Дело №2а-3374/2018
Решение
Именем Российской Федерации
21 июня 2018 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Палагина Д.Н.,
при секретаре Зайцевой С.В.,
с участием помощника прокурора Кировского района города Саратова
Коршунова А.Р.,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Сысугиной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «<адрес>», заинтересованное лицо администрация <адрес> муниципального образования «<адрес>», о признании бездействия незаконным, понуждении инициировать процедуру признания дома аварийным,
установил:
прокурор <адрес>, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «<адрес>» о признании бездействия незаконным, понуждении инициировать процедуру признания дома аварийным, мотивируя заявленные требования тем, что прокуратурой <адрес> во исполнение п.1.4 решения рабочей группы в сфере надзора за исполнением жилищного законодательства при переселении из ветхого аварийного жилого фонда от ДД.ММ.ГГГГ № проведена проверка исполнения жилищного законодательства на территории <адрес> муниципального образования «<адрес>», по результатам которой выявлены нарушения жилищного законодательства со стороны должностных лиц администрации муниципального образования «<адрес>», выразившиеся в непринятии мер, направленных на признание дома, расположенного по адресу:
<адрес> лит.А, аварийным.
Так, актом межведомственной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной совместно со специалистом Государственной жилищной инспекции <адрес>, установлено, что <адрес> эксплуатируется в нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда).
Кроме того, согласно справке ОНД и ПР по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> жилой <адрес> в <адрес> эксплуатируется с нарушением Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно выводам экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» условия проживания в <адрес> по
<адрес> в <адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениям».
На основании информации МУП «Городское бюро технической инвентаризации» процент износа указанного жилого дома уже по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составлял 49%.
Подобное отношение к техническому состоянию жилого дома в целом является недопустимым, поскольку нарушает закрепленные ЖК РФ права граждан на благоустроенное жилое помещение, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям.
Непризнание вышеуказанного многоквартирного жилого дома непригодным для проживания (аварийным) приводит к тому, что жители данного дома не имеют возможности воспользоваться правом участия в подпрограмме «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда».
Согласно информации администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>» в указанном жилом доме имеется 3 муниципальных помещения.
Должностные лица администрации муниципального образования «<адрес>» не предпринимают надлежащих мер к устранению выявленных нарушений технической эксплуатации обследованного жилого дома и признания его аварийным, в связи с чем жители дома не имеют возможности воспользоваться правом участия в ведомственных целевых программах по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Кроме того, бездействие органов местного самоуправления создает реальную угрозу жизни и здоровья для граждан, как проживающих в <адрес> по
<адрес>, так и находящихся вблизи данного дома.
По указанным фактам прокуратурой <адрес> главе администрации муниципального образования «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства, однако до настоящего времени администрация муниципального образования «<адрес>» нарушения жилищного законодательства не устранила.
Ссылаясь на указанные обстоятельства прокурор <адрес>
<адрес> обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать бездействие администрации муниципального образования «<адрес>» по неосуществлению контроля за сохранностью муниципального имущества по адресу: <адрес> лит.А, незаконным, обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» инициировать процедуру, установленную п.42-52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес> лит.А, с целью признания данного дома аварийным в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Коршунов А.Р. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил их удовлетворить, как подтвержденные представленными доказательствами.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» Сысугина Т.А., действующий на основании доверенности, исковые требования не признала в полном объеме, просила в их удовлетворении отказать по доводам изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Представитель заинтересованного лица администрации <адрес> муниципального образования «<адрес>» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны, ходатайств об отложении, либо возражений относительно заявленных требований, от него не поступало.
Принимая во внимание мнение участников процесса, руководствуясь ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ, суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав пояснения прокурора, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В силу положений ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Статья 46 Конституции Российской Федерации и глава 22 КАС РФ предусматривают возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности (ст.10 ЖК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Из материалов дела следует, что в реестре муниципальной собственности муниципального образования «<адрес>» значатся жилые помещения №, №, №, расположенные в доме по адресу: <адрес> лит.А.
В соответствии с актом межведомственной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной совместно со специалистом Государственной жилищной инспекции <адрес>, установлено, что <адрес> лит.А по <адрес> в
<адрес> эксплуатируется в нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Согласно справке ОНД и ПР по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> жилой <адрес> лит.А по <адрес> в <адрес> эксплуатируется с нарушением Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из выводов экспертного заключения ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» следует, что условия проживания в <адрес> лит.А по
<адрес> в <адрес> не соответствуют требованиям СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениям».
На основании информации МУП «Городское бюро технической инвентаризации» процент износа указанного жилого дома уже по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год составлял 49%.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривалось, что вышеуказанный дом аварийным не признавался.
Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее по тексту – Положение), согласно которому установлены требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
Согласно п.7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п.33 Положения).
Жилые помещения, расположенные в полносборных, кирпичных и каменных домах, а также в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п.34 Положения)
Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определен пунктами 42 - 52 Положения.
Согласно п.42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (п.44 Положения).
В соответствии с п.45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения документы, перечень которых приведен в указанном пункте Положения.
В силу п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает решение о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания.
На основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п.49 Положения).
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № была создана межведомственная комиссия по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в соответствии с п.п.ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ которого по окончании работы межведомственная комиссия составляет в трех экземплярах заключение по установленной форме с указанием соответствующих оснований принятия решения; направляет один экземпляр заключения комиссии и акт обследования (в случае его составления) в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, соответствующую администрацию района муниципального образования «<адрес>» для принятия в установленном порядке решения, предусмотренного абзацем 7 пункта 7, пункта 8 Положения, и издания распоряжения в соответствии с пунктом 49 Положения; направляет в 5-дневный срок со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 49 Положения, по одному экземпляру распоряжения администрации муниципального образования "<адрес>" и заключения комиссии заявителю, а также в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения такого помещения или дома (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
Несмотря на то, что в указанном многоквартирном доме выявлены нарушения правил и норм технической эксплуатации, имеется значительный износ строительных конструкций, который может привести к их обрушению, имеют место другие дефекты, администрация в пределах своих полномочий не обеспечила контроль за сохранностью помещений, собственником которых является, их соответствием установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, неправомерно бездействуя, не обращалась в межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции с соответствующим заявлением, на основании которого данная комиссия, орган местного самоуправления принимают решения, в том числе о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим реконструкции.
Согласно ст.210 ГК РФ, если иное прямо не предусмотрено законом, бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что непринятие мер по оценке технического состояния дома и принятия решения о его пригодности для дальнейшего проживания на настоящий момент создает угрозу жизни, здоровью граждан. Обращение в межведомственную комиссию иных лиц помимо администрации муниципального образования «<адрес>» невозможно, ввиду отсутствия у данных лиц необходимого объема документов. Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением. Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.
В соответствии со ст.5 Устава муниципального образования «<адрес>» местное самоуправление в городе осуществляется в соответствии с указанными правовыми актами на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина, государственных гарантий осуществления местного самоуправления, законности, гласности, самостоятельности решения населением города вопросов местного значения, сочетания коллегиальности и единоначалия в деятельности органов местного самоуправления города, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления города перед населением города, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления города перед органами государственной власти в части исполнения переданных органам местного самоуправления города отдельных государственных полномочий. На собственника жилого помещения возложена обязанность по капитальному ремонту, капитальный ремонт сданного в наем жилого помещения в соответствии со ст.681 ГК РФ.
Суд полагает обоснованным довод прокурора о наличии со стороны администрации муниципального образования «<адрес>» бездействия по неосуществлению контроля за сохранностью муниципальных помещений, расположенных по адресу: <адрес>, лит.А, выразившегося в непринятии мер к оценке технического состояния жилого дома, имеющего признаки физического износа.
Согласно ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.310 ГК РФ).
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что администрация муниципального образования, как собственник муниципального фонда по вышеуказанному адресу, несущий обязанность, предусмотренную ст.2, 14 ЖК РФ, пп.3, 6, 8 п.1 ст.6 Устава муниципального образования «<адрес>», обязана инициировать процедуру, установленную пунктами 42 - 52 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовить и представить документы, указанные в пунктах 44, 45 Положения для принятия решения по вопросу о возможности дальнейшей эксплуатации жилого фонда.
Согласно ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Анализируя представленные сторонами доказательства в их совокупности, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд находит возможным удовлетворить заявленные прокурором <адрес> административные исковые требования к администрации муниципального образования «<адрес>» в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-177 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░.42-52 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ № ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>,
<░░░░░> ░░░.░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░