Дело № 3-60/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский областной суд в составе

Председательствующего судьи Ушаковой И.Г.

при секретаре Г.С.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 27 мая 2015 года гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Мастер» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Мастер» (далее ООО «Мастер») <ДД,ММ.ГГ.> обратилось в Курганский областной суд с исковым заявлением к федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области (далее ФГБУ «ФКП Росреестра»), Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курганской области (далее Управление Росреестра по Курганской области) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером равной рыночной стоимости в размере <...> руб.

В ходе рассмотрения дела указанные требования изменены и заявлены в порядке главы 23 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).

В обоснование заявленных требований ООО «Мастер» указало, что является арендатором земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером с разрешенным использованием для размещения здания оптово-розничной торговли стройматериалами, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость принадлежащего заявителю на праве аренды земельного участка установлена постановлением Правительства Курганской области № 454 от 26.09.2011 и составляет <...> руб. <...> коп. Считает установленную кадастровую стоимость земельного участка чрезмерно завышенной, поскольку она влияет на размер арендной платы. Ссылается на отчет оценщика ИП К.О.Н. от <ДД,ММ.ГГ.> за , в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2010 составляет <...> руб. Указывает, что согласно экспертному заключению от <ДД,ММ.ГГ.> на отчет оценщика , итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, составила также <...> руб.

Заявитель указывает, что его права, как плательщика арендной платы, установленной от кадастровой стоимости земельного участка, нарушены несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, данные права могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости.

Ссылается на обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Курганской области, по результатам которого уведомлением от <ДД,ММ.ГГ.> за его заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости не принято к рассмотрению в связи с отсутствием у комиссии полномочий.

Полагает, что пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) допускается возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости. Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

Приводит свои доводы о том, что при определении кадастровой стоимости объекта оценки, данная стоимость определяется методами массовой оценки рыночной стоимости, установленной и утвержденной в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. В свою очередь, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Указывает, что предусмотренные Законом «О государственном кадастре недвижимости» полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 данного Закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения Закона «О государственном кадастре недвижимости» применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

На основании пункта 2, 4 Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» на указанную службу возложены функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии также переданы функции упраздненных Федерального агентства геодезии и картографии и Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

Росреестр осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. К его полномочиям отнесены государственный кадастровый учет недвижимого имущества; ведение государственного кадастра недвижимости и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства; контроль за проведением землеустройства; государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения); предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; проведение государственной экспертизы землеустроительной документации.

Во исполнение приказа от 11.03.2010 № П/93 федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Государственную функцию по организации государственной кадастровой оценки земель осуществляет непосредственно ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области в соответствие с пунктом 5.2.1 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии».

В судебном заседании представитель ООО «Мастер» по доверенности Б.А.В. заявленные требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером с разрешенным использованием для размещения здания оптово-розничной торговли стройматериалами, площадью <...> кв.м., расположенного: <адрес> равной рыночной стоимости в размере <...> руб. поддержал.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области Д.К.С. заявленные ООО «Мастер» требования не признала, считая своего доверителя ненадлежащим заинтересованным лицом по делу. Ссылалась на устав учреждения, согласно которому целью его деятельности является обеспечение реализации полномочий Росреестра в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета объектов недвижимости и государственной кадастровой оценки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Предметом деятельности Учреждения является осуществление полномочий Росреестра по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, ведению государственного кадастра недвижимости, государственной оценке, а также оказание государственных услуг в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Целью деятельности филиала является осуществление на территории Курганской области полномочий Учреждения по государственному кадастровому учету объектов недвижимости. По сведениям государственного кадастра недвижимости, по состоянию на 22.04.2015 земельный участок, принадлежащий заявителю на праве аренды, относится к категории земель населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения здания оптово-розничной торговли стройматериалами. Сведения о кадастровой стоимости внесены на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, утвердившего в установленном законом порядке результаты государственной кадастровой оценки, представленном в соответствии с частью 4 статьи 15 Закона о государственном кадастре недвижимости. По итогам проведенного Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии конкурса на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в субъектах Российской Федерации 25.12.2009 заключен контракт Д, победителем конкурса признано федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный кадастровый Центр «Земля», непосредственным исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в Курганской области являлся субподрядчик ООО «Регионкадастроценка», которым был подготовлен отчет об определении кадастровой стоимости земель в Курганской области. Данный отчет прошел проверку (правовую экспертизу) Управлением государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и был согласован Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель», Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» и на основании представления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области издано Постановление Правительства Курганской области от 26.09.2011 № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области», которым установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере <...> руб. <...> коп. Указала, что орган кадастрового учета не уполномочен проводить экспертизу и определять достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости, утвержденную актом органа государственной власти, или иной стоимости, у него возникает прямая обязанность внести сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастр на основании акта органа государственной власти. Заявленные требования по существу представляют собой изменение внесенной органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на рыночную стоимость, тогда как действия по внесению кадастровой стоимости органом кадастрового учета заявителем не оспариваются.

Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Курганской области П.А.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявления возражала, пояснив, что какие-либо действия (бездействия), решения Управления Росреестра по Курганской области заявителем не оспариваются. Требований к Управлению не предъявлено, доказательств нарушения Управлением прав и законных интересов заявителя не представлено, в свою очередь Управление является органом государственного кадастрового учета, осуществляющим, в том числе функции по государственной кадастровой оценке земель. Заявителем акт об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель и акт определения кадастровой стоимости земельных участков не оспариваются. Заявила ходатайство о применении последствий пропуска установленного статьей 256 ГПК РФ трехмесячного срока для обжалования в судебном порядке действий Управления. Полагала, что заявителем не представлено доказательств наличия уважительных причин пропуска данного срока.

Представитель заинтересованного лица Правительства Курганской области по доверенности С.М.В. заявленные требования не признала, ссылалась на то, что в соответствии с действующей редакцией Федерального закона № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона № 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» принимать решение о проведении, государственной, кадастровой оценки и выступать заказчиком работ по определению кадастровой стоимости в период до 01.01.2013 мог орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, - орган местного самоуправления, а также орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Росреестр). Отчет об определении кадастровой стоимости земель в Курганской области прошел проверку Управлением государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Курганской области и был согласован с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.09.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель», постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» и на основании представления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Курганской области Правительство Курганской области постановлением от 26.09.2011 № 454 утвердило результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области. Правительством Курганской области утверждены те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых была проведена проверка и в отношении которых было принято решение о соответствии отчета установленной Методике и законодательству. Решением Курганского областного суда от <ДД,ММ.ГГ.> постановление Правительства Курганской области от 26.09.2011 № 454 признано не противоречащим федеральному законодательству, принятым уполномоченным органом, в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий.

Полагала Правительство Курганской области не является заинтересованным лицом по делу, поскольку, исходя из положений статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требование об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости на основании установления в отношении земельного участка его рыночной стоимости должно быть обращено к органу кадастрового учета, ФГБУ «ФКП Росреестра», наделенное функциями органа кадастрового учета объектов недвижимости и государственной кадастровой оценке. Заявленные ООО «Мастер» требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Полагала, что на момент заключения договора аренды заявителю была известна кадастровая стоимость земельного участка, и оснований полагать, что его права как арендатора нарушены, не имеется.

Представитель третьего лица Администрации Кетовского района по доверенности Г.О.В. просила заявленные требования оставить без удовлетворения. Полагала, что корректировка кадастровой стоимости земельного участка вызовет нарушение прав Администрации Кетовского района в связи с уменьшением поступлений в бюджет земельного налога. Заключая договор аренды на спорный земельный участок, ООО «Мастер» согласилось с установленной кадастровой оценкой, знало о размере арендной платы, согласилось со всеми условиями договора, приняло на себя соответствующие обязательства по уплате арендных платежей. Полагала ссылку заявителя на то, что превышение кадастровой стоимости земельного участка над рыночной нарушает его права, несостоятельной. Нормативного обоснования того, что кадастровая стоимость должна быть равна рыночной, и какие нормы действующего законодательства нарушены таким несоответствием, в материалах дела не представлено.

Представитель третьего лица Администрации Кетовского сельского совета в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.

С учетом мнения представителей сторон, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).

Заслушав представителя заявителя, представителей заинтересованных и третьих лиц, эксперта К.О.Н., специалиста Ч.О.Е., суд находит требования ООО «Мастер» подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что между Администрацией муниципального образования Кетовский район Курганской области и ООО «Мастер» <ДД,ММ.ГГ.> был заключен договор аренды земельного участка, из земель населенных пунктов в границах муниципального образования Кетовский сельсовет с кадастровым номером , с разрешенным использованием для размещения здания оптово-розничной торговли стройматериалами, площадью <...> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 8-9).

В соответствии с приложением № 1 к указанному договору, расчет арендной платы земельного данного земельного участка произведен в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка, равной <...> руб. <...> коп. (л.д. 9 об.).

<ДД,ММ.ГГ.> Управлением Росреестра по Курганской области произведена государственная регистрация указанного договора аренды, номер регистрации (л.д. 9).

Согласно выписке из кадастрового паспорта земельного участка от <ДД,ММ.ГГ.> филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером установлена в размере <...> руб. <...> коп. (л.д. 127-129).

В соответствии с кадастровой справкой о кадастровой стоимости земельного участка от <ДД,ММ.ГГ.>, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости 29.10.2011, дата определения кадастровой стоимости 01.01.2010) установлена в размере <...> руб. <...> коп. (л.д. 10).

Кадастровая стоимость участка с кадастровым номером установлена на основании постановления Правительства Курганской области от 26.09.2011 № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области» (далее – постановление Правительства Курганской области № 454), которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в разрезе земельных участков по Курганской области по состоянию на 01.01.2010 и средние уровни кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным образованиям Курганской области.

Данным постановлением (приложение № 1) утверждена кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего заявителю на праве аренды с кадастровым номером в размере <...> руб. <...> коп., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 1 кв.м. – 821 руб. 71 коп.

Согласно отчету об определении рыночной стоимости объекта оценки от <ДД,ММ.ГГ.> составленному ИП К.О.Н., рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером определена по состоянию на 01.01.2010 и составила <...> руб. (л.д. 12-71).

Ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, ООО «Мастер» обратилось в суд с заявлением, указывая на нарушение его прав как плательщика арендной платы, размер которой поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных указанным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 закона).

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 закона).

Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316.

В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет, государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

В соответствии с пунктами 2, 4, 10 указанных Правил, государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных положений действующего законодательства кадастровая стоимость по своей природе является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точного соответствия реальной рыночной стоимости.

Согласно пункту 1 статьи 66 ЗК РФ, рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, действующее законодательство допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости. Причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

В статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ) указывается, что физические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить такие результаты в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как следует из материалов дела, сведения в реестр объектов недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , принадлежащего ООО «Мастер» на праве аренды внесены 29.10.2011, датой определения кадастровой стоимости является 01.01.2010, основанием явилось постановление Правительства Курганской области № 454 от 26.09.2011.

Следовательно, именно на эту дату (01.01.2010) в силу вышеприведенных положений закона должна быть определена рыночная стоимость указанного земельного участка.

Достоверность предоставленного отчета оценщика «Об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером » подтверждена экспертным заключением экспертного совета Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», членом которой является ИП К.О.Н. (л.д. 67, 86-98).

В соответствии с итогами проведения нормативно-методической экспертизы отчета об оценке, указанный отчет проверен в соответствии с требованиями ФСО-5 на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов СРО РОО (ССО-РОО 2010) посредством анализа текста отчета, по результатам проверки предоставленный заявителем отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и указанным выше нормативным актам.

Достоверность выводов отчета оценщика, экспертного заключения не опровергнута заинтересованными по делу лицами, подтверждена пояснениями эксперта ИП К.О.Н., специалиста Ч.О.Е., опрошенных в ходе рассмотрения дела, ходатайств о назначении дополнительных или повторных экспертиз заинтересованными по делу лицами не заявлено.

Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 225-ФЗ) итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В рамках рассмотрения заявления об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости использование такого доказательства как отчет оценщика и экспертное заключение на него является допустимым.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных ООО «Мастер» требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 01.01.2010 в размере <...> руб.

Доводы представителя Управления Росреестра по Курганской области о пропуске заявителем установленного ст. 256 ГПК РФ трехмесячного срока для обращения с соответствующим заявлением в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в его удовлетворении, признаются судом несостоятельными, основанными на неверном толковании норм процессуального права по следующим основаниям.

Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрена возможность установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

Статья 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», регламентирующая рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости, в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда.

Заявителем досудебный порядок обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости соблюден (л.д. 7).

Приведенные законоположения свидетельствуют о том, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, обладающие по отношению к заявителю соответствующими властными полномочиями.

В силу статьи 245 ГПК РФ, кроме дел по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (глава 25 Кодекса), суд рассматривает и иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Следовательно, обращение в суд с требованием об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка и установлении ее в размере его рыночной стоимости, является основанием для возбуждения гражданского дела, рассмотрение которого пунктом 8 части 1 статьи 26 ГПК РФ отнесено к подсудности областного суда в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Исходя из публично-правового характера отношений, связанных с государственной кадастровой оценкой объектов недвижимости, дела данной категории рассматриваются по правилам главы 23 ГПК РФ.

Согласно части 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 настоящего Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Как следует из материалов дела, результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов Курганской области утверждены постановлением Правительства Курганской области от 26.09.2011 № 454 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области».

С заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков ООО «Мастер» обратилось в суд <ДД,ММ.ГГ.>.

Таким образом, установленный частью 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» срок на обращение в суд заявителем не пропущен, а довод представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области о наличии процессуальных оснований к отказу в удовлетворении заявления основан на неверном толковании норм процессуального права, поскольку на требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, рассматриваемое в порядке главы 23 ГПК РФ, как иные дела, возникающие из публичных правоотношений, срок, предусмотренный статьей 256 (глава 25) ГПК РФ, не распространяется.

Доводы представителей ФГБУ «ФКП Росреестра», Правительства Курганской области, Управления Росреестра по Курганской области, излагаемые как при рассмотрении дела в судебных заседаниях, так и в письменных отзывах на заявленные ООО «Мастер» требования, о необоснованном привлечении их к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, признаются судом несостоятельными, поскольку применительно к обстоятельствам данного дела указанные лица являются государственными органами, наделенными полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету объектов недвижимости на территории Курганской области.

Так, в силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.

На основании пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.

Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Согласно пункту 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета» федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» («Кадастровая палата») по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 ЗК РФ, главой III.1 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости (статья 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Пунктом 8 части 1 статьи 26 ГПК РФ гражданские дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости отнесены к подсудности верховного суда республики и равных ему судов.

Следовательно, требования об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, вне зависимости от формы обращения лица в суд рассматриваются в рамках гражданского дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, с учетом особенностей, предусмотренных главой 23 ГПК РФ.

В силу изложенных выше норм Закона об оценочной деятельности по делам об оспаривании результатов кадастровой оценки заинтересованными лицами выступают, прежде всего, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, утвердившие оспариваемые результаты кадастровой оценки.

В зависимости от конкретных обстоятельств в качестве заинтересованных лиц суд может привлечь к участию в деле государственные органы, наделенные полномочиями по государственной кадастровой оценке и государственному кадастровому учету.

Полномочия Управления Росреестра по Курганской области в сфере государственного кадастра недвижимости установлены в Положении о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 (далее – Положение).

В соответствии с пунктом 5 Положения Росреестр осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: государственный кадастровый учет недвижимого имущества; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; определение кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости; ведение фонда данных государственной кадастровой оценки и обеспечение проведения мониторинга рынка недвижимости в целях ведения фонда данных государственной кадастровой оценки; организация проведения государственной кадастровой оценки.

Из перечисленных полномочий, а также положений статей 24.13 и 24.15 Закона об оценочной деятельности следует вывод, что Росреестр и его территориальные органы осуществляют организационные мероприятия по подготовке проведения кадастровой оценки, ознакомлению с проектом оценки и отражению в государственном кадастре недвижимости утвержденных результатов кадастровой оценки.

Территориальные органы Росреестра определяют кадастровую стоимость только в отношении объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.

При этом на основании приказа Росреестра от 26.12.2011 № П/531 с 01.03.2012 полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик, наделено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра»).

Таким образом, ФГБУ «ФКП Росреестра» и его территориальные органы вправе определять кадастровую стоимость исключительно в отношении указанных объектов недвижимости (статья 24.19 Закона об оценочной деятельности).

В данном случае кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером 45:08:040219:146 была определена в результате массовой государственной оценки.

Государственный контракт от 25.12.2009 № 169Д на выполнение работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в субъектах Российской Федерации, в частности в Курганской области, заключен между Росреестром и федеральным государственным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, «Федеральный кадастровый центр «Земля».

Также статьей 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» на Росреестр возложена обязанность в течение 10 рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости направить сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета.

Таким образом, заинтересованными лицами по настоящему спору являются: ФГБУ «ФКП Росреестра», наделенное функциями органа кадастрового учета в отношении земельных участков изменивших после даты, на которую произведена массовая оценка свои качественные характеристики; Росреестр в лице Управления по субъекту Российской Федерации – Курганской области, сохраняющий контрольные полномочия за деятельностью подведомственных бюджетных учреждений и остающийся органом кадастрового учета; Правительство Курганской области, утвердившее своим постановлением от 26.09.2011 № 454 результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в пределах территории Курганской области.

Поскольку кадастровая оценка земельного участка с кадастровым номером была определена в результате массовой государственной оценки, привлечение к участию в деле в качестве заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области, Управления Росреестра по Курганской области, а также Правительства Курганской области является обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ <...> ░░.░., ░░░░░░░░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░ 01.01.2010 ░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <...> ░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░.

3-60/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Общество с ограниченной ответственностью "Мастер"
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курганской области
Правительство Курганской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курганской области
Другие
Администрация Кетвского района Курганской области
Суд
Курганский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.krg.sudrf.ru
13.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2015Передача материалов судье
14.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.04.2015Подготовка дела (собеседование)
24.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2015Судебное заседание
27.05.2015Судебное заседание
01.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее