УИД: 88RS0003-01-2019-000057-42
Дело № 2-39/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 июня 2019 г. Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,
с участием заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края
Белявской Т.В.,
при секретаре судебного заседания Мациюк А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-39/2019 по иску прокурора Эвенкийского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации п. Муторай об обязании размещения информации о деятельности органов местного самоуправления на официальном сайте,
УСТАНОВИЛ:
11.04.2019г. в Тунгусско-Чунский районный суд обратился прокурор Эвенкийского района Красноярского края в лице заместителя прокурора Эвенкийского района Белявской Т.В. с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации п. Муторай об обязании размещения информации о деятельности органов местного самоуправления на официальном сайте, мотивируя исковые требования следующим.
Прокуратурой Эвенкийского района с дислокацией в с. Ванавара проведена проверка деятельности администрации п. Муторай по соблюдению законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления.
В ходе проверки установлено, что у администрации п. Муторай собственный сайт в сети «Интернет» отсутствует, размещение информации осуществляется на сайте муниципального образования Эвенкийский муниципальный район по адресу www.evenkya.ru.
Иные сайты, где размещается в сети «Интернет» информация администрацией п. Муторай в результате поиска не индексируются.
На указанном сайте www.evenkya.ru администрацией п. Муторай размещены лишь общие сведения об органе МСУ, а также частично нормативно-правовые акты, что свидетельствует о неисполнение в полном объеме обязанности размещать информацию о деятельности органа местного самоуправления в сети «Интернет».
Неисполнение требований законодательства в части размещения на официальном сайте информации о деятельности органа МСУ нарушает право неопределенного круга лиц на доступ к информации, который предоставлен им действующим законодательством.
Частью 1 ст.23 Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлено, что решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.
В связи с выявленными нарушениями прокурор Эвенкийского района просит суд:
1. Обязать администрацию п.Муторай Эвенкийского района Красноярского края в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разместить в сети «Интернет» в полном объеме об указанном органе местного самоуправления информацию за период с 2017 года по апрель 2019 года, предусмотренную ч.1 ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно:
- сведения о полномочиях органа местного самоуправления, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;
- информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе: муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов; тексты проектов внесенных в представительные органы муниципальных образований порядок обжалования муниципальных правовых актов;
- информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе порядок и время приема граждан (физических лиц), а так же представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность.
- информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе порядок поступления граждан на муниципальную службу;
- сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы, условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления.
В судебном заседании заместитель прокурора Эвенкийского района Белявская Т.В. исковое заявление поддержала в полном объеме и просила его удовлетворить.
Ответчик – Администрация п. Муторай в лице главы Баснина Р.Л. уведомлен надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, извещением от 15.04.2019 №2-39/19-350, что подтверждается распиской о получении лично главой Басниным Р.Л., представил в суд заявление о рассмотрении дела без участия представителя Администрации п. Муторай.
Учитывая нормы гражданского процессуального права, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика Администрации п.Муторай, при имеющейся явке и на основании представленных в материалы дела доказательств.
Выслушав в судебном заседании доводы заместителя прокурора Эвенкийского района Белявской Т.В., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Эвенкийского района обоснованными, а иск подлежащим удовлетворению в полном объеме. К такому выводу суд приходит на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействиях коррупции» (далее - ФЗ № 273-ФЗ), одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – ФЗ № 8-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 и часть 1 статьи 2), закрепляет основные принципы обеспечения доступа к такой информации, относя к ним, в частности, ее открытость и доступность, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (пункт 1 статьи 4).
Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления согласно части 2 статьи 6 ФЗ № 8-ФЗ является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет».
В соответствии с ч. 2 ст. 9 ФЗ № 8-ФЗ, органы местного самоуправления в целях организации доступа к информации о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц. Права и обязанности указанных подразделений и должностных лиц устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регламентами органов местного самоуправления и (или) иными муниципальными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления.
Частью 1 статьи 10 ФЗ № 8-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальный сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта РФ, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Статьей 13 ФЗ № 8-ФЗ предусмотрен перечень необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет.
В соответствии с ч. 3 ст. 13 ФЗ № 8-ФЗ состав общедоступной информации, размещаемой органами местного самоуправления в сети «Интернет», в том числе информации, размещаемой в форме открытых данных (за исключением информации, указанной в части 7.1 статьи 14 настоящего Федерального закона), определяется соответствующими перечнями информации, предусмотренными статьей 14 ФЗ № 8-ФЗ.
Согласно частей 7, 8 статьи 14 ФЗ № 8-ФЗ, перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления. При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления определяются периодичность размещения информации в сети Интернет, сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации.
На основании части 6 статьи 52 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.12.2011 № 1624-О-О, такое законодательное регулирование направлено на создание условий (гарантий), обеспечивающих максимальную информационную открытость государственных органов и органов местного самоуправления для граждан и иных субъектов гражданского общества, и согласуется с принятой Советом Европы 27.11.2008 Конвенцией о доступе к официальным документам (преамбула, статья 3), в которой подчеркивается особое значение прозрачности деятельности государственных органов в плюралистическом и демократическом обществе и которая вместе с тем не исключает ограничений права на доступ к официальным документам при условии, что эти ограничения четко установлены законом, являются необходимыми и соразмерными целям защиты общепризнанных в демократическом обществе ценностей.
Статья 29 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законным способом.
В соответствии с ч. 11 ст. 8 ФЗ от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», граждане (физические лица) и организации (юридические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных данным ФЗ и другими ФЗ.
В отсутствие собственного сайта Администрации п.Муторай в сети Интернет, информация осуществляется на сайте муниципального образования Эвенкийский муниципальный район по адресу www.evenkya.ru.
Анализ представленных прокурором Эвенкийского района скриншотов с сайта www.evenkya.ru (л.д. 7-13) показал, что на данном сайте размещены лишь общие сведения об органе МСУ п. Муторай, а также частично нормативно-правовые акты, что свидетельствует о неисполнение в полном объеме обязанности размещать информацию о деятельности органа местного самоуправления п. Муторай в сети «Интернет».
Факт отсутствия собственного сайта Администрации п.Муторай в сети интернет зафиксирован также в акте проведенной проверки от 04.04.2019 г., подписанном представителем прокуратуры Эвенкийского района ( л.д. 6).
Таким образом, оценив в совокупности все исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что из-за отсутствия собственного сайта Администрации п. Муторай в сети Интернет нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение информации о деятельности органов местного самоуправления п. Муторай, ограничиваются их права на доступ к официальным документам, а также право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законным способом. Не размещением предусмотренной федеральным законодательством информации о деятельности органов местного самоуправления п. Муторай на странице, отведенной МСУ п. Муторай, на официальном сайте муниципального образования Эвенкийский муниципальный район по адресу www.evenkya.ru также нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на получение информации о деятельности органов местного самоуправления п.Муторай.
С учетом установленного, суд удовлетворяет иск прокурора Эвенкийского района в полном объеме.
Руководствуясь положениями части 2 статьи 206 ГПК РФ, предусматривающей право суда установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд считает разумным и достаточным для возложенной на ответчика обязанности указанный прокурором в исковом заявлении срок (три месяца с момента вступления решения суда в законную силу).
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части исковых требований.
На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков. Следовательно, Администрация п.Муторай должна быть освобождена от взыскания с неё судебных издержек. Поэтому, издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина по настоящему делу взысканию не подлежат.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковое заявление прокурора Эвенкийского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации п.Муторай об обязании размещения информации о деятельности органов местного самоуправления на официальном сайте – удовлетворить.
Обязать администрацию п.Муторай Эвенкийского района Красноярского края в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разместить в сети «Интернет» в полном объеме информацию об указанном органе местного самоуправления за период с 2017 года по апрель 2019 года, предусмотренную ч.1 ст.13 Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», а именно:
- сведения о полномочиях органа местного самоуправления, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;
- информацию о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе: муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов; тексты проектов внесенных в представительные органы муниципальных образований порядок обжалования муниципальных правовых актов;
- информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе порядок и время приема граждан (физических лиц), а так же представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность.
- информацию о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе порядок поступления граждан на муниципальную службу;
- сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления, квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы, условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы, номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления.
Решение суда может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы (представления) в апелляционную инстанцию Красноярского краевого суда через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Е.П. Кирпиченко
Мотивированное решение суда изготовлено и подписано 14.06.2019 г.