Решение по делу № 2-936/2021 от 06.07.2021

                              Гр. дело № 2-936/2021

УИД 04RS0010-01-2021-001239-03

Р Е Ш Е Н И Е

З А О Ч Н О Е

Именем Российской Федерации

31 августа 2021 г.                                    с. Иволгинск

Иволгинский районный суд Республики Бурятия в составе судьи Айсуевой А.Ц.,

при секретаре Муравьевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Бурятского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Нечаев А.А., администрации МО «Иволгинский район» об освобождении земельного участка от отходов производства и потребления,

У С Т А Н О В И Л:

    Бурятский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обращаясь в суд с иском, просит возложить на Нечаева А.А., Администрацию муниципального образования «Иволгинский район» (далее - Администрация) обязанность по освобождению от отходов производства и потребления в срок до 01.09.2021 г. земельного участка площадью 5320,41 кв.м., расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером

    В обоснование заявленных требований прокурором указано, что в результате проверки, проведенной по обращению генерального директора ООО «Аэропорт Байкал», по вопросу захламления приаэродромной территории аэродрома Улан-Удэ (Мухино), расположенной в границах земельного участка с кадастровым номером , выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления. 26.01.2017г. между администрацией муниципального образования сельское поселение «Гурульбинское» Иволгинского района Республики Бурятия и Нечаевым А.А. заключен договор аренды указанного земельного участка. Полномочиями по распоряжению земельным участком, на котором обнаружена несанкционированная свалка, обладает Администрация муниципального образования «Иволгинский район». Непринятие ответчиками мер по очистке земельного участка, расположенного в границах земельного участка с кадастровым номером , ведет к бессистемному и децентрализованному накоплению отходов производства и потребления на территории Иволгинского района Республики Бурятия, и влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду. Также указанная свалка создает реальную угрозу безопасности воздушных судов, так как ее наличие способствует скоплению птиц на аэродроме, ухудшению орнитологической обстановки, что может привести к попаданию птиц в двигатель самолета.

В судебном заседании помощник Бурятского транспортного прокурора Манданов А.А. исковые требования уточнил, просит обязать Нечаева А.А., Администрацию освободить указанный земельный участок от отходов производства и потребления в срок в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Уточненные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Иволгинский район» по доверенности Батожапова И.В. в суд не явилась, извещена надлежаще. Направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации, в котором указала, что с иском в части требований к Администрации не согласна, так как согласно условиям договора аренды земельного участка, обязанность по содержанию участка в чистоте возложена на арендатора.

Ответчик Нечаев А.А. в суд не явился, извещен надлежаще, причины неявки неизвестны. Возражений по иску, заявления об отложении дела от Нечаева А.А. в суд не поступало. Суд с согласия представителя истца считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства, в соответствии со ст. 233 ГПК РФ.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:

В соответствии с ч. 1 ст. 47 ВК РФ приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Частью 3 ст. 47 ВК РФ установлено, что на приаэродромной территории могут выделяться подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности. Так, в пределах шестой подзоны запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

В соответствии с пунктом «Д» части 2 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1460 «Об утверждении правил установления приаэродромной территории, правил выделения на приаэродромной территории подзон и правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории» выделение 6 подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома.

Приказом Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) № 916-П от 30.09.2019 установлена приаэродромная территория аэродрома Улан-Удэ (Мухино).

В составе указанной приаэродромной территории по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной тачки аэродрома, выделена шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц, в том числе свалки, пункты открытой переработки мусора.

Судом установлено, что на основании обращения генерального директора ООО «Аэропорт Байкал» Гармаева Д.В. от 14.05.2021г. Бурятским транспортным прокурором с участием специалиста Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии проведена проверка. В ходе данной проверки выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления в границах шестой подзоны приаэродромной территории аэродрома Улан-Удэ (Мухино) с определенными координатами площадью 5320,41 кв.м.

По результатам сопоставления координат со сведениями ЕГРН установлено, что свалка расположена в границах земельного участка с кадастровым номером , в границах кадастрового квартала , сведения о сформированных земельных участках отсутствуют. Категория земель: Земли сельскохозяйственного назначения. Вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного использования.

По сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним земельный участок с кадастровым номером находится на праве аренды у Нечаева А.А.

По информации администрации муниципального образования сельского поселения «Гурульбинское» Иволгинского района ДД.ММ.ГГГГ между администрацией сельского поселения «Гурульбинское» и Нечаевым А.А. заключен договор аренды в отношении вышеуказанного земельного участка. Администрация собственником земельного участка не является, контроль за исполнением условий договора аренды земельного участка не осуществляет, поскольку полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в силу ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» закреплены за администрацией муниципального образования «Иволгинский район». Арендная плата за использование земельного участка поступает бюджет муниципального образования «Иволгинский район».

                В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Обохране окружающей среды» (далее по тексту - ФЗ № 7-ФЗ), хозяйственная ииная деятельность органов государственной власти Российской Федерации,органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органовместного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающаявоздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основеследующих принципов: соблюдение права человека на благоприятнуюокружающую    среду;    обеспечение    благоприятных    условий

жизнедеятельности человека.

Согласно ст. 77 ФЗ № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - ФЗ № 89-ФЗ) допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).

Пункт 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В силу ст. 78 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество; хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями; некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями; казачьими обществами; опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций; общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.

Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков утв. приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» сельскохозяйственное использование включает в себя следующие виды разрешенного использования: растениеводство, выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, обеспечение сельскохозяйственного производства (размещение машинно-транспортных и ремонтных станций, ангаров и гаражей для сельскохозяйственной техники, амбаров, водонапорных башен, трансформаторных станций и иного технического оборудования, используемого для ведения сельского хозяйства).

Изложенное свидетельствует о том, что размещение отходов производства и потребления на землях сельскохозяйственного назначения запрещено.

В силу ч. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Согласно условиям договора аренды земельного участка от 26.01.2017г., заключенного между муниципальным образованием сельское поселение «Гурульбинское» (Арендодатель) и Нечаевым А.А. (Арендатор), Арендодатель сдает, а Арендатор принимает и использует на условиях аренды сроком на 49 лет земельный участок с кадастровым номером площадью 53 000 кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного использования. В соответствии с п. 2.3 договора аренды Арендатор обязуется содержать в надлежаще санитарном состоянии арендуемую территорию.

Указанный договор не расторгнут, никем не оспорен, действует по настоящее время.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что непринятие мер по очистке земельного участка с кадастровым номером ведет к бессистемному и децентрализованному накоплению отходов производства и потребления на территории Иволгинского района Республики Бурятия, и как следствие влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду. Кроме того, данная свалка мусора вблизи аэропорта создает реальную угрозу безопасности полетов воздушных судов, так как их наличие способствует скоплению птиц на аэродроме и ухудшению орнитологической обстановки, что может привести к попаданию птиц в двигатель самолета и как следствие к авиационному происшествию.

Международный аэропорт Улан-Удэ обеспечивает перевозки авиапассажиров, почты, багажа и грузов, расположен в непосредственной близости от жилого массива и, в случае возникновения такого рода инцидентов, создается реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга лиц, находящихся как на борту воздушного судна, так и на земле.

Анализируя изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения иска в части требований к Администрации муниципального образования «Иволгинский район» и считает необходимым в данной части исковые требования оставить без удовлетворения.

При этом, учитывая заключенный между муниципальным образованием сельское поселение «Гурульбинское» и Нечаевым А.А. договор аренды земельного участка, суд находит исковые требования Бурятского транспортного прокурора к Нечаеву А.А. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–198, 233-235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Исковое заявление Бурятского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Обязать Нечаев А.А. освободить от отходов производства и потребления земельный участок площадью 5320,41 кв.м., расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

В удовлетворении исковых требований к Администрации муниципального образования «Иволгинский район» Республики Бурятия отказать.

Разъяснить, что ответчик вправе подать в суд заявление об отмене решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Судья:                 П/П                 А.Ц. Айсуева

Копия верна:

Судья:                        А.Ц. Айсуева

Подлинник решения хранится в материалах дела №2-936/2021 в Иволгинском районном суде Республики Бурятия

2-936/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Бурятский транспортный прокурор
Ответчики
Администрация МО "Иволгинский район"
Нечаев Александр Анатольевич
Суд
Иволгинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Айсуева Арюна Цыдендамбаевна
Дело на странице суда
ivolginsky.bur.sudrf.ru
06.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.07.2021Передача материалов судье
09.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2021Подготовка дела (собеседование)
22.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2021Судебное заседание
31.08.2021Судебное заседание
05.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2021Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
31.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее