Решение по делу № 33-746/2016 от 02.09.2016

Судья <...>

Дело № 33-746/2016

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 сентября 2016 года                                                                                  г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Гаврикова И.В.,

судей Кнепмена А.Н., Добробабина Д.А.,

при секретаре Шаховой И.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению С., Ю., О., В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего А., общества с ограниченной ответственностью «Стройэлитцентр» к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации о возложении обязанности произвести выплату денежных средств по жилищному сертификату,

по апелляционной жалобе Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 02.08.2016, которым удовлетворены исковые требования С., Ю., О., В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего А., общества с ограниченной ответственностью «Стройэлитцентр» к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств.

С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Стройэлитцентр» за счёт средств федерального бюджета взысканы денежные средства в размере                 <...> руб. по сертификату о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения от 19.02.2015 № <...>, выданному С., в соответствии с договором купли-продажи жилого помещения от 06.08.2015 путём перечисления на лицевой счёт общества с ограниченной ответственностью «Стройэлитцентр» № <...>, открытый в Хабаровском филиале АКБ «<...>».

Заслушав доклад судьи Гаврикова И.В., пояснения представителя ответчика Цепляевой О.В., представителя истцов Пекарь М.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

С., Ю.., О.., В.., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего А. обратились в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании денежных средств по жилищному сертификату.

Указывая, что С.., Ю., О., В. А. включены в списки граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации на территории ЕАО в 2013 году. 19.02.2015 указанным гражданам выдан сертификат № <...> о предоставлении выплаты денежных средств на сумму <...> руб. на приобретение жилого помещения. 06.08.2015 между указанными истцами и обществом с ограниченной ответственностью «Стройэлитцентр» (далее - ООО «Стройэлитцентр») заключён договор купли-продажи квартиры, согласно которому они приобрели в собственность квартиру, расположенную по адресу: ЕАО, <...>. Стоимость квартиры составила <...> руб.

25.12.2015 ОГКУ «МФЦ в ЕАО» принято решение о перечислении денежных средств продавцу жилого помещения. Вместе с тем до настоящего времени выплата по сертификату не произведена.

Просили взыскать с ответчика денежные средства в размере <...> руб. по сертификату от 19.02.2015 № <...> о предоставлении выплаты денежных средств на приобретения жилого помещения, выданного С., в соответствии с договором купли-продажи квартиры от 06.08.2015 путём перечисления на лицевой счёт № <...>. открытый в Хабаровском филиале АКБ «<...>».

Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и управление архитектуры и строительства правительства ЕАО, изменено процессуальное положение ООО «Стройэлитцентр» с третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца на третье лицо, заявляющее самостоятельные требования.

Решением Биробиджанского районного суда ЕАО от 02.08.2016 исковые требования удовлетворены, при этом суд исходил из того, что финансирование мероприятий по оказанию мер государственной поддержки гражданам является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется путём предоставления из федерального бюджета бюджету ЕАО иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года.

Не согласившись с решением суда, Минфин России обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права, недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований истца.

Указывает, что Российская Федерация в лице Минфина России не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в 2015, 2016 годах в полном объёме выполнила свои обязательства по доведению бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств главному распорядителю - Минстрою России на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в 2013 от ЧС в ЕАО.

Сертификат, подтверждающий право на предоставление выплаты, выдаётся ОГКУ «МФЦ в ЕАО» и является именным документов, гарантирующим, что продавцу жилого помещения будет перечислена сумма выплаты, причитающаяся конкретному получателю выплаты, следовательно, ОГКУ «МФЦ в ЕАО» является гарантом перечисления денежных средств конкретному получателю выплат. При наличии денежных средств в 2015 и 2016 годах, перечисление на указанные цели ОГКУ «МФЦ в ЕАО» не осуществлялось. Таким образом, РФ в лице Минфина России не может нести ответственность за неправомерные действия ОГКУ «МФЦ в ЕАО».

Возражений относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, не представлено.

В судебное заседание истцы С., Ю. О.., В. действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего А.., представители третьих лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, управления архитектуры и строительства правительства ЕАО, комитета социальной защиты населения правительства ЕАО, ОГКУ «МФЦ в ЕАО», ООО «Стройэлитцентр» не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.

В судебном заседании представитель ответчика Цепляева Ю.В. доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала. Просила решение районного суда отменить, жалобу удовлетворить.

Представитель истца Пекарь М.А. с доводами апелляционной жалобы не согласилась. Просила решение районного суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в апелляционной инстанции, судебная коллегия по гражданским делам суда ЕАО не находит оснований для отмены судебного акта.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Указом Президента РФ от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» Правительству РФ поручено решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Согласно ч. 1 ст. 3, подп. «а», «б» п. 1 ст. 5 закона ЕАО от 17.03.2014№ 477-ОЗ «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году» (далее - закон ЕАО от 17.03.2014№ 477-ОЗ) меры государственной поддержки гражданину, являющемуся собственником жилого помещения, которое признано утраченным, предоставляются по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения либо предоставления выплаты денежных средств на строительство жилья.

При предоставлении мер государственной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены, учитываются в формах предоставления жилья и предоставления выплаты денежных средств на строительство жилья норматив общей площади жилого помещения 33 кв.м. - для одиноко проживающего гражданина, 42 кв.м. - на семью из 2 человек и по 18 кв.м. - 1 человека при численности членов семьи 3 и более человека. При предоставлении выплаты денежных средств на строительство стоимость 1 кв.м. общей площади жилого помещения составляет 30 000 руб.

Постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013№ 539-пп утверждён Порядок предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного (далее - Порядок).

Из положений п.п. 19, 25 Порядка следует, что ОГКУ «МФЦ» на основании списков и документов, предусмотренных п. 11 Порядка, формирует дело гражданина и производит расчёт выплаты. Выдача сертификата, подтверждающего право на предоставление выплаты, осуществляется в пределах выделенных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для реализации меры социальной поддержки. Выплата предоставляется получателю в безналичной форме путём перечисления денежных средств на счёт продавца жилого помещения.

Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010№ 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года (далее - Правила)

Согласно положениям п.п. 4, 11 Правил (Приложение № 11(1) к федеральной программе «Жилище» на 2011-2015 годы) предоставление трансфертов бюджетам субъектов РФ осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы на цели, указанные в п. 1 Правил, и согласно распределению, приведённому в приложении № 4 к указанной Программе.

Следовательно, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств в виде иных межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабны наводнением в 2013 году.

В соответствии со ст. 74 БК РФ порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом.

В данном случае финансовым органом является Минфин России, которое доводит бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств до главного распорядителя - Минстроя РФ, который в свою очередь, распределяет межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, С. имеет право на меру государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения общей площадью <...> кв.м. взамен утраченного в результате крупномасштабного наводнения 2013 года.

19.02.2015 ей выдан сертификат о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения общей площадью <...> кв.м. в размере <...> рублей.

06.08.2015 между ООО «Стройэлитцентр» (продавец) и С.., Ю.., О.., В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего А. (покупатели) заключён договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: ЕАО, <...>.

Согласно п. 4 договора стоимость указанной квартиры составила <...> рублей. Указанная сумма оплачивается покупателем по сертификату о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения от 19.02.2015 № <...> за счёт средств федерального бюджета, как гражданина, у которого жилое помещение, принадлежащее ему на правое собственности, повреждено в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, и признано в установленном порядке непригодным для проживания. Перечисление денежных средств по сертификату осуществляется ОГКУ «МФЦ» на расчётный счёт продавца - № <...> открытого в Хабаровском филиале АКБ «<...>)» в течение 17 рабочих дней со дня предоставления покупателем настоящего договора, прошедшего государственную регистрацию.

12.08.2015 С., Ю., О.., В., А. выданы свидетельства о государственной регистрации права на указанный объект недвижимости.

Как следует из сообщения ОГКУ «МФЦ в ЕАО» от 25.12.2015, перечисление денежных средств продавцу жилого помещения в соответствии с сертификатом от 19.02.2015 № <...> будет произведено при поступлении финансирования на указанные цели из федерального бюджета.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами закона, пришёл к правильному выводу о том, что финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации. Отсутствие финансирования из средств федерального бюджета не может являться основанием для лишения С. и членов её семьи мер государственной поддержки.

Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, приведённую в суде первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке и направлены на иную оценку надлежаще исследованных судом первой инстанции доказательств, поэтому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.

При рассмотрении спора судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно статье 330 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 02.08.2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-746/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Смирнова Г.Н.
Вишнякова А.В.
Вишняков С.А.
ООО "Стройэлитцентр"
Смирнов Ю.И.
Смирнова О.Ю.
Ответчики
РФ в лице Министерства финансов
Другие
Пекарь М.А.
ОГКУ "МФЦ в ЕАО"
Комитет социальной защиты населения Правительства ЕАО
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
Управление архитектуры и строительства Правительства ЕАО
Суд
Суд Еврейской автономной области
Дело на сайте суда
os.brb.sudrf.ru
30.09.2016Судебное заседание
05.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее