№...
№...
РЕШЕНИЕ
Судья Эжвинского районного суда г. Сыктывкара Республики Коми Шибакова Т.А.,
при секретаре Вихрицкой Л.Ю., с участием защитника Ошуркова А.В. по доверенности Гончаровой Т.Н., рассмотрев в судебном заседании в г.Сыктывкаре
**.**.** дело по жалобе Ошуркова Алексея Валерьевича на постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми Дейберт О.И. №... от **.**.** о привлечении к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми Дейберт О.И. №... от **.**.** по делу №... об административном правонарушении ... Ошурков А.В. привлечен к административной ответственности и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП РФ).
Не согласившись с данным постановлением, Ошурков А.В. подал жалобу в Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с малозначительностью правонарушения. Не оспаривая факт и обстоятельства допущенного нарушения, автор жалобы мотивирует ее тем, что закупка, проведенная в форме электронного аукциона, не состоялась по причине отсутствия заявок на участие, ущерб никому не нанесен, ограничения конкуренции не произошло, предписаний об устранении нарушений законодательства о контрактной системе антимонопольным органом не выдавалось, вменяемое деяние совершено впервые.
В судебное заседание должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу, а также представитель административного органа, вынесшего оспариваемое постановление, не явились, о дате, времени и месте судебного рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Защитник Ошуркова А.В. по доверенности Гончарова Т.Н. доводы жалобы поддержала, полагала, что имеются основания для признания правонарушения малозначительным.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) ко дню судебного заседания представило ходатайство о рассмотрении жалобы Ошуркова А.В. без участия своего представителя, а также возражения по жалобе, в которых ссылалось на отсутствие оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ.
Учитывая наличие сведений о надлежащем извещении участников процесса о месте и времени рассмотрения жалобы, в соответствии с ч.2 ст.25.1, п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ жалоба рассмотрена при имеющейся явке.
Заслушав защитника, изучив доводы жалобы, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч.1 ст.59 названного закона).
Исходя из положений ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе, проект контракта является неотъемлемой частью документации об электронном аукционе и прилагается к ней.
Частью 1 ст.34 Закона о контрактной системе определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч.24 ст.22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе определено, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 №1042 (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 №1011) утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Постановление №1042).
В соответствии с п.11 Постановления №1042 общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Согласно п.12 Постановления №1042 общая сумма начисленных штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
Изменения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1011, не распространяются на закупки, извещения (приглашения) о которых размещены (направлены) до 14.08.2019.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что в постановлении №... от **.**.** Коми УФАС установлены нарушения этих требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в аукционной документации об электронном аукционе «Ремонт (асфальтирование) дорог» (извещение №...), которая утверждена должностным лицом - ...» Ошурковым А.В. **.**.**.
Согласно приведенному постановлению антимонопольной службой установлено, что **.**.** заказчиком ЭМУП «Жилкомхоз» на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона №..., документация об электронном аукционе на право заключения контракта на выполнение работ по ремонту (асфальтированию) улиц и дорог в Эжвинском районе МО ГО «Сыктывкар».
Разделом V «Проект контракта» документации об электронном аукционе предусмотрен проект контракта, являющийся на основании ч.4 ст.64 Закона о контрактной системе неотъемлемой частью документации об электронном аукционе.
В соответствии с подпунктами 10.13, 10.14 п.10 проекта контракта общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком, либо ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта, тогда как в соответствии с п.п. 11, 12 Постановления №1042 в редакции, действующей на момент публикации извещения о проведении закупки, такая ответственность сторон установлена в виде штрафов.
Таким образом, вышеуказанные действия заказчика нарушают ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства вменяемого Ошуркову А.В. административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении №... от **.**.**; документацией об аукционе, утвержденной **.**.**; приказом ЭМУП «Жилкомхоз» №... от **.**.** об утверждении состава контрактной службы и положения о контрактной службе; объяснениями Ошуркова А.В. от **.**.**, не оспаривающего факта допущенного нарушения в документации об аукционе; иными материалами проверки.
При рассмотрении должностным лицом административного органа дела об административном правонарушении в отношении Ошуркова А.В. требования ст.26.1 КоАП РФ соблюдены, установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Действия Ошуркова А.В. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Таким образом, уполномоченный приказом ЭМУП «Жилкомхоз» №... от **.**.** ... Ошурков А.В., утвердивший документацию электронного аукциона, не соответствующую требованиям п.п. 11, 12 Правил определения размера штрафов в части установления в подпунктах 10.13, 10.14 п.10 проекта контракта ответственность сторон в недействующей редакции Постановления №1042, с нарушением положений ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе, обоснованно привлечен к административной ответственности по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения Ошуркова А.В. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Ошуркову А.В. в пределах санкции ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы о том, что необоснованно не применены положения ст.2.9 КоАП РФ подлежат отклонению ввиду следующего.
В силу ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, исходя из оценки конкретных обстоятельств его совершения.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 ст.4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания.
В соответствии с абзацем третьим п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении субъекта к исполнению своих обязанностей, что имело место в данном случае (доказательства наличия иной причины неисполнения соответствующей обязанности в материалах дела отсутствуют).
Таким образом, основания для признания правонарушения малозначительным и освобождения должностного лица от административной ответственности отсутствуют.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 5 ч.2 ст.30.7 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемого постановления, не установлено.
Руководствуясь ст. 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
Постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми Дейберт О.И. №... от **.**.** по делу №... о привлечении ... Ошуркова Алексея Валерьевича к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей оставить без изменения, жалобу Ошуркова Алексея Валерьевича – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г.Сыктывкара Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Т.А. Шибакова