ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 января 2022 года г. Иркутск
(резолютивная часть постановления
объявлена 13.01.2022 г.)
Судья Кировского районного суда г. Иркутска Почепова С.В.,
рассмотрев материалы дела №5-66/2022 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:
Барановой И.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданки РФ, проживающей по адресу: <адрес> (паспорт <данные изъяты>),
УСТАНОВИЛ:
01 ноября 2021 г. в 14 час. 00 мин., находясь в организации торговли по адресу: <адрес>, Баранова И.Н., не выполнила правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку не использовала средства индивидуальной защиты органов дыхания, чем нарушила требования пункта 1 Правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), установленных Указом Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 г. №279-уг.
В судебное заседание Баранова И.Н., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, ходатайств об отложении не заявляла, её неявка не препятствует рассмотрению дела по существу.
Исследовав материалы дела и представленные доказательства, судья приходит к выводу, что вина Барановой И.Н. в совершении правонарушения при изложенных выше обстоятельствах доказана.
Как следует из материалов дела, на основании экстренного извещения за №115819, и на основании распоряжения №225 от 01.11.2021г. заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Иркутской области назначено проведение эпидемиологического расследования очага инфекционного (паразитарного) заболевания (л.д.14-15).
Так, 01.11.2021г. в период времени с 14.00 ч. до 15:00 ч. проведено санитарно-эпидемиологическое обследование ООО «<данные изъяты>», по адресу: <адрес>, о чем составлен акт № 225 от 16.11.2021г. с приложением фотографий (л.д. 25-29, 30-31).
В ходе эпидемиологического расследования установлено, что фасовщица Баранова И.Н., работающая на основании трудового договора № от 19.11.2020г. (л.д.4-5), находилась на рабочем месте без средств индивидуальной защиты (в маске, закрывающей только рот), что в том числе служит причиной распространения новой коронавирусной инфекции.
Согласно акту выявлены нарушения требований ст. 42 Конституции РФ, ст. 2, ст. 8, ст. 10, п. 1, 3 ст. 29, п. 3 ст. 39 ФЗ № 52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».
Опрошенная в ходе производства по делу ФИО4, старший администратор, пояснила, что работникам неоднократно разъясняется ответственность за несоблюдение масочного режима, магазин обеспечен достаточном количеством масок и перчаток (л.д. 22).
Часть 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность наступает за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 3 ст. 39).
Согласно частям 1 и 3 статьи 29 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Главного государственного врача РФ от 22.05.2020 N 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.
Пунктом 4.4 СанПиН 3.1.3597-20 предусмотрены мероприятия, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, является, в том числе, соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров.
Согласно п. а.2 ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" правительство РФ устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации" при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Указом Президента РФ от 02.04.2020 г. №239 определены меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).Указом Губернатора Иркутской области от 18.03.2020 г. №59-уг на территории Иркутской области с 20.00 часов 18 марта 2020 года введен режим функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Указом Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 г. №279-уг установлены Правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Иркутской области, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (Порядок передвижения на территории Иркутской области лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки) (далее также по тексту – Правила поведения) (п.3).
Согласно пункту 1 указанных Правил поведения, лицам, находящимся на территории Иркутской области, при посещении магазинов и других помещений организаций, деятельность которых не приостановлена, и совершении поездок в общественном транспорте следует использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания в соответствии с Методическими рекомендациями "МР 3.1.0140-18. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Неспецифическая профилактика гриппа и других острых респираторных инфекций. Методические рекомендации" (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.12.2018) (далее также по тексту – Методические рекомендации) либо их аналоги (далее - медицинские или гигиенические маски и т.п.), если иное не установлено рекомендациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Согласно названным Методическим рекомендациям надевать маску следует так, чтобы она закрывала рот, нос и подбородок, и плотно фиксировалась.
Оценивая изложенные выше доказательства, судья признает их относимыми и допустимыми, полученными с соблюдением требований закона и в своей совокупности достаточными для разрешения дела.
Из материалов дела бесспорно следует, что Баранова И.Н. находилась на рабочем месте в маске, не закрывающей нос.
Такие действия Барановой И.Н. судья находит правильным квалифицировать как правонарушение, предусмотренное частью 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Как следует из диспозиции части 1 статьи 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, она является общей нормой по отношению к части 2 статьи 6.3 названного Кодекса, что свидетельствует о наличии единого родового объекта посягательства у закрепленных указанными нормами составов административных правонарушений, в качестве которого выступают общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной 21.04.2020 в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, положения Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ и Правил поведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 417 указывают на то, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Как указано выше, на территории Иркутской области введен режим повышенной готовности, уполномоченным должностным лицом – Губернатором Иркутской области введены Правила поведения, обязывающие граждан использовать при нахождении в помещениях средства индивидуальной защиты органов дыхания, следовательно, Баранова И.Н., не используя средства индивидуальной защиты органов дыхания, нарушила такие Правила, ввиду чего подлежит привлечению к ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Само по себе вменение Барановой И.Н. нарушения требований п.4.4 СанПиН 3.1.3597-20 не свидетельствует о совершении ею правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Пунктом 4.1 СанПиН 3.1.3597-20 установлено, что противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Следовательно, п. 4.4 названного СанПиН содержит перечень мероприятий, которые реализуются органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов, к которым и относится Указ Губернатора №279-уг от 10.12.2021 г.
Таким образом, квалификация одних и тех же действий, нарушающих как Правила поведения, так и СанПиН 3.1.3597-20, не могут квалифицироваться как разные правонарушения в зависимости от того, должностным лицом какого органа такое нарушение было выявлено. Обратное бы нарушало принцип правовой определенности, то есть принцип ясности, недвусмысленности и согласованности правовых норм, правоприменительных решений.
С учетом изложенного, судья приходит к выводу о том, что Баранова И.Н., не выполнив требования, изложенные в пункте 1 Правил поведения, установленных Указом Губернатора Иркутской области от 12.10.2020 г. №279-уг, совершила правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Неверная квалификация деяния, приведенная должностным лицом в протоколе об административном правонарушении, не влечет прекращение производства по делу, поскольку, как указано выше, санкция части 1 статьи 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях является общей по отношению к ч. 2 ст. 6.3 названного Кодекса, обе нормы содержат одинаковый родовой объект. Более того, санкция ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях является менее строгой, чем санкция части 2 статьи 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При определении вида и размера наказания судья учитывает конституционные принципы, содержащие критерии наказания, а именно, необходимость, пропорциональность и соразмерность. Меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности.
Поэтому, усматривая в качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств признание вины, учитывая сведения о привлекаемом лице, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, причиненного вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, угрозы чрезвычайных ситуаций, отсутствие имущественного ущерба, судья приходит к выводу о возможности назначения Барановой И.Н. наказания в виде предупреждения, находя его соразмерным содеянному и справедливым.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Барановой И.Н. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья С.В. Почепова