Дело № 2а-80/2019
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
«27» мая 2019 г. с.Чесма
Чесменский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего Шульгина К.В.,
при секретаре Думенко О.А.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Межрайонной инспекции ФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 19 РїРѕ Челябинской области Рє Захарову Виктору Рвановичу Рѕ взыскании недоимки,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Межрайонная РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 19 РїРѕ Челябинской области обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј, СЃ учетом уточненных исковых требований, Рє Захарову Виктору Рвановичу Рѕ взыскании задолженности РїРѕ налогам Рё пени РІ общей СЃСѓРјРјРµ 2575,77 СЂСѓР±., РІ том числе: транспортный налог СЃ физических лиц Р·Р° 2014 Рі. РІ СЃСѓРјРјРµ 947,00 СЂСѓР±., 2015 Рі. – 788,00 СЂСѓР±., 2016 Рі. – 788,00 СЂСѓР±., пени РїРѕ транспортному налогу – 52,77 рублей.
Административный истец обосновал требования тем, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога. У административного ответчика имеется задолженность по транспортному налогу за 2014 г. в сумме 947,00 руб., за 2015 г. – 788,00 руб., за 2016 г. – 788,00 руб., а также задолженность по пени по транспортному налогу в сумме 52,77 рублей. В адрес административного ответчика были направлены налоговое уведомление, а затем требования об уплате налогов и пени. В установленный срок сумма задолженности по налогу и пени административным ответчиком не оплачена.
Р’ судебном заседании представитель административного истца Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„–19 РїРѕ Челябинской области Карабаза Рђ.Р®., уточенные исковые требования поддержала.
Административный ответчик Захаров Р’.Р. исковые требования РЅРµ признал, указав РЅР° то, что административным истцом пропущен СЃСЂРѕРє давности обращения РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј Рѕ взыскании задолженности РїРѕ транспортному налогу, часть налоговых уведомления Рё требований РѕР± уплате налогов Рё пени административному ответчику РЅРµ направлялась, задолженность РїРѕ транспортному налогу Р·Р° 2014 РіРѕРґ подлежит списанию РЅР° основании Федерального закона РѕС‚ 28 декабря 2017 РіРѕРґР° в„–436-ФЗ «О внесении изменений РІ части первую Рё вторую Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё отдельные законодательные акты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации».
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ за несвоевременную уплату налогов и сборов налогоплательщик уплачивает пени, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщиками по транспортному налогу признаются лица (организации и физические лица), на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно п.1 ст.362 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.2 ст.363 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу статьи 360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
В соответствии с абз.3 п.1 ст.363 Налогового кодекса РФ транспортный налог за 2015 – 2016 г.г. подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В соответствии с ранее указанной правовой нормы транспортный налог за 2014 год подлежал уплате в срок не позднее 01 октября 2015 года.
Как установлено СЃСѓРґРѕРј Рё следует РёР· материалов дела, РІ период СЃ 01 января 2014 РіРѕРґР° РїРѕ 31 декабря 2016 РіРѕРґР° РІ собственности Захарова Р’.Р. находились следующие транспортные средства:
- мотороллер <данные изъяты>, период владения с 23 июня 1996 года;
- автомобиль <данные изъяты>, период владения с 23 марта 1993 года;
- автомобиль <данные изъяты>, период владения с 08 сентября 2009 года (л.д. 25).
С учетом установленных ставок транспортного налога, налоговой базы (мощности двигателя), а также периода владения транспортными средствами, размер транспортного налога, подлежащего уплате административным ответчиком за 2014 год составил 947,00 руб., за 2015 год – 788,00 руб., за 2016 год – 788,00 рублей.
Налоговым органом направлялись РІ адрес Захарова Р’.Р. налоговые уведомления: РѕС‚ 23 апреля 2015 РіРѕРґР° в„– СЃ предложением уплатить СЃСѓРјРјСѓ транспортного налога РІ СЃСЂРѕРє РЅРµ позднее 01 октября 2015 РіРѕРґР°; РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– СЃ предложением уплатить СЃСѓРјРјСѓ транспортного налога Р·Р° 2015 РіРѕРґ РІ СЃСЂРѕРє РЅРµ позднее 01 декабря 2016 РіРѕРґР°; РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– СЃ предложением уплатить СЃСѓРјРјСѓ транспортного налога Р·Р° 2016 РіРѕРґ РІ СЃСЂРѕРє РЅРµ позднее 01 декабря 2017 РіРѕРґР°. Р’ установленный СЃСЂРѕРє налоги административным ответчиком РЅРµ уплачены (Р».Рґ. 28-34, 60-62).
На основании ст.75 Налогового кодекса РФ административному ответчику начислены пени за неуплату транспортного налога в размере 52,77 рублей (л.д. 22-24).
Р’ адрес Захарова Р’.Р. направлялись требования РѕР± уплате налога Рё пени: РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– СЃРѕ СЃСЂРѕРєРѕРј выполнения РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ; РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– СЃРѕ СЃСЂРѕРєРѕРј исполнения РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ; РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– СЃРѕ СЃСЂРѕРєРѕРј исполнения РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ, которые налогоплательщиком РЅРµ исполнены (Р».Рґ.11-14, 64-65).
Обязанность по уплате недоимки по налогу и пени до настоящего времени административным ответчиком не исполнена.
Обсудив доводы административного ответчика, приведенные в обоснование своих возражений, суд приходит к следующему.
Пунктом 4 статьи 31 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через личный кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом
В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
В соответствии с п.2 ст.52 Налогового кодекса РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно п.п.1, 2, 5, 6 ст.69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно п.1 ст.70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
РР· имеющихся РІ материалах дела СЃРїРёСЃРєРѕРІ почтовых отправлений в„– в„–, 159, 179, 384, 428, 21837 следует, что налоговые уведомления РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, требования РѕР± уплате налога Рё пени РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– были направлены Захарову Р’.Р. заказными письмами, которые РІ силу Рї. 4 СЃС‚. 31, Рї.6 СЃС‚.69 Налогового кодекса Р Р¤ считаются полученными РЅР° шестой день СЃРѕ РґРЅСЏ отправки заказного РїРёСЃСЊРјР°. РЎСЂРѕРє направления налоговых уведомлений Рё требований РѕР± уплате налога РЅРµ нарушен (Р».Рґ. 12, 14, 31, 34, 62, 65).
Абзацами 1, 3, 4 пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
В соответствии с абз. абз. 1, 3 п.2 ст.48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей.
В силу абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
РР· РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления следует, что первоначально налоговый орган обратился РІ СЃСѓРґ СЃ требованиями Рѕ взыскании СЃ налогоплательщика задолженности РїРѕ налогам Рё пени РІ размере 4355,35 СЂСѓР±., РІ том числе: задолженность РїРѕ транспортному налогу СЃ физических лиц Р·Р° 2014 Рі. РІ СЃСѓРјРјРµ 947,00 СЂСѓР±., 2015 Рі. – 788,00 СЂСѓР±., 2016 Рі. – 788,00 СЂСѓР±., пеня – 52,77 СЂСѓР±.; задолженность РїРѕ земельному налогу СЃ физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным РІ границах сельских поселений Р·Р° 2015 Рі. РІ СЃСѓРјРјРµ 790,09 СЂСѓР±., 2016 Рі. - 970,00 СЂСѓР±., пени – 19,49 рублей.
Впоследствии налоговый орган отказался от исковых требований о взыскании недоимки по земельному налогу и пени, производство по делу в данной части судом прекращено.
Таким образом, при определении срока обращения в суд с административным иском следует учитывать задолженность по налогам и пени, первоначально предъявленную к взысканию с административного ответчика, и с учетом положений абз. 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ, шестимесячный срок на обращение в суд необходимо исчислять с даты предоставления срока для добровольного исполнения налогоплательщиком обязанности, указанной в требовании от ДД.ММ.ГГГГ №, когда размер взыскиваемых сумм превысил 3000,00 руб., то есть с 30 марта 2018 года.
Расчет срока:
- по требованию об уплате налога и пени от ДД.ММ.ГГГГ № срок исполнения установлен до 26 ноября 2015 года, сумма возникшей задолженности по транспортному налогу за 2014 год составляет 947,00 руб. (сумма задолженности для взыскания – 947,00 руб.);
- по требованию об уплате налога и пени от ДД.ММ.ГГГГ № срок исполнения установлен до 10 апреля 2017 года, сумма возникшей задолженности по транспортному налога за 2015 год составляет 788,00 руб. (сумма задолженности для взыскания – 1735,00 руб. = 788,00 + 947,00 руб.);
- по требованию об уплате налога и пени от ДД.ММ.ГГГГ № года срок исполнения установлен до 30 марта 2018 года, сумма возникшей задолженности по транспортному налога за 2016 год составляет 788,00 руб., по пени – 52,77 руб., по земельному налогу за 2015 год – 968,00 руб., по земельному налогу за 2016 год – 970,00 руб., пени – 19,49 рублей (сумма задолженности для взыскания – 4355,35 руб. = 1735,00 руб. + 788,00 руб. + 52,77 руб. + 790,09 руб. + 970,00 руб. + 19,49 руб.).
Административный истец обращался к мировому судье судебного участка №1 Чесменского района Челябинской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по налогам и пени в размере 4355,35 рублей. Судебный приказ был выдан 15 августа 2018 года, а затем отменен на основании определения мирового судьи судебного участка №1 Чесменского района Челябинской области от 10 сентября 2018 года. Учитывая дату выдачи судебного приказа, налоговый орган обратился в суд в порядке приказного производства с соблюдением указанных сроков (30 марта 2018 года + 6 месяцев = 30 сентября 2018 года) (л.д. 10).
Обращение в суд с настоящим административным иском в суд 27 февраля 2019 года также последовало своевременно в сроки, установленные абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ (10 сентября 2018 года + 6 месяцев = 10 марта 2019 года) (л.д. 4).
В соответствии с пп. 5 п. 5 ст. 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
РР· материалов дела следует, что задолженность РїРѕ транспортному налогу Р·Р° 2014 РіРѕРґ РІ размере 948,00 СЂСѓР±. возникла после 01 января 2015 РіРѕРґР°, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, РЅРµ может признана безнадежной Рє взысканию Рё списана РЅР° основании приведенной правовой РЅРѕСЂРјС‹.
Таким образом, исследовав представленные доказательства Рё РѕР±СЃСѓРґРёРІ РґРѕРІРѕРґС‹ сторон, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу, что требования административного истца Рѕ взыскании СЃ административного ответчика Захарова Р’.Р. недоимки РїРѕ налогу Рё пени РІ общей СЃСѓРјРјРµ 2575,77 СЂСѓР±. являются законными, обоснованными Рё подлежат удовлетворению.
Представленные в материалы дела доказательства соответствуют требованиям относимости, допустимости и достоверности. Процессуальных нарушений, связанных с направлением уведомлений об уплате налогов, требований об уплате налогов и пени, с соблюдением срока обращения в суд с настоящим административным иском, не установлено.
С учетом изложенного административные исковые требования налогового органа подлежат удовлетворению.
В силу ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, взыскивается с административного ответчика в доход федерального бюджета.
Пунктом 2 статьи 61.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).
Верховный Суд Российской Федерации в п.40 Постановления Пленума от 27 сентября 2016 года №36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснил, что в силу части 1 статьи 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
При разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Таким образом, с учетом приведенных правовых норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, государственная пошлина в размере 400 руб. подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административный РёСЃРє Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 19 РїРѕ Челябинской области удовлетворить.
Взыскать СЃ Захарова Виктора Рвановича, <данные изъяты>) РІ РґРѕС…РѕРґ соответствующего бюджета недоимку РїРѕ транспортному налогу СЃ физических лиц Р·Р° 2014 Рі. РІ СЃСѓРјРјРµ 947,00 СЂСѓР±., 2015 Рі. – 788,00 СЂСѓР±., 2016 Рі. – 788,00 СЂСѓР±., пеня – 52,77 СЂСѓР±., РЅР° общую СЃСѓРјРјСѓ 2575,77 рублей.
Взыскать СЃ Захарова Виктора Рвановича РІ местный бюджет государственную пошлину РІ размере 400,00 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме в Челябинский областной суд через Чесменский районный суд.
Председательствующий: К.В. Шульгин
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>