Решение по делу № 8а-7537/2020 [88а-7879/2020] от 18.09.2020

    Дело № 2а-1443/2020

          № 88а-7879/2020

    КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    город Владивосток                                                                 28 октября 2020 года

    Мотивированное кассационное определение изготовлено 06.11.2020

    Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе

    председательствующего Зиганшина И.К.

    судей Зайцевой О.А. и Римского Я.А.

    рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жиляковой Клары Алексеевны на решение Советского районного суда города Владивостока от 20 мая 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 22 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Жиляковой Клары Алексеевны к управлению муниципальной собственности города Владивостока о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и возложении обязанности устранить допущенные нарушения.

    Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А., объяснения представителя Жиляковой К.А. – ФИО8., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя УМС города Владивостока ФИО9, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,

    установила:

    Жилякова К.А. обратилась в Советский районный суд города Владивостока с вышеназванным административным исковым заявлением и просила признать незаконным повторное решение управления муниципальной собственности города Владивостока (далее - УМС города Владивостока) от 19 марта 2019 года № 11909/20 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 2000 кв.м, по адресу: <адрес>; обязать УМС города Владивостока устранить допущенные нарушения путём повторного рассмотрения её заявления.

    В обоснование заявленных требований административный истец указала, что 4 июля 2019 года Жилякова К.А. обратилась в администрацию города Владивостока с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: город Владивосток, улица Анютинская, дом 20, и предоставлении его в собственность без проведения торгов. Решением Советского районного суда города Владивостока от 13 ноября 2019 года решение УМС города Владивостока от 1 августа 2019 года № 11909/20у об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка было признано незаконным. При повторном рассмотрении заявления, УМС города Владивостока вновь приняло решение от 19 марта 2020 года №11909/20 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, по причине того, что ей принадлежит квартира № 4, расположенная на 2 этаже дома № <адрес>, в котором находится 6 квартир. С данным решением Жилякова К.А. не согласна, так как к своему заявлению она приложила документы о праве собственности на часть жилого дома. Оспариваемое решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка является незаконным, нарушает её права и создает препятствия к осуществлению ею своих прав, поскольку на земельном участке расположена часть жилого дома со вспомогательными пристройками, без которых невозможно функционирование её части дома.

    Решением Советского районного суда города Владивостока от 20 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 22 июля 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований Жиляковой К.А. отказано.

    18 сентября 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Жиляковой К.А., подписанная и поданная представителем ФИО8 через Советский районный суд города Владивостока 15 сентября 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции или о принятии нового судебного акта об удовлетворении заявленных административных исковых требований.

    В обоснование своей позиции кассатор указал на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам административного дела. Так, судами сделан неверный вывод, что жилой дом № 20 по улице Анютинская является многоквартирным. Согласно выписки из ЕГРН спорный жилой дом является объектом индивидуального жилищного строительства, а ей (Жиляковой К.А.) на праве собственности принадлежит часть жилого дома (квартира № 4). Имеется решение Советского районного суда города Владивостока от 13 ноября 2019 года, которым установлено, что в районе <адрес> отсутствуют многоквартирные жилые дома. Кроме этого, на испрашиваемом земельном участке расположена часть жилого дома со вспомогательными постройками, без которых невозможно функционирование части жилого дома, поскольку в доме печное отопление, отсутствует водоотведение и водоснабжение. Земельный участок примыкает к жилому дому, на него выходит крыльцо с навесом. В силу статьи 39.20 Земельного кодекса РФ Жилякова К.А. имеет исключительное право на приобретение спорного земельного участка в собственность без проведения торгов.

    Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 сентября 2020 года кассационная жалоба Жиляковой К.А. передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

    Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, административный истец в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в её отсутствие.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Жиляковой К.А. – ФИО8, возражения представителя УМС города Владивостока ФИО9., судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.

    Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.

    В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

    Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.

    В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

    Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

    Частью 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан и их объединений иметь частную собственность на землю.

    Согласно частям 1, 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

    В силу статьи 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса РФ.

    В соответствии со статьей 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (пункт 1); без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса (подпункт 6 пункта 2).

    Земельным кодексом РФ предусмотрено, что если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20); обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием (статья 42).

    Исходя из содержания приведённых норм, предоставление прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности гражданам и юридическим лицам, имеющим в собственности строение, здание, сооружение, вызвано необходимостью обслуживания и использования этих объектов недвижимости по целевому назначению.

    Одним из этапов предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является принятие уполномоченным органом решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ).

    Согласно пункту 1 части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.

    Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании договора на передачу части дома в собственность граждан № 101356 от 6 мая 2009 года, Жиляковой К.А. на праве собственности принадлежит часть жилого дома площадью 32,7 кв.м., в том числе жилой площадью 21,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>

    Согласно техническому паспорту на жилой дом – объект индивидуального жилищного строительства, составленному ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» по Приморскому краю по состоянию на 8 августа 2014 года, <адрес>, 1917 года постройки, состоит из двух этажей, шести квартир, имеет общую площадь 156,7 кв.м.

    Из выписки из ЕГРН от 16 октября 2019 года следует, что жилой дом <адрес> поставлен на кадастровый учёт 25 июня 2012 года как объект индивидуального жилищного строительства.

    4 июля 2019 года Жилякова К.А. обратилась в администрацию города Владивостока с заявлением о предварительном согласовании предоставления ей в собственность земельного участка, площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: город Владивосток, в районе улицы Анютинская, дом 20, для использования в целях обслуживания части жилого дома, на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ.

    Решением УМС города Владивостока, изложенным в письме от 1 августа 2019 года за № 11909/20у, со ссылкой на пункт 3 статьи 11.3 Земельного кодекса РФ Жиляковой К.А. отказано предварительном согласовании предоставления ей в собственность земельного участка расположенного в районе улицы Анютинская, дом 20 в городе Владивостоке в связи с тем, что земельный участок, планируемый к образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположен в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными жилыми домами.

    Решением Советского районного суда города Владивостока от 11 ноября 2019 года, вступившим в законную силу 6 февраля 2020 года, решения УМС города Владивостока от 1 августа 2019 года № 11909/20у об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в районе <адрес>; на УМС города Владивостока возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав Жиляковой К.А. путём повторного рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в районе улицы Анютинская, дом 20 в городе Владивостоке.

    Решением УМС города Владивостока, изложенным в письме от 19 марта 2020 года за № 11909/20, Жиляковой К.А. отказано в предварительном согласовании предоставления ей земельного участка со ссылкой на то, что в целях дальнейшей эксплуатации принадлежащей ей на праве собственности части жилого дома и вспомогательных построек необходимо образовать единый земельный участок под зданием – многоквартирным домом. Со дня проведения государственного кадастрового учёта земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимости, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Жиляковой К.А. разъяснено, что в целях разработки проекта межевания территории собственникам дома следует обратиться в УГА администрации города Владивостока.

    Перечень видов жилых помещений и признаки каждого из них определены статьёй 16 Жилищного кодекса РФ.

    К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (пункты 1 – 3 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса РФ).

    Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса РФ).

    Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 Жилищного кодекса РФ).

    Жилищный кодекс РФ не раскрывает содержание понятий «индивидуальный жилой дом» и «многоквартирный жилой дом».

    Согласно пункту 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ: к отдельно стоящим жилым домам относятся дома, с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства); к жилым домам относятся дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), в случае, если строительство или реконструкция таких жилых домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; к многоквартирным домам относятся дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, в случае, если строительство или реконструкция таких многоквартирных домов осуществляется без привлечения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

    В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещения в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.

    Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.

    Как следует из положений статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие Жилищного кодека Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учёт, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

    Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, ссылаясь на положения Земельного кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», и пришли к правильному выводу, что жилой дом по <адрес> отвечает признакам многоквартирного дома, что Жилякова К.А. не является собственником доли этого дома либо его изолированной части, а является сособственником квартиры в многоквартирном доме, она не вправе претендовать на получение в единоличную собственность земельного участка площадью 2000 кв.м как части земельного участка, на котором располагается многоквартирный дом.

    Кроме этого, земельный участок, за предоставлением которого обратилась Жилякова К.А. является двухконтурным, однако он находится на расстоянии от жилого дома, непосредственно сам жилой дом в границах испрашиваемого земельного участка не находится, один его контур никак не связан ни с домом, ни с другим контуром, таким образом, формируемый земельный участок не связан с эксплуатацией и обслуживанием части жилого дома, как на то указывает административный истец.

    Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе, Жиляковой К.А. и её представителем не представлено.

    Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.

    Все доводы кассационной жалобы, аналогичны позиции и доводам представителя Жиляковой К.А. в суде первой и апелляционной инстанций, несогласие с оценкой судами имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.

    Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.

    На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции

    определила:

    решение Советского районного суда города Владивостока от 20 мая 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 22 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Жиляковой Клары Александровны – без удовлетворения.

    Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.

    Председательствующий

    Судьи

8а-7537/2020 [88а-7879/2020]

Категория:
Гражданские
Истцы
Жилякова Клара Алексеевна
Ответчики
УМС г. Владивосток
Суд
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Зайцева Оксана Анатольевна
Дело на странице суда
9kas.sudrf.ru
28.10.2020Судебное заседание
28.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее