24RS0023-01-2022-000127-32
Дело № 2-120/2022
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 мая 2022 года с. Казачинское
Казачинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Поляковой Т.П.,
при секретаре Слабинской Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» к ООО «Сибирь» о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
КГКУ «Лесная охрана» обратилось в суд с иском к ООО «Сибирь» о возложении обязанности очистить места рубок от порубочных остатков на площади <данные изъяты> га, расположенные в квартале № выдел № лесосека № Унжинского участкового лесничества КГБУ «Усольское лесничество» в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу судебного решения.
В обоснование заявленных исковых требований истец в исковом заявлении указал, что между агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО «Сибирь» заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 17.11.2008 №, согласно которому агентство лесной отрасли Красноярского края передает ООО «Сибирь» во временное пользование лесной участок на 49 лет, находящийся в государственной собственности, площадью <данные изъяты> га, расположенный: Красноярский край, Тасеевский район, КГУ «Усольское лесничество» Унжинское участковое лесничество, квартал №№. Согласно лесной декларации от 31.10.2019 № заготовка древесины ООО «Сибирь» осуществлялась в период с 10.11.2019г. по 25.03.2020г. По окончании срока действия лесной декларации, 23.07.2020г. лесничим Унжинского участкового лесничества КГУ «Усольское лесничество» Станкевич К.В., в присутствии представителя ООО «Сибирь» Кучина С.П., произведен осмотр мест заготовки древесины в квартале №, выделе №, лесосеке № Унжинского участкового лесничества, КГУ «Усольское лесничество», в результате которого обнаружено нарушение требований лесного законодательства, а именно: загрязнение лесов выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, а также иное негативное воздействие на леса, выраженное в неочистке мест рубок от порубочных остатков на площади <данные изъяты> га, нарушен пункт 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. В результате нарушения требований лесного законодательства ООО «Сибирь» причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 79677,45 руб., что подтверждается справкой-расчетом ущерба и расчетно-технологической картой на 2020 год. Согласно технологической карте лесосечных работ очистка мест рубок производится одновременно с заготовкой. На основании изложенного, истец обратился в суд с настоящим иском.
В судебное заседание представитель истца КГКУ «Лесная охрана» не явился, извещен, заявил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика ООО «Сибирь» в судебное заседание не явился, извещен, о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного заседания, о рассмотрении дела в его отсутствие не заявлял.
Третье лицо КГБУ «Усольское лесничество» в судебное заседание своего представителя не направил, обратился в суд с ходатайством, о рассмотрении дела в его отсутствие.
В силу ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
В соответствии с ч. 4 ст. 167, ст. 233 ГПК РФ дело судом рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 42, ст. 58 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу пункта 2 статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 г. N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", гражданско-правовая (имущественная) ответственность за вред, причиненный окружающей среде, может возникать в результате нарушения договора в сфере природопользования (например, договора аренды лесного участка), а также в результате внедоговорного (деликтного) причинения вреда.
Как установлено в судебном заседании, между агентством лесной отрасли Красноярского края и ООО «Сибирь» заключен договор аренды лесного участка для заготовки древесины от 17.11.2008г. №, согласно которому агентство лесной отрасли Красноярского края передает ООО «Сибирь» во временное пользование лесной участок на 49 лет, находящийся в государственной собственности, площадью <данные изъяты> га, расположенный: Красноярский край, Тасеевский район, КГУ «Усольское лесничество» Унжинское участковое лесничество, квартал №№.
Согласно лесной декларации от 31.10.2019г. № заготовка древесины ООО «Сибирь» осуществлялась в период с 10.11.2019г. по 25.03.2020г.
По окончании срока действия лесной декларации, в соответствии с пунктом 3 Порядка осмотра лесосеки, утвержденного приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их поведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки», 23.07.2020 г. лесничим Унжинского участкового лесничества КГУ «Усольское лесничество» Станкевич К.В., в присутствии представителя ООО «Сибирь» Кучина С.П., произведен осмотр мест заготовки древесины в квартале №, выделе №, лесосеке № Унжинского участкового лесничества, КГУ «Усольское лесничество», в результате которого обнаружено нарушение требований лесного законодательства, а именно: загрязнение лесов выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, а также иное негативное воздействие на леса, выраженное в неочистке мест рубок от порубочных остатков на площади <данные изъяты> га, тем самым нарушен пункт 26 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 № 1614 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
По результатам осмотра мест рубок составлен акт осмотра лесосеки от 23.07.2020г., сообщение о результатах осмотра лесосеки от 23.07.2020г., сообщение о нарушении требований лесного законодательства от 23.07.2020г., схема (абрис) лесосеки к сообщению, в которых отражен факт нарушения требований лесного законодательства.
В результате нарушения требований лесного законодательства ООО «Сибирь» причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 79677,45 руб., что подтверждается справкой-расчетом ущерба и расчетно-технологической картой на 2020 год.
Согласно технологической карте лесосечных работ очистка мест рубок производится одновременно с заготовкой.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 13 Договора аренды лесного участка, ООО «Сибирь» обязано соблюдать требования Правил пожарной безопасности в лесах.
Кроме того, в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении от 10.03.2021г. № и постановлением КГКУ «Лесная охрана» о назначении административного наказания от 24.03.2021г. №, ООО «Сибирь» привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей. Штраф оплачен.
В соответствии с приказом Минприроды России от 27.06.2016 № 367 «Об утверждении видов лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения, формы технологической карты лесосечных работ, формы акта осмотра лесосеки и порядка осмотра лесосеки» очистка мест рубок от порубочных остатков должна проводиться одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины. После проведения указанных работ допускается доочистка лесосек.
Согласно приказу министерства лесного хозяйства Красноярского края от 01.04.2020г. № 86-549-од на территории «Усольского лесничества» с 03.04.2020г. объявлен пожароопасный сезон 2020 года и действовал на момент совершения правонарушения.
В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса РФ лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, использование лесов по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
Согласно статье 5 Лесного кодекса РФ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Лесного Кодекса РФ использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В силу части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13.09.2016 № 474 утверждены Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного Кодекса Российской Федерации, которые устанавливают требования к заготовке древесины во всех лесных районах РФ и являются обязательными для выполнения при заготовке древесины.
Статья 99 Лесного кодекса РФ устанавливает, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством РФ.
В силу статьи 100 Лесного кодекса РФ возмещение вреда, причиненного лесам, и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства осуществляется добровольно или в судебном порядке.
Установленные правила осуществления лесопользования предусматривают обязанность по очистке мест рубок от порубочных остатков способами, предписанными технологической картой или договором, разработанными с учетом снижения негативного воздействия на природный объект в ходе лесозаготовительной деятельности. Несоблюдение предписанного способа очистки мест рубок способствует возникновению факторов, негативно влияющих на санитарную и пожарную безопасность лесов.
На онсновании выше изложенного, суд приходит к выводу, что допущенный факт захламления лесного участка сам по себе свидетельствует об ухудшении экологической обстановки лесного объекта, следовательно, о причинении вреда объекту природной среды. В данном случае наличие вреда презюмируется, если не доказано иное.
Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса РФ, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Согласно статье 96 Лесного кодекса РФ федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, а также государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов РФ (части 2, 2.1 ст. 96 Лесного кодекса РФ).
КГКУ «Лесная охрана» создано для исполнения государственных функций и в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Учредителя в области лесных отношений. Учредителем является Красноярский край, функции и полномочия Учредителя осуществляет Министерство лесного хозяйства Красноярского края, что подтверждается Уставом истца.
Согласно пункту 1.4 Устава КГКУ «Лесная охрана» для достижения целей своей деятельности вправе быть истцом и ответчиком в арбитражном, третейском судах, судах общей юрисдикции в соответствии с действующим законодательством РФ, а в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4.1 Устава Учреждение осуществляет предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Таким образом, как установлено судом и не оспорено ответчиком, ООО «Сибирь» взятые на себя обязательства по договору аренды лесного участка для заготовки древесины от 17.11.2008г. №-з, в части очистки лесосеки от порубочных остатков не выполнил, нарушил требования вышеназванных Правил. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении ответчиком требований лесного законодательства, обязывающего лесозаготовителя произвести очистку лесосек одновременно с заготовкой древесины.
Доказательства устранения ответчиком указанных нарушений на момент рассмотрения дела, ответчиком в суд не представлены.
Бездействием ответчика по не очистке места рубок от порубочных остатков нарушаются интересы Российской Федерации, поскольку согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности Российской Федерации. Нарушение интересов РФ влечет за собой нарушение неопределенного круг лиц, проживающих на территории государства. Право граждан на благоприятную окружающую среду обеспечивается прежде всего выполнением требований природоохранного законодательства.
Одним из способов защиты гражданских прав, ст. 12 ГК РФ называет принуждение к исполнению обязанности в натуре.
На основании изложенного, требование истца об обязании ответчика ООО «Сибирь» в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить очистку лесосеки является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Срок для устранения недостатков - 02 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, суд полагает достаточным.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ.
Согласно ст. 61.1. ч. 2 БК РФ в бюджеты муниципальных районов подлежит зачислению госпошлина по нормативу 100 % по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.
Исковые требования носят неимущественный характер, поэтому в силу п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ размер госпошлины составляет 6000 руб.
Поскольку истец в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ освобожден от уплаты госпошлины, суд полагает взыскать с ответчика в пользу муниципального образования Казачинский район госпошлину в сумме 6000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 233-237 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Возложить на ООО «Сибирь» обязанность в течении двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу очистить места рубок от порубочных остатков на площади <данные изъяты> га, расположенные в квартале № выдел № лесосека № Унжинского участкового лесничества КГБУ «Усольское лесничество».
Взыскать с ООО «Сибирь» в доход местного бюджета Казачинский район государственную пошлину в размере 6000 руб.
Разъяснить ответчику, что он вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: Т.П. Полякова
Копия верна. Судья.
Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 19.05.2022 года.