Решение по делу № 2а-387/2020 от 24.11.2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Оса                                                                                  08 декабря 2020 года

Осинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Силяво Ж.Р., при секретаре Алсановой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-387/2020 по административному исковому заявлению прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Майск» о возложении обязанности создать муниципальный маневренный жилищный фонд,

    установил:

Прокурор Осинского района обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования (МО) «Майск» о возложении обязанности создать муниципальный маневренный жилищный фонд, указав следующее:

Прокуратурой Осинского района проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части создания маневренного фонда на территории муниципального образования «Майск».

Согласно ст.40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч.1 ст.1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Жилищного Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Согласно п.6 ч.1 ст.14 Федерального закона от <дата обезличена> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к компетенции органов местного самоуправления сельского поселения в области жилищных отношений относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п.3 ч.2 ст.19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Пунктами 1 и 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Также к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Согласно ст.92 ЖК РФ, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, в том числе, относятся жилые помещения маневренного фонда. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии со ст.95 Жилищного кодекса РФ жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Прокуратурой района установлено, что в нарушение ст.95 ЖК РФ маневренный фонд на территории МО «Майск» отсутствует.

Между тем, отсутствие маневренного жилого фонда создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории муниципального образования и оказавшихся в ситуации когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным ст. 95 ЖК РФ.

В связи с изложенным прокурор Осинского района просит возложить на администрацию МО «Майск» обязанность создать муниципальный маневренный жилищный фонд в течение года со дня вступления в законную силу решения суда.

Административный истец прокурор Осинского района Семенов В.С. в судебное заседание не прибыл, направив ходатайство о рассмотрении дела по иску в его отсутствие, исковые требования поддерживает.

Представитель административного ответчика администрации МО «Майск» Балдыханов В.Н. просил рассмотреть дело без его участия, указав, что исковые требования признают частично, а именно, не согласны со сроком, в течение которого необходимо создать муниципальный маневренный жилой фонд, просил суд с учетом формирования бюджета администрации, разработки необходимой программы, проектно-сметной документации и обращения в Правительство Иркутской области с ходатайством о выделении дотаций, также с учетом времени на проведение торгов на строительство жилых домов, их ввода в эксплуатацию и включения в состав жилищного фонда, предоставить срок для исполнения решения суда в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление прокурора Осинского района в отсутствие сторон.

Установив обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения данного административного дела, огласив письменные материалы дела, и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.ч.1,2,3 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Исходя из положений пунктов 3, 6, 8 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

При этом, в соответствии с частью 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно содержанию частей 1, 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения маневренного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В соответствии со статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

Из системного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относятся к компетенции сельского поселения.

Из материалов административного дела следует, что прокуратурой Осинского района проведена проверка соблюдения муниципальным образованием «Майск» жилищного законодательства в части создания маневренного фонда на территории сельского поселения, в ходе которой установлено, что маневренный жилищный фонд на момент проведения проверки на территории поселения отсутствует.

Указанные обстоятельства подтверждаются представленной главой администрации муниципального образования «Майск» информацией от 18 ноября 2020 года № 517.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ, положениями Устава МО «Майск» организация в границах поселения обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения, которые должны быть разрешены администрацией соответствующего муниципального образования.

Суд соглашается с доводами истца о том, что указанные выявленные нарушения создают угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории муниципального образования и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным ст.95 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии с положениями ч.3 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в связи с чем, суд полагает разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей установить срок – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

При этом доводы представителя ответчика о предоставлении срока для исполнения решения суда – в течение трех лет со дня вступления решения суда в законную силу, не состоятельны, поскольку основания, указанные ими в обоснование данного ходатайства не подтверждены письменными доказательствами по делу, кроме того, в данном случае, затрагиваются права и законные интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся во внеочередном предоставлении им жилья.

При этом, в случае невозможности исполнения решения суда в установленный срок, административный ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения с указанием мотивов невозможности его исполнения в установленный срок и предоставления доказательств, обосновывающих эти мотивы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Осинского района удовлетворить.

Возложить на администрацию муниципального образования «Майск» обязанность в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда создать муниципальный маневренный жилищный фонд.

Об исполнении решения суда по истечении установленного срока сообщить прокурору и в суд, принявший решение.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Осинский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Осинского районного суда                                             Ж.Р. Силяво

2а-387/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Осинского района
Ответчики
Администрация муниципального образования "Майск"
Суд
Осинский районный суд Иркутской области
Судья
Силяво Жанна Рафаиловна
Дело на странице суда
osinsky.uso.sudrf.ru
24.11.2020Регистрация административного искового заявления
24.11.2020Передача материалов судье
26.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.12.2020Судебное заседание
08.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее