Решение по делу № 2-1831/2024 от 04.07.2024

Дело № 2-1831/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

8 августа 2024 года                                               г. Волгоград

Тракторозаводский районный суд г.Волгограда в составе:

председательствующего судьи Панчишкиной Н.В.,

при секретаре судебного заседания Скибиной Е.А.,

с участием представителя ответчика Поповой Д.А., действующего на основании доверенности от 14 декабря 2022 года Николенко С.А.,

ответчика Поповой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения» к Поповой Дине Аркадьевне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, пени,

установил:

ООО «Концессии теплоснабжения» обратилось в суд с иском о взыскании с Поповой Д.А. задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 84 347 рублей 47 копеек, пени в размере 63 807 рубля 74 копеек, расходов по оплате государственной пошлины в размере 4163 рублей 00 копеек. В обосновании исковых требований указав, что ответчик является собственником квартиры, расположенной по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ и потребителем услуг по горячему водоснабжению и отоплению, поставляемых ООО «Концессии теплоснабжения». Однако за период с 01 ноября 2020 года по 31 января 2022 года ответчик не выполняла обязательства по оплате коммунальных услуг, в связи с чем за ней образовалась задолженность в размере 84 347 рублей 47 копеек, начислены пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг в размере 63 807 рубля 74 копеек по состоянию на 01.01.2022 года. На основании постановления администрации Волгограда от 16 сентября 2016 года №1425 ООО «Концессия теплоснабжения» является коммунальным оператором, осуществляющим поставку тепловой энергии юридическим и физическим лицам на территории города Волгограда, в том числе по указанному выше указанному адресу. Судебный приказ о взыскании с Поповой Д.А. в пользу ООО «Концессии теплоснабжения» задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, был отменен определением мирового судьи на основании заявления Поповой Д.А. Поскольку после отмены судебного приказа Попова Д.А. задолженность по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению не погасила, ООО «Концессии теплоснабжения» обратилось в суд с настоящим исковым заявлением.

Представитель истца - ООО «Концессии теплоснабжения» в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежаще, ходатайствует о рассмотрении спора в его отсутствие.

Ответчик Попова Д.А. и ее представитель в судебном заседании исковые требования не признали, просили отказать в их удовлетворении, ссылаясь на то, что спорная квартира ответчика отключена от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения, поэтому Попова Д.А. не является потребителем коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению и плата за соответствующие коммунальные услуги начисляться не может.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел спор в отсутствие неявившегося истца.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования ООО «Концессии теплоснабжения» обоснованными, основанными на законе и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Пунктом 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

На основании части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 2, 5, 6, 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы горячего водоснабжения и отопления, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации одного многоквартирного дома, находящиеся в границах земельного участка, на котором расположен этот дом. Внешней границей сетей тепло-, водоснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.

    Положениями статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Аналогичная позиция отражена в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», которым разъяснено, что сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение.

    Таким образом, именно собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы, предусмотренные статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальные услуги, включающие в себя, в томе числе, плату за холодную воду, горячую воду, тепловую энергию, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Моментом возникновения обязанностей по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников жилых помещений и пользователей возникает с момента права собственности на жилое помещение. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Жилищным кодексом Российской Федерации установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги (пункт 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области от 25 июля 2012 года №4/1 «Об утверждении нормативов потребления населением коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области» утверждены нормативы потребления населением коммунальных услуг и коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению при отсутствии приборов учета на территории Волгоградской области.

В соответствии с частями 1-7 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующих случаях: 1) при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса; 2) при прекращении заключенных в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, между управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (далее также - договор ресурсоснабжения), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации, регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от исполнения договора ресурсоснабжения; 3) если между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключены договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.

Ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения заключенных с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами при наличии у лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, признанной им или подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения или договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, независимо от факта последующей оплаты данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, за исключением случая полного погашения данной задолженности лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, до вступления в законную силу судебного акта.

Об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами уведомляют способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, в том числе с использованием системы, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, и орган государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации. Уведомление, направленное по адресу лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, указанному в едином государственном реестре юридических лиц или едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, считается полученным лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, даже если оно фактически не находится по указанному адресу.

По истечении тридцати дней с даты направления лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом, предусмотренного частью 3 настоящей статьи уведомления договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается прекращенным полностью, а договор ресурсоснабжения считается прекращенным в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и продолжает действовать в части приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными    отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами считаются заключенными в указанном случае со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно в соответствии с требованиями пункта 2 части 7 настоящей статьи.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по    обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными    отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по    обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником    помещения    в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными    отходами считаются заключенными со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно: 1) в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. 2) в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, по истечении тридцати дней с даты направления предусмотренного частью 3 настоящей статьи уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами лицу, осуществляющему управление многоквартирным домом.

Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В судебном заседании не оспаривалось, что на основании Постановления администрации Волгограда от 16 сентября 2016 года №1425 ООО «Концессии теплоснабжения» является коммунальным оператором, осуществляющим поставку тепловой энергии юридическим и физическим лицам на территории города Волгограда.

Согласно официальным данным сайта ГИС ЖКХ, управляющей компанией многоквартирного дома ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ является ООО «УК «ТЗР».

Помимо этого, 17 февраля 2010 года в многоквартирном доме по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ создано ТСЖ «Баумана 4 «а», председателем которого является ответчик Попова Дина Аркадьевна.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права, ответчик Попова Д.А. с 2000 года является собственником квартиры ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ дома ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ.

Как усматривается из сообщения ОАСР УВМ ГУ МВД России по Волгоградской области, ответчик Попова Д.А. значится зарегистрированной в указанном жилом помещении с 19.01.2001 года.

На имя ответчика открыт абонентский лицевой счет №1261271807 на квартиру ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ дома ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ.

Из искового заявления следует, что в период с 01 ноября 2020 года по 31 января 2022 года Попова Д.А. не вносила оплату за поставленные ООО «Концессии теплоснабжения» коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению, в связи с чем за ней образовалась задолженность.

Стороны не оспаривали, что мировым судьей судебного участка №114 Волгоградской области с Поповой Д.А. в пользу ООО «Концессии теплоснабжения» была взыскана задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги за период с 01 ноября 2020 года по 31 января 2022 года, однако на основании возражений Поповой Д.А. указанный судебный приказ был отменен.

Доказательств того, что после отмены судебного приказа Попова Д.А. задолженность за горячее водоснабжение и отопление погасила, не представлено.

Из расчета представленного истцом следует, что за ответчиком за период с 01 ноября 2020 года по 31 января 2022 года имеется задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг (отопления и горячего водоснабжения) в сумме 84 347 рублей 47 копеек.

06 октября 2014 года между ОАО «Волгоградгоргаз» и Поповой Д.А. был заключен договор №146506/4551 о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и/или внутриквартирного газового оборудования, расположенного в жилом помещении по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ.

В соответствии с представленной рабочей документацией и техническими условиями, в квартире ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ дома ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ установлено внутреннее газооборудование, квартира находится на автономном теплоснабжении.

Уведомлением от 28 октября 2014 года председатель ТСЖ «Баумана, 4А» Попова Д.А. сообщила руководителю МУП «Коммунальное хозяйство» о том, что с 05 октября 2014 года требуется исключить, в том числе квартиру ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ из общей площади дома, используемой для начисления коммунальных платежей за отопление и горячее водоснабжение. С 05 октября 2014 года начисление платы за отопление и горячее водоснабжение квартиры ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ дома ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ не производились.

Согласно акту обследования от 1 марта 2023 года, составленному комиссией в составе инженера ООО «Концессии теплоснабжения» Лукьяниной Т.Н., председателем ТСЖ «Баумана 4 «а» Поповой Д.А. в жилой квартире ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ для отопления и ГВС установлен индивидуальный газовый котел, в жилой квартире проходят домовые трубопроводы отопления на 1 этаже под потолком в частичной изоляции; стояки центрального отопления и ГВС отключены с видимым разрывом.

Сторонами не оспаривалось, что истец в соответствии с требованиями статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации перешел на прямые договора с собственниками помещений в порядке, установленном законом и оснований не принимать данные обстоятельства у суда не имеется.

С вступлением 03 апреля 2018 года в силу поправок в ЖК РФ собственники помещений в многоквартирных домах в соответствии с пунктом 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации получили право заключать договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. То есть, те многоквартирные дома, собственники помещений в которых изъявили желание воспользоваться предоставленным правом, вносят плату за водоснабжение и водоотведение напрямую на счета ООО «Концессии водоснабжения», минуя расчетные счета управляющих компаний и товариществ собственников жилья.

Таким образом, поскольку истцом были предоставлены коммунальные услуги по горячему водоснабжению и отоплению, у ответчика возникла обязанность производить оплату за поставленные услуги истцу.

Факт не заключения письменного договора, являющегося в силу закона публичным договором, не свидетельствует о незаконности действий истца по начислению платы за предоставляемую услугу в установленном законом порядке и размере.

Согласно части 6 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами заключаются на неопределенный срок в соответствии с типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.

В пункте 30 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», регламентировано, что договор считается заключенным потребителем с соответствующим исполнителем с даты начала предоставления коммунальных услуг. Отсутствие письменного договора с ресурсоснабжающей организацией не освобождает ответчика от обязанности оплаты оказанной коммунальной услуги непосредственно исполнителю.

Сам по себе факт отсутствия договора в письменном виде не имеет правового значения применительно к спорным правоотношениям, поскольку в силу прямого указания закона данное обстоятельство не является основанием для освобождения от обязанности по внесению платежей по оплате спорных коммунальных услуг. Иное означало бы неосновательное обогащение лица, не заключившего договор, за счет других лиц, с которыми такой договор заключен.

Согласно статьи 13 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения. Договор водоснабжения является публичным договором.

В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные статьями 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В пункте 9 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что потребителем тепловой энергии признается лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.

В пункте 2 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.

В силу пунктов 4, 5 и 14 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» система теплоснабжения - это совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями. Под теплопотребляющей установкой понимается устройство, предназначенное для использования тепловой энергии, теплоносителя для нужд потребителя тепловой энергии, а под тепловой сетью - совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок. Как правило, нахождение транзитного трубопровода является объективной необходимостью и обусловлено техническим, технологическим и конструктивным устройством жилого дома. Транзитные трубопроводы являются составляющей системы теплоснабжения (тепловой сети) дома.

В соответствии со статьей 15.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды (часть 1).

Существенные условия договора теплоснабжения и поставки горячей воды устанавливаются Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 3).

В силу абзаца 15 пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354, потребителем - лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Согласно пункту 37 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27 ноября 2019 года, отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.

Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота («ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования», введен в действие приказом Росстандарта от 30 июня 2015 года №823-ст).

По общему правилу, отказ собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению, как и полное исключение расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии, не допускается. Указанная презумпция может быть опровергнута отсутствием фактического потребления тепловой энергии, обусловленным, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления (неотапливаемое помещение).

С 2014 года ответчик фактически тепловую энергию для обогрева принадлежащего ей жилого помещения, как и горячее водоснабжение, не потребляет. В квартире ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ дома ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ не имеется централизованной системы отопления и горячего водоснабжения.

Вместе с тем, сторона ответчика подтвердила в судебном заседании, что многоквартирный дом ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ имеет отапливаемые нежилые помещения, в том числе подъезды; в многоквартирном доме имеются стояки внутридомовой системы отопления и подводящие трубы к радиаторам, стояки горячего водоснабжения.

В соответствии с частью 1 статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Истец, производя расчет задолженности, не учел того, что ответчик не является потребителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению в спорной квартире.

Следовательно, с учетом вышеприведенных норм закона, оснований для взыскания с Поповой Д.А. задолженности по горячему водоснабжению, по отоплению, начисленной в связи с индивидуальным потреблением данных коммунальных услуг, не имеется.

С учетом изложенных обстоятельств, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по отоплению, начисленную на общедомовые нужды, поскольку Попова Д.А. в силу закона должна нести расходы по содержанию общедомового имущества.

При таких данных суд считает необходимым взыскать Поповой Дины Аркадьевны в пользу общества с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения» задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг (отопление на общедомовые нужды) за период с 01 ноября 2020 года по 31 января 2022 года в размере 2 783 рублей 20 копеек, согласно следующему расчету: (278 рублей 32 копейки *6) + (287,46 *2) +264,44+158,93, где 278,32, 287,46, 264,44, 158,93 - стоимость услуги за отопление на общедомовые нужды с учетом тарифа, норматива и площади в месяц; 6 и 2 количество месяцев.

Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Представленная Поповой Д.А. справка за подписью Самохиной Е.Д. об отсутствии у Поповой Д.А. задолженности за коммунальные услуги, используемые на содержание общего имущества, не может быть положена в основу решения об отказе в иске, поскольку ТСЖ «Баумана «4» не является поставщиком спорной услуги, а, следовательно, указанная справка не отвечает критериям допустимости доказательства, установленного ст. 60 ГПК РФ.

При этом суд учел, что начисления платы за отопление (общедомовые нужды) производились истцом в соответствии с нормами действующего законодательства согласно формуле 2 (3) Приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Контр расчет задолженности ответчиком не представлен.

    На основании пункта 50 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить исполнителю пени в размере, установленном частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает обязанность лиц, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм, за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.

В связи с тем, что ответчик не исполняла обязательства по оплате жилищно-коммунальных услуг надлежащим образом, то она должна нести ответственность за несвоевременное исполнение обязательств по оплате.

Согласно представленному истцом расчету, размер пени за нарушение ответчиком сроков оплаты коммунальной услуги в виде отопления и ГВС по состоянию на 01 января 2022 года составляет 63 807 рубля 74 копеек (л.д.10).

Что касается периода пени, то при ее расчете истец не учел наличие введенного Постановлением Правительства РФ моратория.

Федеральным законом от 14.03.2022 N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство уполномочено вводить мораторий в 2022 г. на взыскание пеней.

Подобный мораторий на пени и штрафы за просрочку по оплате взносов за жилье, капремонт и ЖКУ вводили во время пандемии. Он действовал с апреля 2020 года по 1 января 2021 года.

     На основании изложенного, учитывая, что указанный мораторий действует в отношении неустоек (пеней, штрафов), подлежавших начислению за период просрочки с 6 апреля 2020 г. до 1 января 2021 г., независимо от расчетного периода, по оплате, которой допущена просрочка, если сумма долга образовалась до 6 апреля 2020 г., требования истца о взыскании пеней за данный период, удовлетворению не подлежат.

Кроме этого, суд считает необходимым применить положения ст. 333 ГК РФ, к оставшимся требованиям о взыскании пени.

В пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что пеня, установленная частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена по инициативе суда, разрешающего спор (пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).

С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 2 Определения от 21 декабря 2000 года N 263-О, положения пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации содержат обязанность суда установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного, а не возможного размера ущерба.

Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, - на реализацию требования части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Следовательно, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения размера неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств независимо от того, является неустойка законной или договорной.

При этом, наличие оснований для снижения и определение критериев соразмерности определяются судом в каждом конкретном случае самостоятельно, исходя из установленных по делу обстоятельств.

Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства дела, период просрочки, оценив степень соразмерности суммы неустойки последствиям нарушенных ответчиком обязательств, а также принимая во внимание, что неустойка по своей природе носит компенсационный характер и не должна служить средством обогащения, приходит к выводу о необходимости снижения ее размера в порядке статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации до 100 рублей, отказав в удовлетворении остальной части данного требования.

Удовлетворяя частично исковые требования ООО «Концессии теплоснабжения», суд возмещает ему за счет ответчика понесенные судебные расходы.

Согласно части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

При этом, согласно разъяснениям, данным в абзаце 4 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102,103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статья 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) не подлежат применению при разрешении требования о взыскании неустойки, которая уменьшается судом в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательства, получением кредитором необоснованной выгоды (статья 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При обращении в суд с настоящим исковым заявлением ООО «Концессии теплоснабжения» были понесены расходы по оплате государственной пошлины в размере 4163 рублей 00 копеек.

С учетом того, что решение суда по настоящему делу состоялось в пользу истца, исковые требования удовлетворены частично, неустойка уменьшена судом в связи с несоразмерностью последствиям нарушения обязательства, суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере – 400 рублей пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения» к Поповой Дине Аркадьевне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, пени – удовлетворить частично.

Взыскать с Поповой Дины Аркадьевны, (паспорт ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Концессии теплоснабжения» задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг (отопление на общедомовые нужды) за период с 01 ноября 2020 года по 31 января 2022 года в размере 2 783 рублей 20 копеек, пени по состоянию на 01 января 2022 года частично в размере 100 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 400 рублей, отказав в оставшейся части требований.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения в Волгоградский областной суд через Тракторозаводский районный суд города Волгограда.

    Мотивированный текст решения изготовлен 15 августа 2024 года.

Судья:                                                      Н.В.Панчишкина

2-1831/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Концессии теплоснабжения"
Ответчики
Попова Дина Аркадьевна
Другие
Николенко Сергей Александрович
Суд
Тракторозаводский районный суд г. Волгоград
Судья
Панчишкина Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
trac.vol.sudrf.ru
04.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2024Передача материалов судье
08.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.08.2024Судебное заседание
08.08.2024Судебное заседание
15.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
05.10.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
28.10.2024Судебное заседание
28.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
08.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее