Решение по делу № 5-1621/2016 от 08.06.2016

Дело № 5-1621                                                                2016 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

23 июня 2016 года судья Ялтинского городского суда Республики Крым Кононова Ю.С., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Пономаренко А. П., <дата> г.р., адрес регистрации: <адрес> место рождения: <адрес>, по ч. 25 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации),

установил:

На рассмотрение в суд поступил протокол об административном правонарушении от 06 июня 2016 года, согласно которому Пономаренко А.П., являясь собственником земельного участка площадью 550 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> дополнительно самовольно занял земельный участок муниципальной собственности площадью 140 кв.м., расположенный по тому же адресу. При этом на дополнительном земельном участке расположено строение площадью 11 кв.м. Постановлением от 02.02.2016 г. Пономаренко А.П. был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, выразившееся в использовании земельного участка площадью 140 кв.м. под размещение капитальных строений и сооружений, без наличия документов, дающих право на использование земельного участка.

25.12.2015 года отделом государственного земельного надзора Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Пономаренко А.П. было выдано предписание об устранении нарушений земельного законодательства в срок до 30.04.2016 года. В установленный срок Пономаренко А.П. предписание не выполнил, чем совершил правонарушение, предусмотренное ч.25 ст.19.5 КоАП РФ.

В судебном заседании Пономаренко А.П. не признал факт совершения административного правонарушения, пояснив, что он со своей стороны предпринял все возможные меры для оформления прав на земельный участок, однако процедура не завершена по независящим от него причинам.

Выслушав Пономаренко А.П., изучив материалы дела, прихожу к выводу о прекращении производства по делу по следующим основаниям.

Согласно пункту 5 статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (подпункт 1); выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подпункт 5).

Пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. N 1, предусмотрено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, использования земельных участков без документов, разрешающих в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществление хозяйственной деятельности, самовольной уступки права пользования землей, а также самовольной мены земельными участками (подпункт а); предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений (подпункт з).

Установлено, что 25.12.2015 года Государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления государственного земельного надзора, землеустройства и мониторинга государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым было выдано Пономаренко А.П. предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации.

На Пономаренко А.П. возложена обязанность устранить нарушение в срок до 30.04.2016 года.

Постановлением от 02.02.2016 г. Пономаренко А.П. был признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, самовольное занятие земельного участка или части земельного участка. В том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок. На правонарушителя был наложен штраф в сумме 5000 руб.

Согласно квитанции № 1705 от 29.03.2016 г. указанный штраф Пономаренко был уплачен.

По результатам проверки, проведенной на основании распоряжения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру РК № 215-01/4, был составлен акт № 209 от 06.06.2016 года, согласно которого Пономаренко А.П. не выполнил требования предписания от 25.12.2015 года.

Указанное обстоятельство послужило основанием для составления в отношении Пономаренко А.П. протокола об административном правонарушении, предусмотренном п.25 ст.19.5 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП Российской Федерации, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Ч. 25 ст. 19.5 КоАП Российской Федерации предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, в том числе в отношении земель сельскохозяйственного назначения, или их территориальных органов об устранении нарушений земельного законодательства, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Таким образом, в соответствии с ч.25 ст.19.5 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение в установленный срок предписаний федеральных органов, осуществляющих государственный земельный надзор, об устранении нарушений земельного законодательства.

По смыслу закона, уполномоченный орган при вынесении предписания вправе возлагать на физических и юридических лиц лишь предусмотренные законом обязанности, требования предписания должны соответствовать установленным нарушениям, принципам правовой определенности и исполнимости.

В частности, как ненормативный правовой акт, направленный на устранение выявленных нарушений, предписание должно содержать указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению предписания, могло однозначно определить, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений и приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также для избежания неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания. Содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность.

Несоблюдение требования об исполнимости предписания ставит оценку действий обязанного лица, направленных на исполнение предписания, в зависимость от субъективного мнения контролирующего органа, что противоречит принципу правовой определенности и создает потенциальную возможность для злоупотреблений со стороны государственных органов в данной сфере.

В настоящем случае предписание государственного органа указанным требованиям не соответствует.

Так, в резолютивной части предписания государственного инспектора Управления государственного земельного надзора не указаны конкретные действия, которые должен выполнить Пономаренко А.П. Требования предписания содержат неконкретные общие формулировки, лишь констатирующие допущенное Пономаренко А.П. нарушение. При этом ничего не указано относительно способов устранения нарушения, действий, которые должен совершить Пономаренко А.П. с целью устранения этих нарушений.

При этом в предписании указано, что в ходе проверки установлено отсутствие у Пономаренко А.П. правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок площадью 140 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Пунктом 1 ст. 26 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (пункт 2 ст. 15 ЗК РФ).

Согласно пункту 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Решением 1-й сессии Ялтинского городского совета 1-го созыва от 19 ноября 2014 года № 78 утвержден Устав муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, в соответствии с пунктом 52 которого к полномочиям Администрации города Ялта Республики Крым в области использования земли и охраны природы отнесено обеспечение выбора и формирования земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности в порядке установленном Ялтинским городским советом; осуществление управления и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности в порядке установленном Ялтинским городским советом.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 11.3 Земельного Кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности может быть осуществлено в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Установлено, что Пономаренко А.П., с целью исполнения требования федерального органа, осуществляющего государственный земельный надзор, была составлена схема расположения земельного участка в <адрес> на кадастровом плане территории, согласованная Начальником Департамента архитектуры и градостроительства г. Ялта.

Указанная схема была направлена Пономаренко А.П. в администрацию города Ялта для утверждения.

23 марта 2016 года Пономаренко А.П. был направлен ответ на его обращение, в котором указано, что в виду отсутствия у него зарегистрированного в установленном порядке права собственности на недвижимое имущество, расположенное на испрашиваемом земельном участке, положения статьи 39.18 ЗК РФ, в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства вступают в силу с 1 января 2020 года.

Таким образом, Пономаренко А.П. предпринял все зависящие от него и необходимые меры для реализации требований действующего земельного законодательства с целью получения правоустанавливающих документов на земельный участок.

Его вина в неутверждении ему органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка отсутствует.

При этом в предписании государственного органа не указано, какие иные меры, кроме уже предпринятых, необходимо осуществить Пономаренко А.П. для устранения выявленных нарушений требований земельного законодательства.

Таким образом, указанное предписание в имеющемся виде не является конкретным и, соответственно, исполнимым, а потому его неисполнение не образует состава правонарушения, предусмотренного ч.25 ст.19.5 КоАП РФ.

Кроме того, судом не установлено вины Пономаренко А.П. в совершении вмененного ему правонарушения, что свидетельствует об отсутствие обязательного элемента состава административного правонарушения, установленного пунктом 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 1.5, 4.1-4.3, 19.5, 24.5, 29.1-29.10 КоАП Российской Федерации, судья,

постановил:

производство по делу об административном правонарушении в отношении Пономаренко А. П. по ч. 25 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ялтинский городской суд Республики Крым в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

    Судья        Ю.С. Кононова

5-1621/2016

Категория:
Административные
Другие
Пономаренко А.П.
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Кононова Юлия Сергеевна
Статьи

19.5

Дело на сайте суда
yalta.krm.sudrf.ru
08.06.2016Передача дела судье
10.06.2016Подготовка дела к рассмотрению
20.06.2016Рассмотрение дела по существу
23.06.2016Рассмотрение дела по существу
27.06.2016Вручение копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
29.06.2016Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
08.07.2016Вступление постановления (определения) в законную силу
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее