Решение по делу № 2-812/2022 от 04.07.2022

Дело № 2-812/22

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

04 августа 2022 года

Дубненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Григорашенко О.В.,

при секретаре Малкиной М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мошкова Михаила Анатольевича к Государственному учреждению- Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N5 по городу Москве и Московской области о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы и признании права на досрочную страховую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Мошков М.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N5 по городу Москве и Московской области о назначении досрочной страховой пенсии.

В обоснование требований истец указал на незаконность решения ответчика об отказе ему в установлении пенсии по Списку N 2 ввиду отсутствия стажа, а именно указания на то, что паросиловое хозяйство ОГЭ ОИЯИ является отопительно-производственной котельной и не относится к объектам электроэнергетики и парового хозяйства, отсутствие доказательств постоянной занятости на работах с тяжелыми условиями труда, а также отсутствие данных об использовании твердого топлива при выполнении работ по обслуживанию и ремонту оборудования теплоподачи, поскольку с 01 августа 1988 года по 27 августа 2003 года он работал в ОИЯИ слесарем по ремонту котельного оборудования и пылеприготовительных цехов в отделе главного энергетика в котельном цехе. Работа в указанной должности соответствует Списку N 2 позиция 2140000а-18455 раздела XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство". Стаж по Списку N 2 составляет более 15 лет.

Просит признать за ним право на назначение пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обязать назначить и выплатить пенсию по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", включить перечисленный период его работы в специальный стаж по Списку N 2 позиция 2140000а-18455.

В ходе рассмотрения дела истец в судебное заседание не явился, воспользовавшись услугами представителя – адвоката Лариной И.В., которая исковые требования поддержала, дополнительно пояснив, что разъяснения, утвержденные Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 25 февраля 1994 г. N 18 "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, и дополнений к этим Спискам, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 9 августа 1991 года N 591" касаются профессии "слесарь по ремонту оборудования топливоподачи", предусмотренной ЕТКС параграф 19, в то время, как истец занимал должность "слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов". В связи с чем, положения данного разъяснения Минтруда РФ на него распространяются. Кроме того, представитель истца указывает, что поскольку в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, во всяком случае период работы истца до издания разъяснений Минтруда РФ должен быть включен в льготный стаж исчисления пенсии.

      Представитель ответчика -Государственного учреждения-Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N5 по городу Москве и Московской области по доверенности Герасимова А.Ю. исковые требования не признала, указав, что период работы истца в должности слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов в отделе главного энергетика в котельном цехе обоснованно не включен в льготный период, поскольку у заявителя отсутствует специальный стаж работы по позиции    2140000а - 18455 раздела XIII Списка 2 "Слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании и ремонте котельного, турбинного (паротурбинного), оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающие его работу средств измерений и автоматики", поскольку паросиловое хозяйство ОГЭ ОИЯИ является отопительно- производственной котельной и не относится к объектам электроэнергетики парового хозяйства. Производство электроэнергии в ОИЯИ не осуществляется, в качестве рабочего тела "паровых" паратурбинных установок для выработки электроэнергии, машин и оборудования вырабатываемый котельной пар не используется. Также отсутствуют документы, подтверждающие постоянную в течение полного рабочего дня занятость (не менее 80% рабочего времени) на ремонте и обслуживании только котельного оборудования. Согласно должностной инструкции от 07 августа 1993 года в обязанности слесаря по ремонту и обслуживанию котельных и пылеприготовительных цехов входят все ремонтные работы в котельном цехе; при отсутствии слесарных работ или производственной необходимости слесарь выполняет работы подсобного рабочего. Кроме того, согласно разъяснению "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, и дополнений к этим Спискам, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 9 августа 1991 года N 591" по позиции 2140000а - 18455 раздела XIII Списка 2 пенсии следует назначать слесарям, электромонтерам, электрослесарям всех наименований, занятым на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива. Документов о наличии твердого топлива организацией не представлено.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Объединенного института ядерных исследований Краснов А.Б. в судебном заседании пояснил, что котельные Института с твердым топливом никогда не работали.

Выслушав позицию сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях") право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону), при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (согласно приложению к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (согласно приложению к настоящему Федеральному закону) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

На основании ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Согласно п. п. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 1991 г.).

      До учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года, подлежал применению Список N 2 Производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Советом Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, разделом XIV которого предусмотрены "слесари и электромонтеры дежурные, слесари и электромонтеры по ремонту и обслуживанию оборудования и автоматики в цехах: котельных, машинных (теплосиловых), топливоподачи и пылеприготовления".

       При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных утвержденными данным документом Списками N 1 и N 2, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списками N 1 и N 2, утв. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, которые применяются при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Постановление Правительства РФ от 18.07.2002 N 537).

Списком N 2 от 1991 г. (раздел XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство") право на льготное пенсионное обеспечение установлено для слесарей, электромонтеров, электрослесарей всех наименований, занятых на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики (код позиции 2140000а-18455).

Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 25 февраля 1994 г. N 18, зарегистрированным 1 марта 1994 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации, регистрационный номер 503, и опубликованным 10 марта 1994 г. в газете "Российские вести", по согласованию с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации и Пенсионным фондом Российской Федерации утверждено разъяснение "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, и дополнений к этим Спискам, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 9 августа 1991 года N 591" (далее - Разъяснение).

Согласно Разъяснению по позиции 2140000а-18455 раздела XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2, пенсии следует назначать слесарям, электромонтерам, электрослесарям всех наименований, занятым на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи при условии использования твердого топлива, а также средств измерений и автоматики, обеспечивающих работу этого оборудования.

В силу изложенного, позиция 2140000а-18455 раздела XIII Списка N 2 от 1991 г. предусматривает возможность льготного пенсионного обеспечения для поименованных в ней работников, занятых на обслуживании и ремонте оборудования топливоподачи с использованием не любого вида топлива, а только твердого.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, истец Мошков М.А. обратился в ГУ-ГУПФР N5 по городу Москве и Московской области с заявлением о назначении пенсии 11 апреля 2022 года. Решением УПФР от 21 апреля 2022 года в установлении досрочной пенсии отказано в виду отсутствия специального стажа продолжительностью 6 лет 3 месяца, при этом работа истца с 01 августа 1988 года по 27 августа 2003 года в стаж работы по Списку N 2 не включена.

Также в судебном заседании установлено, что по данным трудовой книжки, истец работал в Объединенном институте ядерных исследований с 12 августа 1986 года по 31 декабря 1987 года оператором котельной 7 разряда, с 01 января 1987 года по 31 июля 1988 года –слесарем-ремонтником 6 разряда, с 01 августа 1988 года переведен на новые условия оплаты труда –слесарем по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов 6 разряда.

Как следует из штатного расписания за период 1997-2003 годы, а также Положения о котельном цехе ОГЭ ОИЯИ, утвержденного 07 февраля 1962 года, котельный цех по структуре входит в ОГЭ и является звеном, обеспечивающим город и площадки теплом и паром. В состав ремонтного персонала входят бригадир по ремонту теплотехнического оборудования, слесари, сварщики, пенники.

Согласно сведениям ОГЭ ОИЯИ, Мошков М.А. работал на Восточной котельной в должности слесаря по ремонту оборудования котельной и пылеприготовительного цеха. Котельная введена в эксплуатацию в 1977 году, котлы марки ПТВМ-30, ДКВР-20, КВГМ-50 с горелками типа ГМГ, ГМГБ (марки газомазутных горелок) основной вид топлива – газ, резервный вид топлива –мазут).

Указанные сведения об использовании данного вид топлива на Восточной котельной ОГЭ ОИЯИ подтверждаются паспортами парового котла от 20 апреля 1976 года и паспортном водогрейного котла от 1974 года.

Учитывая, что в спорные периоды истец работал в котельной, работающей на газу и жидком топливе - мазуте, право на досрочное назначение пенсии по Списку N 2, позиции 2140000а-18455 раздела XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" он не имеет.

Доводы представителя истца об отсутствии тождественности должности "слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов", которую занимал истец, и должности "слесарь по ремонту оборудования топливоподачи", работа по которой для льготного пенсионного обеспечения должна была осуществляться только с применением твердого топлива, не могут быть приняты во внимание.

Пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет" Министерству труда РСФСР было предоставлено право давать разъяснения о порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Действовавшее на день принятия Разъяснения Положение о Министерстве труда Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1992 г. N 993, также наделяло Министерство труда Российской Федерации, являвшееся центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществлявшим руководство работой по обеспечению единой государственной политики в области труда и социальных вопросов и координировавшим работу по этим направлениям в Российской Федерации, полномочиями по принятию разъяснений по применению нормативных актов в области труда и социальных вопросов (пункты 1, 8).

Согласно позиции 2140000а-18455 раздела XIII "Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2 правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости пользуются: слесари, электромонтеры, электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.

По смыслу приведенного положения, лица указанных в нем профессий должны в установленных разделом XIII Списка N 2 производствах выполнять работы по обслуживанию и ремонту любого из трех видов оборудования - котельного, турбинного (парогазотурбинного), топливоподачи и пылеприготовления, а также обеспечивающих работу этого оборудования средств измерений и автоматики.

Данная позиция предполагает производственную взаимосвязь оборудования топливоподачи и пылеприготовления, при работе которого использовалось только твердое топливо (уголь, торф, сланец), требующее для дальнейшей топливоподачи предварительное приготовление с использованием специального оборудования (дробилки молотковые и валковые, мельницы молотковые, валковые и шаровые, циклоны, сепараторы пыли, шнековые и лопастные питатели угольной пыли, дисковые, скребковые и ленточные питатели сырого угля и т.п.).

Так, на выявленную производственную взаимосвязь оборудования топливоподачи и пылеприготовления, имеющую значение для характеристики условий труда, указывают действовавшие на день принятия Разъяснения положения таблицы 13 Нормативов численности рабочих котельных установок и тепловых сетей, утвержденных постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 24 октября 1989 г. N 351/22-71, в которой раскрыто содержание оборудования пылеприготовления и топливоподачи. Согласно пункту 1.2 указанного акта в основу его разработки были положены в том числе данные предприятий об организационно-технических условиях, правила технической эксплуатации котельных установок и тепловых сетей, производственные и должностные инструкции, правила пожарной безопасности и правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов, технические характеристики машин и оборудования, технико-экономические показатели работы предприятий. Кроме прочего в этом акте в описании содержания работ, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом оборудования котельной и тепловых сетей, механизмы пылеприготовления и подачи топлива названы отдельно от другого оборудования: трубопроводов пара, воды, газа, мазута.

Такой вывод следует как из буквального толкования самой нормы, в которой неразрывно, посредством соединительного союза "и", используется словосочетание "оборудование топливоподачи и пылеприготовления", так и из смыслового толкования названного контекста, корреспондирующего с содержанием иных актов законодательства.

В аналогичном значении, обусловливающем производственную взаимосвязь и определяющем содержание труда, понятие "оборудование пылеприготовления и топливоподачи" используется, например, в Тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих электроэнергетики, утвержденном постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12 марта 1999 г. N 5.

       Указанная правовая позиция изложена в Апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. N АПЛ16-104 по исковому заявлению Т. о признании частично недействующим разъяснения "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, и дополнений к этим Спискам, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 9 августа 1991 года N 591", которое утверждено постановлением Министерства труда Российской Федерации от 25 февраля 1994 г. N 18,

Из представленных суду документов усматривается, что Восточная котельная была запроектирована и введена в эксплуатацию в 1977 году как структурное подразделение ОГЭ ОИЯИ, работающее на жидком топливе (газ, мазут), тогда как действующие Списки предусматривают досрочное назначение пенсии в случае ремонта оборудования, использующего твердое топливо. Мошков М.А. осуществлял трудовую деятельность в котельном цехе ОГЭ ОИЯИ, где производил ремонт оборудования котельной и оборудования пылеприготовительного цеха.

Таким образом, Мошкова М.А. работал в котельной, где не использовалось твердое топливо, что подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах дела. При таких обстоятельствах, профессия слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов, такого вида гарантии и компенсации, как досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не предусматривает.

Из справки о льготном характере работы, выданной ОИЯИ, следует, что должностными обязанностями Мошкова М.А. являются ремонт, реконструкция, сборка, наладка и испытание узлов и механизмов котельных агрегатов, проверка котла на паровую плотность и регулирование предохранительных клапанов, испытание котлоагрегата под нагрузкой, восстановление уплотнительных поверхностей паровых и водяных задвижек высокого давления, а также иные трудовые обязанности.

При этом в справке, а также протоколе центральной комиссии по определению условий труда и льгот за работу во вредных условиях труда, содержатся сведения об установлении 2-ой тарифной сетки за работу во вредных условиях.

Однако наличие на рабочих местах опасного производственного фактора само по себе не означает, что Мошков М.А. выполнял работу, предусмотренную Списком N 2, дающую ему право на льготное пенсионное обеспечение.

Поскольку с учетом производственной взаимосвязи оборудования топливоподачи и пылеприготовления, Мошков М.А. был занят на работах по ремонту и обслуживанию оборудования топливоподачи и пылеприготовления при использовании жидкого топлива (газа, мазута), суд приходит к выводу о том, что его требования о включении спорного периода в специальный льготный стаж для досрочного назначения пенсии удовлетворению не подлежат.

       Также суд не может согласиться с доводами представителя истца о наличии у него права на включение периодов работы в льготный стаж, выполнявшихся до 25 февраля 1994 года, т.е. до издания Министерством труда Российской Федерации разъяснений "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, и дополнений к этим Спискам, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 9 августа 1991 года N 591".

       Суд учитывает, что разъясняя порядок применения позиции 2140000а-18455 раздела "XIII. Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2 в части занятости работников на обслуживании и ремонте именно оборудования топливоподачи и пылеприготовления, Минтруд России, не изменил ранее действовавшее правовое регулирование, и не допустил ухудшения условий реализации права истца на пенсионное обеспечение.

Период работы истца до 25 февраля 1994 года подпадал под действие законодательства Российской Федерации, которое ввиду отсутствия требуемого подтверждения особого характера выполненных работ с тяжелыми и вредными условиями труда не предоставляет истцу право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

При этом само Разъяснение, в которой указано на такое обязательное условие обслуживания и ремонта оборудования топливоподачи, как использование твердого топлива, не противоречит позиции 2140000а-18455 раздела "XIII. Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство" Списка N 2.

        Остальные основания отказа пенсионного органа во включении спорного периода в льготный стаж исчисления пенсии не имеют правового значения, поскольку отсутствие особого характера выполняемой работы является обстоятельством, исключающим возникновение у Мошкова М.А. права на досрочное назначение пенсии.

       Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

       В удовлетворении исковых требований Мошкова Михаила Анатольевича к Государственному учреждению- Главное управление Пенсионного фонда Российской Федерации N5 по городу Москве и Московской области о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, периодов работы и признании права на досрочную страховую пенсию - отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья:

Решение суда в окончательной форме изготовлено 09 августа 2022 года

Судья

2-812/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Мошков Михаил Анатольевич
Ответчики
ГУ-ГУПФР № 5 по г.Москве и Московской области
Другие
ОИЯИ
Суд
Дубненский городской суд Московской области
Судья
Григорашенко О.В.
Дело на странице суда
dubna.mo.sudrf.ru
04.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.07.2022Передача материалов судье
05.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.07.2022Судебное заседание
04.08.2022Судебное заседание
09.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее