Дело № 3а-303/2020 (3а-1386/2019)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 апреля 2020 года г. Брянск
Брянский областной суд в составе
председательствующего Цуканова Д.А.
при секретаре Шалатоновой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гераськова Александра Николаевича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Управлению имущественных отношений Брянской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Гераськов А.Н., действуя через своего представителя Титченкова В.А., обратился в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Управлению имущественных отношений Брянской области, ссылаясь на то, что является собственником объектов недвижимости:
- административно-складского здания общей площадью 899,8 кв. м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 26 669 955 руб. 03 коп.;
- авторемонтного гаража общей площадью 313,4 кв. м с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 5 224 180 руб. 56 коп.;
- здания охраны общей площадью 9,5 кв. м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровой стоимостью 281 578 руб. 77 коп.
Согласно отчету об оценке № 05/11/2019 от 18.11.2019 г., выполненному ООО «Агентство недвижимости ГИП», рыночная стоимость данных объектов недвижимости составляет:
- административно-складского здания с кадастровым номером № – 7 397 358 руб.;
- авторемонтного гаража с кадастровым номером № – 2 100 438 руб.;
- здания охраны с кадастровым номером № – 90 086 руб.
Полагая, что кадастровая стоимость вышеуказанных зданий превышает их рыночную стоимость, чем нарушаются его права и законные интересы как плательщика налога на имущество, административный истец просит установить кадастровую стоимость:
- административно-складского здания общей площадью 899,8 кв. м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 7 397 358 руб., по состоянию на 01.01.2015 г.;
- авторемонтного гаража общей площадью 313,4 кв. м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 2 100 438 руб., по состоянию на 01.01.2015 г.;
- здания охраны общей площадью 9,5 кв. м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 90 086 руб., по состоянию на 01.01.2015 г.
Определением Брянского областного суда от 20.12.2019 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области исключено из числа административных ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Представителем административного ответчика – Управления имущественных отношений Брянской области - Семилёнковой Е.В. представлен отзыв, согласно которому Управление считает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему спору, возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Вместе с тем Управление не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Согласно возражениям представителя административного ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области Жензировой О.В. ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Брянской области не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости). Оснований для выводов о недостоверности отчета об определении рыночной стоимости объектов недвижимости, представленного административным истцом, у Филиала не имеется, проведение судебной экспертизы в целях определения рыночной стоимости спорных объектов недвижимости не требуется. Кадастровая стоимость объектов недвижимости определяется ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Брянской области в акте определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с утвержденной методикой на основании удельных показателей кадастровой стоимости 1 кв. м объекта недвижимости, утвержденных приказами Управления имущественных отношений Брянской области. ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Брянской области не является государственным органом или органом местного самоуправления, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Брянской области полагает себя ненадлежащим ответчиком по данному делу, в связи с чем просит отказать в удовлетворении заявленных в отношении него требований.
Административный истец Гераськов А.Н., его представитель Титченков В.А., представители административных ответчиков – Управления имущественных отношений Брянской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, представители заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Брянской городской администрации, Фокинского районного отдела судебных приставов г. Брянска УФССП России по Брянской области в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела.
Административный истец Гераськов А.Н., его представитель Титченков В.А., представители административных ответчиков – Управления имущественных отношений Брянской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, представители заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Брянской городской администрации, Фокинского районного отдела судебных приставов г. Брянска УФССП России по Брянской области представили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом требований ст. 150, ч. 4 ст. 247 КАС РФ суд считает возможным удовлетворить ходатайства административного истца Гераськова А.Н., его представителя Титченкова В.А., представителей административных ответчиков – Управления имущественных отношений Брянской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, представителей заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Брянской городской администрации, Фокинского районного отдела судебных приставов г. Брянска УФССП России по Брянской области и рассмотреть дело в их отсутствие, а также рассмотреть дело в отсутствие иных неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Гераськов А.Н. является собственником нежилого здания, наименование: административно-складское здание, количество этажей, в том числе подземных этажей: 3, в том числе подземных 1, площадью 899,8 кв. м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14.10.2019 г., кадастровая стоимость данного объекта, определенная по состоянию на 01.01.2015 г., составляет 26 669 955 руб. 03 коп.
Указанная кадастровая стоимость была утверждена актом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 01.11.2016 г. № 32/901/16-19588/1 филиала по Брянской области Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 01.11.2016 г.
Также Гераськов А.Н. является собственником нежилого здания, наименование: авторемонтный гараж, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, площадью 313,4 кв. м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14.10.2019 г., кадастровая стоимость данного объекта, определенная по состоянию на 01.01.2015 г., составляет 5 224 180 руб. 56 коп.
Указанная кадастровая стоимость была утверждена актом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 12.03.2018 г. № 32/301/18-5292 филиала по Брянской области Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 12.03.2018 г.
Кроме того, Гераськову А.Н. на праве собственности принадлежит нежилое здание, наименование: здание охраны, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, площадью 9,5 кв. м с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14.10.2019 г., кадастровая стоимость данного объекта, определенная по состоянию на 01.01.2015 г., составляет 281 578 руб. 77 коп.
Указанная кадастровая стоимость была утверждена актом определения кадастровой стоимости объектов недвижимости от 01.11.2016 г. № 32/901/16-19586/1 филиала по Брянской области Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Сведения о кадастровой стоимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 01.11.2016 г.
В соответствии с ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Поскольку пятилетний срок со дня внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости не истек, то срок обращения административного истца с данным административным иском не нарушен.
В силу ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с последующими изменениями).
Согласно абз. 8 ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Исходя из положений ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу положений ст.ст. 400 и 401 НК РФ физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.
По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база налога на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, признаваемого объектом налогообложения.
Учитывая, что результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих административному истцу на праве собственности, влияют на его права и обязанности как плательщика налога на имущество, то он вправе заявлять об установлении кадастровой стоимости данных объектов в размере рыночной стоимости.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 248 КАС РФ и статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренными этим Законом, признается достоверной и рекомендуемой, если не установлено иное (ст.12 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
При обращении с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости, в соответствии с требованиями пункта 4 части 2 статьи 246 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, заявителем представляется отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, в силу ч. 5 ст. 247 КАС РФ лежит на административном истце.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 05/11/2019 от 18.11.2019 г., выполненный ООО «Агентство недвижимости ГИП», согласно которому рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2015 г. составляет:
- административно-складского здания, назначение: нежилое, 2-этажного (подземных этажей – 1), общей площадью 899,8 кв. м, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, - 7 397 358 руб.;
- авторемонтного гаража, назначение: нежилое, 1-этажного, общей площадью 313,4 кв. м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, - 2 100 438 руб.;
- охранного здания, назначение: нежилое, 1-этажного, общей площадью 9,5 кв. м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, - 90 086 руб.
По ходатайству представителя административного истца Гераськова А.Н. – Титченкова В.А. определением Брянского областного суда от 20 января 2020 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО «Компания Лагарт».
Согласно заключению эксперта ООО «Компания Лагарт» от 11.03.2020 г. № 2003/40 отчет, выполненный ООО «Агентство недвижимости ГИП» № 05/09/2019 от 18 ноября 2019 года об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям Федеральных стандартов оценки, иных нарушений, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости, не выявлено.
В силу статьи 59 КАС РФ заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу.
Заключение эксперта ООО «Компания Лагарт» от 11.03.2020 г. № 2003/40 соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов.
Выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования. В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие сделать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Заключение эксперта подготовлено лицом, имеющим соответствующее образование, квалификацию и предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса РФ.
Правильность заключения судебной экспертизы представителями административных ответчиков и заинтересованных лиц не опровергнута.
С учетом совокупности собранных по делу доказательств, а также принимая во внимание правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска Гераськова А.Н. и необходимости установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке № 05/11/2019 от 18.11.2019 г., выполненном ООО «Агентство недвижимости ГИП».
По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
Таким образом, настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Согласно разъяснениям, приведенным в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 г. № 28, ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Материалами дела установлено, что административный иск подан Гераськовым А.Н. через своего представителя в суд 02 декабря 2019 года.
С учетом изложенного датой подачи заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащих административному истцу спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости следует считать 02 декабря 2019 года, т.е. дату его обращения в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Гераськова Александра Николаевича к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Управлению имущественных отношений Брянской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость:
- нежилого здания, наименование: административно-складское здание, количество этажей, в том числе подземных этажей: 3, в том числе подземных 1, площадью 899,8 кв. м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 7 397 358 руб. по состоянию на 01.01.2015 г.;
- нежилого здания, наименование: авторемонтный гараж, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, площадью 313,4 кв. м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 2 100 438 руб. по состоянию на 01.01.2015 г.;
- нежилого здания, наименование: здание охраны, количество этажей, в том числе подземных этажей: 1, площадью 9,5 кв. м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости – 90 086 руб. по состоянию на 01.01.2015 г.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 02 декабря 2019 года – дату обращения Гераськова А.Н. с настоящим административным иском в суд.
Вновь установленная кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости подлежит внесению в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца.
Судья Д.А. Цуканов