Решение по делу № 2-3037/2018 от 20.06.2018

Гр. Дело № 2- 3037/2018    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2018 года      г. Чебоксары

Ленинский районный суд города Чебоксары в составе председательствующего судьи Сидоровой И. Н., при секретаре судебного заседания Краснове Н. В.,

с участием старшего помощника прокурора Ленинского района г.Чебоксары Афанасьевой Е.Г.,

представителя ответчика - МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» и соответчика - администрации города Чебоксары Маркова А.С., действующего на основании доверенности № ----- от 26 апреля 2018 г., доверенности № ----- от 07 августа 2018 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Ленинского района г. Чебоксары в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства», администрации города Чебоксары о возложении обязанности провести паспортизацию автомобильной дороги,

у с т а н о в и л:

Заместитель прокурора Ленинского района г. Чебоксары обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» (далее – МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства») о возложении обязанности устранить нарушения в сфере безопасности дорожного движения – обязании произвести паспортизацию автомобильной дороги по ул. адрес, протяженностью ------ м., с идентификационным номером -----, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, указав, что все автомобильные дороги общего пользования подлежат техническому учету и паспортизации, каждая автомобильная дорога в отдельности. В рамках проведённой прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории города Чебоксары выявлено отсутствие технического паспорта на автомобильную дорогу.

Исковые требования обоснованы ссылкой на нормы статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункты 1.1, 1.2 Типовой инструкции по техническом учёту и паспортизации автомобильных дорог общего пользования ВСН 1-83, утв. Министерством автомобильных дорог РСФСР 05.02.1982, подпункт 4 пункта 9 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утв. приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402, пункт 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утв. приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2009 № 150, а также Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения в городе Чебоксары, утв. постановлением администрации города Чебоксары № ----- от 13.06.2017.

С учетом характера спорного правоотношения определением суда от 06 августа 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация города Чебоксары.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Чебоксары Афанасьева Е.Г. исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске, и вновь привела их суду.

Представитель ответчика МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» и соответчика администрации г.Чебоксары Марков А.С. исковые требования не признал по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск, который приобщен к материалам дела.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2, ст. 18 и ст. 45 Конституции Российской Федерации человек и его права являются высшей ценностью. Права и свободы гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение закона, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Право граждан на соблюдение их интересов при обеспечении безопасности дорожного движения закреплено ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Исходя из п. 6 ч. 1 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, и обеспечивается данными органами.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 9 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с абз. 11 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В силу п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог

Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утв. приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 № 150 «О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.

В соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» паспортизация входит в перечень работ по содержанию автомобильных дорог.

Как определено в пунктах 1.1, 1.2 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утв. 05.02.1982 Минавтодором РСФСР, технический учет и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. При этом техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

По существу технический паспорт является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока её службы, и необходимым для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения. Отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автодороги, чем нарушаются права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации, закрепленные статьей 24 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Чебоксарского городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Чебоксарского городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения.

Администрация города Чебоксары является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Чувашской Республики (статья 41 Устава города Чебоксары).

Таким образом, орган местного самоуправления, как собственник дорог местного значения, обязан нести расходы на проведение оценки технического состояния дорог, ведению технического учета и паспортизацию дорог за счет ассигнований, выделяемых на данные цели.

Как следует из материалов дела, дорога по ул. адрес, протяженностью ------ м., с идентификационным номером -----, включена в перечень автомобильных дорог города Чебоксары, не прошедших паспортизацию.

Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу о том, что ненадлежащее исполнение ответчиками обязанностей нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц в области безопасности дорожного движения, поскольку отсутствие технического паспорта на указанную дорогу находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения. Технический паспорт дороги определяет фактическое состояние автомобильной дороги, что является необходимым для планирования и проведения мероприятий по организации дорожного движения, включающим не только ремонт и содержание дороги, но и размещение дорожных знаков, определение полосы отвода дороги, планирование строительства новых дорог в целях обеспечения безопасности дорожного движения, то есть его наличие необходимо, в том числе, и для правильного законного и экономически обоснованного осуществления иных видов дорожной деятельности.

Из материалов дела следует, и не оспаривается ответчиком, паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных в границах муниципального образования – город Чебоксары, в частности по адрес, протяженностью ------ м., с идентификационным номером -----, не проводилась, технический паспорт на данную дорогу отсутствует.

Согласно договору от 26 декабря 2011 года, заключенному между Чебоксарским городским комитетом по управлению имуществом и МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства», из состава имущества муниципальной казны города Чебоксары переданы в безвозмездное пользование МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» объекты внешнего благоустройства, в том числе участки улично-дорожной сети г. Чебоксары, что не оспаривается представителем ответчиков, участвующим в судебном заседании.

Утвержденный постановлением администрации города Чебоксары № ----- от 13 июня 2017 года Порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения в городе Чебоксары предусматривает, что технический учет и паспортизацию городских автомобильных дорог и дорожных сооружений осуществляет МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» (п. 2.3).

На основании изложенного, обязанность произвести паспортизацию указанной выше автомобильной дороги следует возложить на МБУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства».

Отсутствие в бюджете местной администрации денежных средств для выполнения вышеуказанных работ не могут являться основанием для освобождения от принятия необходимых мер для осуществления оценки технического состояния автомобильной дороги, направленных на обеспечение безопасности дорожной деятельности. Приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности является одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения (ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ).

В связи с изложенным, суд находит исковые требования законными и обоснованными.

В силу ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

С учетом времени, необходимого для осуществления действий по устранению допущенных нарушений, исходя из условий разумности, заслуживают внимания требования об установлении срока для проведения паспортизации автомобильной дороги в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Оснований для определения иного срока для устранения допущенных нарушений суд не усматривает.

В случае невозможности выполнить возложенные судом обязанности в установленный решением суда срок, ответчик имеет право обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на основании ст. 203 Гражданского процессуального кодекса РФ, представив соответствующие доказательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

                        решил:

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести паспортизацию автомобильной дороги по ул. адрес, протяженностью ------ м., с идентификационным номером -----.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья И.Н. Сидорова

Мотивированное решение составлено 02 сентября 2018 года.

2-3037/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
заместитель прокурора Ленинского района г.Чебоксары в интересах неопределённого круга лиц
Ответчики
Муниципальное бюджетное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства"
Другие
Администрация г. Чебоксары
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
20.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2018Передача материалов судье
22.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.08.2018Судебное заседание
02.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.05.2020Передача материалов судье
02.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее