Дело № 2а – 599/2017 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
г.Белово «15» декабря 2017 года |
Судья Беловского районного суда Кемеровской области Иванов В.И.,
при секретаре Сивохиной Е.В.,
с участием старшего помощника прокурора Беловского района Сыромятникова Д.В., представителей административного истца Бедарева А.А., Перфильевой Н.А., представителя административного ответчика Гонтарь Г.Г.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Розница К-1» к Главе администрации Беловского муниципального района Кемеровской области о признании недействующим в части нормативного правового акта органа муниципального образования,
установил:
административный истец ООО «Розница К-1» обратился в суд с административным исковым заявлением к Главе администрации Беловского муниципального района Кемеровской области о признании недействующим в части постановления администрации Беловского муниципального района Кемеровской области от 14.03.2017г. № 70 «Об определении способа расчета расстояния от организаций и (или) объектов и утверждения схемы границ, прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Беловского муниципального района», указывая, что 14.03.2017 главой Беловского муниципального района Кемеровской области было издано Постановление администрации Беловского муниципального района № 70 «Об определении способа расчета расстояния от организаций и (или) объектов и утверждении схемы границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Беловского муниципального района». Указанное Постановление было опубликовано на официальном сайте администрации Беловского муниципального района www.belovorn.ru. Согласно информации на данном официальном сайте Постановление № 70 было опубликовано 30.06.2017.
Согласно Уставу муниципального образования «Беловский муниципальный район», принятого решением Совета депутатов Беловского муниципального района № от 28.09.2015, в систему муниципальных правовых актов входят:
1. Устав Беловского муниципального района, правовые акты, принятые на местном референдуме;
2.нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования - Совета народных депутатов Беловского муниципального района;
3. правовые акты главы Беловского муниципального района, администрации Беловского муниципального района, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.
Оспариваемое Постановление № 70 относится к категории 3 и является правовым актом главы Беловского муниципального района.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 40 Устава Глава Беловского муниципального района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Кемеровской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Совета народных депутатов Беловского муниципального района, издает: постановления администрации Беловского муниципального района по вопросам местного значения в пределах своей компетенции и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами Кемеровской области; распоряжения по вопросам организации работы администрации Беловского муниципального района; постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами).
Поскольку Постановление №70 содержит правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений оно является нормативно - правовым актом (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения дел об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или в части»).
Так как Постановление № 70 не является нормативно-правовым актом представительного органа муниципального образования, дело об оспаривании данного Постановления в соответствии со от. 19 КАС РФ подлежит рассмотрению в Беловском районном суде Кемеровской области.
Постановление № 70 включает в себя пункт 3 следующего содержания:
«Утвердить схему границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Беловского муниципального района согласно Приложению к постановлению».
Приложение выполнено на отдельном листе и называется «Схема границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Беловского муниципального района».
Ниже названия приложения приведен текст следующего содержания: - магазин «Бриз» крестьянского (фермерского) хозяйства «Ф.И.О.1» <адрес> (выкопировка согласно приложению 1 к приложению); - магазин «Мария-Ра» ООО «Розница К-1» <адрес> (выкопировка согласно приложению 2 к приложению)».
К приложению к Постановлению № 70 имеются приложение №1 и приложение № 2.
Приложение № 2 к Приложению называется: «Схема замера. Масштаб 1:1000. Магазин «Мария-Ра» ООО «Розница К-1». <адрес>».
Указанное Приложение № 2 представляет собой схематический рисунок, на котором изображен участок местности, визуально схожий с участком местности в пос. <адрес> Беловского муниципального района, на котором находится Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «<адрес> средняя общеобразовательная школа» и территория вокруг школы.
На рисунке проведена красная линия, соединяющая две точки: «вход в школу» и «вход в магазин».
ООО «Розница К-1» полагает, что Постановление № 70 противоречит действующему законодательству и подлежит отмене в той части, в которой устанавливает запрет на розничную продажу алкоголя в магазине ООО «Розница К-1», расположенном по <адрес> по следующим снованиям.
Оспариваемое Постановление не устанавливает границ прилегающей к образовательному учреждению территории, где запрещается розничная продажа алкоголя.
Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) установлены правовые основы в названной сфере общественных отношений, а также определены цели государственного регулирования: защита нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечение безопасности перечисленной продукции, нужд потребителей в ней, контроль за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В соответствии со статьей 3 Закона № 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из Закона № 171-ФЗ и иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В статье 16 Закона № 171-ФЗ установлены особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции, а также содержится прямое предписание о правеорганов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции / абзац второй пункта 5 статьи 16 названного Закона).
В силу пункта 2 той же статьи 16 Закона № 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции не допускается в детских, образовательных, медицинских учреждениях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях. Согласно пункту 4 данной статьи к прилегающим территориям, указанным в пункте 2 статьи 16 указанного Закона, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 16 Закона № 171-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1425 (далее - Постановление № 1425) утверждены Правила определения органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, (далее по тексту - Правила определения границ).
Подпунктом «а» пункта 2 Правил определения границ предусмотрено, что розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта.
Способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления (пункт 7 Правил определения границ).
С учетом указанных норм права и на основании Устава Беловского муниципального района, Глава Беловского муниципального района вправе принимать постановления администрации Беловского муниципального района, которыми определяются границы прилегающих к образовательным организациям территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Из пункта 3 Постановления № 70 следует о намерении утвердить границы именно прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Однако границы, нанесенные на рисунок в Приложении № 2 к приложению к Постановлению № 70, являются границами не прилегающей к образовательной организации территории, а границами территории, на которой расположен объект торговли - магазин ООО «Розница К-1».
Порядок определения границ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425, не предусматривает возможности для органа местного самоуправления произвольно определять земельный участок, где нельзя реализовывать алкогольную продукцию, а тем более указывать на конкретное юридическое лицо, которому ограничивается возможность для осуществления предпринимательской деятельности.
Устанавливая границы для иных земельных участков, не относящихся по смыслу Постановления № 1425 к прилегающей территории, Глава Беловского муниципального района фактически вышел за рамки своих полномочий.
Схема замеров расстояния между входом в школу и входом в магазин (приложение № 2 к Приложению) противоречит способу расчета расстояния от образовательной организации до границ прилегающей к ней территории, установленному п. 2.1 и 2.2 Постановления № 70.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 Постановления № 70 определено минимальное расстояние до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции - от образовательных организаций - 45 метров.
Согласно пункту 2 Постановления № 70 при определении границ прилегающих территорий от образовательных организаций до границ прилегающих к ним территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, способ расчета расстояния определен как кратчайшее расстояние по пешеходной зоне (в случае отсутствия пешеходной зоны - по прямой линии).
Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (далее по тексту - ПДД) определяют пешеходную зону как территорию, предназначенную для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.
Вблизи от магазина ООО «Розница К-1» и МБОУ «<адрес> СОШ» знаки особых предписаний 5.33 и 5.34 отсутствуют. Зато имеется дорога - улица <адрес>. Особенности движения пешеходов по дорогам регулируются пунктом 4.3 ПДД; «Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии - на перекрестках по линии тротуаров или обочин».
В соответствии с определением, содержащимся в п. 1.2 ПДД, под пешеходным переходом подразумевается участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
На участке <адрес> между магазином ООО «Розница К-1» и МБОУ «<адрес> СОШ» имеется пешеходный переход, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2, что подтверждается представленными фотографиями.
Движение пешеходов должно осуществляться строго по пешеходному переходу. Движение пешеходов иным способом, в том числе, пересекать проезжую часть по диагонали, запрещается.
Из приложения № 2 к Постановлению № 70 - схемы замеров, выполненной главным специалистом отдела архитектуры и градостроительства администрации Беловского муниципального района Кривошеевой Л.И следует, что замеры расстояния между входом на обособленную территорию МБОУ «<адрес> СОШ» и входом в магазин ООО «Розница К-1» произведены по прямой линии, что прямо противоречит способу замера расстояния, изложенного в п. 2 оспариваемого Постановления - по пешеходной зоне.
Расстояние между входом на обособленную территорию МБОУ «<адрес> СОШ» и входом в магазин ООО «Розница К-1» по пешеходной зоне составляет 56,45 метров согласно замерам, выполненным муниципальным бюджетным учреждением «Архитектурно планировочное бюро г. Белово».
Таким образом, вход в магазин ООО «Розница К-1» находится от входа на территорию школы на расстоянии более 45 метров, предусмотренных пунктом 1 Постановления № 70. То есть, розничная продажа алкогольной продукции в данном магазине допустима. При таких обстоятельствах имеются неустранимые противоречия между пунктом 1 Постановления № 70 и Приложением и приложением 2 к Приложению к Постановлению № 70.
Розничная продажа алкогольной продукции является одним из видов деятельности, осуществляемой ООО «Розница К-1», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Помещение магазина, расположенного по <адрес> принадлежит ООО «Розница К-1» на основании договора аренды № от 01.09.2017.
По данному адресу ООО «Розница К-1», реализовывая свое право на осуществление предпринимательской деятельности, осуществляет розничную торговлю алкогольной продукцией.
Необоснованное указание в Приложении к Постановлению № 70 на магазин ООО «Розница К-1» торговой сети «Мария-Ра», расположенный по <адрес> <адрес><адрес> как на территорию, где запрещено реализовывать алкогольную продукцию, нарушает права ООО «Розница К-1» на осуществление своей предпринимательской деятельности.
Административный истец просит признать приложение № 2 к Приложению к постановлению администрации Беловского муниципального района Кемеровской области от 14.03.2017 № 70 «Об определении способа расчета расстояния от организаций и (или) объектов и утверждении схемы границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Беловского муниципального района» и Приложение к постановлению администрации Беловского муниципального района Кемеровской области от 14.03.2017 № 70 в части включения в схему границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Беловского муниципального района магазина ООО «Розница К-1» торговой сети «Мария-Ра», расположенного по <адрес>, противоречащими законодательству Российской Федерации и не действующими.
В судебном заседании представители административного истца Бедарев А.А., Перфильева Н.А. административные исковые требования поддержали, просили административный иск удовлетворить. Представителем административного истца Бедаревым А.А. суду представлено дополнение к административному иску.
Представитель административного ответчика Главы Беловского муниципального района Гонтарь Г.Г. административные исковые требования не признала, просила в удовлетворении требований отказать.
Выслушав представителей административного истца, представителя административного ответчика, заключение старшего помощника прокурора Сыромятникова Д.В., полагавшего в удовлетворении требований отказать, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу пунктов 7,8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме (п.7).
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (п.8).
Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Приведенное определение нормативного правового акта и правовой нормы содержится в Постановлении Государственной Думы от 11 ноября 1996г. N 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» и рекомендуется для использования при подготовке нормативных правовых актов Министерством юстиции Российской Федерации, которое уполномочено Правительством Российской Федерации давать разъяснения о применении утвержденных им Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации (Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».
Как следует из разъяснений, изложенных в п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 (ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 3 Устава муниципального образования «Беловский муниципальный район» (далее Устав) по вопросам местного значения населением Беловского муниципального района непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (п.1).
В систему муниципальных правовых актов входят: 1) Устав Беловского муниципального района, правовые акты, принятые на местном референдуме; 2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования – Совет народных депутатов Беловского муниципального района; 3) правовые акты главы Беловского муниципального района, администрации Беловского муниципального района, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.
Пунктами 7,8,9 ст.3 Устава установлено, что муниципальные правовые акты подлежат официальному опубликованию, за исключением муниципальных актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законодательством.
Официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в газете «Сельские зори» и (или) на официальном сайте администрации Беловского муниципального района.
Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов Кемеровской области (л.д.98-99).
В силу ст.40 Устава Глава Беловского муниципального района в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Кемеровской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Совета народных депутатов Беловского муниципального района, издает: 1) постановления администрации Беловского муниципального района по вопросам местного значения в пределах своей компетенции и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами Кемеровской области; 2) распоряжения по вопросам организации работы администрации Беловского муниципального района; 3) постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами (п.1).Правовые акты главы Беловского муниципального района вступают в силу с момента подписания, если иное не определено в самом правовом акте (п.3) (л.д.107).
Согласно постановлению администрации Беловского муниципального района от 05 октября 2012 года № 92 «Об утверждении положения о порядке подготовки, принятия, подписания и опубликования муниципальных нормативных правовых актов администрации Беловского муниципального района главой Беловского муниципального района» утверждено Положение, которым установлен порядок подготовки и оформления проектов правовых актов главы района, согласование проектов правовых актов главы района, подписание и опубликование правовых актов главы района (л.д. 163-168).
Кроме того, распоряжением от 10.12.2012г. № 1924 утвержден Регламент работы администрации Беловского муниципального района, которым также определен порядок подготовки проектов муниципальных правовых актов, издаваемых главой района и организация их исполнения (л.д. 110-119).
В судебном заседании установлено, что Главой Беловского муниципального района 14 марта 2017 года издано постановление № 70 «Об определении способа расчета расстояния от организаций и (или) объектов и утверждении схемы границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Беловского муниципального района» (далее Постановление № 70) (л.д.10-15).
Указанным постановлением № 70 в соответствии с федеральными законами от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425 «Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции», Уставом муниципального образования Беловский муниципальный район определено минимальное расстояние до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Пунктом 1 постановления № 70 определено минимальное расстояние до границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции от образовательных организаций – 45 метров.
Согласно п.2 Постановления № 70 при определении границ прилегающих территорий от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, мест массового скопления граждан, мест нахождения источника повышенной опасности до границ прилегающих к ним территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, способ расчета расстояния определяется как кратчайшее расстояние по пешеходной зоне (в случае отсутствия пешеходной зоны – по прямой линии): при наличии обособленной территории – от входа для посетителей на обособленную территорию организации и (или) объекта до входа для посетителей в стационарные торговые объекты (в объекты, в которых осуществляется оказание услуг общественного питания); при отсутствии обособленной территории – от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположена организация и (или) объект, до входа для посетителей в стационарные торговые объекты (в объекты, в которых осуществляется оказание услуг общественного питания).
Указанным Постановлением № 70 утверждена схема границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Беловского муниципального района согласно Приложению к постановлению (л.11).
Согласно Приложению к постановлению № 70 «Схема границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Беловского муниципального района» объект торговли – магазин «Мария – Ра» ООО «Розница К-1», <адрес>, включен в перечень объектов, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (л.д.13).
В Приложении № 2 к приложению к Постановлению № 70 указана схема замера расстояния от входа в школу до входа в магазин (л.д.15).
Исходя из анализа приведенных норм права применительно к оспариваемому Постановлению № 70, суд полагает, что Постановление № 70 от 14.03.2017г. администрации Беловского муниципального района содержит в себе признаки нормативного правового акта: принятие его управомоченным должностным лицом – Главой Беловского муниципального района, содержание в нем правовых норм, регулирующих общественные отношения в области реализации алкогольной продукции, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение.
Постановление № 70 от 14.03.2017г. подлежало официальному опубликованию.
Согласно сведениям об источниках опубликования муниципальных нормативных актов от 03.04.3017г. за № 941 (л.д.89-96), направленных в адрес начальника департамента информационных технологий Администрации Кемеровской области, Постановление № 70 от 14.03.2017г. администрации Беловского муниципального района размещено на официальном сайте администрации Беловского муниципального района 15 марта 2017 года (л.д. 92).
Из ответа Главе Беловского муниципального района 01.12.2017г. за № 1004-ДИТ департамента информационных технологий АКО следует, что в регистре муниципальных нормативных правовых актов Кемеровской области размещено постановление Администрации Беловского муниципального района от 14.03.2017 № 70 «Об определении способа расчета расстояния от организаций и (или) объектов и утверждении схемы границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Беловского муниципального района». В приложении к письму приведены Print Screen баз данных регистра муниципальных нормативных правовых актов Кемеровской области. Указанной программой предусмотрена фиксация даты размещения муниципального нормативного правового акта в программе «дата создания» - 20 марта 2017г. (л.д. 169-182).
Таким образом, административный ответчик обеспечил в установленном нормативными документами муниципального образования порядке гражданам и иным лицам, в том числе административному истцу, чьи права и свободы затрагивает оспариваемый нормативный правовой акт, возможность ознакомиться с его содержанием на официальном сайте администрации Беловского муниципального района
Проверив законность оспариваемого административным истцом нормативного правового акта Главы Беловского муниципального района - Постановления № 70 от 14 марта 2017 года «Об определении способа расчета расстояния от организаций и (или) объектов и утверждении схемы границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Беловского муниципального района» в части запрета на продажу алкогольной продукции на территории объекта – магазин «Мария-Ра» ООО «Розница К-1», <адрес>, суд приходит к следующему выводу.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом № 171–ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее закон № 171-ФЗ).
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляется в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Федеральный законодатель в пункте 2 статьи 16 закона № 171-ФЗ установил места, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении и пользовании, в том числе образовательных организаций.
Подпунктом 10 этой же части названной статьи предусмотрен запрет розничной продажи алкогольной продукции и на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящихся во владении и пользовании образовательных организаций.
Границы прилегающих территорий, как указано в пункте 8 статьи 16 закона № 171-ФЗ в действующей в настоящее время редакции, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Таким образом, вышеназванный закон не допускает розничную продажу алкогольной продукции в образовательных учреждениях, а также на прилегающих к ним территории. Запрет на розничную продажу алкогольной продукции распространяется на территории, прилегающие к зданиям, строениям, сооружениям, в которых непосредственно осуществляются соответствующие виды деятельности.
Указанная норма действовала на момент издания Постановления № 70 от 14 марта 2017 года. До принятия Постановления № 70 действовал иной акт, а именно Постановление администрации Беловского муниципального района № 38 от 20 мая 2013г. «Об утверждении схемы границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции», на основании которого комиссией Беловского муниципального района был проведен муниципальный контроль на соответствие расстояния от обособленной территории образовательного учреждения – <адрес> СОШ до объекта, осуществляющего реализацию алкогольной продукции – магазин «Мария-Ра» ООО «Розница К-1».
Во исполнение требований статьи 16 Федерального закона № 171-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012г. № 1425 «Об определении органами государственной власти субъектов Российской Федерации мест массового скопления граждан и мест нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, а также определении органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции» утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее Правила), действующие в неизмененной редакции со дня принятия.
Пунктом 2 Правил установлено, что розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта.
Подпунктами б), в) пункта 3 Правил определяется, что «обособленная территория»- территория, границы которой обозначены ограждением (объектами искусственного происхождения), прилегающая к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные впункте2настоящих Правил; «образовательные организации»-организации, определенные всоответствии сзаконом Российской Федерации «Об образовании» иимеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Согласно пункту 4 Правилтерритория, прилегающая к организациям и объектам, указанным впункте2настоящих Правил (далее-прилегающая территория), включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и(или) объекты, указанные в пункте2 настоящих Правил (далее-дополнительная территория).
При этом пунктом 5 Правил установлено, что дополнительная территория определяется:при наличии обособленной территории-от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект;при отсутствии обособленной территории-от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и(или) объекты, указанные впункте2настоящих Правил, до входа для посетителей в стационарный торговый объект.
Согласно пункту 6 Правил органы местного самоуправления вправе дифференцированно определять границы прилегающих территорий для установления запрета на розничную продажу алкогольной продукции в стационарных торговых объектах и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В соответствии с пунктами 7,8 Правил способ расчета расстоянияот организаций и (или) объектов, указанных впункте 2настоящих Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления.
Границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаютсясхемы границприлегающих территорий для каждой организации и(или) объекта, указанных впункте2настоящих Правил.
Согласно пункту 9 информация о решениях, принятых в соответствии спунктом8настоящих Правил, а также прилагаемые к указанным решениям схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и(или) объекта, указанных впункте2настоящих Правил, публикуются в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещаются на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего лицензирование розничной продажи алкогольной продукции, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Кроме того, суд полагает, что правовое регулирование в области розничной продажи алкогольной продукции также определяется Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р.
Приведенная Концепция направлена на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции и предусматривает в качестве принципа государственного регулирования в названной сфере обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка.
Рассмотрев положения Постановления № 70 от 14 марта 2017 администрации Беловского муниципального района в системной связи с приведенными федеральными нормами, суд приходит к выводу, что указанные положения Постановления № 70 воспроизводят положения приведенного нормативного правового акта - Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции акт: устанавливается минимальное расстояние и порядок определения границ прилегающих территорий от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, мест массового скопления граждан до границ прилегающих к ним территорий, способ расчета расстояния с учетом обособленной территории и при её отсутствии. Указанным постановлением утверждена схема границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции. При этом избран способ расчета расстояния как кратчайшее расстояние по пешеходной зоне, а при её отсутствии – по прямой линии, что не противоречат федеральному законодательству.
Постановление № 70 издано за подписью управомоченного Уставом муниципального образования должностного лица – Главы Беловского муниципального района в пределах его компетенции, процедура подготовки, принятия и опубликования нормативного правого акта, установленного Положением о порядке подготовки, принятия, подписания и опубликования муниципальных нормативных правовых актов администрации Беловского муниципального района главой Беловского муниципального района, не нарушена, федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит.
Рассматривая доводы административного истца о том, что схема замеров расстояния между входом в Старобачатскую школу и входом в магазин противоречит способу расчета расстояния от образовательной организации до границ прилегающей к ней территории, установленному в пунктах 2.1 и 2.2 Постановления № 70, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что по <адрес>, расположен комплекс зданий МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа», которая в соответствии со ст. 23 федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» относится к образовательной организации. Право собственности на здания школы принадлежит Беловскому муниципальному району (л.д.183-184). <адрес> СОШ расположена на земельном участке общей площадью 25622 кв.м с кадастровым №, что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке (л.д.190-194).
Территория <адрес> СОШ имеет ограждение по границе земельного участка и в соответствии с п.3 Правил относится к обособленной территории.
Данное обстоятельство сторонами не оспаривается и подтверждено свидетелями Ф.И.О.2, Ф.И.О.3
Согласно договору аренды нежилого помещения № от 01.09.2017г. по <адрес>, нежилое здание площадью 667,8 кв.м, принадлежащее на праве собственности ООО ПКФ «Мария-Ра» (арендодатель), передано во временное владение и пользование Обществу с ограниченной ответственностью «Розница К-1» (арендатор) (л.д.40-44).
Согласно пункту 1.3 договора аренды помещение предоставлено ООО «Розница К-1» для размещения магазина розничной торговли продуктами питания, алкогольной продукцией и др. (л.д.40).
Договор аренды нежилого помещения заключен 01.09.2017г., однако торговую деятельность по указанному адресу административный истец осуществляет с декабря 2016 года, что представителями административного истца подтверждено в судебном заседании. Из выписки из торгового реестра по состоянию на 07.12.2017г. следует, что в торговый реестр хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность на территории Беловского муниципального района, внесена запись от 10.01.2017г. об организации ООО «Розница К-1», осуществляющего торговую деятельность в здании магазина «Мария-Ра» по <адрес> (л.д.195).
Факт осуществления административным истцом ООО «Розница К-1» розничной торговли алкогольной продукцией, в том числе в помещении магазина по <адрес>, усматривается из текста административного искового заявления, подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ и подтверждается административным истцом.
Из акта замера расстояния от магазина ООО «Розница К-1», осуществляющего реализацию алкогольной продукции (пива и напитков, изготавливаемых на основе пива), до МБОУ «<адрес> средняя образовательная школа» от 29.12.2016г. следует, что проведена комиссионная проверка законности осуществления торговли алкогольной продукцией магазином ООО «Розница К-1». При этом произведен замер расстояния от магазина ООО «Розница К-1», расположенного по <адрес> осуществляющего реализацию алкогольной продукции (пива и напитков, изготавливаемых на основе пива), до муниципального бюджетного образовательного учреждения <адрес> средняя образовательная школа», находящегося по <адрес> (л.д.127).
Согласно проведенному замеру расстояние от обособленной территории <адрес> СОШ по прямой линии до входа в здание магазина «Мария-Ра» ООО «Розница К-1» составило 39 метров, что противоречит требованию п.1 постановления администрации Беловского района от 20.05.2013 № 38 «Об утверждении схемы границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничной продажи алкогольной продукции».
Факт проведения замера подтвержден в судебном заседании начальником отдела потребительского рынка и услуг администрации Беловского муниципального района Белкиной Т.В., которая в судебном заседании пояснила, что проверка проводилась в декабре 2016 года в рамках муниципального контроля, замер расстояния выполнен по прямой линии от входа на обособленную территорию МБОУ «<адрес> СОШ» до входа в здание объекта – магазина «Мария-Ра», где осуществляет торговлю организация ООО «Розница К-1». Замер расстояния производился по прямой линии в связи с отсутствием благоустроенной территории на территории исследуемого объекта, в том числе отсутствием пешеходной зоны. В феврале 2017 года отделом потребительского рынка был подготовлен проект Постановления № 70, который прошел согласование со специалистами администрации района, правовую экспертизу и представлен на подпись Главе района. 14 марта 2017 года Постановление № 70 подписано Главой района и в последующем размещено на официальном сайте администрации.
О проведении замера 29.12.2016г. руководитель ООО «Розница К-1» уведомлен письмом заместителя главы района, что подтверждается книгой учета исходящей корреспонденции за 2016-2017 (л.д.124-125). Принять участие при проведении замера расстояния представитель ООО «Розница К-1» отказался. Данное обстоятельство подтверждается актом об отказе управляющей объектом «Мария-Ра» ООО «Розница К-1» Поповой М.С. от подписания акта от 29.12.2016г. в виду отсутствия полномочий (л.д. 125-126).
Представителем административного истца в качестве доказательства обоснованности заявленных требований о неправомерном проведении административным ответчиком замеров расстояния между входом на обособленную территорию МБОУ «<адрес> СОШ» и входом в магазин ООО «Розница К-1» по прямой линии, представлены суду фотоматериалы и схема замера расстояния, выполненная МБУ «Архитектурно-планировочное бюро г.Белово».
Из ответа заместителя главы Беловского городского округа по строительству от 08.12.2017 № на запрос главы Беловского муниципального района следует, что 05.12.2016г. от ООО ПКФ «Мария-Ра» обратилась с заявлением о выполнении схемы (инженерно-топографического плана) замеров расстояния от главного входа на территорию МБОУ «Старобачатская СОШ» до входа в строящийся магазин «Мария-Ра». Услуга оказана в соответствии с решением СНД г.Белово от 27.08.2015 №-н «Об утверждении перечня услуг и размера оплаты за оказание услуг населению МБУ «Архитектурно-планировочное бюро» г.Белово» на основании постановления Администрации Беловского городского округа от 30.04.2013 № 105-п и свидетельства о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № 0209.02-2014-4202007694-И-040.
Согласно схемы замера расстояния от главного входа на территорию МБОУ «<адрес> СОШ», расположенной по <адрес>, до входа в строящийся магазин «Мария-Ра», расположенный по пер.Базарный, 11, общее расстояние составляет 56,45 метров (л.д.20).
Суд отклоняет в качестве доказательства указанную схему замера расстояния в связи со следующим.
В судебном заседании свидетель Ф.И.О.4 пояснил, что <данные изъяты>
Таким образом, схема замера расстояния, составленная МБУ «Архитектурно-планировочное бюро» г.Белово, представленная суду представителем административного истца, не соответствуют порядку определения расстояния, установленного действующим на тот момент Постановлением администрации Беловского муниципального района от 20 мая 2013 года № 38 «Об утверждении схемы границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции», размещенного на официальном сайте администрации Беловского муниципального района 23 мая 2013 года и судом отклоняется как не соответствующая порядку, определенному действующим на тот момент Постановлению № 38 администрации Беловского муниципального района (л.д.88).
Кроме того, доводы представителей административного истца о том, что в декабре 2016 года ООО «Розница К-1» начало осуществлять торговую деятельность в здании магазина, принадлежащем ООО ПКФ «Мария-Ра», расположенном в <адрес>, и при этом уже имелся в наличии пешеходный переход от территории <адрес> СОШ на сторону дороги с местоположением здания магазина, в связи с чем представители администрации района должны были производить замеры расстояния не по прямой линии, а по пешеходному переходу, судом не принимаются в связи со следующим.
Наличие знаков 5.19.1 и 5.19.2 обозначения пешеходного перехода по <адрес> как до начала строительства здания магазина «Мария-Ра», так и после его окончания, подтверждается свидетелями Ф.И.О.2, Ф.И.О.3., Ф.И.О.5 Наличие пешеходного перехода от входа на территорию <адрес> СОШ через <адрес> на противоположную сторону дороги подтверждается письменными материалами – письмом заместителя директора ГКУ Кемеровской области «Дирекция автомобильных дорог Кузбасса» от 13.12.2017, письмом врио начальника ОГИБДД Отдела МВД России по Беловскому району от 12.12.2017г., фотоматериалом от 29.12.2016г. (л.д. 128-135).
Однако, как следует из представленных суду фотографий от 29.12.2016г., то есть на дату проведения комиссионного замера расстояния, пешеходный переход не обеспечивал свободный, безопасный доступ на территорию к магазину «Мария-Ра» ООО «РозницаК-1», так как с противоположной стороны автомобильной дороги находилось трубопроводное сооружение – теплотрасса.
Доводы представителей административного истца об оспаривании расчета расстояния основаны на наличии пешеходного перехода непосредственно к территории здания магазина «Мария-Ра» ООО «Розница К-1», с учетом которого должны были проводиться замеры.
При этом административным истцом не учитывается следующее.
В пункте 1.2 Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 02.11.2015) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») определяются понятия «Пешеходный переход», «Пешеходная зона».
«Пешеходный переход» - участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
«Пешеходная зона» - территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.
Знаком 5.33 определяется: «Пешеходная зона». Место, с которого начинается территория (участок дороги), на которой разрешено движение только пешеходов. Знаком 5.34 определяется «Конец пешеходной зоны».
Таким образом, определение пешеходной зоны не соответствует понятию «Пешеходный переход», поскольку пешеходная зона предназначена не только для перехода через дорогу, но представляет собой территорию, на которой разрешено движение только пешеходов.
Как следует из текста Постановления № 70 от 14.03.2017 при определении границ прилегающих территорий от детских, образовательных, медицинских организаций, объектов спорта, мест массового скопления граждан, мест нахождения источника повышенной опасности до границ прилегающих к ним территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, способ расчета расстояния определяется как кратчайшее расстояние по пешеходной зоне (в случае отсутствия пешеходной зоны – по прямой линии).
В данном постановлении отсутствует указание на иной способ расчета расстояния, а именно по пешеходному переходу.
Стороной административного истца не представлено суду доказательств, что на прилегающей территории к зданию магазина «Мария-Ра», арендуемого административным истцом по договору аренды нежилого помещения № от 1 сентября 2017 года, как в декабре 2016 года, так и в марте 2017 года на дату принятия оспариваемого Постановления № 70, была обустроена пешеходная зона, предназначенная только для движения пешеходов. Отсутствуют доказательства обустройства территории и на дату рассмотрения дела в суде, что подтверждается актом приемки выполненных работ от 24.11.2017г.
Согласно акту приемки выполненных работ 24 11.2017г. проведен комиссионный осмотр выполненных работ по благоустройству территории по <адрес> При осмотре работ по благоустройству прилегающей территории выявились несоответствия с проектными решениями. Рекомендовано выполнить исполнительную съемку и разработать проект благоустройства территории по <адрес>, с учетом замечаний (л.д.81-83).
Как указывалось выше, способ расчета расстояния, установленный Постановлением № 70, не противоречит федеральному законодательству.
Установление расчета расстояний с учетом приведенных положений (буквальных содержаний) нормативно-правовых актов, в том числе Постановления № 70 от 14.03.2017г., от входа на обособленную территорию образовательной организации до входа в торговый объект ООО «Розница К-1» по прямой линии не исключается.
Материалы дела не содержат доказательств неточности проведенных измерений и правильности расчета расстояния, выполненной административным ответчиком, административным истцом не опровергнуто. Доказательств иного суду не представлено, ходатайство о проведении экспертизы для установления действительного расстояния между объектами не заявлено.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований административного истца.
Руководствуясь ст.177, 215, 217 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Общества с ограниченной ответственностью «Розница К-1» к Главе Беловского муниципального района о признании приложения № 2 к Приложению к постановлению администрации Беловского муниципального района Кемеровской области от 14.03.2017г. № 70 «Об определении способа расчета расстояния от организаций и (или) объектов и утверждения схемы границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Беловского муниципального района» и Приложение к Постановлению № 70 в части включения в схему границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Беловского муниципального района магазина ООО «Розница К-1» торговой сети «Мария-Ра», расположенного по <адрес>, противоречащими законодательству и недействующими – отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Беловский районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 19 декабря 2017 года.
Судья: В.И. Иванов