Решение по делу № 2-2141/2022 от 30.06.2022

Гр.дело № 2-2141/2022

УИД: 04RS0021-01-2022-003229-62

Решение в окончательной форме изготовлено 8 августа 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 августа 2022 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Помишиной Л.Н., при секретаре Балдановой М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2141/2022 по иску Кузнецовой ФИО6 к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия об отмене решения, включении в стаж периода работы,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецова М.Н. обратилась в суд с иском к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ в котором просила отменить решение ... от 15 июня 2022 года и включить в стаж, приравненный к районам Крайнего Севера и страховой стаж период с 2 апреля 1995 года по 31 декабря 1995 года.

Требования мотивированы тем, что решением клиентской службы в Курумканском районе ОПФР по Республике Бурятия от 15 июня 2022 года ... истцу было отказано в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, а именно включении спорного периода в стаж работы, поскольку за период работы в ИП Кузнецова М.Н. уплата страховых взносов не производилась. Вместе с тем, трудовая книжка истца содержит сведения о работе в качестве индивидуального предпринимателя, имеется справка Администрации СП «Курумкан» о том, что она действительно занималась предпринимательской деятельностью, оплачивала арендную плату, налоги и сборы на основании Постановления ... от 6 февраля 1995 года Курумканского районного самоуправления.

В судебном заседании, проводимом с использованием видеоконференцсвязи, истец Кузнецова М.Н. заявленные требования поддержала, пояснила, что документов, подтверждающих уплату страховых взносов, у нее не имеется, патент на работу индивидуальным предпринимателем за 1995 год также не сохранился.

Представитель ответчика ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ на основании доверенности Михайлова З.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила исковые требования истца оставить без удовлетворения по доводам, изложенным в письменном возражении.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, которое включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Федеральный законодатель, к компетенции которого Конституция Российской Федерации относит установление пенсионной системы (статья 39, часть 2), располагает достаточной свободой усмотрения при определении правовых оснований, условий назначения и порядка исчисления пенсий. Вместе с тем он должен соотносить принимаемые решения с конституционно значимыми принципами пенсионного обеспечения и действовать в рамках международно-правовых обязательств Российской Федерации (статья 15, часть 4; статья 17, часть 1, Конституции Российской Федерации), вытекающих, в частности, из Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей право каждого человека на социальное обеспечение.

Порядок установления страховых пенсий с 1 января 2015 года определен ст. 21 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно части 1 указанной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (п. 6 ст. 21 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В соответствии с п.п. 24 п. 2 Правил ведения пенсионной документации, утвержденных Приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 года № 616н, к действиям территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации при установлении и выплате пенсий относится, в том числе, оформление решения о проведении проверки документов (сведений), необходимых для установления (выплаты) пенсии.

Согласно ч. 10 ст. 15 Федерального закона № 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента до 1 января 2015 года рассчитывается исходя из размера трудовой пенсии, рассчитанной по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) без учета фиксированного базового размера страховой части.

Размеры трудовых пенсий, рассчитанные по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, определяются для каждого пенсионера индивидуально, в зависимости от его трудового вклада (стажа, заработка до 1 января 2002 года и страховых накоплений на индивидуальном лицевом счете за работу после 1 января 2002 года).

Пункт 7 ст. 3 Федерального закона № 400-ФЗ дает определение понятия «корректировка размера страховой пенсии» - это повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента.

Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» согласно ст. 32 названного Федерального закона, а именно за работу в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях.

При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 приведенной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года (ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029, и в нем имеется указание, в том числе на Курумканский район.

В Постановлении Правительства РФ от 16.11.2021 года № 1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР» Северо-Байкальский район также поименован в списке местностей приравненных к районам Крайнего Севера.

Подпунктом 22 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 года № 258н, предусмотрено подтверждение периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, в том числе работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

В силу ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документов о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, и в соответствии с вступившими в силу с 1 января 2015 года Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1015).

В абз. 5 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» обращено внимание судов на то, что к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).

В разъяснениях, содержащихся в абзаце 3 пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», установлено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статья 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего до 1 января 2002 года) также устанавливала возможность включения в трудовой стаж только тех периодов индивидуальной трудовой деятельности в качестве предпринимателя, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктом 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991 года №190, предусмотрено, что с 1 января 1991 года время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также лиц, занимающихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 4 декабря 2007 года № 950-О-О, правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (ст. 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1) не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований ст. 89 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, к уплате страховых взносов приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов; г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

Таким образом, положения как ныне действующего законодательства, так и ранее, регулирующего спорные правоотношения, возможность учета предпринимательской деятельности в страховой стаж ставят в зависимость от уплаты гражданином страховых взносов в период осуществления этой деятельности.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что решением клиентской службы в Курумканском районе ОПФР по Республике Бурятия от 15 июня 2022 года ... истцу было отказано во включении периода работы с 2 апреля 1995 года по 31 декабря 1995 года – Индивидуальный предприниматель Кузнецова М.Н. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, поскольку за период работы индивидуальным предпринимателем Кузнецовой М.Н. уплата страховых взносов не производилась.

Суду представлена трудовая книжка Кузнецовой М.Н. Серия АТ-VII ... согласно которой истец принята предпринимателем Курумканского района с. Курумкан Бурятская ССР на основании Постановления 3140 от 20 февраля 1995 года и прекратила деятельность предпринимателя 17 июля 1997 года.

Согласно постановлению Курумканского районного самоуправления ... от 6 февраля 1995 года Кузнецовой М.Н. выдано разрешение на занятие предпринимательской деятельностью, финансовому отделу сроком на 1 год поручено выдать свидетельство о государственной регистрации на торгово-посреднеческую деятельность. На предпринимателей возложена обязанность пройти регистрацию во всех органах государственного контроля и открыть расчетные счета в банках.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Вместе с тем, по справке Отдела ОПФР в Курумканском районе ... от 5 февраля 2020 года об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, выданной Кузнецовой М.Н., следует, что за период с 2 апреля 1995 года по 31 декабря 1995 года ИП Кузнецова М.Н. уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ не произведена. Дата регистрации ИП Кузнецова М.Н. – 2 апреля 1995 года, дата ликвидации – 1 января 1997 года.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для включения спорного периода работы истца, в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.

Справка АМО СП «Курумкан» от 14 июня 2022 года о том, что ИП Кузнецова М.Н. действительно занималась предпринимательской деятельностью «розничная торговля» с 20 февраля 1995 года по 17 июля 1997 года на территории СП «Курумкан» (рынок «Мясной» ул. Советская), оплачивала арендную плату, налоги и налоговые сборы судом в качестве доказательства уплаты страховых взносов не принимается.

Кроме того, судом у АМО СП «Курумкан» истребовались документы, послужившие основанием для выдачи указанной справки, в ответ на судебный запрос представлено только вышепоименованное постановление Курумканского районного самоуправления ... от 6 февраля 1995 года, которое не подтверждает факт уплаты налогов, арендных платежей.

Во всяком случае, согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, справка администрации района не является надлежащим документом, подтверждающим уплату страховых взносов до 1 января 2001 года, поскольку таковым документом является справка пенсионного органа.

Представленный суду Акт проверки правильности составления декларации частного предпринимателя Кузнецовой М.Н. от 17 февраля 1997 года также факт уплаты страховых взносов за 1995 год не подтверждает, поскольку проверяемый налоговым органом период являлся 1996 год.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы права, установив отсутствие доказательств начисления и уплаты страховых взносов в пенсионный орган со стороны истца, осуществлявшей предпринимательскую деятельность, соответственно, несшей самостоятельную обязанность по уплате взносов на социальное страхование, что является безусловным условием для включения спорного периода в страховой стаж, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Кузнецовой ФИО7 к Отделению Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия об отмене решения, включении в стаж периода работы отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Улан-Удэ.

Судья Л.Н. Помишина

Гр.дело № 2-2141/2022

УИД: 04RS0021-01-2022-003229-62

Решение в окончательной форме изготовлено 8 августа 2022 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 августа 2022 года г.Улан-Удэ

Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Помишиной Л.Н., при секретаре Балдановой М.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2141/2022 по иску Кузнецовой ФИО6 к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия об отмене решения, включении в стаж периода работы,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецова М.Н. обратилась в суд с иском к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ в котором просила отменить решение ... от 15 июня 2022 года и включить в стаж, приравненный к районам Крайнего Севера и страховой стаж период с 2 апреля 1995 года по 31 декабря 1995 года.

Требования мотивированы тем, что решением клиентской службы в Курумканском районе ОПФР по Республике Бурятия от 15 июня 2022 года ... истцу было отказано в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, а именно включении спорного периода в стаж работы, поскольку за период работы в ИП Кузнецова М.Н. уплата страховых взносов не производилась. Вместе с тем, трудовая книжка истца содержит сведения о работе в качестве индивидуального предпринимателя, имеется справка Администрации СП «Курумкан» о том, что она действительно занималась предпринимательской деятельностью, оплачивала арендную плату, налоги и сборы на основании Постановления ... от 6 февраля 1995 года Курумканского районного самоуправления.

В судебном заседании, проводимом с использованием видеоконференцсвязи, истец Кузнецова М.Н. заявленные требования поддержала, пояснила, что документов, подтверждающих уплату страховых взносов, у нее не имеется, патент на работу индивидуальным предпринимателем за 1995 год также не сохранился.

Представитель ответчика ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ на основании доверенности Михайлова З.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила исковые требования истца оставить без удовлетворения по доводам, изложенным в письменном возражении.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных службы, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, которое включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Федеральный законодатель, к компетенции которого Конституция Российской Федерации относит установление пенсионной системы (статья 39, часть 2), располагает достаточной свободой усмотрения при определении правовых оснований, условий назначения и порядка исчисления пенсий. Вместе с тем он должен соотносить принимаемые решения с конституционно значимыми принципами пенсионного обеспечения и действовать в рамках международно-правовых обязательств Российской Федерации (статья 15, часть 4; статья 17, часть 1, Конституции Российской Федерации), вытекающих, в частности, из Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей право каждого человека на социальное обеспечение.

Порядок установления страховых пенсий с 1 января 2015 года определен ст. 21 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно части 1 указанной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (п. 6 ст. 21 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В соответствии с п.п. 24 п. 2 Правил ведения пенсионной документации, утвержденных Приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 года № 616н, к действиям территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации при установлении и выплате пенсий относится, в том числе, оформление решения о проведении проверки документов (сведений), необходимых для установления (выплаты) пенсии.

Согласно ч. 10 ст. 15 Федерального закона № 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента до 1 января 2015 года рассчитывается исходя из размера трудовой пенсии, рассчитанной по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) без учета фиксированного базового размера страховой части.

Размеры трудовых пенсий, рассчитанные по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, определяются для каждого пенсионера индивидуально, в зависимости от его трудового вклада (стажа, заработка до 1 января 2002 года и страховых накоплений на индивидуальном лицевом счете за работу после 1 января 2002 года).

Пункт 7 ст. 3 Федерального закона № 400-ФЗ дает определение понятия «корректировка размера страховой пенсии» - это повышение размера страховой пенсии в связи с увеличением стоимости пенсионного коэффициента.

Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» согласно ст. 32 названного Федерального закона, а именно за работу в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях.

При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 приведенной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года (ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029, и в нем имеется указание, в том числе на Курумканский район.

В Постановлении Правительства РФ от 16.11.2021 года № 1946 «Об утверждении перечня районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в целях предоставления государственных гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в этих районах и местностях, признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых актов Совета Министров СССР» Северо-Байкальский район также поименован в списке местностей приравненных к районам Крайнего Севера.

Подпунктом 22 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 года № 258н, предусмотрено подтверждение периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, в том числе работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

В силу ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документов о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555, и в соответствии с вступившими в силу с 1 января 2015 года Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (пункт 11 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года № 1015).

В абз. 5 п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» обращено внимание судов на то, что к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).

В разъяснениях, содержащихся в абзаце 3 пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», установлено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статья 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (действовавшего до 1 января 2002 года) также устанавливала возможность включения в трудовой стаж только тех периодов индивидуальной трудовой деятельности в качестве предпринимателя, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктом 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991 года №190, предусмотрено, что с 1 января 1991 года время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также лиц, занимающихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 4 декабря 2007 года № 950-О-О, правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (ст. 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1) не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований ст. 89 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, к уплате страховых взносов приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (далее - обязательные платежи). Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов; г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.

Таким образом, положения как ныне действующего законодательства, так и ранее, регулирующего спорные правоотношения, возможность учета предпринимательской деятельности в страховой стаж ставят в зависимость от уплаты гражданином страховых взносов в период осуществления этой деятельности.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что решением клиентской службы в Курумканском районе ОПФР по Республике Бурятия от 15 июня 2022 года ... истцу было отказано во включении периода работы с 2 апреля 1995 года по 31 декабря 1995 года – Индивидуальный предприниматель Кузнецова М.Н. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, поскольку за период работы индивидуальным предпринимателем Кузнецовой М.Н. уплата страховых взносов не производилась.

Суду представлена трудовая книжка Кузнецовой М.Н. Серия АТ-VII ... согласно которой истец принята предпринимателем Курумканского района с. Курумкан Бурятская ССР на основании Постановления 3140 от 20 февраля 1995 года и прекратила деятельность предпринимателя 17 июля 1997 года.

Согласно постановлению Курумканского районного самоуправления ... от 6 февраля 1995 года Кузнецовой М.Н. выдано разрешение на занятие предпринимательской деятельностью, финансовому отделу сроком на 1 год поручено выдать свидетельство о государственной регистрации на торгово-посреднеческую деятельность. На предпринимателей возложена обязанность пройти регистрацию во всех органах государственного контроля и открыть расчетные счета в банках.

В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Вместе с тем, по справке Отдела ОПФР в Курумканском районе ... от 5 февраля 2020 года об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, выданной Кузнецовой М.Н., следует, что за период с 2 апреля 1995 года по 31 декабря 1995 года ИП Кузнецова М.Н. уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ не произведена. Дата регистрации ИП Кузнецова М.Н. – 2 апреля 1995 года, дата ликвидации – 1 января 1997 года.

При таких обстоятельствах, у суда отсутствуют основания для включения спорного периода работы истца, в стаж дающий право на досрочное назначение страховой пенсии.

Справка АМО СП «Курумкан» от 14 июня 2022 года о том, что ИП Кузнецова М.Н. действительно занималась предпринимательской деятельностью «розничная торговля» с 20 февраля 1995 года по 17 июля 1997 года на территории СП «Курумкан» (рынок «Мясной» ул. Советская), оплачивала арендную плату, налоги и налоговые сборы судом в качестве доказательства уплаты страховых взносов не принимается.

Кроме того, судом у АМО СП «Курумкан» истребовались документы, послужившие основанием для выдачи указанной справки, в ответ на судебный запрос представлено только вышепоименованное постановление Курумканского районного самоуправления ... от 6 февраля 1995 года, которое не подтверждает факт уплаты налогов, арендных платежей.

Во всяком случае, согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, справка администрации района не является надлежащим документом, подтверждающим уплату страховых взносов до 1 января 2001 года, поскольку таковым документом является справка пенсионного органа.

Представленный суду Акт проверки правильности составления декларации частного предпринимателя Кузнецовой М.Н. от 17 февраля 1997 года также факт уплаты страховых взносов за 1995 год не подтверждает, поскольку проверяемый налоговым органом период являлся 1996 год.

Принимая во внимание вышеприведенные нормы права, установив отсутствие доказательств начисления и уплаты страховых взносов в пенсионный орган со стороны истца, осуществлявшей предпринимательскую деятельность, соответственно, несшей самостоятельную обязанность по уплате взносов на социальное страхование, что является безусловным условием для включения спорного периода в страховой стаж, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Кузнецовой ФИО7 к Отделению Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия об отмене решения, включении в стаж периода работы отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Улан-Удэ.

Судья Л.Н. Помишина

2-2141/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кузнецова Марина Николаевна
Ответчики
ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по РБ
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Помишина Лариса Николаевна
Дело на странице суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
30.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2022Передача материалов судье
05.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2022Подготовка дела (собеседование)
18.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2022Судебное заседание
08.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее