Дело: №2-578/2024
УИД: 18RS0024-01-2024-000770-75
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
5 сентября 2024 года <адрес>
Сарапульский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Старковой А.С.,
при секретаре ФИО1
с участием:
ст. пом. прокурора <адрес> УР ФИО3;
представителя ответчика Администрации МО «<адрес> Удмуртской Республики» - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> Удмуртской Республики к Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» об обязании провести мероприятия по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов,
установил:
<адрес> Удмуртской Республики обратился в Сарапульский районный суд УР с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» об обязании провести мероприятия по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> УР, в соответствии с требованиями СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21.
В обосновании иска указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства об обращении с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п.30 ст.32 Устава МО «<адрес> Удмуртской Республики», утвержденного решением Совета депутатов МО «<адрес> Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ №, указанные вопросы отнесены к полномочиям Администрации МО «<адрес> Удмуртской Республики».
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон №89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу содержания п.п. 1, 3, 4 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Соответственно, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
В соответствии с п. 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21), на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Пунктом 4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 установлено, что расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
В целях реализации возложенных законом полномочий постановлением Администрации МО «<адрес> Удмуртской Республики» от ДД.ММ.ГГГГ № в новой редакции утвержден Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории МО «<адрес> Удмуртской Республики».
В ходе проверки установлено, что общедоступные места (площадки) накопления ТКО, соответствующие санитарным требованиям, на территории <адрес> отсутствуют. При этом мест (площадок) накопления ТКО на территории населенного пункта не имеется и в указанном Реестре.
Таким образом, Администрацией МО «<адрес> Удмуртской Республики» в нарушение названных норм закона не приняты меры к обустройству мест (площадок) накопления ТКО на территории <адрес> и включению их в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Учитывая требования п.4 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 в <адрес> требуется обустройство не менее 2 мест (площадок) накопления ТКО. Так, например, согласно данным Интернет-ресурса «Яндекс карты» расстояние дороги по <адрес> в границах <адрес> составляет 1,08 км., а дороги по <адрес> – 1 км.
По фактам выявленных нарушений в адрес главы МО «<адрес> Удмуртской Республики» прокуратурой <адрес> внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором предложено устранить данные нарушения. Тем не менее, по результатам рассмотрения представления нарушения закона не устранены.
Отсутствие мест (площадок) накопления ТКО влечет загрязнение природной среды, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц. Круг лиц, чьи права, свободы и законные интересы нарушаются в данном случае определить невозможно.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, публично-правовых образований.
С учётом заявления об уточнении исковых требований, прокурор просит обязать Администрацию муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> Удмуртской Республики в соответствии с требованиями СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В судебном заседании ст. пом. прокурора <адрес> УР ФИО3 поддержал заявленные требования в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.
Ответчик Администрация муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ФИО2 в судебном заседании пояснила, что исковые требования с учётом их уточнения признает в полном объеме последствия признания иска, предусмотренные ст.39 ГПК РФ разъяснены и понятны, представила письменное заявление.
Из текста заявления представителя Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» ФИО2 следует, что последствия признания иска, установленные ст.ст. 39, 173, 198 ГПК РФ, ответчику разъяснены и понятны.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ суд не принимает признание иска ответчиком в случае, если это противоречит закону, нарушает права и интересы других лиц.
Признание иска ответчиком принимается судом, поскольку это не противоречит закону, не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.
В соответствии с ч.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Согласно ч.4 ст.198 ГК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска ответчиком и принятие его судом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> Удмуртской Республики к Администрации муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» об обязании провести мероприятия по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес> Удмуртской Республики» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории <адрес> Удмуртской Республики в соответствии с требованиями СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Апелляционная жалоба подается через Сарапульский районный суд Удмуртской Республики.
В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Старкова А.С.