Решение по делу № 33-6920/2024 от 15.07.2024

    Судья Рычкова Н.С.                                       УИД 38RS0017-01-2023-001653-94

Судья-докладчик Ананикова И.А.                 № 33-6920/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 августа 2024 г.                                                    г. Иркутск

        Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

председательствующего Ананиковой И.А.,

    судей Бадлуевой Е.Б., Ринчинова Б.А.,

при секретаре Ханхасаевой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело                      № 2-29/2024 по иску Л.А. к администрации Нижнеудинского муниципального образования о взыскании выкупной цены за жилое помещение, признанное непригодным для проживания,

по апелляционной жалобе представителя администрации Нижнеудинского муниципального образования Качанова С.А.

на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от           6 мая 2024 г.,

УСТАНОВИЛА:

Обратившись в суд с иском, Л.А.. ссылалась на то, что ей на праве собственности принадлежит жилое помещение – квартира 15, площадью 42,9 кв.м, в многоквартирном доме по адресу: (данные изъяты), признанном аварийным и подлежащим сносу на основании постановления администрации Нижнеудинского муниципального образования от 14.04.2022 № 439. Ответчиком в предоставлении ей другого жилого помещения, либо выплате денежной компенсации в счет возмещения за утраченное жилое помещение отказано по тому основанию, что решение об изъятии земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, органом местного самоуправления не принималось, соглашение о цене изымаемого жилого помещения между сторонами не достигнуто и до настоящего времени не заключено, соглашение о предоставлении иного жилого помещения отсутствует. Просила, изменив в ходе судебного разбирательства требования в порядке ст. 39 ГПК РФ (л.д. 53-55 т. 1), определить размер возмещения за изымаемое для муниципальных нужд спорное жилое помещение в размере 2 565 000 руб.; взыскать с администрации Нижнеудинского муниципального образования в ее пользу выкупную цену в названном размере.

Приведенным выше решением суда постановлено иск удовлетворить.

В апелляционной жалобе представитель администрации Нижнеудинского муниципального образования Качанов С.А. просит решение отменить.

Ссылается на то, что судом формально применены нормы ст. 32 ЖК РФ, не учтены положения ФЗ от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ФЗ от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 03.07.2019 № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области», Постановления Правительства РФ от 18.07.2019 № 916 «Об утверждении Правил предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области». Считает, что к участию в деле подлежали привлечению Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Министерство финансов РФ в лице УФК Иркутской области, ОГБУ «Управление социальной защиты и социального обслуживания населения по Нижнеудинскому району».

В судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица не явились. Суд рассмотрел дело в их отсутствие.

Заслушав доклад судьи Ананиковой И.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

По делу установлено, что на основании договора купли - продажи от 10.12.2019 Л.А. является собственником квартиры № 15 в многоквартирном доме по адресу: (данные изъяты) который заключением межведомственной комиссии Нижнеудинского муниципального образования от 13.04.2022 № 12 признан аварийным и подлежащим сносу в соответствии с п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Заключение межведомственной комиссии основано на заключении ООО «Центр экспертизы, оценки и консалтинга «САМПАД» от 31.03.2022, в котором указано, что обследованный объект (многоквартирный жилой дом по адресу: (данные изъяты) непригоден для эксплуатации по назначению, не пригоден для проживания. По результатам обследования установлено, что строительные конструкции объекта, учитывая объем и характер повреждений, не соответствуют требованиям по механической безопасности, дальнейшая эксплуатация здания в текущем состоянии при техногенном или природном влиянии, в т.ч. сейсмической активности, создает угрозу жизни и здоровью граждан. Причиной образования дефектов и повреждений, повлекших снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности несущих конструкций, является аварийное замачивание грунтов основания во время паводка в связи с резким повышением уровня воды в реке Уда в г. Нижнеудинске с 26.06.2019 по 28.06.2019.

Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 14.04.2022 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» данный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу.

При этом срок отселения, расселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома не установлен, в региональную и муниципальную программы по переселению граждан из аварийного жилья многоквартирный дом по адресу: (данные изъяты) не включен.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, применив к спорному правоотношению нормы ст. ст. 2, 14, 32 ЖК РФ, разъяснения о толковании законодательства в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», правовую позицию, изложенную в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, пришел к выводу о том, что Л.А.., являясь собственником непригодного для проживания жилого помещения, имеет право на возмещение стоимости недвижимого имущества, которое подлежит изъятию органом местного самоуправления в связи с признанием многоквартирного дома аварийным, и при установленном факте бездействия ответчика по осуществлению процедуры изъятия земельного участка многоквартирного дома и жилых помещений в разумный срок, она не лишена возможности реализовать свое право в соответствии с положениями жилищного законодательства путем взыскания в судебном порядке возмещения за жилое помещение с администрации Нижнеудинского муниципального образования, как с органа местного самоуправления, на который жилищным законодательством возложена обязанность по изъятию земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный дом.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с суждениями суда, изложенными в обжалуемом решении.

Не смотря на то, что вопросы определения сроков отселения в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу отнесены к исключительной компетенции органов местного самоуправления, не исключен судебный контроль за такими решениями публичного органа, в т.ч. в части разумности установления такого срока, особенно в случае, когда стоит вопрос угрозы жизни и здоровью.

В силу ст. 32 ЖК РФ процедура изъятия включает в себя принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения, уведомление собственника жилого помещения о принятом решении об изъятии земельного участка, направление ему проекта соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд; признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. Лишь в случае, если собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию дома, земельный участок, на котором расположен дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд, и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме в порядке, установленном ст. 32 ЖК РФ.

Согласно позиции, отраженной в п. 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017, несоблюдение компетентными органами процедуры изъятия жилого помещения, установленной ст. 32 ЖК РФ, не препятствует собственнику данного жилого помещения требовать в связи с его изъятием выплаты возмещения.

Спорная квартира не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодна для проживания, находится в аварийном состоянии, дальнейшее проживание в ней представляет угрозу для жизни и здоровья. Обязанность начать процедуру изъятия земельного участка и расположенных на нем жилых помещений возникла у ответчика в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу 14.04.2022, однако, реальные меры, направленные на выполнение процедуры изъятия земельного участка ответчиком не принимались, действия, предусмотренные ст. 32 ЖК РФ, не совершались. При наличии исключительных обстоятельств опасности проживания в доме длительное неисполнение администрацией Нижнеудинского муниципального образования обязанности по принятию решения об изъятии спорного имущества приводит к нарушению прав истца. При этом отсутствие в законе срока, в течение которого жилые помещения подлежат изъятию, не освобождает орган местного самоуправления от исполнения возложенной на него обязанности в разумные сроки.

В данном случае неустановление срока отселения не может повлечь за собой отказ в защите нарушенного права, поскольку указанное не позволяет обеспечить и гарантировать право истца на безопасные условия проживания, а фактическое длительное непринятие мер по расселению граждан из аварийного и подлежащего сносу многоквартирного дома, в котором расположена спорная квартира, свидетельствует о противоречащим закону бездействии должностных лиц администрации Нижнеудинского муниципального образования.

Защита прав истца в ином порядке, установленном приведенными в апелляционной жалобе нормативными правовыми актами, не представляется возможной.

По сведениям ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району» Л.А.. обращалась с заявлением о выдаче свидетельства на социальную выплату на приобретение жилого помещения взамен утраченного вследствие чрезвычайной ситуации, в чем ей было отказано.

Вступившим в законную силу решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 29.11.2022 по делу № 2-1360/2022 в удовлетворении требований Л.А.. к ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району», Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок спорного жилого помещения отказано, т.к. на время введения режима чрезвычайной ситуации на территории Нижнеудинского муниципального образования 26.06.2019 собственником спорной квартиры Л.А.. не являлась, переход права собственности к ней зарегистрирован 18.12.2019, т.е. после введения режима чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением.

Прежним собственникам спорной квартиры такая выплата также не предоставлялась, что подтверждено информацией, представленной по запросу суда апелляционной инстанции. Право на иное жилое помещение у Л.А.. отсутствует, и иного не доказано.

Суд первой инстанции рассмотрел дело, не допустив существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, правильно определил состав лиц, участвующих в деле, исходя из характера материального правоотношения.

Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от                         6 мая 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий                     И.А. Ананикова

Судьи                                 Е.Б. Бадлуева

Б.А. Ринчинов

33-6920/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Жиронкина Людмила Александровна
Ответчики
Администрация Нижнеудинского МО
Другие
Кузьмина Елена Борисовна, истца (соглашение сторон, ордер от 19.10.2023)
Суд
Иркутский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.irk.sudrf.ru
15.07.2024Передача дела судье
12.08.2024Судебное заседание
27.08.2024Судебное заседание
04.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2024Передано в экспедицию
27.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее