№ 2-5530/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кислой М.В.,
при секретаре Ухановой М.С.,
с участием:
прокурора Даниловой А.А.,
представителей МАОУ «Прогимназия № ...» Чернавиной Т.В., Иевлевой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 29 июня 2017 года гражданское дело по иску и.о. прокурора г. Сыктывкара в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Прогимназия № ...» г. Сыктывкара, Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о возложении обязанности установить систему видеонаблюдения,
у с т а н о в и л:
И.о. прокурора г. Сыктывкара обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Прогимназия № ...» г. Сыктывкара, Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о возложении обязанности установить систему видеонаблюдения. Требования мотивированы выявлением в ходе проведенной прокуратурой г. Сыктывкара проверки факта несоблюдения ответчиками требований Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 21 ноября 2011 года, Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выразившегося в отсутствии системы видеонаблюдения в зданиях образовательного учреждения по адресам...
В судебном заседании прокурор на иске настаивал.
Представители образовательного учреждения, не оспаривая факта отсутствия системы видеонаблюдения, иск не признали, указав на финансирование образовательного учреждения за счет средств местного бюджета, на предпринимаемые образовательным учреждением меры по предотвращению возможности совершения террористического акта и ограничению доступа посторонних лиц в здание.
Администрация муниципального образования городского округа «Сыктывкар», надлежащим образом заблаговременно извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило, об отложении рассмотрения дела не просило, о причинах неявки суду и об отношении к заявленным требованиям суду не сообщило.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Установлено, что Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № ...» г. Сыктывкара (Прогимназия) создано на основании Постановления главы администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» от ** ** **, является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс. Учредителем и собственником имущества образовательного учреждения является Муниципальное образование городского округа «Сыктывкар». Основным видом деятельности Прогимназии является, в частности, реализация основных общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования. Адресами фактического расположения Прогимназии являются: ...
Проведенной прокуратурой проверкой установлено отсутствие в указанных зданиях образовательного учреждения системы видеонаблюдения.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму», одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно п. «д» ст. 11 «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
В силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 1999 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 указанного Федерального закона требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.
Вместе с тем, в целях унификации действующего законодательства ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 30 декабря 1999 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливают необходимость применения понятия «Свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
Согласно п. 6.48 «СП 1 18.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-20092, утвержденного приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «службы 112».
В соответствии с пунктами 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, а также создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Пунктом 2 ч. 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Частью 7 той же нормы Закона установлено, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 вышеназванного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя, в частности, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании п. 13. ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Изложенное свидетельствует о том, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является как образовательных учреждений, так и органов местного самоуправления, обязанных обеспечить финансирование реализации учреждениями образования профилактических мероприятий в области противодействия терроризму.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о правомерности заявленных исковых требований и наличии предусмотренных законом оснований для возложения на Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № ...» г. Сыктывкара обязанности в срок до ** ** ** установить систему видеонаблюдения в зданиях образовательного учреждения по адресам... а на Администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» - обязанности в тот же срок профинансировать исполнение образовательным учреждением указанной обязанности.
При этом суд учитывает, что работы по установке системы видеонаблюдения не требуют проведения реконструкции или капитального ремонта указанных зданий образовательного учреждения, а при наличии обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение решения, ответчики вправе поставить перед судом вопрос об отсрочке либо рассрочке исполнения решения в порядке ст. 203, ст. 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Прогимназия № ...» г. Сыктывкара, Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о возложении обязанности установить систему видеонаблюдения - удовлетворить.
Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Прогимназия № ...» г. Сыктывкара в срок до ** ** ** установить систему видеонаблюдения в зданиях образовательного учреждения по адресам: ...
Обязать Администрацию муниципального образования городского округа «Сыктывкар» в срок до ** ** ** профинансировать установку Муниципальным автономным образовательным учреждением «Прогимназия № ...» г. Сыктывкара системы видеонаблюдения в зданиях образовательного учреждения по адресам: ...
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.В. Кислая