Решение по делу № 2-343/2018 от 26.02.2018

                 в„–2-343/2018

32RS0011-01-2017-000636-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2018 РіРѕРґР°                                                             Рі. Новозыбков

Новозыбковский городской суд Брянской области составе

председательствующего судьи Соловец Л.В.,

при секретаре судебного заседания Горбачевой Л.А.,

с участием ответчика Рыжковой Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области к Рыжковой Г.Н. о признании незаконной выплаты единовременной денежной компенсации материального ущерба, взыскании ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Департамент строительства Брянской области обратился в суд с иском к Рыжковой Г.Н. о признании незаконной выплаты единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, взыскании ущерба.

Определением Новозыбковского городского суда Брянской области от 12.07.2018 года, вступившим в законную силу, ввиду передачи полномочий, произведена замена стороны истца на департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.

Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением Правительства Брянской области от 13.08.2015 года № 261-рп, Рыжкова Г.Н. была включена в список граждан на получение единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», расположенного по адресу: <адрес> в размере <данные изъяты>. Денежные средства были получены ответчиком в полном объеме в сентябре 2015 года.

В ходе проверки в июне-июле 2017 года контрольной комиссией Управления Федерального казначейства города Москвы по вопросу предоставления единовременной денежной компенсации материального ущерба вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС было установлено, что Рыжкова Г.Н., получив данное имущество по наследству, в добровольном порядке из зоны радиоактивного загрязнения не выехала, фактически не утратила возможность пользоваться данным имуществом, в связи с чем, право на получение компенсации у нее не возникло. Действия Рыжковой Г.Н. по незаконному получению денежной компенсации за вышеназванное имущество являются злоупотреблением правом. В результате неправомерной выплаты Рыжковой Г.Н. компенсации в сумме <данные изъяты> нанесен ущерб Российской Федерации.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, положения пункта 4 статьи 17 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», истец просит суд: признать выплату Рыжковой Г.Н. единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, расположенного по адресу: <адрес> А, незаконной; взыскать с Рыжковой Г.Н. в пользу истца ущерб, причиненный в результате незаконного получения единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в размере <данные изъяты>.

В судебное заседание представитель истца- департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не прибыл, направив в суд ходатайство, где содержится просьба о рассмотрении дела без их участия и удовлетворении заявленных требований.

Ответчик Рыжкова Г.Н. выразила несогласие с заявленными требованиями, считает их необоснованными, поскольку выплата единовременной денежной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС произведена ей на основании решения комиссии по рассмотрению заявлений граждан на получение компенсации за утраченное имущество и распоряжения Правительства Брянской области, которые не отменены и никем не оспорены. Жилое помещение, ввиду ее отказа от права собственности, перешло в муниципальную собственность Злынковского района. Просила отказать истцу в заявленных требованиях.

Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица представитель департамента строительства Брянской области, извещенный о дате и времени судебного заседания, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие и удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьего лица администрации Злынковского района Брянской области в судебное заседание также не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, свою правовую позицию не представил.

Представитель третьего лица- Правительства Брянской области Чикин Е.Н., действующий на основании доверенности № 1-8363 п от 28.12.2017 г., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не прибыл, направив в суд отзыв на исковое заявление, где содержится просьба о рассмотрении дела без их участия и принятии решения на усмотрение суда, указав что контроль за целевым расходованием средств из областного бюджета, источником которых являются субвенции из федерального бюджета, на выплату компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества осуществлялся Департаментом строительства и архитектуры Брянской области.

Представитель Управления Федерального казначейства по г. Москве, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не прибыл, направив в суд отзыв на исковое заявление, где содержится просьба о рассмотрении дела без их участия, указав, что Управление не давало оценку законности ( незаконности) получения единовременной денежной компенсации Рыжковой Г.Н., в связи с чем не может подтвердить наличие оснований и ( или) обоснованность заявленных требований.

Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам Российской Федерации гарантируется государством предоставление установленных настоящим Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот за вред, причиненный их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также за риск радиационного ущерба вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате указанной катастрофы.

Согласно пунктам 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из ожидаемого поведения любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

В силу п. 6 части 1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития.

Согласно п. 4 ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, гарантируется единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества, включающая в себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые домики, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся у граждан по состоянию на 1 января 1994 года.

Гражданам, имевшим по состоянию на 1 января 1994 года садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 869 утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В силу п. 5 названных Правил на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложено в месячный срок принятие решения о выплате либо об отказе гражданину в выплате компенсации, о чем информирует заявителя в письменной форме.

Ответственность за достоверность представленной информации о потребности в средствах федерального бюджета, направляемых на выплату компенсации, возлагается на орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.9 Правил).

В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.07.2006 года №, Рыжкова Г.Н. являлась собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 50,20 кв.м. (л.д.39).

Право собственности на указанное домовладение возникло у ответчика на основании свидетельства о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом Новозыбковского нотариального округа Брянской области (л.д.38 на обороте).

Как следует из справки Вышковской поселковой администрации Злынковского района Брянской области № 3021 от 26.10.2014 г., в <адрес> никто не зарегистрирован (л.д.38).

Согласно постановлению Правительства РФ от 18.12.1997 №1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», действующего в период спорных правоотношений, населенный пункт - пгт Вышков Злынковского района Брянской области на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 №1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» относился к зоне отселения.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Брянской области №689-п от 29.12.2014 года «Об организации осуществления переданного полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» главным распорядителем средств областного бюджета в части осуществления выплаты (включая доставку) компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества, предусмотренной пунктом 4 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 ««О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» был определен департамент строительства и архитектуры Брянской области.

Для реализации права на получение компенсации за утраченное имущество представителем Рыжковой Г.Н - Чегодайкиным А.М., действующим на основании доверенности 32 АБ 0794394 от 22.10.2014 года на имя директора департамента строительства и архитектуры Брянской области 05.11.2014 г. было подано заявление о выплате компенсации за полученное по наследству имущество - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>,с представлением необходимых документов.

Согласно выписки из протокола №110 от 22.05.2015 года департаменту строительства и архитектуры Брянской области Рыжковой Г.Н. рекомендовано включить в список на получение компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС после отказа от права собственности и передачи имущества администрации (л.д.66).

Из справки №1453 от 17.06.2015 года, выданной главой Вышковской поселковой администрации следует, что Рыжкова Г.Н. обратилась с заявлением об отказе от права собственности на сданное имущество (л.д.39 на обороте).

На основании распоряжения Правительства Брянской области Распоряжением Правительства Брянской области № 261-рп от 13.08.2015 года «Об утверждении списка граждан на получение единовременной компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д.67) Рыжковой Г.Н. получена компенсация в сумме <данные изъяты> за утраченное имущество, расположенное в зоне отселения, по адресу: <адрес>

Вышеуказанное распоряжение Правительства Брянской области № 261-рп от 13.08.2015 о выплате Рыжковой Г.Н. денежной компенсации за утраченное имущество, незаконным не признано, не отменено. В рамках рассмотрения настоящего спора, таких требований не заявлено.

Кроме того, решением Злынковского районного суда Брянской области от 07.09.2016 года признано право муниципальной собственности Вышковского городского поселения на жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> ( л.д. 24-25).

Выпиской из Единого реестра недвижимости подтверждается, что указанное жилое помещение с 13.12.2016 года на основании договора на передачу квартир( домов ) в собственность граждан Российской Федерации принадлежит на праве собственности Лалаеву Н.В. ( л.д. 111).

Акт проверки контрольной комиссии Управления Федерального казначейства города Москвы, на который ссылается истец в обоснование заявленных требований, в материалы дела не представлен.

Кроме того, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, основывая свои исковые требования на положениях части 1 статьи 8, части 3 статьи 1, части 1 статьи 10 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представил доказательств наличия в действиях Рыжковой Г.Н. недобросовестности или злоупотребления правом, с целью получения спорной денежной компенсации. Представленные Рыжковой Г.Н. в департамент строительства Брянской области документы недостоверных сведений не содержат, требований о предоставлении дополнительных документов, либо выполнения определенных обязанностей Рыжковой Г.Н. не предъявлялось. Решение о выплате компенсации вынесено уполномоченным органом. При таких обстоятельствах, оснований для взыскания выплаченной ответчику компенсации за утраченное имущество, судом не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

                                           

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области к Рыжковой Г.Н. о признании незаконной выплаты единовременной денежной компенсации материального ущерба, взыскании ущерба, отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд Брянской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

             

РЎСѓРґСЊСЏ                                                                    Р›.Р’. Соловец

2-343/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Департамент строительства Брянской области
Ответчики
Рыжкова Г. Н.
Другие
Правительство Брянской области
Администрация Злынковского района Брянской области
Управление Федерального Казначейства по г.Москве
Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области
Суд
Новозыбковский городской суд Брянской области
Судья
Шакуло Нина Ефимовна
Дело на сайте суда
novozibkovsky.brj.sudrf.ru
26.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2018Передача материалов судье
27.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2018Подготовка дела (собеседование)
04.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2018Судебное заседание
04.05.2018Производство по делу возобновлено
21.05.2018Судебное заседание
12.07.2018Судебное заседание
03.09.2018Судебное заседание
03.10.2018Судебное заседание
17.10.2018Судебное заседание
23.10.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.10.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2018Дело оформлено
27.11.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее