Дело №2а-352/2022
(УИД 02RS0008-01-2022-000695-61)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Усть-Кокса 13 мая 2022 года
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего Пустогачевой С.Н.,
при секретаре Иродовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай о признании незаконным бездействия по организации отлова и содержания безнадзорных животных, возложении обязанности организовать отлов и содержание безнадзорных животных,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Усть-Коксинского района Республики Алтай обратился в суд с административным иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Коксинский район» о признании незаконным бездействия по организации на территории Усть-Коксинского района отлова и содержания безнадзорных животных, возложении обязанности организовать на территории Усть-Коксинского района отлов и содержание безнадзорных животных.
В обоснование административных исковых требований административный истец указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об ответственном обращении с животными. В ходе проверки установлено, что в 2021 году на территории района зафиксировано шесть случаев укуса безнадзорных собак. Администрацией района государственные полномочия по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных не осуществляются. ДД.ММ.ГГГГ был объявлен электронный аукцион на закупку «Услуги по осуществлению мероприятий по обращению с животными без владельцев» на сумму 400590 рублей. ДД.ММ.ГГГГ аукцион признан несостоявшимся ввиду отсутствия заявок. Вместе с тем, органы местного самоуправления деятельность по обращению с животными могут осуществлять и через муниципальные учреждения. Неисполнение возложенных законодательством в области охраны окружающей среды нарушаются гарантированные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Помощник прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай Тойдонова Э.Л. в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенном в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Трубачева Е.Ю. в судебном заседании возражала удовлетворению требований, указала на отсутствие бездействия со стороны администрации. Администрации МО «Усть-Коксинский район» наделена отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Из республиканского бюджета для осуществления данных полномочий предоставляются субвенции на: отлов, содержание животных без владельцев, возврат потерявшихся животных владельцам, возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессии, на прежние места их обитания, умерщвление животных, утилизации их трупов. С ДД.ММ.ГГГГ отловленные животные должны содержаться в приютах, которые размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях. На территории Усть-Коксинского района таких приютов нет, в бюджете также отсутствуют средства для их строительства, из бюджета республики денежные средства на эти цели не предоставлялись. Администрацией размещаются извещения о проведении аукционов, однако заявки не подаются. С населением района проводится разъяснительная работа по содержанию домашних животных, организованы места для выгула домашних животных, составляются протоколы об административных правонарушениях за несоблюдение правил по благоустройству. Выше принятые меры свидетельствуют об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика.
Выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
На основании ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п.4 ст.27 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Федеральным законом от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относятся также меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Согласно ст.2 этого же Федерального закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Как следует из п.14 ч.1 ст.14.1 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к правам органов местного самоуправления городского, сельского поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, относится осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.
В силу п.6 ст.3 Федерального закона от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» животное без владельца - животное, которое не имеет владельца или владелец которого неизвестен, деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Частью 3 ст.7 Федерального закона от 27 декабря 2018 г. №498-ФЗ установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Республики Алтай от 19.12.2014 г. №91-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Алтай» органы местного самоуправления, в том числе администрация МО «Усть-Коксинский район», на неограниченный срок наделяются отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Алтай: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировка; содержание (в том числе осмотр, осуществление мероприятий по обязательному карантинированию в течение десяти дней со дня поступления, лечение, вакцинация против бешенства и иных заболеваний, опасных для человека и животных, стерилизация, учет и маркирование неснимаемыми и несмываемыми метками) отловленных животных без владельцев; возврат потерявшихся животных их владельцам; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания, умерщвление животных без владельцев в случаях, установленных федеральным законодательством, и утилизация их трупов.
В судебном заседании установлено, что администрация МО «Усть-Коксинский район» осуществляет государственные полномочия по организации проведения на территории района мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных. Согласно статье 17 Федерального закона от 27 декабря 2018 года №498-ФЗ, деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляется в целях: предупреждения возникновения эпидемий, эпизоотий и (или) иных чрезвычайных ситуаций, связанных с распространением заразных болезней, общих для человека и животных, носителями возбудителей которых могут быть животные без владельцев; предотвращения причинения вреда здоровью и (или) имуществу граждан, имуществу юридических лиц; гуманного отношения к животным без владельцев; предотвращения нанесения ущерба объектам животного мира и среде их обитания; оказания помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; возврата потерявшихся животных их владельцам.
В силу ст.18 Федерального закона от 27.12.2018 года №498-ФЗ, мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Пунктом 1 ст.230 Гражданского кодекса РФ установлено, что лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника. Если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них.
При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления (п.1 ст.231 ГК РФ).
Администрацией МО «Усть-Коксинский район» объявлялся аукцион на закупку «Услуги по осуществлению мероприятий по обращению с животными без владельцев» на сумму 400590 рублей, протоколом от ДД.ММ.ГГГГ аукцион признан несостоявшимся ввиду отсутствия заявок.
По информации территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай от ДД.ММ.ГГГГ за 2021 г. на территории Усть-Коксинского района зарегистрировано 34 случая укусов собак, из них 6 бродячими собаками, в 2022 г. зафиксирован один случай, работа по отлову безнадзорных животных не ведется.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района внесено представление на имя главы администрации МО «Усть-Коксинский район» ввиду ненадлежащего исполнения должностными лицами деятельности по обращению с животными без владельцев.
Из ответа на данное представление следует, что в настоящее время ведется работа по подбору приспособленного помещения для размещения питомника и муниципального учреждения, которое будет осуществлять работу с животными без владельцев.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что административный ответчик не организовал работу по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории муниципального образования.
Проведенный административным ответчиком аукцион на выполнение работ по отлову безнадзорных животных в 2022 г., признанный несостоявшимся в связи с отсутствием заявок, не свидетельствует о выполнении администрацией муниципального образования полного комплекса мероприятий по организации проведения на территории муниципального образования отлова и содержания безнадзорных животных.
Кроме того, согласно п.1.2 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Республики Алтай, утвержденного Приказом Комитета ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ №-П, деятельность по обращению с животными без владельцев осуществляют органы местного самоуправления в Республике Алтай, в том числе через муниципальные учреждения.
Составление протоколов об административных правонарушениях, беседы и разъяснительная работа, обращение о наделении полномочий также не свидетельствуют о действенном принятии мер администрацией муниципального образования, поскольку деятельность по организации отлова и содержание безнадзорных животных включает в себя комплекс мер. Отсутствие денежных средств в бюджете на строительство приюта для животных либо отсутствие приспособленного здания не являются уважительной причиной неисполнения возложенных законодательством обязанностей.
Административным ответчиком не приведены доводы и доказательства невозможности создания муниципальной специализированной организации или приведения в соответствие существующей организации требованиям, установленным законом к организациям, осуществляющим мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных в пределах предоставленных субвенций с возложением на нее обязанности по проведению мероприятий по предупреждению, ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных.
Непринятие мер по организации мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных нарушает законные права населения муниципального образования, связанные с устранением или уменьшением вредного воздействия на человека факторов среды обитания, а также создает угрозу нападения животного на человека, проявление агрессии животных по отношению к человеку и другим животным, возникновения опасности для дорожного движения, проявления агрессии животных.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что невыполнение администрацией муниципального образования принятых на себя государственных полномочий по исполнению требований законодательства в сфере организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных нарушает права неопределенного круга лиц, а также указывает на бездействие со стороны ответчика ввиду неисполнения полного комплекса мер, связанных с реализаций полномочий.
Руководствуясь частью 2 статьи 178 КАС РФ, суд принимает во внимание объем и характер действий, которые необходимо совершить административному ответчику для исполнения решения суда, временные затраты на них, существо права неопределенного круга лиц, подлежащего защите, требования разумности сроков исполнения судебного решения.
Суд считает возможным установить срок, в течение которого ответчиком должно быть исполнено решение суда – в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, полагая такой срок достаточным и разумным.
Согласно статье 333.36 Налогового кодекса РФ, прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются.
Учитывая, что в соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, судебные издержки взысканию с административного ответчика не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования прокурора Усть-Коксинского района Республики Алтай в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай о признании незаконным бездействия по организации отлова и содержания безнадзорных животных, возложении обязанности организовать отлов и содержание безнадзорных животных удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай по организации на территории Усть-Коксинского района Республики Алтай отлова и содержания безнадзорных животных.
Возложить обязанность на администрацию МО «Усть-Коксинский район» Республики Алтай в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать на территории Усть-Коксинского района Республики Алтай отлов и содержание безнадзорных животных.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Алтай путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Коксинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Пустогачева
Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2022 года