Дело №
Р Е Ш Е Н И Е С У Д А
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года
Балашихинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО6,
при секретаре ФИО7,
с участием истца ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5 к Министерству социального развития <адрес> об отмене уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании назначить ежемесячную денежную выплату,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО5 обратился в суд с иском к Министерству социального развития <адрес> об отмене уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги, обязании назначить ежемесячную денежную выплату.
В обосновании исковых требований ссылался на то, что он является отцом троих малолетних детей: ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Семья официально признана малоимущей и многодетной. С ДД.ММ.ГГГГ он четыре раза подавал заявление о назначении пособия на детей в размере 100% МРОТ по <адрес> в соответствии с Указом Президента РФ от 20.03.2020 №199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», но ему отказывали.
В ДД.ММ.ГГГГ он обратился за получением пособия на сына ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочь ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения в размере 50% МРОТ на каждого из них. Данное пособие было назначено на сына ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и на дочь ФИО4 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку ему отказывали четыре раза в назначении пособия после окончания годовалого периода сына ФИО2, то лишили даже пособия в размере 50% МРОТ.
ДД.ММ.ГГГГ он подал заявление на двоих детей одновременно о назначении пособия в размере 100% МРОТ по региону через портал Госуслуги и ДД.ММ.ГГГГ получил отказ. Причиной отказа явилось то, что паспортные данные матери детей не соответствуют сведениям предоставленным из МВД.
ДД.ММ.ГГГГ он также подал заявление о назначении пособия через МФЦ <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было вынесено Уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно №, которое им было получено только ДД.ММ.ГГГГ. Причина отказа в том, что якобы, его семья владеет жилым недвижимом имуществом сверх установленного норматива площади. С данным решением он не согласен.
Просил признать незаконным уведомление Управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха Министерства социального развития <адрес> об отказе в назначении ежемесячной выплаты на ребенка от трех до семи лет включительно; обязать Министерство социального развития <адрес> принять решение о назначении и выплате истцу ежемесячного пособия на ребенка от трех до семи лет включительно.
С учетом уточненных исковых требований истец также просил взыскать с ответчика почтовые расходы в размере <данные изъяты> руб.
В судебном заседании истец поддержал иск в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства социального развития <адрес> не явился, извещен, представил в суд возражения.
Представитель третьего лица Министерства экономики и финансов <адрес> не явился, извещен.
Третье лицо ФИО1 не явилась, извещена, в материалах дела имеется заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1).
Статьей 67.1 Конституции Российской Федерации установлено, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим. Государство, обеспечивая приоритет семейного воспитания, берет на себя обязанности родителей в отношении детей, оставшихся без попечения (часть 4).
Согласно части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся в том числе защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях (подпункт «ж.1»).
Как установлено судом и следует из материалов дела ФИО5 является отцом троих малолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Семья признана малоимущей и многодетной.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 было подано заявление через портал «Государственные услуги» о назначении и выплате ежемесячного пособия в размере 100% МРОТ по <адрес> на детей от трех до семи лет ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было принято решение об отказе в назначении и выплате ежемесячного пособия на детей в связи с тем, что паспортные данные матери детей ФИО1 не соответствуют сведениям, предоставленным из МВД.
ДД.ММ.ГГГГ истец вновь подал заявление о назначении и выплате данного пособия через МФЦ <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было вынесено Уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги по назначению ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно № по следующим основаниям: наличие 2 и более зданий с назначением «нежилое»; наличие 2 и более зданий с назначением «жилое» и «жилое строение», суммарная площадь которых больше произведения норматива площади, установленной в субъекте Российской Федерации, на количество членов семьи.
Полагая отказ в назначении ежемесячного пособия на детей в возрасте от трех до семи лет включительно незаконным, истец обратился в суд.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с осуществлением ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также принятыми в его развитие постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, <адрес> №-ОЗ «О дополнительной социальной поддержке семей, имеющих детей, в <адрес>» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), установлены порядок и правила назначения ежемесячной денежной выплаты (далее ЕДВ) на ребенка в возрасте от трех до семи лет, а также перечень необходимых для этого документов.
В силу п.<адрес> №-ОЗ «О дополнительной социальной поддержке семей, имеющих детей, в <адрес>» финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с назначением ежемесячной выплаты, осуществляется за счет средств бюджета <адрес> и бюджетных ассигнований федерального бюджета. Порядок и условия назначения ежемесячной выплаты устанавливаются <адрес>.
Право на получение ЕДВ на ребенка от трех до семи лет включительно имеет один из родителей, имеющий место жительства в <адрес>, на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, имеющего место жительства в <адрес>, при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленную в <адрес> на душу населения на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты. В случае наличия в семье нескольких детей в возрасте от трех до семи лет включительно ЕДВ предоставляется на каждого ребенка.
ЕДВ на ребенка предоставляется с даты достижения ребенком возраста трех лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев с этой даты. В остальных случаях ЕДВ на ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением (п.6 Порядка и условий назначения ЕДВ на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно).
Согласно Порядка и условий назначения ЕДВ на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее Порядок), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, ЕДВ на ребенка назначается территориальным структурным подразделением Министерства социального развития <адрес> на основании заявления родителя и сведений, необходимых для назначения ЕДВ на ребенка, предоставляемых территориальным структурным подразделением в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
Пунктом 11 Порядка установлен перечень документов для заявителя для назначения и выплаты ЕДВ на ребенка.
Виды доходов, учитываемые при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ЕДВ на ребенка определены п. 18 Порядка.
Сведения об имуществе, находящемся в собственности у заявителя или членов его семьи, предоставляются филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес>.
Перечень оснований для отказа в назначении и перерасчете ЕДВ на ребенка установлен п. 32 Порядка, в том числе решение об отказе в назначении ЕДВ на ребенка принимается в случае наличия в собственности у заявителя и членов его семьи: 2 и более зданий с назначением «жилое» и «жилое строение», помещений с назначением «жилое» и «жилое помещение», суммарная площадь больше произведения норматива площади, установленной в <адрес>, но не более 24 кв.м. в расчете на одного человека, на количество членов семьи (за исключением зданий с назначением «жилое» и «жилое строение», помещений с назначением «жилое» и «жилое помещение», предоставляемое в рамках социальной поддержки многодетной семье уполномоченным органом; доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, равной не более одной трети от общей площади жилого помещения; жилого помещения части квартиры, комнаты), занимаемого заявителем и (или) членом его семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, установленным в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; жилого помещения признанного в установленном порядке непригодным для проживания; 2 и более зданий с назначением "нежилое", помещений с назначением "нежилое", сооружений (за исключением: хозяйственных построек, расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых земельных участках; объектов недвижимого имущества, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме; объектов недвижимого имущества, являющихся имуществом общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества; 2 и более объектов недвижимого имущества, предназначенных для стоянки (хранения), ремонта и технического обслуживания транспортных средств (гараж, машино-место).
Основанием для отказа в назначении истцу ЕДВ на ребенка (детей) является превышение нормативов по владению в собственности семьи истца, в расчете на одного человека, площади «жилых» помещений, в собственности истца и его супруги находятся более одного помещения с назначением «жилое», суммарная площадь которых больше произведения норматива площади.
Однако, с данным отказом суд не соглашается по следующим основаниям.
Установлено, что семья истца состоит из пяти человек и проживает в однокомнатной квартире площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: <адрес>.
Также каждый супруг имеют по <данные изъяты> доли в квартирах в порядке приватизации:
- жена по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м
- муж по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.
Исходя из положений Порядка, семья истца должна иметь в собственности жилые помещения в пределах <данные изъяты> кв.м. При этом, не учитывается жилье, где доля в собственности истца и членов его семьи <данные изъяты> и менее.
На каждого члена семьи приходится: <данные изъяты> кв.м. : <данные изъяты> кв.м.
Кроме того, в собственности истца имеется «нежилое» помещение – гараж, расположенный по адресу: <адрес>, а также в собственности его супруги ФИО1 имеется «нежилое» помещение, площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>
Учитывая, что объект недвижимости с назначением "нежилое", вид разрешенного использования объекта недвижимости – для ведения садоводства, расположенное по адресу: <адрес>, является исключением (п. 32 Порядка) и не входит в перечень для отказа в предоставлении ЕДВ, следовательно, ответчик не должен был отказывать в предоставлении спорной льготы по данным основаниям.
Таким образом, суд считает необоснованным отказ Управления социальной защиты населения г.о. Балашиха Министерства социального развития <адрес> о назначении истцу ежемесячной выплаты на ребенка от трех до семи лет включительно.
В силу статьи 5 Закона Московской области №57/2020-ОЗ «О дополнительной социальной поддержке семей, имеющих детей, в Московской области» ежемесячная выплата назначается с даты достижения ребенком возраста трех лет, но не ранее 1 января 2020 года, до достижения ребенком возраста восьми лет.
Ежемесячная выплата предоставляется в 2020 году за прошедший период, начиная с даты достижения ребенком возраста трех лет, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 года.
Начиная с 2021 года ежемесячная выплата осуществляется с даты достижения ребенком возраста трех лет, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев с этой даты. В остальных случаях ежемесячная выплата осуществляется с даты обращения за ее назначением.
Назначение ежемесячной выплаты в очередном году осуществляется по истечении двенадцати месяцев с даты предыдущего назначения.
Суд считает, что ежемесячная денежная выплата истцу на детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере минимального размера прожиточного минимума на несовершеннолетних в <адрес> подлежит назначению с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
С ответчика в пользу истца подлежат взысканию почтовые расходы в размере <данные изъяты> руб.
Истцы по делам о защите прав и законных интересов ребенка в соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 333.36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации истцу подлежит возврату государственная пошлина в размере <данные изъяты> руб.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск ФИО5 удовлетворить.
Признать незаконным уведомление Управления социальной защиты населения по г.о. Балашиха Министерства социального развития <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Министерство социального развития <адрес> назначить и выплатить ФИО5 ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в размере минимального размера прожиточного минимума на несовершеннолетних в <адрес>, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Министерства социального развития <адрес> в пользу ФИО5 почтовые расходы в размере <данные изъяты> руб.
Возвратить ФИО5 государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб., оплаченную по квитанции ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А.Кобзарева
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
Судья О.А.Кобзарева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>