Дело № 2-470/2021
УИД 18 RS0011-01-2021-000409-53
Решение Именем Российской Федерации
08 апреля 2021 года г. Глазов УР
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего - судьи Самсонова И.И.,
при секретаре Бабинцевой Н.Г.,
с участием представителя ответчика ТСЖ «Керамика» - Семеновой Л.В., ответчиков Федоровой Н.В., Уткина В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 11 по Удмуртской Республике к Товариществу собственников жилья «Керамика», Качелкинайте Л.Ю., Лысенко С.В., Симановой Т.К., Уткину В.Г., Федоровой Н.В. о ликвидации юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России №11 по Удмуртской Республике обратилась в суд с иском к Товариществу собственников жилья «Керамика», Качелкинайте Л.Ю., Лысенко С.В., Симановой Т.К., Уткину В.Г., Федоровой Н.В. о ликвидации юридического лица, мотивируя тем, что ТСЖ «Керамика» согласно сведениям ЕГРЮЛ зарегистрировано 24.12.2013 в Межрайонной ИФНС №2 по УР. 24.12.2013 МИФНС №2 по УР принято решение №962 от 24.12.2013 о государственной регистрации юридического лица при создании ТСЖ «Керамика». С 01.09.2015 регистрирующим органом на территории УР является МИФНС России №11 по УР. Председателем правления ТСЖ «Керамика» с 22.06.2020 является Семенова Л.В., зарегистрированная по адресу: УР, г.Глазов ул.Кирова. д.122 кв.65. учредителями ТСЖ являются: Качелкинайте Л.Ю., Лысенко С.В., Симанова Т.К., Уткин В.Г., Федорова Н.В. В протоколе №1 от 17.11.2013 г. в повестке дня общего собрания отсутствует вопрос «принятие решения о создании ТСЖ». Таким образом, ТСЖ «Керамика» при создании ТСЖ не соблюдены требования к составлению протокола. О ликвидации организации обратились члены правления ТСЖ «Керамика», указывая на то, что у ТСЖ в данное время нет возможности самостоятельно ликвидировать организацию. Истец изначально просил суд ликвидировать ТСЖ «Керамика», обязанность по ликвидации ТСЖ «керамика» возложить на учредителей товарищества: Качелкинайте Л.Ю., Лысенко С.В., Симанову Т.К., Федорову Н.В., Уткина В.Г.; обязать председателя ТСЖ «Керамика» Семенову Л.В. и учредителей товарищества утвержденный ликвидационный баланс и завершить ликвидационную процедуру в срок, не превышающий 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Глазовского районного суда УР от 17.03.2021 приняты измененные истцом в порядке ст.39 ГПК РФ исковые требования, в которых истец просит назначить ликвидатором ТСЖ «Керамика» Федорову Н.В. и обязать ее предоставить утвержденный ликвидационный баланс и завершить ликвидационную процедуру в срок, не превышающий 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
Истец – МИФНС России № 11 по УР в судебное заседание не явился, о времени месте его проведения уведомлены надлежащим образом, представили суду письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела без их участия.
Ответчики: представитель ТСЖ «Керамика» - Семенова Л.В., имеющая право действовать от имн6и ТСЖ без доверенности, также ответчик Федорова Н.В. и Уткин В.Г., каждый из них в отдельности, в судебном заседании исковые требования признали полностью, также представили суду письменные заявления с просьбой о принятии признания иска. В заявлении о признании иска указали, что последствия принятия признания иска, предусмотренные ст.39, 173 ГПК РФ, им разъяснены и понятны полностью. Также в порядке ст.68 ч.2 ГПК РФ пояснили, что не оспаривают факт создания Товарищества собственников жилья с нарушением требований закона – без постановки соответствующего вопроса в повестке дня, без наличия достаточного для принятия такого решения кворума и без подписания протокола общего собрания всеми участвовавшими в голосовании собственниками. Также пояснили, что в настоящее время наличие ТСЖ негативно сказывается на самих собственниках, которые активности вообще не проявляют, необходимые денежные средства не поступают, собрание провести не представляется возможным, в том числе о ликвидации ТСЖ. Просили суд принять признание ими исковых требований.
Ответчики Качелкинайте Л.Ю., Лысенко С.В., Симанова Т.К. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, каждая из них в отдельности, надлежащим образом. Каких-либо ходатайств, заявлений в адрес суда не направляли.
Ответчики неоднократно извещались о времени и месте рассмотрения дела по подтвержденным надлежащим образом местам регистрации (согласно ответам на запросы Отдела по вопросам миграции МО МВД России «Глазовский» и Управления по вопросам миграции МВД по Республике Коми). Судом по соответствующим адресам трижды направлялись судебные извещения, согласно возвращенной почтовой корреспонденции причиной невручения адресованной заказной судебной корреспонденции являлось всякий раз «истечение срока хранения». Каких-либо данных об иных местах жительства ответчиков материалы дела не содержат, суд такими сведениями не располагает.
В соответствии со ст.20 Гражданского Кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий.
Как следует из положений ст.2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 (ред. от 29.06.2015) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
То есть судебные извещения о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом положений Приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" направлялись по надлежащим почтовым адресам, в свою очередь неявка лица в почтовое отделение связи для получения корреспонденции не освобождает указанное лицо от ответственности, связанной с последствиями неполучения адресованной ему почты. Срок хранения почтовой корреспонденции применительно ко всем судебным заседаниям и всем извещениям ответчиков соответствует п.34 Правил, составляет не менее требуемых 7 дней с учетом предписанных правил исчисления указанных сроков (в календарных днях за исключением нерабочих праздничных дней, не включая день поступления и день возврата корреспонденции). Таким образом, Правила оказания услуг почтовой связи применительно к извещениям ответчиков Качелкинайте Л.Ю., Лысенко С.В, Симановой Т.К. нарушены не были.
Иными адресами ответчиков суд не располагает, оснований для направления корреспонденции по какому-либо иному (иным) адресам не имеется. Судом были приняты исчерпывающие меры, направленные на извещение ответчиков о времени и месте рассмотрения дела с их участием.
Последующее отложение рассмотрения дела создает угрозу нарушения конституционного права на судебную защиту, права истца на справедливое и своевременное рассмотрение дела по его исковому заявлению, что недопустимо.
В силу ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
По смыслу статьи 14 Международного пакта от 16.12.1966 «О гражданских и политических правах» лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства дела решается с учетом требований статей 167 и 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Невыполнение лицами, участвующими в деле, обязанности известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин дает суду право рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу пункта 1 статьи 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ).
Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу (п. 63).
Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения (п. 67 Пленума).
Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное (п. 68 Пленума).
Суд находит извещение ответчиков о времени и месте рассмотрения гражданского дела с их участием надлежащим и в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие ответчиков Качелкинайте Л.Ю., Лысенко С.В, Симановой Т.К.
Суд, выслушав ответчиков, пришел к следующим выводам.
В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Согласно ст.39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Последствия принятия признания иска судом ответчику разъяснены и полностью понятны.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В силу ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Однако, поскольку признание иска ответчиков – ТСЖ «Керамика», Федоровой Н.В. и Уткина В.Г. поступило не от всех ответчиков, суд принимает решение на основании исследования всех материалов дела в их совокупности.
Согласно п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В силу п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: Удмуртская Республика, г.Глазов, ул.Кирова, д.122 проведено собрание в очной форме, оформленное протоколом № 1 от 17.11.2013 (л.д. 49-51), из которого следует, что собственниками помещений многоквартирного дома были приняты решения, в том числе, о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья, утверждении его Устава. При этом решение о создании товарищества собственников жилья собственниками не принимались, на повестку дня общего собрания собственников помещений такой вопрос не выносился.
17.12.2013 Лысенко С.В., Качелкинайте Л.Ю., Федорова Н.В., Уткин В.Г., Симанова Т.К. обратилась в МИФНС России № 2 по УР с заявлением о государственной регистрации юридического лица при создании, к заявлению о государственной регистрации юридического лица при его создании были приложены, в том числе, вышеуказанный протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 17.11.2013, учредительные документы юридического лица, сведения об учредителях юридического лица, сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, сведения о видах экономической деятельности, квитанция об оплате государственной пошлины (л.д. 9-34).
Перечень собственников МКД Кирова 122, принявших участие в общем собрании собственников жилья содержится в списке (л.д. 56-81).
ТСЖ «Керамика» (ОГРН 1131837001526, ИНН 1837012243) на основании вышеуказанных представленных документов было зарегистрировано 24.12.2013, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 27.01.2021, из содержания которого следует, что одним из документов, послуживших основанием для государственной регистрации юридического лица, является протокол общего собрания собственников помещений от 17.11.2013 № 1 (л.д. 82-88).
Данные обстоятельства достоверно установлены в судебном заседании пояснениями истца, ответчиков, представленными доказательствами и сторонами не оспариваются.
Согласно ст.44 Жилищного кодекса Российской федерации (далее – «ЖК РФ») Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом.
Как следует из ст.45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу ст.46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов. Число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Товарищество собственников жилья имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты. В случае выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о государственной регистрации товарищества собственников жилья органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, товариществом собственников жилья представляются в орган государственного жилищного надзора сведения о выборе способа управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья и уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу ст.136 ЖК РФ собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Решение о создании товарищества собственников жилья принимается собственниками помещений в многоквартирном доме на их общем собрании. Такое решение считается принятым, если за него проголосовали собственники помещений в соответствующем многоквартирном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в таком доме. Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества собственников жилья и об утверждении его устава, подписывается всеми собственниками помещений в многоквартирном доме, проголосовавшими за принятие таких решений. Государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц. При государственной регистрации товарищества собственников жилья представляются протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором приняты решения о создании товарищества и об утверждении его устава, и устав товарищества, а также сведения о лицах, проголосовавших на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме за создание товарищества собственников жилья, о принадлежащих этим лицам долях в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
На основании п. 1 ст. 141 ГК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется на основании и в порядке, которые установлены гражданским законодательством.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
В силу ст. 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация осуществляется федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган), уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».
Согласно п. 1 Положения Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов. Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
Аналогичные положения установлены ст.2 ФЗ № 129.
В силу п. 2 ст. 25 Федерального закона № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей.
Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;
г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
д) документ об уплате государственной пошлины.
Судом установлено, что ТСЖ «Керамика» было зарегистрировано налоговым органом 24.12.2013 в ЕГРЮЛ с присвоением ОГРН 1131837001526, ИНН 1837012243 на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома от 17.11.2013 № 1.
Вместе с тем, ТСЖ «Керамика» было зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц с грубым нарушением действовавшего законодательства, поскольку вопреки установленным императивным требованиям закона решение о создании товарищества собственников жилья собственниками МКД Кирова № 122 г.Глазова УР не принималось, в повестке общего собрания собственников помещений не поименовано, решение в этой части отсутствует. В связи с чем решение о выборе способа управления – товарищества собственников жилья и дальнейшем утверждении Устава правового значения не имели и не свидетельствуют о соблюдении установленного законом порядка принятия решения о создании товарищества собственников жилья.
Помимо этого протокол общего собрания собственниками помещений МКД Кирова 122 не подписан. В протоколе не приведено количество голосов собственников помещений с выражением к площади голосующих помещений.
При таких обстоятельствах у регистрирующего органа в сущности отсутствовали правовые основания для регистрации товарищества собственников жилья в качестве самостоятельного юридического лица, однако по факту такая регистрация была осуществлена, очевидно с грубым нарушением законодательства при создании юридического лица, что влечет необходимость его ликвидации в судебном порядке, поскольку в ином порядке разрешение данного вопроса не представляется возможным.
Пунктом 5 ст.61 ГК РФ установлено, что решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В соответствии с п.3 ст.62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
Председателем правления ТСЖ «Керамика» на момент рассмотрения спора является Семенова Л.В., остальные ответчики являются учредителями ТСЖ «Керамика».
В силу ст.141 ЖК РФ ликвидация товарищества собственников жилья осуществляется в порядке и по основаниям ст.ст. 61-65 ГК РФ.
Принудительная ликвидация производится по решению суда, принятому в соответствии с положениями п. 2 ст. 61 ГК РФ.
Порядок ликвидации товарищества собственников жилья как юридического лица, установлен ст. 63 ГК РФ и включает в себя несколько этапов, перечисленных в данной норме закона.
В силу п. 8.1, 9.1, 11.1, Устава ТСЖ «Керамика» органами управления товарищества являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества. Руководство текущей деятельностью товарищества осуществляется Правлением Товарищества (л.д. 35-48).
Таким образом, при ликвидации товарищества в судебном порядке на ответчиков как на учредителей товарищества должна быть возложена обязанность ликвидировать организацию в установленном законом порядке.
В пункте 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» указано, что суд также вправе назначить ликвидатора, если при вынесении решения о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в статье 61 ГК РФ (далее - решение о ликвидации юридического лица, решение о его ликвидации), придет к выводу о невозможности возложения обязанности по ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.
Согласно п.10 данного письма ликвидатором может быть назначено физическое лицо (в том числе лицо, не обладающее статусом арбитражного управляющего) с его согласия по предложению органа, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о ликвидации юридического лица.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16.02.2006 № 51-О, закон закрепил необходимость проведения мероприятий, направленных на прекращение деятельности юридического лица, в специальном порядке и в определенные сроки. Для этого в Гражданском Кодексе предусмотрено создание специального органа – ликвидационной комиссии (ликвидатора), полномочия которых обусловлены непосредственно целями ликвидации.
Таким образом, исходя из признания иска Федоровой Н.В, т.е. непосредственном получении от нее согласия принять функции ликвидатора для завершения ликвидационной процедуры, подлежат удовлетворению и исковые требования инспекции о возложении обязанности по ликвидации товарищества собственников жилья на учредителей ТСЖ «Керамика» с назначением ликвидатора – физического лица Федоровой Н.В.. и возложением на нее обязанности предоставить утвержденный ликвидационный баланс и завершить ликвидационную процедуру в срок, не превышающий 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Истец по правилам п.19 ч.1 ст.333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины за обращение в суд общей юрисдикции, в этой связи с учетом удовлетворения исковых требований, с каждого из ответчиков в равных частях подлежит взысканию государственная пошлина в размере по 50 рублей (300/6).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 11 по Удмуртской Республике к Товариществу собственников жилья «Керамика», Качелкинайте Л.Ю., Лысенко С.В., Симановой Т.К., Уткину В.Г., Федоровой Н.В. о ликвидации юридического лица удовлетворить.
Ликвидировать Товарищество собственников жилья «Керамика», ОГРН 1131837001526, ИНН 1837012243.
Обязанность по ликвидации Товарищества собственников жилья «Керамика», ОГРН 1131837001526, ИНН 1837012243 возложить на учредителей товарищества: Качелкинайте Л.Ю., Лысенко С.В., Симанову Т.К., Федорову Н.В, Уткина В.Г..
Назначить ликвидатором Товарищества собственников жилья «Керамика», ОГРН 1131837001526, ИНН 1837012243 Федорову Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> Молдавии, ИНН №, и обязать ее предоставить утвержденный ликвидационный баланс и завершить ликвидационную процедуру в срок, не превышающий 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Товарищества собственников жилья «Керамика», ОГРН 1131837001526, ИНН 1837012243 в пользу Муниципального образования «Город Глазов» государственную пошлину в размере 50 (пятьдесят) рублей 00 копеек.
Взыскать с Качелкинайте Л.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки г.ФИО5, в пользу Муниципального образования «Город Глазов» государственную пошлину в размере 50 (пятьдесят) рублей 00 копеек.
Взыскать с Лысенко С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки г.ФИО6, в пользу Муниципального образования «Город Глазов» государственную пошлину в размере 50 (пятьдесят) рублей 00 копеек.
Взыскать с Симановой Т.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки д.В.<адрес> Удмуртской ФИО10, в пользу Муниципального образования «Город Глазов» государственную пошлину в размере 50 (пятьдесят) рублей 00 копеек.
Взыскать с Уткина В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д.<адрес> Удмуртской ФИО10, в пользу Муниципального образования «Город Глазов» государственную пошлину в размере 50 (пятьдесят) рублей 00 копеек.
Взыскать с Федоровой Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> Молдавии в пользу Муниципального образования «Город Глазов» государственную пошлину в размере 50 (пятьдесят) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде путем подачи жалобы через Глазовский районный суд Удмуртской Республики.
В окончательной форме решение суда изготовлено 12.04.2021.
Судья: И.И. Самсонов