Судья Рычкова Н.С. УИД 38RS0017-01-2023-001653-94
Судья-докладчик Ананикова И.А. № 33-6920/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 августа 2024 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Ананиковой И.А.,
судей Бадлуевой Е.Б., Ринчинова Б.А.,
при секретаре Ханхасаевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-29/2024 по иску Л.А. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о взыскании выкупной цены за жилое помещение, признанное непригодным для проживания,
по апелляционной жалобе представителя администрации Нижнеудинского муниципального образования Качанова С.А.
на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 6 мая 2024 г.,
УСТАНОВИЛА:
Обратившись в суд с иском, Л.А.. ссылалась на то, что ей на праве собственности принадлежит жилое помещение – квартира 15, площадью 42,9 кв.м, в многоквартирном доме по адресу: (данные изъяты), признанном аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от 14.04.2022 № 439. Ответчиком в предоставлении ей другого жилого помещения, либо выплате денежной компенсации в счет возмещения за утраченное жилое помещение отказано по тому основанию, что решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, органом местного самоуправления не принималось, соглашение о цене изымаемого жилого помещения между сторонами не достигнуто и до настоящего времени не заключено, соглашение о предоставлении иного жилого помещения отсутствует. Просила, изменив в ходе судебного разбирательства требования в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 53-55 т. 1), определить размер возмещения за изымаемое для муниципальных нужд спорное жилое помещение в размере 2 565 000 руб.; взыскать с администрации Нижнеудинского муниципального образования в ее пользу выкупную цену в названном размере.
Приведенным выше решением суда постановлено иск удовлетворить.
В апелляционной жалобе представитель администрации Нижнеудинского муниципального образования Качанов С.А. просит решение отменить.
Ссылается на то, что судом формально применены нормы ст. 32 ЖК РФ, не учтены положения ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ФЗ от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 03.07.2019 № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области», Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 № 916 «Об утверждении Правил предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области». Считает, что к участию в деле подлежали привлечению Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство финансов РФ в лице УФК Иркутской области, ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району».
В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились. Суд рассмотрел дело в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи Ананиковой И.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
По делу установлено, что на основании договора купли - продажи от 10.12.2019 Л.А. является собственником квартиры № 15 в многоквартирном доме по адресу: (данные изъяты) который заключением межведомственной комиссии Нижнеудинского муниципального образования от 13.04.2022 № 12 признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Заключение межведомственной комиссии основано на заключении ООО «Центр экспертизы, оценки и консалтинга «САМПАД» от 31.03.2022, в котором указано, что обследованный объект (многоквартирный жилой дом по адресу: (данные изъяты) непригоден для эксплуатации по назначению, не пригоден для проживания. По результатам обследования установлено, что строительные конструкции объекта, учитывая объем и характер повреждений, не соответствуют требованиям по механической безопасности, дальнейшая эксплуатация здания в текущем состоянии при техногенном или природном влиянии, в т.ч. сейсмической активности, создает угрозу жизни и здоровью граждан. Причиной образования дефектов и повреждений, повлекших снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности несущих конструкций, является аварийное замачивание грунтов основания во время паводка в связи с резким повышением уровня воды в реке Уда в г. Нижнеудинске с 26.06.2019 по 28.06.2019.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 14.04.2022 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» данный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
При этом срок отселения, расселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома не установлен, в региональную и муниципальную программы по переселению граждан из аварийного жилья многоквартирный дом по адресу: (данные изъяты) не включен.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, применив к спорному правоотношению нормы ст. ст. 2, 14, 32 ЖК РФ, разъяснения о толковании законодательства в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», правовую позицию, изложенную в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, пришел к выводу о том, что Л.А.., являясь собственником непригодного для проживания жилого помещения, имеет право на возмещение стоимости недвижимого имущества, которое подлежит изъятию органом местного самоуправления в связи с признанием многоквартирного дома аварийным, и при установленном факте бездействия ответчика по осуществлению процедуры изъятия земельного участка многоквартирного дома и жилых помещений в разумный срок, она не лишена возможности реализовать свое право в соответствии с положениями жилищного законодательства путем взыскания в судебном порядке возмещения за жилое помещение с администрации Нижнеудинского муниципального образования, как с органа местного самоуправления, на который жилищным законодательством возложена обязанность по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный дом.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с суждениями суда, изложенными в обжалуемом решении.
Не смотря на то, что вопросы определения сроков отселения в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу отнесены к исключительной компетенции органов местного самоуправления, не исключен судебный контроль за такими решениями публичного органа, в т.ч. в части разумности установления такого срока, особенно в случае, когда стоит вопрос угрозы жизни и здоровью.
В силу ст. 32 ЖК РФ процедура изъятия включает в себя принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения, уведомление собственника жилого помещения о принятом решении об изъятии земельного участка, направление ему проекта соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд; признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. Лишь в случае, если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию дома, земельный участок, на котором расположен дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд, и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме в порядке, установленном ст. 32 ЖК РФ.
Согласно позиции, отраженной в п. 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017, несоблюдение компетентными органами процедуры изъятия жилого помещения, установленной ст. 32 ЖК РФ, не препятствует собственнику данного жилого помещения требовать в связи с его изъятием выплаты возмещения.
Спорная квартира не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодна для проживания, находится в аварийном состоянии, дальнейшее проживание в ней представляет угрозу для жизни и здоровья. Обязанность начать процедуру изъятия земельного участка и расположенных на нем жилых помещений возникла у ответчика в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу 14.04.2022, однако, реальные меры, направленные на выполнение процедуры изъятия земельного участка ответчиком не принимались, действия, предусмотренные ст. 32 ЖК РФ, не совершались. При наличии исключительных обстоятельств опасности проживания в доме длительное неисполнение администрацией Нижнеудинского муниципального образования обязанности по принятию решения об изъятии спорного имущества приводит к нарушению прав истца. При этом отсутствие в законе срока, в течение которого жилые помещения подлежат изъятию, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него обязанности в разумные сроки.
В данном случае неустановление срока отселения не может повлечь за собой отказ в защите нарушенного права, поскольку указанное не позволяет обеспечить и гарантировать право истца на безопасные условия проживания, а фактическое длительное непринятие мер по расселению граждан из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома, в котором расположена спорная квартира, свидетельствует о противоречащим закону бездействии должностных лиц администрации Нижнеудинского муниципального образования.
Защита прав истца в ином порядке, установленном приведенными в апелляционной жалобе нормативными правовыми актами, не представляется возможной.
По сведениям ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» Л.А.. обращалась с заявлением о выдаче свидетельства на социальную выплату на приобретение жилого помещения взамен утраченного вследствие чрезвычайной ситуации, в чем ей было отказано.
Вступившим в законную силу решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 29.11.2022 по делу № 2-1360/2022 в удовлетворении требований Л.А.. к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок спорного жилого помещения отказано, т.к. на время введения режима чрезвычайной ситуации на территории Нижнеудинского муниципального образования 26.06.2019 собственником спорной квартиры Л.А.. не являлась, переход права собственности к ней зарегистрирован 18.12.2019, т.е. после введения режима чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением.
Прежним собственникам спорной квартиры такая выплата также не предоставлялась, что подтверждено информацией, представленной по запросу суда апелляционной инстанции. Право на иное жилое помещение у Л.А.. отсутствует, и иного не доказано.
Суд первой инстанции рассмотрел дело, не допустив существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, правильно определил состав лиц, участвующих в деле, исходя из характера материального правоотношения.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 6 мая 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Ананикова
Судьи Е.Б. Бадлуева
Б.А. Ринчинов