Решение по делу № 33-441/2022 (33-7097/2021;) от 21.12.2021

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

УИД 31RS0016-01-2021-009068-64                                 № 33-441/2022

(2-6085/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Белгород                                 21 февраля 2022 г.

Судья Белгородского областного суда Фокин А.Н., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Тарасова А.А. на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 29.10.2021 по гражданскому делу по иску АО «Банк Русский Стандарт» к Тарасову А.А. о взыскании задолженности по кредитному договору,

установил:

На основании заявления от 13.12.2012 между АО «Банк Русский Стандарт» и Тарасовым А.А. заключен договор о кредитовании банковского счета с использованием банковской карты по ставке 36% годовых.

22.12.2012 Банк выдал Тарасову А.А. соответствующую кредитную банковскую карту.

14.08.2020 мировым судьей судебного участка № Борисовского района Белгородской области по заявлению Банка был выдан судебной приказ о взыскании с Тарасова А.А задолженности по вышеуказанному кредитному договору.

Определением мирового судьи от 05.03.2021 судебный приказ отменен по возражениям должника, Банку разъяснено право на обращение с данными требованиями в порядке искового производства.

Дело инициировано иском АО «Банк Русский Стандарт», в котором оно просило взыскать с Тарасова А.А. задолженность по кредитному договору по состоянию на 03.09.2021 в общем размере 51 126,91 рублей, в том числе основной долг – 34 664,4 рубля, проценты – 7 316,59 рублей, плату за пропуск платежей (неустойку) – 7 645,92 рублей, комиссию – 1 500 рублей. В обоснование иска сослалось на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по договору.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 21.1 ГПК РФ.

Возражений на иск в установленный судом срок ответчик не представил.

Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 29.10.2021 иск удовлетворен - с Тарасова А.А. в пользу банка взыскана задолженность в заявленном размере.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении иска в связи с пропуском истцом срока исковой давности. Ссылается на то, что о пропуске данного срока он заявлял в возражениях на судебный приказ, о чем указано в определении об отмене судебного приказа. Также обращает внимание на подсудность спора Борисовскому районному суду, полагая, что иск должен быть подан по месту его жительства.

Апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без извещения лиц, участвующих в деле, по имеющимся в деле доказательствам, в соответствии со ст. 335.1 ГПКРФ.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда подлежащим оставлению без изменения, а жалобу не подлежащей удовлетворению.

Оценив представленные доказательства, установив факты заключения между сторонами договора кредитования с использованием банковской карты, предоставления денежных средств ответчику и ненадлежащего исполнения им заемных обязательств, применив положения ст.ст. 309, 310, 809, 810, 819, 811 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к выводам об обоснованности требований истца и взыскании с ответчика кредитной задолженности в заявленном размере.

Оснований для пересмотра данных выводов и переоценки исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает. Заключение кредитного договора, получение кредитной карты, пользование кредитными средствами банка, ненадлежащее исполнение обязательств по их возврату, наличие задолженности и ее размер ответчиком не оспаривались и не оспариваются.

Выражая несогласие с удовлетворением иска, ответчик в апелляционной жалобе по сути приводит лишь довод о необходимости применения последствий пропуска срока исковой давности.

Однако данный довод отклоняется.

В соответствии с ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Из разъяснений в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» следует, что заявление о пропуске исковой давности может быть сделано в письменной либо устной форме, при подготовке дела к судебному разбирательству или непосредственно при рассмотрении дела по существу, а также в судебных прениях в суде первой инстанции, либо в суде апелляционной инстанции в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции. Если заявление было сделано устно, это указывается в протоколе судебного заседания.

Вместе с тем, до вынесения судом первой инстанции решения по делу ответчик Тарасов А.А. о применении срока исковой давности не заявил.

Не предоставив своевременно суду первой инстанции своих возражений, ответчик тем самым принял на себя риск соответствующих процессуальных последствий, в том числе в виде постановления решения по доводам и доказательствам истца.

Применить последствия пропуска срока исковой давности по своей инициативе суд в силу вышеуказанной правовой нормы был не вправе.

Ссылки ответчика на то, что о пропуске данного срока он указывал в возражениях на судебный приказ, и что это отражено в определении об отмене судебного приказа, неубедительны.

По смыслу ч. 2 ст. 199 ГК РФ и вышеуказанных разъяснений Пленума Верховного Суда РФ данные обстоятельства не имеют правового значения при разрешении дела, рассматриваемого в порядке искового производства.

Заявить о пропуске срока исковой давности для того, что бы такое заявление могло иметь правовые последствия, ответчику необходимо в рамках судебного спора по конкретному гражданскому делу при его рассмотрении в порядке искового производства. Без такого заявления ответчика у суда первой инстанции отсутствуют предусмотренные законом основания для рассмотрения данного вопроса и применения срока исковой давности.

При этом заявления, сделанные ранее в рамках приказного производства, в качестве таковых расцениваться не могут.

Исходя из действующего законодательства, судебный приказ выносится только по бесспорным требованиям, не предполагающим какого-либо спора о праве.

В силу ст. 129 ГПК РФ возражения должника относительно исполнения судебного приказа могут содержать только указание на несогласие должника с вынесенным судебным приказом. Мотивы и причины несогласия не имеются никакого значения, для отмены важен лишь сам факт подачи возражений. В определении об отмене судебного приказа это также не должно указываться.

Дело по заявлению о судебном приказе и дело по исковому заявлению, пусть и обусловленные одними и теми же правоотношениями сторон, отдельны и не являются стадиями единой процедуры разрешения судебного спора по существу.

В этой связи отражение в определении от 05.03.2021 об отмене судебного приказа содержания соответствующих возражений Тарасова А.А. не может считаться заявлением о пропуске срока исковой давности в настоящем деле.

Иное вело бы к тому, что рассмотрение вопроса о применении срока исковой давности зависело бы от того, как мировым судьей изложено определение об отмене судебного приказа, и от того, приложена ли копия такого определения к иску (что также не всегда является обязательным).

Как следует из материалов дела, определение о принятии искового заявления к производству суда и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства от 13.09.2021 Тарасову А.А. было направлено своевременно. Однако почтовая корреспонденция ответчиком получена не была, а возвратилась в адрес суда в связи с истечением срока ее хранения в почтовом отделении. Тем самым ответчик был надлежащим образом извещен о судебном споре.

При этом Тарасов А.А. во всяком случае знал о предъявленном иске, получив еще 14.09.2021 направленную ему истцом копию искового заявления.

Проявив необходимую заинтересованность, ответчик имел возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами, в частности заявить в данном споре о пропуске истцом срока исковой давности.

Ссылка в жалобе на нарушение правил подсудности из-за необходимости рассмотрения дела Борисовским районным судом также отклоняется.

В соответствии со ст. 32 ГПК РФ стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность дела до принятия его судом к своему производству. По смыслу закона при заключении договоров стороны могут воспользоваться своим правом выбора между судами и определить суд, которому подсудно дело. Действие ст. 32 ГПК РФ не распространяется лишь на подсудность, установленную ст.ст. 26, 27 и 30 ГПК РФ.

Как следует из анкеты-заявления на получение кредитной карты, при заключении кредитного договора стороны изменили территориальную подсудность, согласовав, что все споры разрешаются в Октябрьском районном суде г. Белгорода.

Таким образом, правила подсудности нарушены не были.

Кроме того, как разъяснено в п. 56 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», решение суда может быть отменено ввиду нарушения подсудности, если на нарушение правил подсудности указано в апелляционных жалобе, и суд апелляционной инстанции установит, что лицо, подавшее жалобу, заявляло в суде первой инстанции ходатайство о неподсудности дела этому суду и о передаче по подсудности в соответствующий суд либо что у него отсутствовала возможность заявить в суде первой инстанции такое ходатайство по причине его неизвещения о времени и месте судебного заседания или непривлечения к участию в деле либо вследствие невозможности явиться в суд по уважительной причине, а также если нарушены правила подсудности, установленные ст.ст. 26 и 27 ГПК РФ, либо правила об исключительной подсудности.

Однако подобных обстоятельств по делу не имеется.

Таким образом, приводимые в апелляционной жалобе доводы несостоятельны и о незаконности судебного решения не свидетельствуют. Иных доводов, в том числе о недоказанности обстоятельств, которые установил суд, об отсутствии задолженности, об ошибочности расчетов, жалоба не содержит. Оснований для выхода за пределы приведенных в жалобе доводов, что не может быть произвольным, суд апелляционной инстанции не усматривает.

В этой связи обжалуемое решение отмене не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 329, 335.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

Решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 29.10.2021 по гражданскому делу по иску АО «Банк Русский Стандарт» к Тарасову А.А. о взыскании задолженности по кредитному договору оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционное определение Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

            Судья                                                                                   А.Н. Фокин

33-441/2022 (33-7097/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
АО "Банк Русский Стандарт"
Ответчики
Тарасов Андрей Александрович
Другие
Пивоварова Марина Сергеевна
Суд
Белгородский областной суд
Судья
Фокин Алексей Николаевич
Дело на странице суда
oblsud.blg.sudrf.ru
21.12.2021Передача дела судье
21.02.2022Судебное заседание
09.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2022Передано в экспедицию
21.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее