Председательствующий по делусудья Воротникова Н.И. | Дело № 33-2257/2023(дело в суде первой инстанции № 2-104/2023)УИД 75RS0024-01-2023-000085-10 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Радюк С.Ю.,
судей Казакевич Ю.А., Подшиваловой Н.С.,
при секретаре Разумове С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 21 июня 2023 г. гражданское дело по иску Ермолаевой М. П., Мамедова С. С.ча к администрации муниципального района «Чернышевский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края об установлении факта проживания в жилом помещении, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанностей включить в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, выделить денежные средства на приобретение жилого помещения,
по апелляционной жалобе истца Ермолаевой М.П.
на решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 14 марта 2023 г., которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Ермолаевой М. П., Мамедова С. С.ча к администрации муниципального района «Чернышевский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края об установлении факта проживания в жилом помещении, о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году, признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности включить в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, выделении денежных средств на приобретение жилого помещения, отказать».
Заслушав доклад судьи Подшиваловой Н.С., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Ермолаева М.П., Мамедов С.С. обратились в суд с иском, в обоснование которого указали, что на основании договора социального найма постоянно проживают и зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Чернышевского района Забайкальского края в июле 2021 г. в связи с выпадением значительного количества осадков. В результате подтопления дом был признан непригодным для дальнейшей эксплуатации и подлежащим сносу. Вместе с тем, во включении в списки граждан, жилые помещение которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, истцам было отказано в связи с пропуском предельного срока для подачи заявления и документов на оказание меры социальной поддержки. Полагая свои права нарушенными, истцы просили суд установить факт проживания Мамедова С.С. в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> на момент чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края в 2021 году, на условиях договора социального найма; признать пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации; признать за ними право на получение выплат на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации; обязать администрацию муниципального района «Чернышевский район» включить в список граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, для выплат на приобретение жилого помещения; обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края выделить денежные средства на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации (л.д. 3-7).
Решением Чернышевского районного суда Забайкальского края от 14 марта 2023 г. в удовлетворении исковых требований отказано (л.д. 111-122).
В апелляционной жалобе истец Ермолаева М.П. просит решение суда отменить, заявленные исковые требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что в материалы дела представлена справка администрации, выданная по данным похозяйственной книги, а также договор социального найма, в связи с чем правовых оснований для отказа в установлении факта проживания Мамедова С.С. в жилом помещении, попавшем в зону подтопления, у суда первой инстанции не имелось. Факт подтопления жилого помещения, в котором проживают истцы, подтвержден представленными в материалы дела доказательствами, в том числе постановлением администрации муниципального района «Чернышевский район» об определении границ зоны чрезвычайной ситуации, актом осмотра жилого помещения, а также фактом выплаты материальной помощи. Несвоевременное обращение с соответствующим заявлением было обусловлено предположением, что администрация сельского поселения «Комсомольское», как собственник утраченного жилого помещения, должна была самостоятельно сформировать соответствующие списки на предоставление выплат. Обращает внимание, что администрация сельского поселения «Комсомольское» к участию в деле привлечена не была. Полагает, что отказ в удовлетворении иска по формальному признаку – нарушение сроков подачи заявления при неисполнении органом местного самоуправления своих обязанностей по устранению последствий чрезвычайной ситуации, нарушает конституционные права истцов (л.д. 133-137).
Истец Мамедов С.С., ответчики администрация муниципального района «Чернышевский район», Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, надлежаще извещенные о слушании дела судом апелляционной инстанции, в судебное заседание представителей не направили, об отложении слушания дела не заявили.
Руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, выслушав истца Ермолаеву М.П., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, судебная коллегия не усматривает.
В силу пункта "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ граждане Российской Федерации среди прочего имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
При этом, порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ).
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2019 № 1327 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями".
Данные Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее соответственно - мероприятия, трансферты), предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, а также на компенсацию понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации до предоставления трансфертов затрат, направленных на реализацию мероприятий (п. 1 Правил).
Подпунктом «а» пункта 5 Правил №1327 предусмотрено выделение трансфертов на предоставление выплат гражданам, указанным в подпунктах "а" - "в" и "д" пункта 6 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений.
Подпунктом «л» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В Забайкальском крае отношения в области компенсаций и социальных гарантии, предоставляемых гражданам Российской Федерации, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций установлены Правилами предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденными Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362.
Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (пункт 1 Правил № 362).
Согласно пункту 4 Правил № 362 право на получение мер социальной поддержки в виде выплат на приобретение одного или нескольких жилых помещений имеют граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подпункт 1).
Также указанным правом обладают граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, а также граждане, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подпункт 3).
Положениями пункта 5 Правил № 362 установлено, что к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящих Правил, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации.
Таким образом, исходя из норм действующего законодательства, право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения социальными выплатами на приобретение или строительство жилых помещений, взамен утраченных жилых помещений, предоставлено лицам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма, либо имеющим день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения. При этом, обязательным условием предоставления мер социальной поддержки указанным лицам является отсутствие в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на жилое помещение, пригодных для проживания. Члены семьи указанных лиц подлежат обеспечению мерами социальной поддержки в случае регистрации по месту жительства в утраченном жилом помещении, либо в случае признания в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении. При этом, члены семьи указанных лиц также не должны иметь в собственности или доли в праве общей собственности на пригодные для проживания жилые помещения.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 с последующими изменениями в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, с 18 июня 2021 г. введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края в границах, в том числе муниципального района «Чернышевский район».
Постановлением главы муниципального района «Чернышевский район» № 358 от 23.07.2021 на территории муниципального района введен режим функционирования чрезвычайной ситуации (л.д. 65).
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Ермолаева М.П. на день введения режима чрезвычайной ситуации являлась нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма №, заключенного <Дата> с сельским поселением «Комсомольское» (л.д. 20-23).
Согласно представленной в материалы дела справке, выданной <Дата> главой сельского поселения «Комсомольское» на основании данных похозяйственной книги, Ермолаева М.П. зарегистрирована в указанном жилом помещении, в качестве членов семьи указан сын Мамедов С.С. (л.д. 24).
Названное жилое помещение вошло в границы чрезвычайной ситуации, что следует из постановления главы муниципального района «Чернышевский район» от 28.07.2021 №367 (л.д. 67-70).
Из заключения ООО <данные изъяты> № от <Дата> судом установлено, что степень повреждения жилого дома, расположенного по указанному адресу, в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края, введенной постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 №46, составляет 65%, установленная категория технического состояния объекта – аварийное. В результате паводка 2021 года объект относится к утраченным жилым помещениям (л.д. 29-39).
Заключением межведомственной комиссии №160 от 26.12.2022 на основании указанного заключения от 01.11.2022 №605/22, акта обследования жилого помещения от 26.12.2022, жилое помещение по адресу: с.Комсомольское, ул.Нагорная, д.1, кв.2 признано непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей 23 июля 2021 г. (л.д. 40-41, 42-43).
Распоряжением главы муниципального района «Чернышевский район» от 27.12.2022 №684-р истцам отказано во включении в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края в период 2021 года по муниципальному району «Чернышевский район» на приобретение жилого помещения на территории Забайкальского края (л.д. 9).
Из уведомления за подписью главы муниципального района «Чернышевский район», направленного в адрес Ермолаевой М.П. 27 декабря 2022 г., следует, что решение об отказе во включении в список принято на основании подпункта 5 пункта 23 Правил, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362 (подача заявления и документов после срока, установленного пунктом 19 настоящих Правил) (л.д. 8).
Истцы Ермолаева М.П., Мамедов С.С., полагая данный отказ незаконным, поскольку жилое помещение, предоставленное им по договору социального найма, утрачено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края летом 2021 г., обратились в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленный спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что истцами пропущен срок на обращение с заявлением о включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации. При этом, в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств уважительности причин несоблюдения установленного срока истцами в материалы дела не представлено.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судебная коллегия не находит, поскольку они основаны на представленных в материалы дела доказательствах и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы истца Ермолаевой М.П., основанные на утверждении о возможности признания за ее семьей права на получение заявленной меры социальной поддержки, связанной с утратой жилого помещения вследствие чрезвычайной ситуации, основанием к отмене постановленного решения не являются, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом 12 Правил предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362, меры социальной поддержки предоставляются гражданам в соответствии со списками семей и граждан, указанных в пункте 4 настоящих Правил (далее также - Списки), которые утверждены Губернатором Забайкальского края и согласованы с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Забайкальскому краю, Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Забайкальскому краю, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Забайкальскому краю в порядке, предусмотренном федеральными Правилами.
Списки формируются Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края (далее - Министерство) по формам, установленным приложениями N 3 и 4 к федеральным Правилам (пункт 13 Правил № 362).
Заявления и документы, предусмотренные настоящими Правилами, направляются гражданином по почте или представляются непосредственно в администрацию муниципального образования или КГАУ "МФЦ Забайкальского края (пункт 17 Правил № 362).
Пунктом 22 Правил №362 предусмотрено, что заявления в день поступления регистрируются администрацией муниципального образования в книгах регистрации заявлений по оказанию мер социальной поддержки граждан на приобретение или строительство жилых помещений и на осуществление капитального ремонта жилых помещений по формам согласно приложениям N 5 и 6 к настоящим Правилам в хронологической последовательности края.
Администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19 - 21 настоящих Правил. В случае необходимости уточнения или дополнения сведений, содержащихся в представленных документах, администрация муниципального образования в пределах своей компетенции запрашивает у органов государственной власти, органов местного самоуправления, подведомственных государственным органам, органам местного самоуправления организаций, необходимую информацию и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
В соответствии с пунктами 34, 35 Правил № 362 администрация муниципального образования в течение 5 рабочих дней после принятия решения о включении гражданина в соответствующий Список направляет в Министерство утвержденный Список по муниципальному образованию.
На основании Списков по муниципальным образованиям, утвержденных главами муниципальных образований, представленных администрациями муниципальных образований, Министерство в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил формирует соответствующие Списки по Забайкальскому краю, которые направляются Губернатору Забайкальского края на утверждение.
Таким образом, действующим на территории Забайкальского края правовым регулированием установлен особый порядок, связанный с реализацией гражданами мер социальной поддержки в связи с утратой имущества в результате чрезвычайных ситуаций.
При этом, пунктом 19 Правил установлено, что документы для включения гражданина и членов его семьи в соответствующий Список должны быть представлены в администрацию муниципального образования не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации.
Также, пунктами 2, 3 постановления Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений, были установлены: предельный срок для представления гражданином, жилое помещение которого утрачено или повреждено в результате чрезвычайной ситуации, режим которой введен постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 №46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями», заявления и документов на оказание ему мер социальной поддержки, 1 декабря 2021 года включительно; предельный срок оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, введенной постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 №46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями», 31 декабря 2022 года включительно.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 29.12.2022 №685 пункты 2, 3 постановления Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 об установлении предельного срока подачи заявления и документов, признаны утратившими силу.
Этим же постановлением Правила № 362 дополнены пунктом 6(1), согласно которому предельный срок оказания мер социальной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, установлен не позднее 31 декабря года, следующего за годом введения режима чрезвычайной ситуации.
Пунктом 23 Правил № 362 установлен перечень оснований для отказа гражданам во включении в соответствующий Список, одним из которых является подача заявления и документов после срока, установленного в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил (подпункт 5).
Таким образом, из приведенных нормативных положений, следует, что граждане, лишившиеся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей летом 2021 г., имеют право на определенные меры социальной поддержки, в том числе выплаты на приобретение жилого помещения. Обязательным условием реализации этого права является обращение таких граждан в компетентные органы с соответствующим заявлением и приложением к нему документов в установленные подпунктом 5 пункта 19 Правил № 362 сроки.
В данном случае, как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в администрацию муниципального района «Чернышевский район» с заявлением о включении в список граждан, жилые помещения которых утрачены вследствие чрезвычайной ситуации, произошедшей в июле 2021 г. на территории муниципального района, на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения истец Ермолаева М.П. обратилась только 26 декабря 2022 г., то есть с нарушением срока, предусмотренного подпунктом 5 пункта 19 Правил № 362.
Доводы апелляционной жалобы в той части, что отказ суда в удовлетворении иска только лишь по формальному признаку – нарушение сроков подачи заявления нарушает конституционные права истцов, судебной коллегией отклоняются, как несостоятельные.
Из приведенных положений Правил № 362 не следует вывод о пресекательном характере срока установленного для обращения граждан за получением социальной выплаты на приобретение (или) строительство утраченного в результате чрезвычайной ситуации жилья.
Пресекательный срок - это срок существования субъективного права, по истечении которого законодатель констатирует полную утрату у обладателя соответствующего права на его реализацию. Из контекста пункта 19 Правил № 362 такое толкование и понимание указанного срока не следует.
Аналогичное понимание приведенных положений Правил № 362 следует и из обжалуемого решения.
В частности, судом первой инстанции исследован вопрос о причинах, по которым истцы обратились в уполномоченный орган с нарушением сроков, предусмотренных Правилами № 362. При этом, каких-либо обстоятельств, которые было бы возможно расценить в качестве уважительных, препятствующих своевременному обращению в администрацию муниципального района с соответствующим заявлением судом первой инстанции не установлено, не установлено таких обстоятельств и в суде апелляционной инстанции.
Доводы истца Ермолаевой М.П. о том, что они не знали о необходимости обращения в администрацию муниципального района с заявлением о включении в соответствующие списки судом первой инстанции верно отклонены как необоснованные и не свидетельствующие об уважительности причин пропуска срока.
В данной части судом первой инстанции верно отмечено, что истцы, находясь в период чрезвычайной ситуации в июле 2021 года по месту своего жительства, зная о ее последствиях имели реальную возможность принять своевременные меры, необходимые для подготовки и подачи заявления с приложением необходимых документов в орган местного самоуправления в предусмотренный законодательством срок.
Доводы стороны истца об обращении в установленные сроки в адрес главы сельского поселения в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции были опровергнуты ответом главы поселения, данным суду, согласно которому семья Ермолаевой М.П. в администрацию сельского поселения с вопросом о признании жилого помещения пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации не обращалась. Семья напрямую обратилась к специалисту по оценке жилого помещения, затем в администрацию муниципального района «Чернышевский район», предъявив пакет документов 12 октября 2022 г. Информирование жителей сельского поселения о необходимости обращения в соответствующие органы и учреждения для получения мер социальной поддержки (в том числе в связи с утратой жилого помещения) публиковалось в газете «Наше время» администрацией муниципального района «Чернышевский район», на стенде в администрации. Каких-либо письменных обращений от данной семьи в администрации сельского поселения не имеется (л.д. 92).
Из ответа администрации муниципального района «Чернышевский район», данного по запросу суда апелляционной инстанции, следует, что информация для жителей муниципального района о возможности получения мер социальной поддержки была направлена в газету «Наше время» для публикации 12 августа 2021 г.
Указанное подтверждается представленными в материалы дела копиями выпусков газеты «Наше время» №29 от 28 июля 2021 г., № 32 от 18 августа 2021 г.
Из ответа главы сельского поселения «Комсомольское», данного по запросу суда апелляционной инстанции, следует, что информация о мерах социальной поддержки пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации гражданам размещалась на стенде администрации поселения, в чатах мессенджеров населенных пунктов.
Принимая во внимание изложенное, при должной степени заботливости истцы имели реальную возможность получить всю необходимую информацию о возможных мерах социальной поддержки, предоставляемых в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной информации, и своевременно обратиться с соответствующим заявлением в администрацию района.
Доводы апелляционной жалобы в той части, что администрация сельского поселения «Комсомольское», как собственник утраченного жилого помещения, должна была самостоятельно сформировать соответствующие списки на предоставление выплат, противоречат приведенным выше положениям Правил № 362, предусматривающих заявительный характер включения граждан, являющихся, в том числе нанимателями по договору социального найма, в соответствующие списки.
Как было указано выше, реализация гражданином права на получение указанной меры социальной поддержки носит заявительный характер. Именно на основании заявлений граждан, лишившихся жилья вследствие чрезвычайной ситуации, при условии предоставления ими всех необходимых документов компетентными органами власти составляются соответствующие списки пострадавших граждан.
Таким образом, объективных причин, не зависящих от воли истцов, при наличии которых они не имели возможности своевременно в установленном порядке проявив внимательность и осмотрительность обратиться с заявлением о включении в список граждан, лишившихся единственного жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, в ходе рассмотрения дела не установлено.
С учетом приведенных обстоятельств, суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, свидетельствующие как о пропуске истцами срока на обращение с заявлением о включении в соответствующий список, так и об отсутствии уважительных причин, препятствующих своевременному обращению, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истцов о предоставлении заявленной им меры социальной поддержки.
Все юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции установлены в полном объеме, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом судебном акте, оснований для иной оценки установленных по делу обстоятельств судебная коллегия по доводам апелляционной жалобы не находит.
Также, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истцов об установлении факта постоянного проживания Мамедова С.С. в утраченном жилом помещении на момент возникновения чрезвычайной ситуации.
При этом, следует учесть следующее.
Как было указано выше, положениями пункта 5 Правил № 362 установлено, что к членам семей граждан, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящих Правил, относятся зарегистрированные по месту жительства либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими в утраченном жилом помещении на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети и родители этих граждан, а также признанные решением суда членами семей граждан иные лица, если они были вселены в качестве члена семьи в жилое помещение, которое впоследствии было утрачено в результате чрезвычайной ситуации.
Судом первой инстанции учтено, что согласно условиям договора социального найма, заключенного с Ермолаевой М.П. на утраченное жилое помещение, ее сын Мамедов С.С. как член семьи нанимателя жилого помещения в квартиру не вселялся, указаний на него, как на члена семьи договор не содержит.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что Мамедов С.С. с <Дата> зарегистрирован в жилом помещении, и как следует из пояснений Ермолаевой М.П., был вселен в жилое помещение, что не было учтено судом.
Однако, данное нарушение не может повлечь отмену состоявшегося по делу решения, поскольку отказ администрации муниципального района «Чернышевский район» во включении Мамедова С.С. в список граждан жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации не связан с фактом его проживания в жилом помещении, Мамедов С.С. зарегистрирован в жилом помещении, в связи с чем, необходимости установления факта проживания Мамедова С.С. в жилом помещении в целях признания за ним права на получение выплат на приобретение жилого помещения при наличии данных о его регистрации в жилом помещении не имелось.
При указанных обстоятельствах, решение суда в данной части подлежит оставлению без изменения.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях, выразившихся в непривлечении к участию в деле администрации сельского поселения «Комсомольское» основанием к отмене постановленного решения не являются.
Какими-либо полномочиями в сфере реализации пострадавшими гражданами права на меры социальной поддержки администрации сельских поселений вышеприведенными нормативными положениями, как федерального, так и регионального уровня не наделены. Соответствующие полномочия, как следует из положений Правил № 362, наделены администрации муниципальных образований и Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, которые участвовали при разрешении заявленного спора в качестве соответчиков.
Иных доводов, являющихся основанием для отмены или изменения постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит. В целом доводы жалобы сводятся к изложению правовой позиции, занятой в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования, нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда и к выражению несогласия с произведенной судом первой инстанции оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, с которой судебная коллегия соглашается. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих безусловную отмену постановленного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чернышевского районного суда Забайкальского края от 14 марта 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Чернышевский районный суд Забайкальского края.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 июня 2023 г.
Председательствующий: С.Ю. Радюк
Судьи: Ю.А. Казакевич
Н.С. Подшивалова