Решение по делу № 2-1194/2022 (2-6140/2021;) от 08.11.2021

Дело №2-1194/2022

32RS0027-01-2021-008251-64

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 марта 2022 года г. Брянск

Советский районный суд города Брянска в составе

председательствующего судьи Борлакова М.Р.,

при помощнике Головневе В.С.,

с участием истца Пешко А.В., представителя истца Костюковой Ю.В., представителя третьего лица Савкина Д.О., третьего лица Пешко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пешко Алевтины Васильевны к Любовшанской сельской администрации Красногорского района Брянской области, Департаменту строительства Брянской области об установлении факта совместного проживания, признании незаконным постановления, восстановлении в очереди на получение государственного жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛ:

Пешко А.В. обратилась в суд с указанным иском ссылаясь на то, что является вдовой участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС П., ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. Постановлением Любовшанской сельской администрации от 01.02.2021 года №9 истец была поставлена на очередь на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья с составом семьи 3 человека с 01.02.2021 года. Постановлением Любовшанской сельской администрации от 22.10.2021 года №68 истец с составом семьи 3 человека была снята с указанной очереди. Данное решение было мотивировано тем, что на момент смерти П., участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Пешко А.В. совместно с ним постоянно не была зарегистрирована. С указанным постановлением истец не согласна.

Просила суд: установить факт совместного проживания Пешко А.В. с умершим супругом – П. с <дата> по <дата> по <адрес>; признать незаконным постановление Любовшанской сельской администрации от 22.10.2021 года №68 о снятии Пешко А.В. с составом семьи 3 человека с очереди на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья нуждающимся в жилых помещениях; восстановить Пешко А.В. с составом семьи три человека в очереди на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья нуждающимся в жилых помещениях с даты первичного обращения.

В ходе судебного разбирательства, по состоянию на 17.01.2022 года, истец уточнила исковые требования, просила суд: установить факт совместного проживания Пешко А.В. с умершим супругом – П. с <дата> по <дата> по <адрес>; признать незаконным постановление Любовшанской сельской администрации от 22.10.2021 года №68 о снятии Пешко А.В. с составом семьи 3 человека с очереди на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья нуждающимся в жилых помещениях; обязать Любовшанскую сельскую администрацию Красногорского района Брянской области и Департамент строительства Брянской области восстановить Пешко А.В. с составом семьи три человека в очереди на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья нуждающимся в жилых помещениях с даты первичного обращения.

Протокольным определением суда от 16.03.2021 года Департамент строительства Брянской области исключен из числа ответчиков по делу и привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.

В судебном заседании истец Пешко А.В., представитель истца Костюкова Ю.В. поддержали уточненные исковые требования в полном объеме, просили суд их удовлетворить.

Представитель третьего лица Департамента строительства Брянской области по доверенности Савкин Д.О. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Третье лицо Пешко А.В. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению, подтвердил факт совместного проживания Пешко А.В. и П.

Представитель ответчика Любовшанской сельской администрации Красногорского района Брянской области в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, в заявлении на имя суда просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные пояснения по иску и оставил разрешение спора на усмотрение суда.

Третье лицо Тимошенко С.Н. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, в письменных пояснениях на имя суда полагал исковые требования подлежащими удовлетворению, подтвердил факт совместного проживания Пешко А.В. и П.

В соответствии с требованиями статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, П. и Т. (Пешко) А.В. с <дата> состояли в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии №... от <дата>.

<дата> П. умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии №... от <дата>.

П. являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением серии №... от <дата>.

Таким образом, Пешко А.В. является вдовой участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеет право на льготы и компенсации, установленные Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1, в том числе и на улучшении жилищных условий.

25.12.2020 года Пешко А.В. обратилась в Любовшанскую сельскую администрацию Красногорского района Брянской области с заявлением о включении ее с составом семьи 3 человека (истец и ее сыновья Тимошенко С.Н., Пешко А.В.) в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Постановлением Любовшанской сельской администрации Красногорского района Брянской области от 01.02.2021 года №9 Пешко А.В. была поставлена на очередь на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья нуждающимся в жилых помещениях с составом семьи 3 человека с 01.02.2021 года.

Постановлением Любовшанской сельской администрации Красногорского района Брянской области от 22.10.2021 года №68 Пешко А.В. с составом семьи 3 человека была снята с жилищного учета согласно п.п.6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, п.п.е ч. 1 ст. 9 Закона Брянской области №37-З от 09.06.2006 года – выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.

Согласно представленным документам на момент смерти П., участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, его супруга Пешко А.В. совместно с ним постоянно не была зарегистрирована.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Система социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" включает в себя различные виды денежных выплат и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона, гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе по обеспечению нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона РФ №1244-1 меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 и 14 части первой статьи 14 настоящего Закона и пунктом 1 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Правительством Российской Федерации была разработана Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, пунктом 2 которого установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 г. (далее - Правила).

В силу подпункта "е" пункта 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО "Маяк" и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.

Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.

Участниками подпрограммы являются граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и принявшие решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты которым осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Анализ приведенного выше законодательства свидетельствует, что обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета указанной категории граждан осуществляется исключительно при условии их нуждаемости в улучшении жилищных условий и при наличии их желания принять участие в подпрограмме.

П. по состоянию на 15.05.2005 года был зарегистрирован <адрес>.

В то же время Пешко А.В. была зарегистрирована по иному адресу: <адрес>, совместно с ней зарегистрированы Пешко А.В. и Тимошенко С.Н.

В результате пожара, произошедшего 29.09.2020 года, вышеуказанный дом и имущество, находившееся в нем, были уничтожены огнем (справка управления надзорной деятельности и профилактической работы ОНДР №205 от 29.09.2020 г.).

Согласно акту обследования помещения <адрес> межведомственной комиссии №131 от 06.11.2020 г. дом является непригодным для дальнейшего проживания, ремонту или реконструкции не подлежит.

Согласно справке от 10.06.2021 года №475 Любовшанской сельской администрации разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию по <адрес> Пешко А.В. не выдавалось, строительство не ведется.

В соответствии со справкой ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Пешко А.В. жилых помещений в собственности не имеет.

Сыновья истца Тимошенко С.Н. и Пешко А.В. жилых помещений в собственности не имют, что подтверждается уведомлениями об отсутствии сведений в ЕГРН.

Следовательно, Пешко А.В., Тимошенко С.Н. и Пешко А.В. являются нуждающимися в жилых помещениях.

Стороной истца в материалы дела представлен Акт о проживании от 07.02.2022 года, в соответствии с которым в жилом помещении <адрес> с <дата> и по <дата> совместно проживали Пешко А.В. и П.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным Кодексом.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства, при условии, что они вселены в жилое помещение собственников в качестве членов его семьи, а также и иные граждане, не являющиеся родственниками собственника жилого помещения, в случае, если собственник вселил их в принадлежащее ему жилое помещение в качестве членов своей семьи. При этом проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 6 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации", под ведением общего хозяйства следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.

Таким образом, суд приходит к выводу, что факт совместного проживания Пешко А.В. с умершим супругом – П. с <дата> по <дата> по <адрес> установлен и подтвержден собранными по делу доказательствами.

С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что истец не обеспечена жильем, хотя имеет право на меры социальной поддержки, суд приходит к выводу, что Пешко А.В. подлежит восстановлению в очереди на получение государственного жилищного сертификата с составом семьи три человека с момента первоначального обращения.

В связи с чем, постановление Любовшанской сельской администрации от 22.10.2021 года №68 о снятии Пешко А.В. с составом семьи 3 человека с очереди на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья нуждающимся в жилых помещениях, незаконно.

При таких обстоятельствах исковые требования Пешко А.В. подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Пешко Алевтины Васильевны к Любовшанской сельской администрации Красногорского района Брянской области, Департаменту строительства Брянской области об установлении факта совместного проживания, признании незаконным постановления, восстановлении в очереди на получение государственного жилищного сертификата, удовлетворить частично.

Установить факт совместного проживания Пешко Алевтины Васильевны с умершим супругом – П. с <дата> по <дата> по <адрес>.

Признать незаконным постановление Любовшанской сельской администрации от 22.10.2021 года №68 о снятии Пешко Алевтины Васильевны с составом семьи 3 человека с очереди на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья нуждающимся в жилых помещениях.

Обязать Любовшанскую сельскую администрацию Красногорского района Брянской области восстановить Пешко Алевтину Васильевну с составом семьи три человека в очереди на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья нуждающимся в жилых помещениях с момента обращения с даты первичного учета.

В удовлетворении остальной части требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий М.Р. Борлаков

Резолютивная часть решения суда оглашена 16.03.2022 года.

Мотивированное решение суда изготовлено 23.03.2022 года.

Дело №2-1194/2022

32RS0027-01-2021-008251-64

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 марта 2022 года г. Брянск

Советский районный суд города Брянска в составе

председательствующего судьи Борлакова М.Р.,

при помощнике Головневе В.С.,

с участием истца Пешко А.В., представителя истца Костюковой Ю.В., представителя третьего лица Савкина Д.О., третьего лица Пешко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пешко Алевтины Васильевны к Любовшанской сельской администрации Красногорского района Брянской области, Департаменту строительства Брянской области об установлении факта совместного проживания, признании незаконным постановления, восстановлении в очереди на получение государственного жилищного сертификата,

УСТАНОВИЛ:

Пешко А.В. обратилась в суд с указанным иском ссылаясь на то, что является вдовой участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС П., ему было выдано удостоверение участника ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС. Постановлением Любовшанской сельской администрации от 01.02.2021 года №9 истец была поставлена на очередь на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья с составом семьи 3 человека с 01.02.2021 года. Постановлением Любовшанской сельской администрации от 22.10.2021 года №68 истец с составом семьи 3 человека была снята с указанной очереди. Данное решение было мотивировано тем, что на момент смерти П., участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Пешко А.В. совместно с ним постоянно не была зарегистрирована. С указанным постановлением истец не согласна.

Просила суд: установить факт совместного проживания Пешко А.В. с умершим супругом – П. с <дата> по <дата> по <адрес>; признать незаконным постановление Любовшанской сельской администрации от 22.10.2021 года №68 о снятии Пешко А.В. с составом семьи 3 человека с очереди на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья нуждающимся в жилых помещениях; восстановить Пешко А.В. с составом семьи три человека в очереди на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья нуждающимся в жилых помещениях с даты первичного обращения.

В ходе судебного разбирательства, по состоянию на 17.01.2022 года, истец уточнила исковые требования, просила суд: установить факт совместного проживания Пешко А.В. с умершим супругом – П. с <дата> по <дата> по <адрес>; признать незаконным постановление Любовшанской сельской администрации от 22.10.2021 года №68 о снятии Пешко А.В. с составом семьи 3 человека с очереди на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья нуждающимся в жилых помещениях; обязать Любовшанскую сельскую администрацию Красногорского района Брянской области и Департамент строительства Брянской области восстановить Пешко А.В. с составом семьи три человека в очереди на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья нуждающимся в жилых помещениях с даты первичного обращения.

Протокольным определением суда от 16.03.2021 года Департамент строительства Брянской области исключен из числа ответчиков по делу и привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.

В судебном заседании истец Пешко А.В., представитель истца Костюкова Ю.В. поддержали уточненные исковые требования в полном объеме, просили суд их удовлетворить.

Представитель третьего лица Департамента строительства Брянской области по доверенности Савкин Д.О. полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Третье лицо Пешко А.В. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению, подтвердил факт совместного проживания Пешко А.В. и П.

Представитель ответчика Любовшанской сельской администрации Красногорского района Брянской области в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, в заявлении на имя суда просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные пояснения по иску и оставил разрешение спора на усмотрение суда.

Третье лицо Тимошенко С.Н. в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, в письменных пояснениях на имя суда полагал исковые требования подлежащими удовлетворению, подтвердил факт совместного проживания Пешко А.В. и П.

В соответствии с требованиями статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, П. и Т. (Пешко) А.В. с <дата> состояли в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о заключении брака серии №... от <дата>.

<дата> П. умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии №... от <дата>.

П. являлся участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением серии №... от <дата>.

Таким образом, Пешко А.В. является вдовой участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеет право на льготы и компенсации, установленные Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1, в том числе и на улучшении жилищных условий.

25.12.2020 года Пешко А.В. обратилась в Любовшанскую сельскую администрацию Красногорского района Брянской области с заявлением о включении ее с составом семьи 3 человека (истец и ее сыновья Тимошенко С.Н., Пешко А.В.) в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Постановлением Любовшанской сельской администрации Красногорского района Брянской области от 01.02.2021 года №9 Пешко А.В. была поставлена на очередь на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья нуждающимся в жилых помещениях с составом семьи 3 человека с 01.02.2021 года.

Постановлением Любовшанской сельской администрации Красногорского района Брянской области от 22.10.2021 года №68 Пешко А.В. с составом семьи 3 человека была снята с жилищного учета согласно п.п.6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, п.п.е ч. 1 ст. 9 Закона Брянской области №37-З от 09.06.2006 года – выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.

Согласно представленным документам на момент смерти П., участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, его супруга Пешко А.В. совместно с ним постоянно не была зарегистрирована.

Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Система социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" включает в себя различные виды денежных выплат и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона, гражданам, указанным в пункте 3 части 1 статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе по обеспечению нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Закона РФ №1244-1 меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 и 14 части первой статьи 14 настоящего Закона и пунктом 1 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Правительством Российской Федерации была разработана Федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, пунктом 2 которого установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 г. (далее - Правила).

В силу подпункта "е" пункта 5 Правил право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО "Маяк" и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.

Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.

Участниками подпрограммы являются граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и принявшие решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты которым осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Анализ приведенного выше законодательства свидетельствует, что обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета указанной категории граждан осуществляется исключительно при условии их нуждаемости в улучшении жилищных условий и при наличии их желания принять участие в подпрограмме.

П. по состоянию на 15.05.2005 года был зарегистрирован <адрес>.

В то же время Пешко А.В. была зарегистрирована по иному адресу: <адрес>, совместно с ней зарегистрированы Пешко А.В. и Тимошенко С.Н.

В результате пожара, произошедшего 29.09.2020 года, вышеуказанный дом и имущество, находившееся в нем, были уничтожены огнем (справка управления надзорной деятельности и профилактической работы ОНДР №205 от 29.09.2020 г.).

Согласно акту обследования помещения <адрес> межведомственной комиссии №131 от 06.11.2020 г. дом является непригодным для дальнейшего проживания, ремонту или реконструкции не подлежит.

Согласно справке от 10.06.2021 года №475 Любовшанской сельской администрации разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию по <адрес> Пешко А.В. не выдавалось, строительство не ведется.

В соответствии со справкой ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» Пешко А.В. жилых помещений в собственности не имеет.

Сыновья истца Тимошенко С.Н. и Пешко А.В. жилых помещений в собственности не имют, что подтверждается уведомлениями об отсутствии сведений в ЕГРН.

Следовательно, Пешко А.В., Тимошенко С.Н. и Пешко А.В. являются нуждающимися в жилых помещениях.

Стороной истца в материалы дела представлен Акт о проживании от 07.02.2022 года, в соответствии с которым в жилом помещении <адрес> с <дата> и по <дата> совместно проживали Пешко А.В. и П.

В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным Кодексом.

Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:

а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;

б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства, при условии, что они вселены в жилое помещение собственников в качестве членов его семьи, а также и иные граждане, не являющиеся родственниками собственника жилого помещения, в случае, если собственник вселил их в принадлежащее ему жилое помещение в качестве членов своей семьи. При этом проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 6 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации", под ведением общего хозяйства следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.

Таким образом, суд приходит к выводу, что факт совместного проживания Пешко А.В. с умершим супругом – П. с <дата> по <дата> по <адрес> установлен и подтвержден собранными по делу доказательствами.

С учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание, что истец не обеспечена жильем, хотя имеет право на меры социальной поддержки, суд приходит к выводу, что Пешко А.В. подлежит восстановлению в очереди на получение государственного жилищного сертификата с составом семьи три человека с момента первоначального обращения.

В связи с чем, постановление Любовшанской сельской администрации от 22.10.2021 года №68 о снятии Пешко А.В. с составом семьи 3 человека с очереди на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья нуждающимся в жилых помещениях, незаконно.

При таких обстоятельствах исковые требования Пешко А.В. подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Пешко Алевтины Васильевны к Любовшанской сельской администрации Красногорского района Брянской области, Департаменту строительства Брянской области об установлении факта совместного проживания, признании незаконным постановления, восстановлении в очереди на получение государственного жилищного сертификата, удовлетворить частично.

Установить факт совместного проживания Пешко Алевтины Васильевны с умершим супругом – П. с <дата> по <дата> по <адрес>.

Признать незаконным постановление Любовшанской сельской администрации от 22.10.2021 года №68 о снятии Пешко Алевтины Васильевны с составом семьи 3 человека с очереди на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья нуждающимся в жилых помещениях.

Обязать Любовшанскую сельскую администрацию Красногорского района Брянской области восстановить Пешко Алевтину Васильевну с составом семьи три человека в очереди на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья нуждающимся в жилых помещениях с момента обращения с даты первичного учета.

В удовлетворении остальной части требований, отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий М.Р. Борлаков

Резолютивная часть решения суда оглашена 16.03.2022 года.

Мотивированное решение суда изготовлено 23.03.2022 года.

2-1194/2022 (2-6140/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Пешко Алевтина Васильевна
Ответчики
Департамент строительства Брянской области
Любовшанская сельская администрация
Другие
Костюкова Юлия Владимировна
Тимошенко Сергей Николаевич
Пешко Александр Викторович
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Судья
Борлаков Магомет Рамазанович
Дело на странице суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
08.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.11.2021Передача материалов судье
12.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2022Судебное заседание
18.02.2022Судебное заседание
16.03.2022Судебное заседание
23.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее