Дело № 33-11591/2022
№ 2-3434/2022
Судья Гладкова О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Пермь 21 ноября 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Высочанской О.Ю.,
судей Безматерных О.В., Рубан О.Н.,
при секретаре Ибрагимовой Н.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чигирева Дениса Викторовича к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Чигирева Дениса Викторовича на решение Ленинского районного суда г.Перми от 18 августа 2022 года.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Безматерных О.В., пояснения истца Чигирева Д.В., судебная коллегия,
установила:
Чигирев Д.В. обратился в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г.Перми о признании незаконным распоряжения Управления жилищных отношений администрации г.Перми №1913 от 13.09.2021, возложении обязанности включить Чигирева Д.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее также Список).
В обоснование заявленных исковых требований указал, что относился к лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, так как его мать Чигирева О.В. лишена родительских прав, сведения об отце записаны со слов матери. Чигирев Д.В. в несовершеннолетнем возрасте воспитывался в детском доме. За Чигиревым Д.В. 22.09.1994 закреплено жилое помещение по адресу: ****. Чигирев Д.В. находился в учреждении «Детский дом №7 семейного типа» г.Перми на полном государственном обеспечении с 07.12.1994 по 05.08.1997, с 01.06.1999 по 31.08.1999. В период с 05.08.1997 по 01.06.1999 истец направлен в спецшколу г.Очера Пермской области. После выпуска из детского дома Чигирев Д.В. проживал на одной жилой площади совместно с матерью и сестрой по адресу: ****. Чигирев Д.В. 13.04.2021 обратился в Управление жилищных отношений администрации г.Перми с заявлением о включении в Список. Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от 13.09.2021 №1913 Чигиреву Д.В. отказано во включении в Список ввиду отсутствия права, установленного законодательством, на предоставление жилого помещения, в связи с достижением 23 лет. Ранее Чигирев Д.В. не обращался с заявлением о включении в Список ввиду незнания о наличии права на обеспечение жильем по договору найма специализированного жилого помещения, в том числе в связи с закреплением за ним жилого помещения. Чигирев Д.В. не реализовал свое право на жилое помещение из-за непринятия законным представителем, органом опеки и попечительства мер по включению его в Список.
Решением Ленинского районного суда г.Перми от 18 августа 2022 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что судом первой инстанции не применены действующие в Пермском крае Закон Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Постановление Правительства Пермского края от 19.07.2017 № 670п, которым регулируются отдельные государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц из их числа. Правила формирования Списка, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397, необходимо применять во взаимосвязи с законодательством Пермского края, которое регулирует вопросы включения в Список лиц данной категории, достигших 23-х лет. Законодательством Пермского края возникновение права на обеспечение жильем лиц, достигших 23-х лет, не поставлено в зависимость от наличия уважительных причин необеспечения гражданина жильем, не постановки лица на жилищный учет. Доводы об исчерпывающем перечне документов, которые заявитель обязан представить в соответствии с Постановлением № 670п, указаны в исковом заявлении. Управление жилищных отношений администрации г.Перми не исследовало причины, по которым истец не поставлен на жилищный учет до 23-х лет и по регулирующим вопрос включения в Список правовым актам не должно было исследовать данные причины. Граждане заведомо лишены возможности представить документы, обосновывающие причины не включения лица в Список. Вывод о наличии у заявителя, достигшего возраста 23-х лет, права на получение жилья, должен быть сделан на основании документов, установленных Постановлением № 670п. Позиция истца подтверждается судебной практикой.
Истец Чигирев Д.В. в судебном заседании настаивал на доводах апелляционной жалобы.
Представители ответчика Управления жилищных отношений администрации г.Перми, третьего лица администрации города Перми в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте заседания своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало. Ответчик Управление жилищных отношений администрации г. Перми и третье лицо администрация г. Перми направили ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителей.
С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» под лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абз. 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (п. 8).
Согласно п.п. 2 п. 1 ч. 4 ст. 8 приведенного Федерального закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством.
Аналогичные положения приведены в ст. 6 Закона № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», принятого Законодательным Собранием Пермской области 29.12.2004. Статьей предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
В силу ч.ч. 1, 2, 5 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района (городского округа) предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в ч. 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Из вышеизложенного следует, что дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и на обеспечение жилым помещением, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа таких детей до достижения ими возраста 23 лет.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, поскольку они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Чигирев Денис Викторович родился *** в г.Пермь, матерью истца является Ч., что подтверждается свидетельством о рождении (л.д. 56). Сведения об отце внесены в актовую запись о рождении Чигирева Д.В. со слов матери, что подтверждается справкой ЗАГС о рождении (л.д. 57).
Решением Свердловского районного народного суда г.Перми от 06.09.1994 Ч. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе: Чигирева Д.В., *** года рождения (л.д. 60-61).
Постановлением администрации Свердловского района г.Перми от 22.09.1994 за Чигиревым Д.В. закреплено жилое помещение по адресу: **** (л.д. 62).
Чигирев Д.В. находился в учреждении «Детский дом №7 семейного типа» г.Перми на полном государственном обеспечении с 07.12.1994 по 05.08.1997, с 01.06.1999 по 31.08.1999 (л.д. 10).
В период с 02.10.1994 по 13.03.1996 Чигирев Д.В. находился в детском доме № 7, обучался в МАОУ «СОШ № 109» г.Перми, выбыл из 3-го класса 13.03.1996 в школу № 20, что подтверждается справкой от 24.03.2021 (л.д. 72).
В период с 05.08.1997 по 01.06.1999 Чигирев Д.В. находился в КГКОУ «Очерская спецшкола», при прибытии в спецшколу из детского дома № 7 был зачислен в 5 класс, выбыл из спецшколы в детский дом № 7, что подтверждается справкой от 12.03.2021 (л.д.73).
Согласно справке МКУ «Управлением муниципальным жилищным фондом», Чигирев Д.В. с 11.11.1989 зарегистрирован по месту жительства по адресу: **** (л.д. 65).
В соответствии со справкой Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю от 03.08.2022, Чигирев Д.В. до настоящего времени зарегистрирован по адресу: **** (л.д. 44).
Судом первой инстанции установлено, что в квартире по адресу: ****, проживают мать и сестра истца. В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах собственности на данное жилое помещение.
В Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о принадлежности Чигиреву Д.В. жилых помещений на праве собственности, что подтверждается уведомлением об отсутствии в реестре недвижимости запрашиваемых сведений (л.д. 40, 58-59). По данным ГУП «ЦТИ» следует, что за Чигиревым Д.В. жилые помещения на праве собственности в г.Перми не зарегистрированы.
30.03.2021 Чигирев Д.В. впервые обратился в Управление жилищных отношений администрации г.Перми с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 19).
13.04.2021 Управлением жилищных отношений администрации г.Перми в адрес истца направлен ответ о необходимости предоставления документов согласно перечню, указанному в Постановлении Правительства Российской Федерации № 397 от 04.04.2019 (л.д. 20-21).
22.06.2021 Чигирев Д.В. обратился в Управление жилищных отношений администрации г.Перми с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 50-52).
Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от 13.09.2021 № 1913 Чигиреву Д.В. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, ввиду отсутствия у Чигирева Д.В. права, установленного законодательством, на предоставление жилого помещения, в связи с достижением возраста 23 лет (л.д. 47).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Чигирева Д.В. поскольку на момент подачи в Управление жилищных отношений администрации г.Перми соответствующего заявления Чигирев Д.В. достиг возраста 38 лет, сведений о постановке Чигирева Д.В. на учет для обеспечения жилым помещением до достижения им возраста 23 лет не представлено, какие-либо уважительные причины не обращения с заявлением о постановке на учет отсутствуют. Факт обращения истца с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения 23 лет, судом первой инстанции не установлен, поскольку соответствующее обращение истцом не подано. Доказательства уважительности причин пропуска установленного действующим законодательством (Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ) срока постановки на учет в качестве нуждающегося истцом ни при обращении с заявлением, ни при обращении с иском в суд, не представлены.
Поскольку сведений о постановке истца на учет для обеспечения жилым помещением до достижения истцом возраста 23 лет суду не предоставлено, а на момент подачи ответчику заявления об обеспечении жильем истец достиг возраста 38 лет, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Мотивы принятия судебного постановления в полной мере отражены в судебных постановлениях в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним процессуальным законом, не согласиться с ними судебная коллегия оснований не находит.
Право на предоставление жилого помещения у гражданина старше 23 лет, относившегося к числу лиц, перечисленных в Федеральном законе № 159-ФЗ, сохраняется только в том случае, если до достижении возраста 23 лет лицо было признано имеющим право на льготное обеспечение жилым помещением и состояло на учете нуждающихся в жилом помещении, но не было обеспечено жилой площадью. Чигирев Д.В. к числу таких лиц, не относится.
Имевшийся у истца статус сам по себе не подразумевает право на получение мер социальной поддержки со стороны государства, на основании указанного выше закона независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
По достижению возраста 23 лет такие граждане, не обратившиеся с соответствующим заявлением в компетентный орган местного самоуправления, уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные указанным законом меры социальной поддержки, так как утрачивается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В данном случае, достижение определенного законом возраста судом рассматривается по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право.
В связи с этим оснований для возложения на ответчика обязанности по включению в список и предоставлению истцу жилого помещения не имеется. Какие-либо уважительные причины, объективно препятствовавшие Чигиреву Д.В. самостоятельно своевременно обратиться с соответствующим заявлением о постановке на учет, отсутствуют.
Чигирев Д.В. имел возможность самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а также после этого до достижения возраста 23 лет.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не учел Постановление Правительства Пермского края от 19.07.2017г. № 670-п об утверждении Порядка предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, которым по мнению истца предусмотрено право на включение в список лиц, которые относились к лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли 23-х лет, вне зависимости от наличия уважительности причин не постановки на жилищный учет в более раннем возрасте, основаны на ошибочном толковании указанного Постановления, согласно которому регламентирован порядок включения в список указанной категории граждан, которые по объективным причинам, в том числе подтвержденным решением суда, не были включены в список, хотя имели на это право, а не потому, что они сами до достижения возраста 23 лет не реализовали свое право.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию заявителя с установленными судом обстоятельствами и данной судом оценкой представленных доказательств, что основанием для отмены судебного постановления в апелляционном порядке не является.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, предусмотренных процессуальным законом оснований к его отмене либо изменению (ст. 330 ГПК РФ) не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г.Перми от 18 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чигирева Дениса Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий: /подпись/
Судьи: /подписи/
Копия верна. Судья - О.В. Безматерных
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 28 ноября 2022 года