Дело № 2а-1624/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2021 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе
председательствующего судьи Милошенко Н.В.,
при помощнике Гудилиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Истец к Правительству Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании действия ответчика о приостановлении государственной регистрации кадастрового учета незаконными, признании действия ответчика по аннулированию права собственности незаконными, восстановлении записи в реестре прав на земельный участок с № за правообладателем Истец,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании действий ответчика о приостановлении государственной регистрации кадастрового учета незаконными, признании действия ответчика по аннулированию права собственности незаконными, восстановлении записи в реестре прав на земельный участок с № за правообладателем Истец В обоснование требований указал, что Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу № исковые требования Правительства г. Севастополя об истребовании из чужого незаконного владения Истец, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в государственную собственность города федерального значения Севастополя земельный участок площадью 1000 кв.м. (0,100 га), расположенный по адресу <адрес> (№), удовлетворены. Решение вступило в законную силу.
Согласно ст. 44 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
Согласно п. 13 ст. 56. 6 Земельного кодекса Российской Федерации решение об изъятии земельного участка действует в течение трех лет со дня его принятия. При этом, при системном анализе правовых норм, регулирующих данные правоотношения, необходимо применить аналогию права, так как законодатель не закрепил срок исполнения решений по истребованию земельных участков из чужого незаконного владения.
Федеральная служба судебных приставов является единственным органом принудительного исполнения в РФ и осуществляет функции по принудительному исполнению судебных актов, в том числе после вступления решения в законную силу истцу выдается исполнительный лист на принудительное исполнение решения.
Законом об исполнительном производстве установлен 3-х летний срок для предъявления исполнительного документа на принудительное исполнение.
Пропуск срока в соответствии со ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве» влечет отказ в возбуждении исполнительного производства.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ (ИП №) отказано в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа (ИП №№ от ДД.ММ.ГГГГ) в связи с истечением срока предъявления исполнительного документа на основании ст.14 ФЗ «О судебных приставах», ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Истец указывает на то, что Правительство Севастополя, действуя не добросовестно, пропустив сроки предъявления к исполнению решения суда, по истечении 5 лет с момента вступления решения суда в законную силу обратилось с заявлением о регистрации за ним права собственности на изъятый земельный участок, а административный ответчик в нарушение Федерального законодательства нарушил права истца и зарегистрировал право собственности на спорный земельный участок за лицом, которое своевременно не обратилось за исполнением решения суда, то есть действовало недобросовестно.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В силу пункта 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В силу правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, при регулировании гражданско-правовых отношений между публично-правовым образованием (его органами) и его добросовестным приобретателем справедливым было бы переложение неблагоприятных последствий в виде утраты имущества на публично-правовое образование, которое могло и должно было предпринимать меры по его установлению и надлежащему оформлению своего права.
Административный истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представители административных ответчиков Правительства Севастополя, Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебное заседание представителя не направили, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд находит административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).
Согласно ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возлагается на соответствующий орган.
Судом установлено, что Решением Балаклавского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу № исковые требования Правительства Севастополя об истребовании из чужого незаконного владения Истец, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в государственную собственность города федерального значения Севастополя земельный участок площадью 1000 кв.м. (0,100 га), расположенный по адресу <адрес> (КН №) удовлетворены. Решение вступило в законную силу.
Из сообщения от ДД.ММ.ГГГГ, направленного в адрес административного истца, следует, что государственная регистрация кадастрового учета приостановлена поскольку Истец не является правообладателем земельного участка.
Доводы административного истца о том, что согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, срок исковой давности составляет три года. При этом течение срока давности начинается со дня, когда лицо узнало, что его право нарушено. Такой порядок касается не только физических лиц, но и госорганов, а также органов местного самоуправления, являются несостоятельными, к вопросу исполнения вступившего в законную силу решения суда об истребовании земельного участка неприменимы.
В связи с чем тот факт, что постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ (ИП №) отказано в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного документа (ИП № № от ДД.ММ.ГГГГ), выданного на основании вышеуказанного решения суда от ДД.ММ.ГГГГ об истребовании земельного участка, в связи с истечением срока предъявления исполнительного документа на основании ст. 14 ФЗ «О судебных приставах», ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве» не свидетельствует о незаконности действий ответчика по аннулированию права собственности Истец на земельный участок с КН № и необходимости восстановлении записи в реестре прав за ним, как за правообладателем, учитывая наличие решения суда, вступившего в законную силу об истребовании земельного участка.
Согласно положениям ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.
С учетом того, что при рассмотрении дела не нашли подтверждения доводы истца о незаконности отказа в предоставлении испрашиваемой услуги и о нарушении по вине ответчика прав и законных интересов истца в сфере земельных отношений, препятствующих осуществлению прав, заявленные требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-189 КАС РФ суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Истец к Правительству Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течении месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Милошенко
Решение в окончательной форме составлено 30.09.2021.