11RS0003-01-2021-000427-16 Дело № 2-353/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Изюмовой Е.С.,
при секретаре Титовой С.В.,
с участием представителя истца, действующей на основании доверенности Живицкой С.И., представителя ответчика, действующего на основании устава Сафарова И.А.о.
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 02 июня 2021 года дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Воркуте к обществу с ограниченной ответственностью «Южный» об устранении нарушений санитарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в г. Воркуте (далее – ТО Управления Роспотребнадзора по РК в г. Воркуте) обратился в Интинский городской суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Южный» (далее – ООО «Южный») о возложении обязанности устранить нарушения санитарного законодательства, а именно разметить контейнерную площадку возле жилого дома ____ в соответствии с п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», т.е. на расстоянии не менее 2-х метров от многоквартирных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организацией воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
16.04.2021 от истца поступили уточненные исковые требования, в которых он уточнил, что спорная контейнерная площадка находится возле жилого дома № ____ (л.д. 32).
Представитель истца, действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала, пояснила, что представленной ответчиком заявки на согласование создания мест (площадки) накопления ТБО в п. Южный недостаточно, поскольку до настоящего времени вопрос о размещении контейнерной площадки не решен. Заявка подается в орган местного самоуправления, который вносит контейнерную площадку в реестр на основании положительного заключения органов Роспотребнадзора. Такое заключение ТО Управления Роспотребнадзора по РК в г. Воркуте по спорной контейнерной площадке не выдавалось.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признал. Пояснил, что снес спорную контейнерную площадку и в настоящее время занимается оформлением документов по согласованию контейнерных площадок, которые соответствуют СанПиН.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ООО «Южный» на основании протокола собственников жилых помещений (л.д. 42), а также договора управления от 01.12.2013 (л.д. 48-59) является управляющей компанией многоквартирного дома ____.
В силу статьи 36 Жилищного кодекса РФ к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 (далее – Правила № 491), согласно подп. «д» пункта 11 которых содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с ч. 5 ст. 161 и ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (подп. «а» п. 16 Правил).
Согласно п. 11 (1) Правил № 491 минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 26(1) указанных правил, в работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов включена организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием.
В соответствии с пунктом 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Согласно пункту 3.7.6 данных Правил мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов.Согласно частей 2,3 статьи 161 и части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией по договору управления многоквартирным домом она несет ответственность за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов.
Таким образом, на ООО «Южный», как организацию, осуществляющую обслуживание жилого дома, возложена обязанность по содержанию площадок для сбора твердых бытовых отходов, образующихся при эксплуатации находящихся под управлением Общества многоквартирных домов, организация мест накопления отходов.
Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ предусмотрено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Как следует из положений части 3 статьи 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно части 2 статьи 21 Закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасным для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актам Российской Федерации.
Постановлением № 3 от 28.01.2021 года Главного государственного санитарного врача Российской Федерации утверждены и введены в действие с 01.03.2021 года санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с. пп. 3, 4, 9 СанПиН 2.1.3684-21 контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, должны иметь ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; расстояние от контейнерных площадок до многоквартирных жилых домов должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; при накоплении ТКО владельцем контейнерной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.
Исходя из экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Коми» от 04.12.2020 № №__ расстояние от жилого ____ до контейнеров, предназначенных для накопления ТКО и установленных на специальной площадке, расположенной во дворе жилого ____ составляет 8,5 метров при гигиеническом нормативе не менее 20 метров, но не более 100 метров, что не соответствует требованиям п. 8.2.5 СанПин 2.1.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых помещениях» (л.д.18).
Приведенные положения СанПиН 2.1.3684-21 содержат актуальные требования к оборудованию контейнерных площадок, вне зависимости от зоны их размещения в пределах населенных пунктов. Требования данных правил направлены на создание безопасных для окружающей среды условий эксплуатации подобных площадок, а потому несоблюдение этих правил нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.
Учитывая, что контейнерная (мусорная) площадка не соответствует требованиям действующих санитарных норм, правил и нарушает права жителей ____ в г. Инте на благоприятную окружающую среду, исковые требования ТО Управления Роспотребнадзора по РК в г. Воркуте подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Южный» обязанность в течение 1 (одного месяца) с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения санитарного законодательства, а именно разместить контейнерную площадку возле жилого дома ____ г. Инты в соответствии с пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», т.е. на расстоянии не менее, чем 20 метров от многоквартирных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Изюмова
Мотивированное решение изготовлено 02.06.2021