Решение по делу № 33-8932/2023 от 03.11.2023

УИД: 005RS0032-01-2023-000487-33

Номер дела в суде первой инстанции № 2-401/2023

Номер дела в суде апелляционной инстанции № 33-8932/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 декабря 2023 года г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Загирова Н.В.,

судей Минтемировой З.А., Пономаренко О.В.,

при секретаре судебного заседания Эскендеровой З.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тахсурмановой Бакулай Магомедкамильевны, Бадирхановой Муминат Магомедрасуловны, Агаевой Патимат Руслановны, Султанбековой Зарема Ибрагимовны к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о восстановлении срока для подачи заявления для участия в программе в получении компенсационной выплаты по программе «Земский фельдшер» и обязании Министерства здравоохранения Республики Дагестан заключить с ними договоры о представлении единовременной компенсационной выплаты в размере 750 000 рублей каждой, включив в список на участие по программе «Земский фельдшер», по апелляционной жалобе представителя ответчика - Министерство здравоохранения Республики Дагестан Гаджихановой А.И. на решение Левашинского районного суда Республики Дагестан от 21 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Минтемировой З.А., судебная коллегия

установила:

Тахсурманова Б.М., Бадирханова М.М., Агаева П.Р., Султанбекова З.И. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о восстановлении срока для подачи заявления для участия в программе в получении компенсационной выплаты по программе «Земский фельдшер» и обязании Министерства здравоохранения Республики Дагестан заключить с ними договоры о представлении единовременной компенсационной выплаты в размере 750 000 рублей каждой, включив в список на участие по программе «Земский фельдшер».

В обоснование заявленных требований Тахсурманова Б.М. указала, что после окончания средней школы, 25 августа 2018 года поступила и 27 июня 2022 года окончила Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан «Дагестанский базовый медицинский колледж им. Р.П.Аскерханова» г. Махачкала по специальности «лечебное дело» по квалификации фельдшер.

По окончании учебы ее пригласили в ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» по вопросу трудоустройства и разъяснили, что требуются фельдшеры в бригаду скорой помощи по программе «Земский доктор/фельдшер», однако для этого необходимо пройти профессиональную переподготовку по программе «Скорая и неотложная помощь». С 16 сентября 2022 года по 30 ноября 2022 года она прошла переподготовку в АНО ДПО «Единый Центр Подготовки Кадров» г. Санкт-Петербург и получила диплом о профессиональной переподготовке по программе «Скорая и неотложная помощь».

С учетом прохождения профессиональной переподготовки, она была принята в ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» на работу по трудовому договору от 1 ноября 2022 года №88/1-ТД и назначена на должность фельдшера скорой медицинской помощи.

По вопросу единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский фельдшер» в 2023 году она обратилась к руководству ГБУ РД «Левашинская ЦРБ», где ей пояснили, что по данному вопросу ей необходимо обратиться в Министерство здравоохранения Республики Дагестан.

На ее обращение с заявлением с приложенными документами, 22 мая 2023 года было получено сообщение об отказе в удовлетворении заявления, по причине того, что согласно Постановления Правительства Республики Дагестан от 25 ноября 2022 года № 409 единовременные компенсационные выплаты полагаются прибывшим (переехавшим) в 2023 году на работу в сельские населенные пункты, тогда как она поступила на работу в 2022 году и положения названного постановления на нее не распространяются.

В обоснование заявленных требований Бадирханова М.М. указала, что после окончания средней школы, 25 августа 2018 года поступила в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан «Дагестанский базовый медицинский колледж им. Р.П.Аскерханова» г. Махачкала по специальности «лечебное дело» по квалификации фельдшер, который окончила 27 июня 2022 года.

По окончании учебы ее пригласили в ГБУ РД «Левашинская центральная районная больница» (далее – ГБУ РД Левашинская ЦГБ) по вопросу трудоустройства, где разъяснили, что требуются фельдшеры в бригаду скорой помощи по программе «Земский доктор/фельдшер» и для этого необходимо пройти профессиональную переподготовку по программе «Скорая и неотложная помощь». С 16 сентября 2022 года по 30 ноября 2022 года она прошла переподготовку в АНО ДПО «Единый Центр Подготовки Кадров» в г.Санкт-Петербург и получила диплом о профессиональной переподготовке по программе «Скорая и неотложная помощь».

В ГБУ РД «Левашинская ЦГБ» с учетом прохождения профессиональной переподготовки, она была принята на работу по трудовому договору от 1 ноября 2022 года №88/4-ТД и назначена на должность фельдшера скорой медицинской помощи. В связи с чем она обратилась к руководству ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» с заявлением о выплате единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский фельдшер», где ей предложили обратиться в Министерство здравоохранения Республики Дагестан, куда она подала заявление, приложив к нему необходимые документы.

22 мая 2023 года по электронной почте на телефон к Бадирхановой М.М. поступило сообщение из Министерства здравоохранения Республики Дагестан об отказе, указав, что согласно Постановлению Правительства РД от 25 ноября 2022 года № 409 единовременные компенсационные выплаты полагаются прибывшим (переехавшим) в сельские населенные пункты в 2023 году на работу, тогда как она устроилась на работу в 2022 году, потому требования названного постановления на нее не распространяются. Также указано на пропуск срока обращения.

Свои требования Агаева П.Р. мотивировала тем, что после окончания средней школы она поступила в Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский медицинский колледж» по специальности «лечебное дело» по квалификации фельдшер, которое окончила 29 июня 2020 года.

В 2022 году ее пригласили в ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» по вопросу трудоустройства, где разъяснили, что требуются фельдшеры в бригаду скорой медицинской помощи по программе «Земский доктор/фельдшер», для чего необходимо пройти профессиональную переподготовку по программе «Скорая и неотложная помощь».

С 16 сентября 2022 года по 30 ноября 2022 года она прошла переподготовку в АНО ДПО «Единый Центр Подготовки Кадров» в г. Санкт-Петербург, где получила диплом о профессиональной переподготовке по программе «Скорая и неотложная помощь».

С учетом прохождения профессиональной переподготовки, ее приняли на работу в ГБУ РД «Левашинская ЦГБ» по трудовому договору от 1 ноября 2022 года №88/3-ТД, и ее назначили на должность фельдшера скорой медицинской помощи.

На ее обращение с заявлением к руководству ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» о выплате единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский фельдшер», ей разъяснили о необходимости обратиться в Министерство здравоохранения Республики Дагестан.

На ее обращение с предоставлением необходимых документов, 22 мая 2023 года по электронной почте на ее телефон поступило сообщение об отказе в удовлетворении заявления, мотивировав это тем, что согласно Постановления Правительства Республики Дагестан от 25 ноября 2022 года № 409 единовременные компенсационные выплаты полагаются прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты в 2023 году, а она поступила на работу в 2022 году, и требования названного постановления на нее не распространяются, и что она пропустила срок обращения.

Исковые требования Султанбекова З.И. обосновала тем, что 29 июня 2022 года окончила Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ставропольского края «Буденовский медицинский колледж» по специальности «лечебное дело».

В 2022 году ее пригласили в ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» по вопросу трудоустройства и разъяснили, что требуются фельдшеры в бригаду скорой медицинской помощи по программе «Земский доктор/фельдшер», но для этого необходимо пройти профессиональную переподготовку по программе «Скорая и неотложная помощь».

С 16 сентября 2022 года по 30 ноября 2022 года она прошла переподготовку в АНО ДПО «Единый Центр Подготовки Кадров» г. Санкт-Петербург и получила диплом о профессиональной переподготовке по программе «Скорая и неотложная помощь».

1 ноября 2022 года ГБУ РД «Левашинская ЦГБ» с ней был заключен трудовой договор №88/2-ТД, и она была принята на должность фельдшера скорой медицинской помощи.

В связи с чем она обратилась к руководству ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» по поводу через несколько месяцев разъяснили, что ей необходимо обратиться в Министерство здравоохранения Республики Дагестан.

Она обратилась в Министерство здравоохранения Республики Дагестан по вопросу единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский фельдшер», с заявлением, приложив необходимые документы, однако 23 мая 2023 года получила отказ в удовлетворении ее заявления по той причине, что согласно Постановлению Правительства Республики Дагестан от 25 ноября 2022 года № 409 единовременные компенсационные выплаты полагаются прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты в 2023 году, тогда как она устроилась на работу в 2022 году, и требования названного постановления на нее не распространяются, в том числе в связи с пропуском срока обращения.

Истцы полагают отказ Министерства здравоохранения Республики Дагестан в удовлетворении их обращений (заявлений) о предоставлении им единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский доктор/фельдшер» незаконным.

Полагают, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года №1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (с изменениями в приложении №5 согласно Постановлению Правительства РФ от 22 апреля 2022 года №739) с 6 мая 2022 года единовременные компенсационные выплаты по программе «Земский доктор/фельдшер» предусмотрены также выпускникам медицинских колледжей, которые завершили учёбу, на основании договора о целевом обучении, и вернулись на работу в свои населённые пункты. До этого на финансовую поддержку могли рассчитывать лишь те специалисты, кто переехал в сельскую местность для работы в медучреждении; типы населенных пунктов, работа в которых позволяет получить выплату: сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, города с населением до 50 тыс. человек; категория медработников – участников земских программ: врачи, фельдшеры, а также акушерки и медсестры фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов; размер выплат: для врачей – от 1 до 2 млн. рублей, для остальных – от 0,5 до 1 млн. рублей, в зависимости от территориального расположения населенного пункта; условия получения выплат, в т.ч. обязанность отработать в сельском медучреждении не менее 5 лет; при работе в качестве фельдшера в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах размер выплат установлен и составляет 750 000 рублей.

Постановлениями Правительства Республики Дагестан от 6 апреля 2022 года № 72 (на 2022 год) и от 25 ноября 2022 года № 409 (на 2023 год) утвержден порядок предоставления единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский доктор/фельдшер» в Республике Дагестан. Этими же нормативными актами утверждена форма договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и в этой форме отражено, что предусмотренный пятилетний срок работы в сельской местности начинается с момента (со дня) подписания этого договора Министерство здравоохранения Республики Дагестан и медработником. Данное обстоятельство не учтено Министерством здравоохранения Республики Дагестан при рассмотрении их обращений (составленных под их диктовку) о предоставлении единой компенсационной выплаты.

В соответствии с перечисленными постановлениями Правительства Республики Дагестан размер единовременной компенсационной выплаты по работе в труднодоступных населенных пунктах, установленных Законом Республики Дагестан от 5 мая 2006 года № 25 «О перечнях труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Дагестан» для фельдшеров составляет 750 000 рублей. Отделение скорой помощи, согласно названного закона, обслуживает труднодоступные населенные пункты, в том числе Левашинского района: село Айсалакак, село Айникаб, село Гекнаумахи, село Нижний Арши, село Верхний Арши, село Буртани, село Иргали, село Нижнее Лабкомахи, село Орада-Чугли, село Чагни и село Цухта.

Определением Левашинского районного суда Республики Дагестан от 13 июля 2023 года иски Тахсурмановой Б.М., Бадирхановой М.М., Агаевой П.Р., Султанбековой З.И. объединены одно производства.

Решением Левашинского районного суда Республики Дагестан от 21 августа 2023 года постановлено:

«Исковые требования к Министерству здравоохранения Республики Дагестан удовлетворить.

Восстановить срок Тахсурмановой Бакулай Магомедкамильевне, фельдшеру скорой медицинской помощи ГБУ РД «Левашинская ЦРБ», обращения в Министерство здравоохранения Республики Дагестан с заявлением о предоставлении по программе «Земский доктор/фельдшер» единовременной компенсационной выплаты согласно постановлений Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (с изменениями в приложении №5 согласно Постановления Правительства РФ от 22.04. 2022г. № 739) и Правительства Республики Дагестан от 06 апреля 2022г. № 72 и от 25 ноября 2022 года № 409; обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан заключить, фельдшером скорой медицинской помощи ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» Тахсурмановой Бакулай Магомедкамильевны, договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский/доктор/фельдшер) в размере 750000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей.

Восстановить срок Бадирхановой Муминат Магомедрасуловне, фельдшеру скорой медицинской помощи ГБУ РД «Левашинская ЦРБ», обращения в Министерство здравоохранения Республики Дагестан с заявлением о предоставлении по программе «Земский доктор/фельдшер» единовременной компенсационной выплаты согласно постановлений Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (с изменениями в приложении №5 согласно Постановления Правительства РФ от 22.04. 2022г. № 739) и Правительства Республики Дагестан от 06 апреля 2022г. № 72 и от 25 ноября 2022 года № 409; обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан заключить с фельдшером скорой медицинской помощи ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» Бадирхановой Муминат Магомедрасуловной, договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский доктор/фельдшер) в размере 750 000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей.

Восстановить срок Агаевой Патимат Руслановне, фельдшеру скорой медицинской помощи ГБУ РД «Левашинская ЦРБ», обращения в Министерство здравоохранения Республики Дагестан с заявлением о предоставлении по программе «Земский доктор/фельдшер» единовременной компенсационной выплаты согласно постановлений Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (с изменениями в приложении № 5 согласно Постановления Правительства РФ от 22.04. 2022г. № 739) и Правительства Республики Дагестан от 06 апреля 2022г. № 72 и от 25 ноября 2022 года № 409; обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан заключить с фельдшером скорой медицинской помощи ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» Агаевой Патимат Руслановной договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский доктор/фельдшер) в размере 750 000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей.

Восстановить срок Султанбековой Зареме Ибрагимовне, фельдшера скорой медицинской помощи ГБУ РД «Левашинская ЦРБ», обращения в Министерство здравоохранения Республики Дагестан с заявлением о предоставлении по программе «Земский доктор/фельдшер» единовременной компенсационной выплаты согласно постановлений Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (с изменениями в приложении № 5 согласно Постановления Правительства РФ от 22.04. 2022г. № 739) и Правительства Республики Дагестан от 06 апреля 2022г. № 72 и от 25 ноября 2022 года № 409; обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан заключить с фельдшером скорой медицинской помощи ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» Султанбековой Заремой Ибрагимовной, договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский доктор/фельдшер) в размере 750 000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей».

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Дагестан по доверенности Гаджиханова А.И. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение.

В обоснование доводов жалобы указано, что в рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.

Определены критерии, при соответствии которым молодому специалисту может быть предоставлена единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей: 1. Требования к образованию. Наличие у медицинского работника высшего профессионального образования и диплома об окончании интернатуры или ординатуры; 2. Время начала работы в учреждении здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которое находится на территории сельского населенного пункта. Поступление в соответствующем году на работу в указанные учреждения здравоохранения: прибытие на работу в сельский населенный пункт после окончания образовательного учреждения; переезд на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта.

Обращает внимание на то, что Постановлением Правительства РД от 25 ноября 2022 года № 409 установлен порядок, определяющий условия предоставления в 2023 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении, пребывшим (переехавшим) в 2023 году на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Республики Дагестан.

Считает, что истцы трудоустроились в 2022 году, требования соответствующих норм федерального законодательства, предусматривающих осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим в 2023 году на работу, на истцов не распространяется.

Указывает, что согласно Закону Республики Дагестан от 5 мая 2006 года № 25 «О перечнях труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Дагестан» (пункт 17) села: Айсалакак, Айникаб, Гекнаумахи, Нижний Арши, Верхний Арши, Буртани, Иргали, Нижнее Лабкомахи, ОрадаЧугли, Чагни и Цухта Левашинского района, относятся к труднодоступным местностям в республике, тогда как истцами заключен трудовой договор с ГБУ РД «Левашинская ЦРБ», который находится в административном центре Левашинского района с. Леваши, по ул. Ленина и, соответственно, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации» Развитие здравоохранения» истцам положено по 0,5 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 000 человек, а 0,75 млн. рублей положено лишь работникам, учреждения которых расположены на удаленных и труднодоступных территориях.

В возражениях на апелляционную жалобу истцы просили решение суда первой инстанции оставить без изменения апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Бадирханова М.М., представитель истцов Сулейманкадиева М.А. и представитель третьего лица ГБУ «Левашская ЦГБ» не явились, извещены о месте и времени судебного разбирательства, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступило. От истца Бадирхановой М.М. и третьего лица поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 327, статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 названной статьи).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», в рамках которой предусмотрены мероприятия по предоставлению и распределению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.

Цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек регламентированы Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (приложение № 5 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640).

Согласно пункту 6 названных Правил единовременная компенсационная выплата предоставляется уполномоченным органом медицинскому работнику из числа медицинских работников, указанных в пункте 1 настоящих Правил (далее - медицинские работники), однократно по одному из оснований, указанных в подпункте «а» пункта 5 настоящих Правил. Уполномоченный орган вправе принимать решение о предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты:

а) при наличии у медицинского работника обязательств, связанных с целевым обучением (целевой подготовкой), при условии заключения им трудового договора с медицинской организацией, укомплектованность штата которой составляет менее 60 процентов;

б) при условии продолжения медицинским работником, выполнившим обязательства, связанные с целевым обучением (целевой подготовкой), работы в той же медицинской организации, расположенной в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил вопрос утверждения порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, отнесен к компетенции уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлениями Правительства Республики Дагестан от 6 апреля 2022 года № 72 и от 25 ноября 2022 года № 409 утвержден порядок предоставления единовременных компенсационных выплат по программе «Земский доктор/фельдшер» в Республике Дагестан, в соответствии с которыми в данном случае уполномоченным органом является Министерство здравоохранения Республики Дагестан.

Этими же нормативными актами утверждена форма договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и в этой форме отражено, что предусмотренный пятилетний срок работы в сельской местности начинается с момента (со дня) подписания этого договора Министерством здравоохранения Республики Дагестан и медработником.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Тахсурманова Б.М., Бадирханова М.М., Агаева П.Р., Султанбекова З.И. по окончании учебы поступили на работу в ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» на должность фельдшера скорой медицинской помощи, предварительно пройдя с 16 сентября 2022 года по 30 ноября 2022 года переподготовку в АНО ДПО «Единый Центр Подготовки Кадров» г. Санкт-Петербург, и получив диплом о профессиональной переподготовке по программе «Скорая и неотложная помощь».

15 мая 2023 года истцы обратились в Министерство здравоохранения Республики Дагестан с заявлением о предоставлении им единовременной компенсационной выплаты в размере 750 000 рублей, как медицинскому работнику, прибывшему (переехавшему) в 2022 году на работу в ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» и трудоустроившимся на должность фельдшера скорой медицинской помощи.

Уведомлением Министерства здравоохранения Республики Дагестан от 22 мая 2023 года Тахсурмановой Б.М., Бадирхановой М.М., Агаевой П.Р., Султанбековой З.И. отказано в предоставлении единовременной компенсационной выплат по тем основаниям, что согласно Постановлению Правительства РД от 25 ноября 2022 года № 409 единовременные компенсационные выплаты полагаются прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты в 2023 году, тогда как они устроились на работу в 2022 году, и требования названного постановления на них не распространяются, а также в связи с пропуском срока обращения с заявлением.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования Тахсурмановой Б.М., Бадирхановой М.М., Агаевой П.Р., Султанбековой З.И. о восстановлении срока для обращения с заявлением и возложении на Министерство здравоохранения Республики Дагестан обязанности заключить с ними договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 750000 рублей каждой, суд первой инстанции, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, проанализировав и надлежащим образом оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что обязанность Министерства здравоохранения Республики Дагестан заключить с Тахсурмановой Б.М., Бадирхановой М.М., Агаевой П.Р., Султанбековой З.И. договор о предоставлении им единовременной компенсационный выплаты следует из факта заключения в 2022 году истцами трудового договора с государственным учреждением здравоохранения и их переездом в сельскую местность с целью осуществления трудовой деятельности, пришел к выводу о наличии у истцов права на предоставление им единовременной компенсационный выплаты, удовлетворении исковых требований и обязании ответчика заключить договор с Тахсурмановой Б.М., Бадирхановой М.М., Агаевой П.Р., Султанбековой З.И. о предоставлении единовременной компенсационный выплаты в размере 750000 рублей в пользу каждой.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает заслуживающим внимание довод апелляционной жалобы в части размера присужденной судом первой инстанции суммы предоставленной в пользу каждой из истцов единовременной компенсационный выплаты - 750000 рублей, исходя из следующего.

Пунктом 17 Закона Республики Дагестан от 5 мая 2006 года № 25 «О перечнях труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Дагестан» предусмотрено, что к труднодоступным местностям в республике обносятся следующие села, расположенные Левашинском районе: Айсалакак, Айникаб, Гекнаумахи, Нижний Арши, Верхний Арши, Буртани, Иргали, Нижнее Лабкомахи, Орада Чугли, Чагни и Цухта, Левашинского района, тогда как истцами заключен трудовой договор с ГБУ РД «Левашинская ЦРБ», который находится в административном центре Левашинского района с. Леваши, и, соответственно, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации» Развитие здравоохранения» истцам положено по 500000 рублей, а не 750000 рублей, положенных работникам, учреждения которых расположены на удаленных и труднодоступных территориях.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что ответчиком с истцами подлежит заключению договор по предоставлению единовременной выплаты в сумме по 500000 рублей в пользу каждой, а не по 750000 рублей.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу части 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции изменить в части размера единовременной компенсационный выплаты, обязав ответчика заключить договор по предоставлению единовременной компенсационной выплаты по 500000 рублей каждой из истцов, а не по 750000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Левашинского районного суда Республики Дагестан от 21 августа 2023 года изменить, указав в абзацах 3, 5, 7 и 9 резолютивной части о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 500000 рублей вместо 750 000 рублей.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 28 декабря 2023 года.

УИД: 005RS0032-01-2023-000487-33

Номер дела в суде первой инстанции № 2-401/2023

Номер дела в суде апелляционной инстанции № 33-8932/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 декабря 2023 года г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Загирова Н.В.,

судей Минтемировой З.А., Пономаренко О.В.,

при секретаре судебного заседания Эскендеровой З.М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тахсурмановой Бакулай Магомедкамильевны, Бадирхановой Муминат Магомедрасуловны, Агаевой Патимат Руслановны, Султанбековой Зарема Ибрагимовны к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о восстановлении срока для подачи заявления для участия в программе в получении компенсационной выплаты по программе «Земский фельдшер» и обязании Министерства здравоохранения Республики Дагестан заключить с ними договоры о представлении единовременной компенсационной выплаты в размере 750 000 рублей каждой, включив в список на участие по программе «Земский фельдшер», по апелляционной жалобе представителя ответчика - Министерство здравоохранения Республики Дагестан Гаджихановой А.И. на решение Левашинского районного суда Республики Дагестан от 21 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Минтемировой З.А., судебная коллегия

установила:

Тахсурманова Б.М., Бадирханова М.М., Агаева П.Р., Султанбекова З.И. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Дагестан о восстановлении срока для подачи заявления для участия в программе в получении компенсационной выплаты по программе «Земский фельдшер» и обязании Министерства здравоохранения Республики Дагестан заключить с ними договоры о представлении единовременной компенсационной выплаты в размере 750 000 рублей каждой, включив в список на участие по программе «Земский фельдшер».

В обоснование заявленных требований Тахсурманова Б.М. указала, что после окончания средней школы, 25 августа 2018 года поступила и 27 июня 2022 года окончила Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан «Дагестанский базовый медицинский колледж им. Р.П.Аскерханова» г. Махачкала по специальности «лечебное дело» по квалификации фельдшер.

По окончании учебы ее пригласили в ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» по вопросу трудоустройства и разъяснили, что требуются фельдшеры в бригаду скорой помощи по программе «Земский доктор/фельдшер», однако для этого необходимо пройти профессиональную переподготовку по программе «Скорая и неотложная помощь». С 16 сентября 2022 года по 30 ноября 2022 года она прошла переподготовку в АНО ДПО «Единый Центр Подготовки Кадров» г. Санкт-Петербург и получила диплом о профессиональной переподготовке по программе «Скорая и неотложная помощь».

С учетом прохождения профессиональной переподготовки, она была принята в ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» на работу по трудовому договору от 1 ноября 2022 года №88/1-ТД и назначена на должность фельдшера скорой медицинской помощи.

По вопросу единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский фельдшер» в 2023 году она обратилась к руководству ГБУ РД «Левашинская ЦРБ», где ей пояснили, что по данному вопросу ей необходимо обратиться в Министерство здравоохранения Республики Дагестан.

На ее обращение с заявлением с приложенными документами, 22 мая 2023 года было получено сообщение об отказе в удовлетворении заявления, по причине того, что согласно Постановления Правительства Республики Дагестан от 25 ноября 2022 года № 409 единовременные компенсационные выплаты полагаются прибывшим (переехавшим) в 2023 году на работу в сельские населенные пункты, тогда как она поступила на работу в 2022 году и положения названного постановления на нее не распространяются.

В обоснование заявленных требований Бадирханова М.М. указала, что после окончания средней школы, 25 августа 2018 года поступила в Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Дагестан «Дагестанский базовый медицинский колледж им. Р.П.Аскерханова» г. Махачкала по специальности «лечебное дело» по квалификации фельдшер, который окончила 27 июня 2022 года.

По окончании учебы ее пригласили в ГБУ РД «Левашинская центральная районная больница» (далее – ГБУ РД Левашинская ЦГБ) по вопросу трудоустройства, где разъяснили, что требуются фельдшеры в бригаду скорой помощи по программе «Земский доктор/фельдшер» и для этого необходимо пройти профессиональную переподготовку по программе «Скорая и неотложная помощь». С 16 сентября 2022 года по 30 ноября 2022 года она прошла переподготовку в АНО ДПО «Единый Центр Подготовки Кадров» в г.Санкт-Петербург и получила диплом о профессиональной переподготовке по программе «Скорая и неотложная помощь».

В ГБУ РД «Левашинская ЦГБ» с учетом прохождения профессиональной переподготовки, она была принята на работу по трудовому договору от 1 ноября 2022 года №88/4-ТД и назначена на должность фельдшера скорой медицинской помощи. В связи с чем она обратилась к руководству ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» с заявлением о выплате единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский фельдшер», где ей предложили обратиться в Министерство здравоохранения Республики Дагестан, куда она подала заявление, приложив к нему необходимые документы.

22 мая 2023 года по электронной почте на телефон к Бадирхановой М.М. поступило сообщение из Министерства здравоохранения Республики Дагестан об отказе, указав, что согласно Постановлению Правительства РД от 25 ноября 2022 года № 409 единовременные компенсационные выплаты полагаются прибывшим (переехавшим) в сельские населенные пункты в 2023 году на работу, тогда как она устроилась на работу в 2022 году, потому требования названного постановления на нее не распространяются. Также указано на пропуск срока обращения.

Свои требования Агаева П.Р. мотивировала тем, что после окончания средней школы она поступила в Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Волгоградский медицинский колледж» по специальности «лечебное дело» по квалификации фельдшер, которое окончила 29 июня 2020 года.

В 2022 году ее пригласили в ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» по вопросу трудоустройства, где разъяснили, что требуются фельдшеры в бригаду скорой медицинской помощи по программе «Земский доктор/фельдшер», для чего необходимо пройти профессиональную переподготовку по программе «Скорая и неотложная помощь».

С 16 сентября 2022 года по 30 ноября 2022 года она прошла переподготовку в АНО ДПО «Единый Центр Подготовки Кадров» в г. Санкт-Петербург, где получила диплом о профессиональной переподготовке по программе «Скорая и неотложная помощь».

С учетом прохождения профессиональной переподготовки, ее приняли на работу в ГБУ РД «Левашинская ЦГБ» по трудовому договору от 1 ноября 2022 года №88/3-ТД, и ее назначили на должность фельдшера скорой медицинской помощи.

На ее обращение с заявлением к руководству ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» о выплате единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский фельдшер», ей разъяснили о необходимости обратиться в Министерство здравоохранения Республики Дагестан.

На ее обращение с предоставлением необходимых документов, 22 мая 2023 года по электронной почте на ее телефон поступило сообщение об отказе в удовлетворении заявления, мотивировав это тем, что согласно Постановления Правительства Республики Дагестан от 25 ноября 2022 года № 409 единовременные компенсационные выплаты полагаются прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты в 2023 году, а она поступила на работу в 2022 году, и требования названного постановления на нее не распространяются, и что она пропустила срок обращения.

Исковые требования Султанбекова З.И. обосновала тем, что 29 июня 2022 года окончила Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ставропольского края «Буденовский медицинский колледж» по специальности «лечебное дело».

В 2022 году ее пригласили в ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» по вопросу трудоустройства и разъяснили, что требуются фельдшеры в бригаду скорой медицинской помощи по программе «Земский доктор/фельдшер», но для этого необходимо пройти профессиональную переподготовку по программе «Скорая и неотложная помощь».

С 16 сентября 2022 года по 30 ноября 2022 года она прошла переподготовку в АНО ДПО «Единый Центр Подготовки Кадров» г. Санкт-Петербург и получила диплом о профессиональной переподготовке по программе «Скорая и неотложная помощь».

1 ноября 2022 года ГБУ РД «Левашинская ЦГБ» с ней был заключен трудовой договор №88/2-ТД, и она была принята на должность фельдшера скорой медицинской помощи.

В связи с чем она обратилась к руководству ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» по поводу через несколько месяцев разъяснили, что ей необходимо обратиться в Министерство здравоохранения Республики Дагестан.

Она обратилась в Министерство здравоохранения Республики Дагестан по вопросу единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский фельдшер», с заявлением, приложив необходимые документы, однако 23 мая 2023 года получила отказ в удовлетворении ее заявления по той причине, что согласно Постановлению Правительства Республики Дагестан от 25 ноября 2022 года № 409 единовременные компенсационные выплаты полагаются прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты в 2023 году, тогда как она устроилась на работу в 2022 году, и требования названного постановления на нее не распространяются, в том числе в связи с пропуском срока обращения.

Истцы полагают отказ Министерства здравоохранения Республики Дагестан в удовлетворении их обращений (заявлений) о предоставлении им единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский доктор/фельдшер» незаконным.

Полагают, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года №1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (с изменениями в приложении №5 согласно Постановлению Правительства РФ от 22 апреля 2022 года №739) с 6 мая 2022 года единовременные компенсационные выплаты по программе «Земский доктор/фельдшер» предусмотрены также выпускникам медицинских колледжей, которые завершили учёбу, на основании договора о целевом обучении, и вернулись на работу в свои населённые пункты. До этого на финансовую поддержку могли рассчитывать лишь те специалисты, кто переехал в сельскую местность для работы в медучреждении; типы населенных пунктов, работа в которых позволяет получить выплату: сельские населенные пункты, рабочие поселки, поселки городского типа, города с населением до 50 тыс. человек; категория медработников – участников земских программ: врачи, фельдшеры, а также акушерки и медсестры фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов; размер выплат: для врачей – от 1 до 2 млн. рублей, для остальных – от 0,5 до 1 млн. рублей, в зависимости от территориального расположения населенного пункта; условия получения выплат, в т.ч. обязанность отработать в сельском медучреждении не менее 5 лет; при работе в качестве фельдшера в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах размер выплат установлен и составляет 750 000 рублей.

Постановлениями Правительства Республики Дагестан от 6 апреля 2022 года № 72 (на 2022 год) и от 25 ноября 2022 года № 409 (на 2023 год) утвержден порядок предоставления единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский доктор/фельдшер» в Республике Дагестан. Этими же нормативными актами утверждена форма договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и в этой форме отражено, что предусмотренный пятилетний срок работы в сельской местности начинается с момента (со дня) подписания этого договора Министерство здравоохранения Республики Дагестан и медработником. Данное обстоятельство не учтено Министерством здравоохранения Республики Дагестан при рассмотрении их обращений (составленных под их диктовку) о предоставлении единой компенсационной выплаты.

В соответствии с перечисленными постановлениями Правительства Республики Дагестан размер единовременной компенсационной выплаты по работе в труднодоступных населенных пунктах, установленных Законом Республики Дагестан от 5 мая 2006 года № 25 «О перечнях труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Дагестан» для фельдшеров составляет 750 000 рублей. Отделение скорой помощи, согласно названного закона, обслуживает труднодоступные населенные пункты, в том числе Левашинского района: село Айсалакак, село Айникаб, село Гекнаумахи, село Нижний Арши, село Верхний Арши, село Буртани, село Иргали, село Нижнее Лабкомахи, село Орада-Чугли, село Чагни и село Цухта.

Определением Левашинского районного суда Республики Дагестан от 13 июля 2023 года иски Тахсурмановой Б.М., Бадирхановой М.М., Агаевой П.Р., Султанбековой З.И. объединены одно производства.

Решением Левашинского районного суда Республики Дагестан от 21 августа 2023 года постановлено:

«Исковые требования к Министерству здравоохранения Республики Дагестан удовлетворить.

Восстановить срок Тахсурмановой Бакулай Магомедкамильевне, фельдшеру скорой медицинской помощи ГБУ РД «Левашинская ЦРБ», обращения в Министерство здравоохранения Республики Дагестан с заявлением о предоставлении по программе «Земский доктор/фельдшер» единовременной компенсационной выплаты согласно постановлений Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (с изменениями в приложении №5 согласно Постановления Правительства РФ от 22.04. 2022г. № 739) и Правительства Республики Дагестан от 06 апреля 2022г. № 72 и от 25 ноября 2022 года № 409; обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан заключить, фельдшером скорой медицинской помощи ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» Тахсурмановой Бакулай Магомедкамильевны, договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский/доктор/фельдшер) в размере 750000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей.

Восстановить срок Бадирхановой Муминат Магомедрасуловне, фельдшеру скорой медицинской помощи ГБУ РД «Левашинская ЦРБ», обращения в Министерство здравоохранения Республики Дагестан с заявлением о предоставлении по программе «Земский доктор/фельдшер» единовременной компенсационной выплаты согласно постановлений Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (с изменениями в приложении №5 согласно Постановления Правительства РФ от 22.04. 2022г. № 739) и Правительства Республики Дагестан от 06 апреля 2022г. № 72 и от 25 ноября 2022 года № 409; обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан заключить с фельдшером скорой медицинской помощи ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» Бадирхановой Муминат Магомедрасуловной, договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский доктор/фельдшер) в размере 750 000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей.

Восстановить срок Агаевой Патимат Руслановне, фельдшеру скорой медицинской помощи ГБУ РД «Левашинская ЦРБ», обращения в Министерство здравоохранения Республики Дагестан с заявлением о предоставлении по программе «Земский доктор/фельдшер» единовременной компенсационной выплаты согласно постановлений Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (с изменениями в приложении № 5 согласно Постановления Правительства РФ от 22.04. 2022г. № 739) и Правительства Республики Дагестан от 06 апреля 2022г. № 72 и от 25 ноября 2022 года № 409; обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан заключить с фельдшером скорой медицинской помощи ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» Агаевой Патимат Руслановной договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский доктор/фельдшер) в размере 750 000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей.

Восстановить срок Султанбековой Зареме Ибрагимовне, фельдшера скорой медицинской помощи ГБУ РД «Левашинская ЦРБ», обращения в Министерство здравоохранения Республики Дагестан с заявлением о предоставлении по программе «Земский доктор/фельдшер» единовременной компенсационной выплаты согласно постановлений Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (с изменениями в приложении № 5 согласно Постановления Правительства РФ от 22.04. 2022г. № 739) и Правительства Республики Дагестан от 06 апреля 2022г. № 72 и от 25 ноября 2022 года № 409; обязать Министерство здравоохранения Республики Дагестан заключить с фельдшером скорой медицинской помощи ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» Султанбековой Заремой Ибрагимовной, договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты по программе «Земский доктор/фельдшер) в размере 750 000 (семьсот пятьдесят тысяч) рублей».

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Дагестан по доверенности Гаджиханова А.И. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение.

В обоснование доводов жалобы указано, что в рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» установлен механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения.

Определены критерии, при соответствии которым молодому специалисту может быть предоставлена единовременная компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей: 1. Требования к образованию. Наличие у медицинского работника высшего профессионального образования и диплома об окончании интернатуры или ординатуры; 2. Время начала работы в учреждении здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципального образования, которое находится на территории сельского населенного пункта. Поступление в соответствующем году на работу в указанные учреждения здравоохранения: прибытие на работу в сельский населенный пункт после окончания образовательного учреждения; переезд на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта.

Обращает внимание на то, что Постановлением Правительства РД от 25 ноября 2022 года № 409 установлен порядок, определяющий условия предоставления в 2023 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении, пребывшим (переехавшим) в 2023 году на работу в сельские населенные пункты, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной Министерству здравоохранения Республики Дагестан.

Считает, что истцы трудоустроились в 2022 году, требования соответствующих норм федерального законодательства, предусматривающих осуществление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, прибывшим в 2023 году на работу, на истцов не распространяется.

Указывает, что согласно Закону Республики Дагестан от 5 мая 2006 года № 25 «О перечнях труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Дагестан» (пункт 17) села: Айсалакак, Айникаб, Гекнаумахи, Нижний Арши, Верхний Арши, Буртани, Иргали, Нижнее Лабкомахи, ОрадаЧугли, Чагни и Цухта Левашинского района, относятся к труднодоступным местностям в республике, тогда как истцами заключен трудовой договор с ГБУ РД «Левашинская ЦРБ», который находится в административном центре Левашинского района с. Леваши, по ул. Ленина и, соответственно, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации» Развитие здравоохранения» истцам положено по 0,5 млн. рублей для фельдшеров, а также акушерок и медицинских сестер фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), прибывших (переехавших) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 000 человек, а 0,75 млн. рублей положено лишь работникам, учреждения которых расположены на удаленных и труднодоступных территориях.

В возражениях на апелляционную жалобу истцы просили решение суда первой инстанции оставить без изменения апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Бадирханова М.М., представитель истцов Сулейманкадиева М.А. и представитель третьего лица ГБУ «Левашская ЦГБ» не явились, извещены о месте и времени судебного разбирательства, ходатайств об отложении судебного разбирательства не поступило. От истца Бадирхановой М.М. и третьего лица поступили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 327, статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 названной статьи).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», в рамках которой предусмотрены мероприятия по предоставлению и распределению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек.

Цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек регламентированы Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек (приложение № 5 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640).

Согласно пункту 6 названных Правил единовременная компенсационная выплата предоставляется уполномоченным органом медицинскому работнику из числа медицинских работников, указанных в пункте 1 настоящих Правил (далее - медицинские работники), однократно по одному из оснований, указанных в подпункте «а» пункта 5 настоящих Правил. Уполномоченный орган вправе принимать решение о предоставлении медицинскому работнику единовременной компенсационной выплаты:

а) при наличии у медицинского работника обязательств, связанных с целевым обучением (целевой подготовкой), при условии заключения им трудового договора с медицинской организацией, укомплектованность штата которой составляет менее 60 процентов;

б) при условии продолжения медицинским работником, выполнившим обязательства, связанные с целевым обучением (целевой подготовкой), работы в той же медицинской организации, расположенной в сельском населенном пункте, либо рабочем поселке, либо поселке городского типа, либо городе с населением до 50 тыс. человек.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил вопрос утверждения порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам, а также акушеркам и медицинским сестрам фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов), являющимся гражданами Российской Федерации, не имеющим неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60 процентов), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек и заключившим трудовой договор с медицинской организацией, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со статьей 350 Трудового кодекса Российской Федерации, с выполнением трудовой функции на должности, включенной в программный реестр должностей, предусмотренный пунктом 3 настоящих Правил, отнесен к компетенции уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлениями Правительства Республики Дагестан от 6 апреля 2022 года № 72 и от 25 ноября 2022 года № 409 утвержден порядок предоставления единовременных компенсационных выплат по программе «Земский доктор/фельдшер» в Республике Дагестан, в соответствии с которыми в данном случае уполномоченным органом является Министерство здравоохранения Республики Дагестан.

Этими же нормативными актами утверждена форма договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и в этой форме отражено, что предусмотренный пятилетний срок работы в сельской местности начинается с момента (со дня) подписания этого договора Министерством здравоохранения Республики Дагестан и медработником.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Тахсурманова Б.М., Бадирханова М.М., Агаева П.Р., Султанбекова З.И. по окончании учебы поступили на работу в ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» на должность фельдшера скорой медицинской помощи, предварительно пройдя с 16 сентября 2022 года по 30 ноября 2022 года переподготовку в АНО ДПО «Единый Центр Подготовки Кадров» г. Санкт-Петербург, и получив диплом о профессиональной переподготовке по программе «Скорая и неотложная помощь».

15 мая 2023 года истцы обратились в Министерство здравоохранения Республики Дагестан с заявлением о предоставлении им единовременной компенсационной выплаты в размере 750 000 рублей, как медицинскому работнику, прибывшему (переехавшему) в 2022 году на работу в ГБУ РД «Левашинская ЦРБ» и трудоустроившимся на должность фельдшера скорой медицинской помощи.

Уведомлением Министерства здравоохранения Республики Дагестан от 22 мая 2023 года Тахсурмановой Б.М., Бадирхановой М.М., Агаевой П.Р., Султанбековой З.И. отказано в предоставлении единовременной компенсационной выплат по тем основаниям, что согласно Постановлению Правительства РД от 25 ноября 2022 года № 409 единовременные компенсационные выплаты полагаются прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты в 2023 году, тогда как они устроились на работу в 2022 году, и требования названного постановления на них не распространяются, а также в связи с пропуском срока обращения с заявлением.

Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования Тахсурмановой Б.М., Бадирхановой М.М., Агаевой П.Р., Султанбековой З.И. о восстановлении срока для обращения с заявлением и возложении на Министерство здравоохранения Республики Дагестан обязанности заключить с ними договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 750000 рублей каждой, суд первой инстанции, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, проанализировав и надлежащим образом оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из того, что обязанность Министерства здравоохранения Республики Дагестан заключить с Тахсурмановой Б.М., Бадирхановой М.М., Агаевой П.Р., Султанбековой З.И. договор о предоставлении им единовременной компенсационный выплаты следует из факта заключения в 2022 году истцами трудового договора с государственным учреждением здравоохранения и их переездом в сельскую местность с целью осуществления трудовой деятельности, пришел к выводу о наличии у истцов права на предоставление им единовременной компенсационный выплаты, удовлетворении исковых требований и обязании ответчика заключить договор с Тахсурмановой Б.М., Бадирхановой М.М., Агаевой П.Р., Султанбековой З.И. о предоставлении единовременной компенсационный выплаты в размере 750000 рублей в пользу каждой.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает заслуживающим внимание довод апелляционной жалобы в части размера присужденной судом первой инстанции суммы предоставленной в пользу каждой из истцов единовременной компенсационный выплаты - 750000 рублей, исходя из следующего.

Пунктом 17 Закона Республики Дагестан от 5 мая 2006 года № 25 «О перечнях труднодоступных и отдаленных местностей в Республике Дагестан» предусмотрено, что к труднодоступным местностям в республике обносятся следующие села, расположенные Левашинском районе: Айсалакак, Айникаб, Гекнаумахи, Нижний Арши, Верхний Арши, Буртани, Иргали, Нижнее Лабкомахи, Орада Чугли, Чагни и Цухта, Левашинского района, тогда как истцами заключен трудовой договор с ГБУ РД «Левашинская ЦРБ», который находится в административном центре Левашинского района с. Леваши, и, соответственно, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации» Развитие здравоохранения» истцам положено по 500000 рублей, а не 750000 рублей, положенных работникам, учреждения которых расположены на удаленных и труднодоступных территориях.

При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что ответчиком с истцами подлежит заключению договор по предоставлению единовременной выплаты в сумме по 500000 рублей в пользу каждой, а не по 750000 рублей.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу части 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции изменить в части размера единовременной компенсационный выплаты, обязав ответчика заключить договор по предоставлению единовременной компенсационной выплаты по 500000 рублей каждой из истцов, а не по 750000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Левашинского районного суда Республики Дагестан от 21 августа 2023 года изменить, указав в абзацах 3, 5, 7 и 9 резолютивной части о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 500000 рублей вместо 750 000 рублей.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 28 декабря 2023 года.

33-8932/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Тахсурманова Бакулай Магомедкамильевна
Агаева Патимат Руслановна
Бидирханова Муминат Магомедрасуловна
Султанбекова Зарема Ибрагимовна
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Дагестан
Другие
ГБУ Левашинская центральная районная больница ЦРБ Магомедова П.А.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
07.11.2023Передача дела судье
13.12.2023Судебное заседание
21.12.2023Судебное заседание
28.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.02.2024Передано в экспедицию
21.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее