Дело № 2а-1031/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
4 мая 2018 года г.Орел
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Михеевой Т.А.,
при секретаре Пикаловой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело № 2а-1031/18 по административному иску прокурора Железнодорожного района г.Орла к администрации г.Орла о признании незаконным бездействия, обязать осуществить мероприятия по изъятию земельного участка и др.,
установил:
Прокурор Железнодорожного района г.Орла обратился в суд с административным иском к администрации г.Орла о признании незаконным бездействия, обязать осуществить мероприятия по изъятию земельного участка и др. В обоснование заявленных требований указано следующее.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией г.Орла законодательства при организации переселения граждан из многоквартирного жилого <...>, признанного аварийным и подлежащим сносу. В ходе проверки установлено следующее.
Заключением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ №*** <...> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ №*** <данные изъяты> срок организации переселения жителей данного дома был установлен до ДД.ММ.ГГ.
Пунктом 2 данного постановления <данные изъяты> поручено в срок до ДД.ММ.ГГ направить собственникам помещений данного дома требование о сносе дома в срок до ДД.ММ.ГГ.
Постановлением <данные изъяты> №*** от ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> установлен новый срок переселение жителей указанного дома – до ДД.ММ.ГГ.
Указанным постановлением <данные изъяты> №*** дополнено пунктом <данные изъяты> в соответствии с которым в случае невыполнения собственниками помещений <...> по <...> требования о сносе дома в установленный срок (ДД.ММ.ГГ), необходимо организовать мероприятия в соответствии со ст.32 ЖК РФ.
Прокуратурой района установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГ требование о сносе указанного дома не исполнено, администрацией г.Орла указанные в норме закона мероприятия на проведены, не принято решение об изъятии земельного участка, об изъятии жилых помещений, мероприятия по расселению жильцов не проведены, что свидетельствует о бездействии администрации г.Орла, нарушении жилищных прав собственников и нанимателей жилых помещений.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для вынесении прокуратурой района в адрес администрации г.Орла ДД.ММ.ГГ представления, в ответ на которое администрация г.Орла указала, что, исходя из планируемых организационных мероприятий, механизма расселения аварийных домов, объёма финансирования, на настоящий момент проведение мероприятий, установленных ст.32 Жилищного Кодекса РФ, невозможно.
В связи с этим, указывая, что состояние конструктивных элементов <...> создаёт угрозу жизни и здоровью проживающих в нём граждан, ссылаясь на положения Жилищного Кодекса РФ, прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации г.Орла, выразившееся в непринятии мер по изъятию земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом, и изъятию жилых помещений в указанном доме с целью дальнейшего выкупа их у собственников либо представления собственникам взамен них иных жилых помещений; просил обязать администрацию г.Орла осуществить мероприятия по изъятию земельного участка и жилых помещений с целью их дальнейшего выкупа либо представления взамен них собственникам иных жилых помещений, за исключение жилых помещений, принадлежащих муниципальному образованию, с целью дальнейшего представления жилых помещений по договорам социального найма.
В судебном заседании представитель прокуратуры Железнодорожного района г.Орла – старший помощник прокурора района Беликова И.А. поддержала заявленные требования.
Представитель административного ответчика Фомушкина Е.Н. возражала относительно удовлетворения иска, указала, что срок расселения аварийного жилого фонда определяется администрацией г.Орла самостоятельно с учётом действующего механизма расселения домов, объёма работ и объёма финансирования.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В судебном заседании установлено следующее.
Заключением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ №*** <...> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.8).
Согласно пункту 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ №***, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение <данные изъяты> со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Постановлением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ №*** <данные изъяты> срок организации переселения жителей данного дома был установлен до ДД.ММ.ГГ.
Пунктом 2 данного постановления <данные изъяты> поручено в срок до ДД.ММ.ГГ направить собственникам помещений данного дома требование о сносе дома в срок до ДД.ММ.ГГ (л.д.9).
Постановлением <данные изъяты> №*** от ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> №*** от ДД.ММ.ГГ года» установлен новый срок переселение жителей указанного дома – до ДД.ММ.ГГ (л.д.10).
Указанным постановлением <данные изъяты> №*** дополнено пунктом <данные изъяты>, в соответствии с которым в случае невыполнения собственниками помещений <...> по <...> требования о сносе дома в установленный срок (ДД.ММ.ГГ), необходимо организовать мероприятия в соответствии со ст.32 ЖК РФ (л.д.10).
Прокуратурой района установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГ требование о сносе указанного дома не исполнено, администрацией г.Орла указанные в норме закона мероприятия на проведены, не принято решение об изъятии земельного участка, об изъятии жилых помещений, мероприятия по расселению жильцов не проведены, что свидетельствует о бездействии администрации г.Орла, нарушении жилищных прав собственников и нанимателей жилых помещений.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для вынесения прокуратурой района в адрес администрации г.Орла ДД.ММ.ГГ представления (л.д.11-12), в ответ на которое администрация г.Орла указала, что, исходя из планируемых организационных мероприятий, механизма расселения аварийных домов, объёма финансирования, на настоящий момент проведение мероприятий, установленных ст.32 Жилищного Кодекса РФ невозможно (л.д.13-14).
Согласно пункту 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3,5-9 данной статьи.
В соответствии с пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
Согласно «Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014) при рассмотрении таких дел судами, как правило, учитываются разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практике Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года. Согласно данным разъяснениям определение срока сноса (реконструкции) многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу (реконструкции), а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и соответственно об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Определение сроков отселения граждан из аварийного жилого фонда осуществляется исходя из фактического состояния жилищного фонда.
Одним из основных критериев, определяющих срок переселения граждан из аварийного жилья, является процент износа многоквартирного дома и срок эксплуатации дома.
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса (реконструкции) аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса (реконструкции) такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище, а потому не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего права и свободы гражданина, создающего препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод либо возлагающего на него незаконно какие-либо обязанности (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009).
Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий самостоятельны.
В силу ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.
Пунктом 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
На основании п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о действиях администрации г.Орла в пределах своих полномочий и без нарушения требований закона, поскольку при установлении срока расселения аварийного жилья административный ответчик действовал в пределах своей компетенции, в соответствии с требованиями законодательных актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения, требования, предусмотренные федеральным законодательством административным ответчиком при вынесении оспариваемого решения соблюдены, каких-либо обстоятельств, которые бы повлекли нарушение прав и законных интересов административного истца, не усматривается, в связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению.
К доводу административного истца о нарушении прав и законных интересов действиями (бездействием) администрации суд относится критически, поскольку таковых нарушений судом не установлено. В материалы дела представлено Заключение <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ, в котором отражено ненадлежащее состояние конструктивных элементов жилого <...> (л.д.15-23), явившееся основанием для принятия межведомственной комиссией заключения об аварийности жилого дома и необходимости его сноса; сведений о состоянии жилого дома на текущий момент суду не представлено. Кроме того, в случае выявления необходимости незамедлительного расселения жильцов данного дома в связи с наличием угрозы их жизни и здоровью нарушенное право подлежит защите в ином порядке.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 19, 22, 175-181 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Орла к администрации г.Орла о признании незаконным бездействия, обязать осуществить мероприятия по изъятию земельного участка и др. – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения
Председательствующий Т.А. Михеева