в„–2-343/2018
32RS0011-01-2017-000636-25
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
17 октября 2018 года г. Новозыбков
Новозыбковский городской суд Брянской области составе
председательствующего судьи Соловец Л.В.,
при секретаре судебного заседания Горбачевой Л.А.,
с участием ответчика Рыжковой Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области к Рыжковой Г.Н. о признании незаконной выплаты единовременной денежной компенсации материального ущерба, взыскании ущерба,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Департамент строительства Брянской области обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Рыжковой Р“.Рќ. Рѕ признании незаконной выплаты единовременной денежной компенсации материального ущерба РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой имущества вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, взыскании ущерба.
Определением Новозыбковского городского суда Брянской области от 12.07.2018 года, вступившим в законную силу, ввиду передачи полномочий, произведена замена стороны истца на департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
Рсковые требования мотивированы тем, что распоряжением Правительства Брянской области РѕС‚ 13.08.2015 РіРѕРґР° в„– 261-СЂРї, Рыжкова Р“.Рќ. была включена РІ СЃРїРёСЃРѕРє граждан РЅР° получение единовременной денежной компенсации материального ущерба РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой имущества, вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ», расположенного РїРѕ адресу: <адрес> РІ размере <данные изъяты>. Денежные средства были получены ответчиком РІ полном объеме РІ сентябре 2015 РіРѕРґР°.
Р’ С…РѕРґРµ проверки РІ РёСЋРЅРµ-июле 2017 РіРѕРґР° контрольной комиссией Управления Федерального казначейства РіРѕСЂРѕРґР° РњРѕСЃРєРІС‹ РїРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ предоставления единовременной денежной компенсации материального ущерба вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ было установлено, что Рыжкова Р“.Рќ., получив данное имущество РїРѕ наследству, РІ добровольном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РёР· Р·РѕРЅС‹ радиоактивного загрязнения РЅРµ выехала, фактически РЅРµ утратила возможность пользоваться данным имуществом, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, право РЅР° получение компенсации Сѓ нее РЅРµ возникло. Действия Рыжковой Р“.Рќ. РїРѕ незаконному получению денежной компенсации Р·Р° вышеназванное имущество являются злоупотреблением правом. Р’ результате неправомерной выплаты Рыжковой Р“.Рќ. компенсации РІ СЃСѓРјРјРµ <данные изъяты> нанесен ущерб Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Ссылаясь РЅР° изложенные обстоятельства, положения пункта 4 статьи 17 Закона Р Р¤ в„– 1244-1 РѕС‚ 15 мая 1991 РіРѕРґР° «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ», истец РїСЂРѕСЃРёС‚ СЃСѓРґ: признать выплату Рыжковой Р“.Рќ. единовременной денежной компенсации материального ущерба РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой имущества вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, расположенного РїРѕ адресу: <адрес> Рђ, незаконной; взыскать СЃ Рыжковой Р“.Рќ. РІ пользу истца ущерб, причиненный РІ результате незаконного получения единовременной денежной компенсации материального ущерба РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой имущества вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ РІ размере <данные изъяты>.
В судебное заседание представитель истца- департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не прибыл, направив в суд ходатайство, где содержится просьба о рассмотрении дела без их участия и удовлетворении заявленных требований.
Ответчик Рыжкова Р“.Рќ. выразила несогласие СЃ заявленными требованиями, считает РёС… необоснованными, поскольку выплата единовременной денежной компенсации материального ущерба РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой имущества вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ произведена ей РЅР° основании решения РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ рассмотрению заявлений граждан РЅР° получение компенсации Р·Р° утраченное имущество Рё распоряжения Правительства Брянской области, которые РЅРµ отменены Рё никем РЅРµ оспорены. Жилое помещение, РІРІРёРґСѓ ее отказа РѕС‚ права собственности, перешло РІ муниципальную собственность Злынковского района. Просила отказать истцу РІ заявленных требованиях.
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица представитель департамента строительства Брянской области, извещенный о дате и времени судебного заседания, в суд не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие и удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица администрации Злынковского района Брянской области в судебное заседание также не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещен, свою правовую позицию не представил.
Представитель третьего лица- Правительства Брянской области Чикин Е.Н., действующий на основании доверенности № 1-8363 п от 28.12.2017 г., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не прибыл, направив в суд отзыв на исковое заявление, где содержится просьба о рассмотрении дела без их участия и принятии решения на усмотрение суда, указав что контроль за целевым расходованием средств из областного бюджета, источником которых являются субвенции из федерального бюджета, на выплату компенсации материального ущерба в связи с утратой имущества осуществлялся Департаментом строительства и архитектуры Брянской области.
Представитель Управления Федерального казначейства по г. Москве, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не прибыл, направив в суд отзыв на исковое заявление, где содержится просьба о рассмотрении дела без их участия, указав, что Управление не давало оценку законности ( незаконности) получения единовременной денежной компенсации Рыжковой Г.Н., в связи с чем не может подтвердить наличие оснований и ( или) обоснованность заявленных требований.
Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Р’ силу положений части 1 статьи 3 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации "Рћ социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ" гражданам Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации гарантируется государством предоставление установленных настоящим Законом денежных Рё РґСЂСѓРіРёС… материальных компенсаций Рё льгот Р·Р° вред, причиненный РёС… Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ Рё имуществу вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, Р° также Р·Р° СЂРёСЃРє радиационного ущерба вследствие проживания Рё работы РЅР° территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые СѓСЂРѕРІРЅРё РІ результате указанной катастрофы.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из ожидаемого поведения любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Р’ силу Рї. 6 части 1 СЃС‚. 13 Закона Р Р¤ "Рћ социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ" Рє гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, РЅР° которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, эвакуированные (РІ том числе выехавшие добровольно) РІ 1986 РіРѕРґСѓ РёР· Р·РѕРЅС‹ отчуждения или переселенные (переселяемые), РІ том числе выехавшие добровольно, РёР· Р·РѕРЅС‹ отселения РІ 1986 РіРѕРґСѓ Рё РІ последующие РіРѕРґС‹, включая детей, РІ том числе детей, которые РІ момент эвакуации находились (находятся) РІ состоянии внутриутробного развития.
Согласно Рї. 4 СЃС‚. 17 Закона Р Р¤ "Рћ социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ" гражданам, указанным РІ Рї. 6 С‡. 1 СЃС‚. 13 настоящего Закона, гарантируется единовременная денежная компенсация материального ущерба РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой имущества, включающая РІ себя стоимость: строений (жилые помещения, садовые РґРѕРјРёРєРё, дачи, гаражи, хозяйственные постройки), имевшихся Сѓ граждан РїРѕ состоянию РЅР° 1 января 1994 РіРѕРґР°.
Гражданам, имевшим по состоянию на 1 января 1994 года садовые домики, дачи, садово-ягодные насаждения в зонах отчуждения и отселения, и гражданам, получившим в этих зонах имущество в порядке наследования, единовременная денежная компенсация материального ущерба в связи с утратой имущества в соответствии с настоящим пунктом выплачивается независимо от места их постоянного проживания.
Постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 29 декабря 2004 Рі. в„– 869 утверждены Правила выплаты гражданам компенсации материального ущерба РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой имущества вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ.
В силу п. 5 названных Правил на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации возложено в месячный срок принятие решения о выплате либо об отказе гражданину в выплате компенсации, о чем информирует заявителя в письменной форме.
Ответственность за достоверность представленной информации о потребности в средствах федерального бюджета, направляемых на выплату компенсации, возлагается на орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п.9 Правил).
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 25.07.2006 года №, Рыжкова Г.Н. являлась собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 50,20 кв.м. (л.д.39).
Право собственности на указанное домовладение возникло у ответчика на основании свидетельства о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом Новозыбковского нотариального округа Брянской области (л.д.38 на обороте).
Как следует из справки Вышковской поселковой администрации Злынковского района Брянской области № 3021 от 26.10.2014 г., в <адрес> никто не зарегистрирован (л.д.38).
Согласно постановлению Правительства Р Р¤ РѕС‚ 18.12.1997 в„–1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся РІ границах Р·РѕРЅ радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ», действующего РІ период спорных правоотношений, населенный РїСѓРЅРєС‚ - РїРіС‚ Вышков Злынковского района Брянской области РЅР° основании Постановления Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 18.12.1997 в„–1582 «Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся РІ границах Р·РѕРЅ радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» относился Рє Р·РѕРЅРµ отселения.
Р’ соответствии СЃ Рї. 3 Постановления Правительства Брянской области в„–689-Рї РѕС‚ 29.12.2014 РіРѕРґР° «Об организации осуществления переданного полномочия РїРѕ предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации» главным распорядителем средств областного бюджета РІ части осуществления выплаты (включая доставку) компенсации материального ущерба РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой имущества, предусмотренной пунктом 4 статьи 17 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 15 мая 1991 РіРѕРґР° в„– 1244-1 ««О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» был определен департамент строительства Рё архитектуры Брянской области.
Для реализации права на получение компенсации за утраченное имущество представителем Рыжковой Г.Н - Чегодайкиным А.М., действующим на основании доверенности 32 АБ 0794394 от 22.10.2014 года на имя директора департамента строительства и архитектуры Брянской области 05.11.2014 г. было подано заявление о выплате компенсации за полученное по наследству имущество - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>,с представлением необходимых документов.
Согласно выписки РёР· протокола в„–110 РѕС‚ 22.05.2015 РіРѕРґР° департаменту строительства Рё архитектуры Брянской области Рыжковой Р“.Рќ. рекомендовано включить РІ СЃРїРёСЃРѕРє РЅР° получение компенсации материального ущерба РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой имущества вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ после отказа РѕС‚ права собственности Рё передачи имущества администрации (Р».Рґ.66).
РР· справки в„–1453 РѕС‚ 17.06.2015 РіРѕРґР°, выданной главой Вышковской поселковой администрации следует, что Рыжкова Р“.Рќ. обратилась СЃ заявлением РѕР± отказе РѕС‚ права собственности РЅР° сданное имущество (Р».Рґ.39 РЅР° обороте).
РќР° основании распоряжения Правительства Брянской области Распоряжением Правительства Брянской области в„– 261-СЂРї РѕС‚ 13.08.2015 РіРѕРґР° «Об утверждении СЃРїРёСЃРєР° граждан РЅР° получение единовременной компенсации материального ущерба РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ утратой имущества вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» (Р».Рґ.67) Рыжковой Р“.Рќ. получена компенсация РІ СЃСѓРјРјРµ <данные изъяты> Р·Р° утраченное имущество, расположенное РІ Р·РѕРЅРµ отселения, РїРѕ адресу: <адрес>
Вышеуказанное распоряжение Правительства Брянской области № 261-рп от 13.08.2015 о выплате Рыжковой Г.Н. денежной компенсации за утраченное имущество, незаконным не признано, не отменено. В рамках рассмотрения настоящего спора, таких требований не заявлено.
Кроме того, решением Злынковского районного суда Брянской области от 07.09.2016 года признано право муниципальной собственности Вышковского городского поселения на жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> ( л.д. 24-25).
Выпиской из Единого реестра недвижимости подтверждается, что указанное жилое помещение с 13.12.2016 года на основании договора на передачу квартир( домов ) в собственность граждан Российской Федерации принадлежит на праве собственности Лалаеву Н.В. ( л.д. 111).
Акт проверки контрольной комиссии Управления Федерального казначейства города Москвы, на который ссылается истец в обоснование заявленных требований, в материалы дела не представлен.
Кроме того, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, основывая свои исковые требования на положениях части 1 статьи 8, части 3 статьи 1, части 1 статьи 10 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представил доказательств наличия в действиях Рыжковой Г.Н. недобросовестности или злоупотребления правом, с целью получения спорной денежной компенсации. Представленные Рыжковой Г.Н. в департамент строительства Брянской области документы недостоверных сведений не содержат, требований о предоставлении дополнительных документов, либо выполнения определенных обязанностей Рыжковой Г.Н. не предъявлялось. Решение о выплате компенсации вынесено уполномоченным органом. При таких обстоятельствах, оснований для взыскания выплаченной ответчику компенсации за утраченное имущество, судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШРР›:
В удовлетворении исковых требований департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области к Рыжковой Г.Н. о признании незаконной выплаты единовременной денежной компенсации материального ущерба, взыскании ущерба, отказать.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Новозыбковский городской суд Брянской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В. Соловец