Решение по делу № 2а-799/2020 от 24.01.2020

К делу № 2а-799/2020

УИД23RS0011-01-2020-000401-33

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 февраля 2020 года                                                          г. Геленджик

Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:

судьи Садова Б.Н.,

при секретаре Михайловой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Эксизова А. Ф. к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик и к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании незаконным решения Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка

У С Т А Н О В И Л:

Эксизов А.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования город-курорт Геленджик и к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о признании незаконным решения Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик об отказе в выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым , площадью 4500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> и о возложении на административного ответчика обязанности о выдаче указанного градостроительного плана.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в связи с истечением срока действия ранее выданного градостроительного плана от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок с кадастровым , обратился 20 декабря 2019 года, через Филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в г. Геленджике с заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о выдаче нового градостроительного плана на земельный участок с кадастровым .

ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком (УАиГ МО город-курорт Геленджик) было отказано Эксизову А. Ф. в выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым , площадью 4500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается письмом УАиГ Администрации МО город-курорт Геленджик «о подготовке градостроительного плана» от 25.12.2019 на №9330 от 20.12.2019. Причиной отказа послужило следующее обстоятельство: «Согласно генеральному плану городского округа, утвержденному решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 2 ноября 2016 года №498 и действующему в настоящее время, а также решению Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года №466 «Об утверждении правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 24 октября 2019 года №178), указанный земельный участок расположен в одновременно в зоне общественно-деловой застройки (ОД) и зоне курортного строительства (КС)», что также подтверждается выкопировкой из генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик и Выпиской из правил землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик.

Административный истец считает принятое решение (отказ) незаконным, ущемляющим его права как арендатора земельного участка с кадастровым . Ссылаясь на договор аренды земельного участка от 13 ноября 2015 года, административный истец указывает на то, что является арендатором земельного участка с кадастровым , общей площадью 4500 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - земельные участки гостиниц, срок действия договора - до 04.07.2052 года. Согласно п.4.1.1, 4.2.2 указанного договора, арендатор имеет право самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность на земельном участке в соответствии с видом разрешенного использования, а также возводить строения и сооружения в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования земельного участка и утвержденной проектной документацией на основании соответствующего разрешения на строительство. В соответствии с п.4.3.4. указанного договора, арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с целевым назначением и видом разрешенного использования. Пунктом 4.3.10 настоящего договора предусмотрено недопущение строительства объекта до разработки проектной документации, ее утверждения, получения положительных заключений соответствующих экспертиз по проектной документации, а также до получения разрешения на строительство. Таким образом, без возможности получить градостроительный план на указанный земельный участок, административный истец лишен возможности реализовывать свои права и исполнять обязанности в полном объеме по вышеуказанному договору аренды. Административный истец указывает на то, что является добросовестным арендатором и своевременно оплачивает арендную плату, однако, в связи с обжалуемым решением (отказом), не имеет возможности приступить к разработке проектной документации и получению разрешения на строительства без выдачи градостроительного плана, по независящим от него причинам, чем нарушаются права арендатора.

Административный истец обращает внимание на то обстоятельство, что согласно содержанию ранее выданного градостроительного плана, арендованный им земельный участок с кадастровым относился к зоне общественно-деловой застройки (ОД), о чем свидетельствует стр. 6, абзац 1 градостроительного плана . При принятии генерального плана муниципального образования город-курорт Геленджик указанный земельный участок, в настоящее время, находится одновременно в двух территориальных зонах по независящим от административного истца причинам, что не соответствует требованиям градостроительных и земельных норм, а также указывает на то, что права и обязанности арендатора, вытекающие из договора аренды, не были учтены административным ответчиком при подготовке новых документов градостроительного зонирования и территориального планирования. Невозможность использования ранее выданного градостроительного плана административный истец обосновывает тем, что по состоянию на 01 января 2020 года градостроительный план недействителен в соответствии с ч.10 ст.57.3 Градостроительного кодекса РФ «Информация, указанная в градостроительном плане земельного участка, может быть использована для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. По истечении этого срока использование информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, в предусмотренных настоящей частью целях не допускается.».

Далее, раскрывая законодательное обоснование заявленных требований, административный истец указывает на следующее: «в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки. В соответствии с процедурами, установленными статьями 24-25 и 31-32 Градостроительного кодекса РФ были подготовлены и утверждены: Генеральный план (утв.решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 2 ноября 2016 года №498) и Правила землепользования и застройки (утв. решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 27 июля 2010 года №466 «Об утверждении правил землепользования и застройки территории муниципального образования город-курорт Геленджик» (в редакции решения Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 24 октября 2019 года №178). На основании вышеперечисленных документов, в границах земельного участка с кадастровым установлены две территориальные функциональные зоны: зона общественно-деловой застройки (ОД) и зона курортного строительства (КС). Нахождение земельного участка в двух территориальных зонах и двух функциональных зонах нарушает требования земельного и градостроительного законодательства РФ. В соответствии с частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ - границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Поскольку территориальное зонирование земельного участка с кадастровым не отвечает требованиям принадлежности его только к одной территориальной зоне, то Правила землепользования и застройки в этой части нарушают требования действующего законодательства, а также права арендатора. Функциональное назначение территорий определяется функциональными зонами, которые устанавливаются документами территориального планирования, в том числе генеральным планом городского округа (пункт 5 статьи 1, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 Градостроительного кодекса РФ). Генеральный план городского округа, утверждаемый муниципальным правовым актом, не должен противоречить Градостроительному кодексу РФ, в том числе основным принципам законодательства о градостроительной деятельности (часть 4 статьи 3 и часть 13 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ). Согласно ст. 15 Градостроительного кодекса РФ – «Правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке». В результате чего административный истец считает, что включение административным ответчиком земельного участка с кадастровым номером 23:40:0507004:265 в границы двух функциональных и территориальных зон выполнено без учета требований Градостроительного кодекса РФ и принципов законодательства о градостроительной деятельности, что существенно нарушает его права как правообладателя земельного участка. Административный истец не отказывается от своего права обращаться к административному ответчику с заявлением о внесении изменений в генеральный план городского округа и не отрицает необходимость проведения такого мероприятия, однако, с учетом тех обстоятельств, что земельный участок находится в аренде, а также, что ранее выданным градостроительным планом он был отнесен к зоне общественно-деловой застройки (ОД), считает, что одновременное нахождение земельного участка в двух функциональных/территориальных зонах не может являться самостоятельным основанием для отказа в выдаче градостроительного плана, так как в соответствии с ч.3 ст.85 Земельного кодекса РФ - градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. Как арендатор указанного земельного участка, Эксизов А.Ф. планирует осваивать его, основываясь на требованиях, установленных градостроительным регламентом зоны общественно-деловой застройки (ОД).

В судебном заседании представитель Эксизова А.Ф. – Румянцев С.Ю. поддержал заявленные требования, в полном объеме, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель администрации муниципального образования город-курорт Геленджик – Кизириди К.С. при рассмотрении спора подтвердил то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым действительно расположен одновременно в двух территориальных зонах (общественно-деловой застройки (ОД) и зоне курортного строительства (КС), что является препятствием к выдаче градостроительного плана. Административный истец предпринимал досудебную попытку получения градостроительного плана, обратившись за его выдачей в предусмотренном законом порядке. При вынесении решения представитель администрации муниципального образования город-курорт Геленджик полагался на усмотрение суда.

Представитель Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик Федорова А.В. явилась в судебное заседание, при вынесении решения полагалась на усмотрение суда.

Представитель Управления Росреестра по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя, при рассмотрении спора полагается на усмотрение суда.

Учитывая то обстоятельство, что лица, участвующие в деле (УЗО Администрации МО город-курорт Геленджик и УИО Администрации МО город-курорт Геленджик) извещены о дате, времени и месте судебного заседания, суду о причинах неявки не сообщили, какие-либо ходатайства и отзывы не направили, суд, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, а также учитывая позицию сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся заинтересованных лиц.

Выслушав доводы и позицию сторон, исследовав материалы дела и письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, административный истец является арендатором земельного участка с кадастровым , площадью 4500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, а также выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (номер записи государственной регистрации обременения (аренды) от 02.12.2015г., срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Согласно указанной выписке из ЕГРН, собственником земельного участка с кадастровым является Муниципальное образование город-курорт <адрес> (номер записи государственной регистрации права собственности от 02.12.2015г.)

ДД.ММ.ГГГГ на основании Постановления администрации муниципального образования город-курорт Геленджик от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: <адрес>» Эксизову А.Ф. был выдан градостроительный план на земельный участок с кадастровым .

По причине истечения срока действия указанного градостроительного плана, административный истец ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик о выдаче нового градостроительного плана на земельный участок с кадастровым . Указанное заявление было подано через Филиал ГАУ КК «МФЦ КК» в г. Геленджике. 25 декабря 2019 года Эксизов А.Ф. получил решение об отказе в выдаче испрашиваемого градостроительного плана, выданное Управлением архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик (письмо УАиГ Администрации МО город-курорт Геленджик «о подготовке градостроительного плана» от ДД.ММ.ГГГГ на от ДД.ММ.ГГГГ). Как следует из указанного письма, административному истцу отказано в выдаче градостроительного плана по причине расположения земельного участка с кадастровым в зоне общественно-деловой застройки (ОД) и зоне курортного строительства (КС). Административному истцу рекомендовано обратиться с заявлением о внесении изменений в генеральный план городского округа. Не согласившись с решением об отказе, административный истец обжалует его в предусмотренном законом порядке.

Согласно информации ранее действовавшего градостроительного плана , на земельный участок с кадастровым распространялось действие градостроительного регламента, соответствующего зоне общественно-деловой застройки (ОД).

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Порядок выдачи градостроительных планов земельных участков регламентирован статьей 57.3 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой (ч.1 указанной статьи) градостроительные планы выдаются в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

В соответствии с ч.2 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ - источниками информации для подготовки градостроительного плана земельного участка являются документы территориального планирования и градостроительного зонирования, нормативы градостроительного проектирования, документация по планировке территории, сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, информационной системе обеспечения градостроительной деятельности, а также технические условия подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Судом установлено, и материалами дела подтверждается, а лицами, участвующими в деле, не оспаривается тот факт, что содержание источников информации для выдачи испрашиваемого градостроительного плана не противоречит друг другу, а именно:

Согласно выкопировке из генерального плана муниципального образования                    город-курорт Геленджик (Масштаб 1:2000) (предоставлена в качестве приложения к письму «о предоставлении информации» УАиГ администрации МО город-курорт Геленджик от 09.01.2020 на №9277 от 20.12.2019) и Выписке №1978 из правил землепользования и застройки части территории муниципального образования город-курорт Геленджик от 31 декабря 2019 года (предоставлена в качестве приложения к письму «о предоставлении сведений из правил землепользования и застройки» УАиГ администрации МО город-курорт Геленджик от 09.01.2020 на №9276 от 20.12.2019) земельный участок с кадастровым расположен в зоне общественно-деловой застройки (ОД) и зоне курортного строительства (КС)».

Таким образом, расположение земельного участка с кадастровым номером 23:40:0507004:265 одновременно в двух одинаковых территориальных и функциональных зонах подтверждается содержанием документов, являющихся источниками информации для подготовки градостроительного плана, то есть генеральным планом и выпиской из правил землепользования и застройки, в содержании которых нет противоречий, а значит принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану, в силу требований части 3 статьи 9, части 9 и 10 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ, соблюден, что является важным обстоятельством при рассмотрении подобных спорных правоотношений, согласно Определению Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда по делу №56-АПГ16-30 от 12 января 2017 года.

В соответствии с частью 1 статьи 85 Земельного кодекса РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам. Частью 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Аналогичные требования предусмотрены и Градостроительным кодексом РФ (ч.4 ст.30 указанного Кодекса). Нарушение указанного требования произошло по причинам, не зависящим от административного истца.

Согласно ч.5, ч.6 статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ, в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка, иное лицо в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, обращаются с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть направлено в орган местного самоуправления в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, или подано заявителем через многофункциональный центр. Орган местного самоуправления в течение четырнадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящей статьи, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю. Градостроительный план земельного участка выдается заявителю без взимания платы.

Анализ приведенных норм градостроительных норм и законодательства в совокупности и взаимосвязи позволяет говорить о том, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного лица, правообладателя и является обязанностью уполномоченного органа.

Названные нормы Градостроительного кодекса РФ, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанности лица (заявителя) предоставить иные документы, помимо тех, которые связаны с возможностью идентификации и установления личности обратившегося лица, а также не предусматривает обязанности лица (заявителя) совершать иные действия, направленные на внесение изменений в документы градостроительного зонирования и территориального планирования. Процедура выдачи градостроительного плана земельного участка носит заявительный характер, данный документ подлежит выдаче административным ответчиком (УАиГ МО город-курорт Геленджик) по заявлению заинтересованного лица. Требованиями к взаимодействию с заявителем при предоставлении государственных и муниципальных услуг, предусмотренных п.1 ч.1 ст.7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 N 210-ФЗ, установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг).

Вопреки этому оспариваемое решение об отказе фактически предписывает административному истцу совершение действий, которые не связаны с возможностью идентификации обратившегося лица, что противоречит п.1 ч.1 ст.7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 N 210-ФЗ. Иное означало бы снижение уровня правовых гарантий граждан и юридических лиц в области градостроительной деятельности. Правовая оценка указанных обстоятельств в качестве нарушающих права заявителя, отражена в Определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 16.03.2016 N 78-АПГ16-2.

Часть 11 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства. Следовательно, право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информацию. Отказ в выдаче градостроительного плана создает непреодолимые препятствия к мероприятиям архитектурно-строительного проектирования и не позволяет административному истцу полноценно реализовать свое право на обращение за получением разрешения на строительство на арендованном земельном участке.

Все представленные в материалах дела доказательства, а также юридически значимые обстоятельства, исследованы в судебном заседании.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Эксизова А. Ф. удовлетворить.

Признать незаконным решение, содержащееся в письме Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик «О подготовке градостроительного плана» от 25.12.2019г. на от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым , площадью 4500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик выдать административному истцу- Эксизову А. Ф. градостроительный план на земельный участок с кадастровым , площадью 4500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с установлением градостроительного регламента земельного участка, соответствующего зоне общественно-деловой застройки (ОД), в течение 14 (четырнадцати) рабочих дней, со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Геленджикский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2020 года.

Судья                                                                                                                     Б.Н.Садов

2а-799/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Эксизов Александр Фотиевич
Ответчики
администрация муниципального образования город-курорт Геленджик
Управление архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
Другие
Управление земельных отношений администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
Управление имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Геленджик
Управление Росреестра по Краснодарскому краю
Румянцев Станислав Юрьевич
Суд
Геленджикский городской суд Краснодарского края
Судья
Садов Борис Николаевич
Дело на сайте суда
gelendjik-gor.krd.sudrf.ru
24.01.2020Регистрация административного искового заявления
24.01.2020Передача материалов судье
28.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.01.2020Судебное заседание
02.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2020Дело оформлено
07.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее