 статьи 245 которой юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Кадастровая стоимость земельного участка устанавливается, в том числе, для целей налогообложения (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктами 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи (пункт 2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3).

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки, является дата, по состоянию на которую сформирован перечень (статья 24.15 Закона № 135-ФЗ).

Из материалов административного дела усматривается, что административный истец является собственником земельных участков:

- с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под зданием, расположенного по адресу: ...;

- с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: торговый комплекс, расположенного по адресу: ...;

- с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под зданием, расположенного по адресу: ...;.

- с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под зданием, расположенного по адресу: ....

Перечень земельных участков для проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов отдельных муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, сформирован по состоянию на 01 января 2015 года, и утвержден Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29 сентября 2015 года № 2588.

По состоянию на 01января2015года утверждена кадастровая стоимость:

- для земельного участка с кадастровым номером в размере 7311485,58 руб.;

- для земельного участка с кадастровым номером в размере 16309404, 78 руб.;

- для земельного участка с кадастровым номером в размере 7584922, 75 руб.;

- для земельного участка с кадастровым номером в размере 3881090, 64 руб.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее - Е ГРН) 24 октября 2015 года.

Так как административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: , размер кадастровой стоимости напрямую влияет на величину земельного налога, следовательно, результат определения кадастровой стоимости затрагивает права административного истца, который в силу вышеприведенных положений Федерального закона № 135-ФЗ вправе оспорить эти результаты.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Административный истец воспользовался предоставленным статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ правом на пересмотр кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: , обратившись с соответствующим административным исковым заявлением в Свердловский областной суд.

В соответствии с частью 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которая в том числе распространяет свое действие и на дела о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.

Распределяя бремя доказывания между сторонами, суд считает, что обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце, а если административные ответчики возражают против удовлетворения требований, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.

Согласно абзацу 5 части 16 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ (в ред. Федерального закона от 02 июня 2016 года № 172-ФЗ) к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта недвижимости.

Оспаривая кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: , административный истец представил отчет об оценке от 28 ноября 2017 года № 1422-17/3, составленный оценщиком ООО «Консалтинг Групп» Р., согласно которому, по состоянию на 01 января 2015 года рыночная стоимость определена

- для земельного участка с кадастровым номером в размере 1674000 руб.;

- для земельного участка с кадастровым номером в размере 1623000 руб.;

- для земельного участка с кадастровым номером в размере 4475000 руб.;

- для земельного участка с кадастровым номером в размере 598000 руб.

Административными ответчиками по существу не оспаривается рыночная стоимость земельного участка.

Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в пункте 20 Постановления Пленума от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Федерального закона № 135-ФЗ).

Согласно разъяснениям, данным в пункте 22 приведенного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в целях устранения неясности положений отчета об оценке суд разрешает вопрос о вызове в качестве свидетеля оценщика, проводившего государственную кадастровую оценку и (или) составившего отчет о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости.

В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен оценщик Р., который сообщил суду в устной форме об известных ему обстоятельствах, касающихся оценки указанных выше земельных участков и выводов, положенных в основу составленного им отчета об оценке.

Из пояснений свидетеля следует, что он провел оценку земельного участка в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ, Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3), утвержденным приказом Минэкономразвития от 20 мая 2015 года № 299; Федеральным стандартом оценки «Оценка недвижимости» (ФСО № 7), утвержденным приказом Минэкономразвития от 25 сентября 2014 года № 611.

Оцениваемые земельные участки расположены по адресу: ...; категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования у земельных участков с кадастровыми номерами: - под зданием; у земельного участка с кадастровым номером - торговый комплекс

Приняв во внимание количественные и качественные характеристики объектов оценки, а также расположение земельных участков на Публичной кадастровой карте в соответствии с существующими Правилами землепользования и застройки Новоуральского городского округа в зоне ОД-2, оценщиком сделан вывод о том, что оцениваемые земельные участки относятся к сегменту рынка земель, предназначенных под общественно-деловую застройку, и расположены в зонах предполагающих строительство торговых объектов в основных и вспомогательных видах разрешенного использования.

На дату оценки – 01 января 2015 года, исходя из сегмента рынка, к которому были отнесены оцениваемые земельные участки, оценщик произвел выборку предложений по продаже незастроенных земельных участков, предназначенных под строительство торговых объектов.

При проведении оценки свидетель пояснил, что им использовался сравнительный подход, в рамках которого применен метод сравнения продаж.

По мнению свидетеля, отобранные по правилам отбора объекты-аналоги в количестве семи штук были им идентифицированы по Публичной кадастровой карте, все объекты-аналоги находятся в одном сегменте рынка с объектами оценки, точно установлена их площадь, местоположение, вид разрешенного использовании и кадастровые номера.

Исходя из ретроспективности оценки, оценщик применил корректировки на торг, на передаваемые права, на местоположение, на площадь, на «красную линию», на коммуникации.

Оценив показания свидетеля наряду с иными представленными по делу доказательствами, суд приходит к выводу о том, что оснований сомневаться в правильности и обоснованности показаний Р. не имеется, на основании следующего.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона № 135-ФЗ итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, составленный в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет об оценке объектов оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение.

В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.

Из содержания отчета судом установлено, что оценку указанных выше земельных участков проводил Р., имеющий специальное образование в области оценочной деятельности и трудовые отношения с ООО «Консалтинг Групп».

В соответствии с требованиями п. 6 ФСО № 3 названный отчет об оценке пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком и скреплен печатью юридического лица и подписью руководителя ООО «Консалтинг Групп».

Выводы, изложенные в отчете, соответствуют предмету исследования: в отчете указана информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемых земельных участках (о площади, о виде разрешенного использования; о текущем использовании объектов оценки, о наиболее эффективном использовании), присутствует точное описание локального местоположения объектов оценки.

Представленный в материалы дела отчет составлен на дату оценки – 01 января 2015 2016 года.

Оценщиком исследовано социально-географическое положение Свердловской области и произведен анализ рынка земельных участков на дату оценки.

Выводы оценщика предельно ясны, обоснованы и не содержат противоречий.

В отчете приведены пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.

Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости спорных земельных участков полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.

По итогу введенных оценщиком корректировок, последним был установлен диапазон скорректированной стоимости каждого объекта-аналога.

При исследовании отчета судом установлено, что проверка выборки объектов-аналогов на однородность сделана оценщиком через коэффициент вариации, который не превысил 33 %.

В отчете приведена формула по расчету средневзвешенной стоимости за 1 кв. м. с учетом весовых коэффициентов.

Таким образом, с учетом введенных корректировок рыночная стоимость объектов недвижимости с позиции сравнительного подхода по состоянию на 01 января 2015 года составила:

- для земельного участка с кадастровым номером – 1 674000 руб.;

- для земельного участка с кадастровым номером - 1623000 руб.;

- для земельного участка с кадастровым номером - 4475000 руб.;

- для земельного участка с кадастровым номером - 598000 руб.

В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации, что позволяет проверить используемые оценщиком сведения для обоснования размера корректировок.

Кроме того, в отчете приведены пояснения к расчетам корректировок, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.

Проверяя в судебном заседании правильность математического расчета итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, суд не нашел математических ошибок.

Согласно частям 1-4, 8 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Оценив представленный в дело отчет, суд, признает его соответствующим требованиям Федерального закона № 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки.

Конструктивных доводов о том, что отчет составлен с нарушениями действующего законодательства об оценочной деятельности и обязательных стандартов оценки, поскольку при его составлении использовались неправильные исходные данные, применялись неверные методики и некорректно определена рыночная оценка спорных земельных участков, ни одним из лиц участвующих в деле, в отзыве на административный иск не заявлено.

С учетом изложенного, руководствуясь положениями Федерального закона № 135-ФЗ, федеральными стандартами оценки, статьей 246 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, на основании статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает представленный в дело отчет надлежащим доказательством, подтверждающим, размер рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года:

- для земельного участка с кадастровым номером – 1 674000 руб.;

- для земельного участка с кадастровым номером - 1623000 руб.;

- для земельного участка с кадастровым номером - 4475000 руб.;

- для земельного участка с кадастровым номером - 598000 руб.

Таким образом, административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, подлежит удовлетворению.

Суд устанавливает по состоянию на 01 января 2015 года кадастровую стоимость:

- земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 1674000 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 1623000 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 4475000 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости 598000 руб.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в ЕГРН кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Датой внесения в ЕГРН сведений об оспариваемой кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: , является 24 октября 2015 года.

Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: , является дата обращения административного истца с административным исковым заявлением в суд – 21 февраля 2018года.

На основании изложенного установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами: , равная их рыночной стоимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января 2018 года.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: , ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 01 ░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 1674000 (░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░) ░░░.;

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 1623000 (░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░) ░░░.;

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 4475000 (░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░) ░░░.;

- ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 598000 (░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░) ░░░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 21 ░░░░░░░ 2018░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 13 ░░░░░░ 2018 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░

3а-187/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Кислицына Т.П.
Ответчики
Управление Росреестра по Свердловской области
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Другие
Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области
Муниципальное образование Новоуральский городской округ
Суд
Свердловский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
21.02.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
22.02.2018[Адм.] Передача материалов судье
26.02.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
26.02.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2018[Адм.] Судебное заседание
09.04.2018[Адм.] Судебное заседание
13.04.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2018[Адм.] Дело оформлено
18.04.2018[Адм.] Дело передано в архив
28.06.2018[Адм.] Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
28.06.2018[Адм.] Изучение поступившего ходатайства/заявления
31.07.2018[Адм.] Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее