Дело № 2-56/20
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2020 года г. Сретенск
Сретенский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Шокол Е.В.,
при секретаре Долгих Е.К.,
с участием процессуального истца - помощника прокурора Выскубова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сретенского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории городского поселения «Сретенское», к обществу с ограниченной ответственностью «Забайкальский тепловик» о признании незаконными бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по замене котла и о понуждении к замене котла,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование требований указал, что прокуратурой района в порядке надзора проведена проверка сведений, поступивших от оперативного дежурного ЕДДС муниципального района «Сретенский район» о введении на территории городского поселения «Сретенское» режима повышенной готовности, в ходе которой выявлены следующие нарушения.
На территории городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» организацией, оказывающей услуги по теплоснабжению населению, в частности на котельной № 4 в г. Сретенске является ООО «Забайкальский тепловик» на основании концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенном с администрацией городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» в ведение которой передана указанная котельная.
Установлено, что по адресу: г. Сретенск, ул. Коммунальная, д. 5, расположена котельная № 4. В указанной котельной установлено 2 котла марки КВр-0,6 МВт и КВЦ-0,6 МВт, имеющие мощность 0,6 МВт.
13.09.2019 комиссией, в составе главы городского поселения «Сретенское», ведущего специалиста администрации городского поселения «Сретенское» проведена проверка готовности к отопительному сезону 2019-2020 годов. Установлено, что котельные, расположенные на территории городского поселения «Сретенское», в том числе котельная № 4 готовы к отопительному сезону.
Согласно комиссионного акта обследования котла марки КВр-0,6 на котельной № 4 в г. Сретенск от 05.12.2019 года установлено, что котел марки КВр-0,6 вышел из строя, требует ремонта и дальнейшей замены, так как дальнейшая эксплуатация невозможна ввиду высекания труб экономайзера, толщина труб которого менее 1 мм.
в 16 час. 43 мин. от оперативного дежурного ЕДДС муниципального района «Сретенский район» поступило постановление администрации городского поселения «Сретенское» от 09.01.2020 года № 02 «О введении на территории городского поселения «Сретенское» режима повышенной готовности», согласно которому режим повышенной готовности введен в целях обеспечения бесперебойного функционирования социально значимых объектов городского поселения «Сретенское», обеспечивающих жизнедеятельность населения, в связи с выходом из строя котла на котельной № 4 в г. Сретенск.
в котельной № 4 в г. Сретенск вышел из строя котел марки КВр-0,6 в результате выгорания труб экономайзера.
В связи с этим, прокурор просил признать незаконным бездействие ООО «Забайкальский тепловик», выразившееся в неисполнении обязанности по замене котла на котельной № 4, расположенной по адресу: г. Сретенск, ул. Коммунальная, д. 5 для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций. Обязать ООО «Забайкальский тепловик» произвести замену котла марки КВр-0,6 на котельной № 4, расположенной по адресу: г. Сретенск, ул. Коммунальная, д. 5. Решение суда обратить к немедленному исполнению.
20.02.2020 помощник прокурора Сретенского района Выскубов В.В. в судебном заседании исковые требования уточнил, просил суд признать незаконным бездействие ООО «Забайкальский тепловик», выразившееся в неисполнении обязанности по замене котла на котельной №4, расположенной по адресу: Забайкальский край, Сретенский район, г. Сретенск, ул. Коммунальная, д. 5 для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций. Обязать ООО «Забайкальский тепловик» произвести замену котла марки КВр-0,6 на котельной № 4, расположенной по адресу: Забайкальский край, Сретенский район, г. Сретенск, ул. Коммунальная, д. 5, путем демонтажа аварийного котла, приобретения нового котла аналогичной мощности, установки нового котла, проведения пусконаладочных работ. Решение суда обратить к немедленному исполнению.
В настоящем судебном заседании помощник прокурора Выскубов В.В. уточненные требования поддержал и просил удовлетворить в полном объеме.
Ответчик ООО «Забайкальский тепловик» в судебное заседание представителя не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Ранее представили отзыв на иск согласно которому просят доводы, указанные в исковом заявлении считать ничтожными, так как бездействия со стороны ООО «Забайкальский тепловик» при решении вопроса по бесперебойному обеспечению тепловой энергией (мощностью) потребителей от котельной № 4 не имело место быть. Эксплуатация котельной, расположенной по адресу: Забайкальский край, Сретенский район, г. Сретенск, ул. Коммунальная, д. 5 осуществляется в соответствии с заключенным концессионным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно пунктам 5.1-5.3 концессионер обязан за свой счет производить текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта концессионного соглашения. Мероприятие по замене котла марки КВр-06 относятся к мероприятию по реконструкции и модернизации, которое не входит в перечень мероприятий, предусмотренных концессионным соглашением. Замена котельного оборудования должна производиться за счет собственника. Действительно, ДД.ММ.ГГГГ, в результате обнаружения утечки теплоносителя, котел марки КВр-0,6 был остановлен. В работу был запущен резервный котел такой же марки и мощности, остановки котельной и снижения температурного режима не допущено. В результате обследования было выявлено место утечки в трубной части экономайзера. Утечка теплоносителя вызвана известковыми отложениями и множественными повреждениями коррозией в связи с длительной эксплуатацией котла. В настоящее время администрацией городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края ведется работа по приобретению котла марки КВр-0,6 в рамках выделения средств министерством ЖКХ, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края в рамках подготовки объектов коммунальной инфраструктуры к прохождению отопительного сезона 2020-2021 года как собственника данного имущества. Учитывая длительность проведения конкурсной процедуры по закупке котла, а также доставке и проведения монтажных работ и с учетом отсутствия резервного источника теплоснабжения на котельной № 4 ООО «Забайкальский тепловик» произвело ремонт котельного агрегата путем демонтажа поврежденной трубной части с целью недопущения возникновения чрезвычайной ситуации во время прохождения отопительного сезона. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ котел находится в рабочем состоянии и переведен в резерв. С целью ликвидации и предотвращения возможных чрезвычайных ситуаций начальнику участка и мастеру участка дано указание осуществлять усиленный контроль за состоянием котельного и вспомогательного оборудования котельной (л.д. 42-43).
Представитель третьего лица - администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края - ведущий специалист Борисова Н.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 41), уточненные исковые требования прокурора полагала обоснованными и подлежащим удовлетворению, поскольку действующим концессионным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ обязанность по реконструкции, модернизации и замене морально устаревшего и физически изношенного оборудования возложена на ООО «Забайкальский тепловик». Пояснила, что концессионер согласно списку мероприятий к соглашению ни одно из мероприятий не выполнил, в связи с чем, 17.02.2020 решением Арбитражного суда Забайкальского края концессионное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ расторгнуто. ДД.ММ.ГГГГ администрация участвовала на аукционе по закупке двух котлов, один из которых, в случае заключения контракта и не приобретения ответчиком самостоятельно котла, планируют установить в котельной №4, расположенной по адресу: г. Сретенск, ул. Коммунальная, д. 5.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из п. 4 ч. 1, ч.ч. 3, 4 ст. 14, п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») к вопросам местного значения муниципальных районов относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Согласно ч.ч. 1, 1.1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон «О теплоснабжении») к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Указанные полномочия органов местного самоуправления на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения (п. 17 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О теплоснабжении»).
В силу пп. 1, 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 209, ст. 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
По смыслу приведенных выше положений действующего законодательства, в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций на органе местного самоуправления муниципального района лежит обязанность обеспечить организацию надежного теплоснабжения на территории сельского поселения, в том числе посредством использования имущества, находящегося в их собственности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
При этом, как следует из ст. 1 Федерального закона № 115-ФЗ, целями данного Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
К реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения (пункт 3 статьи 3 Закона № 115-ФЗ).
В пункте 16 статьи 3 Закона № 115-ФЗ определено, что объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества. В отношении таких объекта и имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации таких объекта и имущества.
Из материалов дела установлено и не оспаривалось сторонами, что здание котельной № 4, расположенное по адресу: Забайкальский край, Сретенский район, г. Сретенск, ул. Коммунальная, 5, принадлежит на праве собственности администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район», что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества казны городского поселения «Сретенское» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. ).
Вышеуказанная котельная передана в эксплуатацию ООО «Забайкальский тепловик» на основании концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным с администрацией городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края (л.д. 15-32).
В соответствии с Приложением № «Состав и описание объекта концессионного соглашения» к концессионному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, находящегося в г. Сретенск муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края, предназначенного для оказания услуг теплоснабжения, в состав муниципального имущества, составляющего имущественный комплекс объектов теплоснабжения входит, в частности, и здание котельной № 4, расположенной по адресу: г. Сретенск, ул. Коммунальная, д. 5. Площадь объекта составляет 368,6 кв.м., этажность -1, имущество: котел марки Алтай-6 (дата ввода объекта в эксплуатацию-1995 год), котел марки КВЦ-0,63 (дата ввода объекта в эксплуатацию-2011 год), котел марки КВр-0,6 (дата ввода объекта в эксплуатацию-2014 год), насос К 45/30 -2 шт., поддув Р280-46 – 2 шт., дымосос, емкость 10 куб.м., электрооборудование (л.д. 25-27).
Из представленных суду доказательств установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией, в составе главы городского поселения «Сретенское», ведущего специалиста администрации городского поселения «Сретенское» проведена проверка готовности к отопительному сезону 2019-2020 г.г. По результатам проверки комиссией установлено, что котельные, расположенные на территории городского поселения «Сретенское», в том числе котельная № 4, готовы к отопительному сезону (л.д. 12-14).
Согласно комиссионного акта обследования котла марки КВр-0,6 МВт на котельной № 4, расположенной по адресу: г. Сретенск, ул. Коммунальная, д. 5 от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что комиссией в составе заместителя главы городского поселения «Сретенское», ведущих специалистов администрации городского поселения «Сретенское», механика теплохозяйства ООО «Забайкальский тепловик» проведено обследование, по результатам которого выявлено, что котел марки КВр-0,6 МВт вышел из строя, требует ремонта и дальнейшей замены, так как дальнейшая эксплуатация невозможна ввиду высекания труб экономайзера, толщина труб которого менее 1 мм. (л.д. 10).
Из сообщения и.о. главы городского поселения «Сретенское» на имя главы администрации муниципального района «Сретенский район» от ДД.ММ.ГГГГ за № следует, что в котельной № 4 в г. Сретенск вышел из строя котел марки КВр-0,6 МВт, дальнейшая эксплуатация не возможна, ввиду выгорания труб экономайзера (толщина труб менее 1 мм). Данная котельная обслуживает 3 жилых дома, расположенных по адресу г. Сретенск, ул. Коммунальная д. 2, 4, 6, в которых в совокупности расположено 48 квартир, в которых проживают 99 человек, из них детей - 23, пенсионеров - 26. Кроме того, котельная обслуживает 1 социально значимый объект, а именно МДОУ «Детский сад №9» (л.д. 8).
06.01.2020 проведено обследование котла марки КВр-0,6 МВт на котельной № 4, по результатам которого выявлено, что котел марки КВр-0,6 МВт вышел из строя, требует ремонта и дальнейшей замены, так как дальнейшая эксплуатация невозможна ввиду высекания труб экономайзера, толщина труб которого менее 1 мм. (л.д. 10).
В связи с чем на территории городского поселения «Сретенское» введен режим повышенной готовности до стабилизации обстановки на котельной № 4 в г. Сретенск с 09 января 2020 года, что подтверждается постановлением администрации городского поселения «Сретенское» от 09.01.2020 года № 02 «О введении на территории городского поселения «Сретенское» режима повышенной готовности (л.д. 9).
Из пояснений сторон в судебном заседании установлено, что режим повышенной готовности на территории городского поселения на текущую дату не отменен.
Согласно комиссионного акта обследования котла марки КВр-0,6 МВт на котельной № 4, расположенной по адресу: г. Сретенск, ул. Коммунальная, д. 5 от 03.02.2020 года установлено, что комиссией в составе заместителя главы администрации муниципального района «Сретенский район» Бочкарникова Е.А., заместителя руководителя администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края по территориальному развитию Тонких С.И., помощника прокурора Сретенского района Выскубова В.В., начальника подразделения ООО «Забайкальский тепловик» Верхотурова Е.В. проведено обследование, по результатам которого установлено, что 06.01.2020 котел марки КВр-0,6 МВт вышел из строя по причине выгорания труб (физический износ) экономайзера. 20.01.2020 эксплуатирующей организацией произведен ремонт котла путем проведения сварочных работ труб экономайзера. Котел был запущен, работал в штатном режиме. 24.01.2020 котел марки КВр-0,6 МВт вновь вышел из строя по тем же причинам. Эксплуатирующей организацией работы по ремонту не проведены в связи с их нецелесообразностью. На момент визуального обследования установлено, что котел находится в неисправном состоянии. Дальнейший ремонт котла марки КВР-0,6 МВт нецелесообразен, необходима замена на котел аналогичной мощности (л.д. ).
В судебном заседании установлено, что согласно паспорту водогрейного котла марки КВр-0,6 - котел стальной водогрейный изготовлен в ноябре 2014 года в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых котлов с давлением пара не более 0,07 Мпа (0,7 кгс/см2), водогрейных котлов и водоподогревателей с температурой нагрева воды не выше 388 К (1150С) ГОСТ 30735-2001, нормативный срок службы – 10 лет (л.д. ).
Из пояснений допрошенного в судебном заседании специалиста ФИО7 установлено, что техническое освидетельствование котла в данном случае проводится согласно методическим указаниям по проведению технического освидетельствования паровых водогрейных котлов, работающих под давлением. Экономайзер представляет собой трубную часть котла, по которой ходит теплоноситель и по которому проходят дымовые газы из топочной части котла. Дымовые газы - это частицы золы, которые двигаются с большой скоростью, что оказывает действие на внешнюю поверхность экономайзера. То есть агрессивная внутренняя и внешняя среда оказывают влияние на качество и срок эксплуатации экономайзера. Так согласно этим методическим указаниям РД 03-29-93 наиболее распространенными дефектами экранных и кипятильных труб являются кольцевые и продольные трещины, отдулины, свищи, местное утонение стенок труб и деформация труб из-за отложений накипи или нарушения циркуляции. При наружном осмотре труб необходимо обращать особое внимание на угловые экранные трубы, горизонтальные и слабонаклонные участки кипятильных труб. Все это и делали при внешнем осмотре котла. При внутреннем осмотре прямоточных котлов, а так же котлов высокого давления с естественной циркуляцией с не доступными для осмотра трубными пучками проверка состояния труб поверхностей нагрева осуществляется выборочно путем вырезки образцов. При осмотре наружной поверхности труб следует обращать внимание на износ их золой, движущейся в потоке газов, особенно при камерном сжигании высокозольного топлива. Такому износу чаще подвергаются трубы в местах сужения сечения газоходов и резких изменений направления потока газа. При обследовании котла 06.01.2020 комиссия пришла к выводу о том, что стоимость ремонта будет нерентабельная. Заменить экономайзер можно, но стоимость его замены, чуть меньше, чем приобретение и установка нового котла, с учетом того что и топка котла не первый год отработала. Она тоже имеет значительный износ. Согласно ГОСТу к отопительным водогрейным котлам, котлы практически индивидуальны, так как есть множество параметров, которым должен соответствовать экономайзер, это и давление, диаметр труб, тип топлива. Если смотреть какой экономайзер выбрать, то надо обязательно смотреть чертеж котла и устанавливать его по той же схеме, так как все схемы разные. Типовой экономайзер не установишь, это будет нарушением ГОСТа. Замену экономайзера также должна производить организация, имеющая на это лицензию. В основном такие мероприятия осуществляют организации производящие такие котлы. Стоимость замены экономайзера это примерно половина стоимости приобретения и установки котла, около двухсот тысяч. Но при установке котла демонтажных и монтажных работ меньше, чем при установке экономайзера, сам механический процесс трудозатратен. В случае замены экономайзера, будут потрачены бюджетные деньги, через год-два побежит топка, ремонт просто отсрочит жизнь котла на некоторое время. На данном этапе необходимо срочно произвести замену аварийного котла, чтобы был резерв, и при понижении температур наружного воздуха два котла работали в паре, чтобы данная котельная оказывала услуги теплоснабжения надлежащего качества. Вообще в зависимости от нагрузки на котельных, положено один или два котла, и еще резервный. В данной котельной имеется два котла, в пик нагрузок подключают резервный котел. И если начинают чистить котел, а в день это происходит несколько раз, то температура в теплоносителях резко падает. Чтобы не допустить скачка температуры, подключают резервный котел. И сейчас такая ситуация сложилась на котельной, что один котел вышел из строя, фактически работает один котел марки КВЦ-06, и когда его чистишь, то температура резко падает, а нагнать её потом очень сложно, нужно много времени, за это время могут разморозиться трубы в подъездах. Котельная без работы может стоять лишь 8 часов, не больше. Может разморозиться вся теплосистема и социально значимые учреждения, такие как, например, детский сад. В денежном выражении это миллионные затраты. В настоящее время котел марки КВЦ-06 работает в полную силу, у него и ресурс быстро вырабатывается, то есть сейчас котельная работает на резервном котле. Котел марки КВр-06 работал в полную мощность, а котел КВЦ-06 работал наполовину, но при низких температурах он помогал основному котлу. Срок эксплуатации котла марки КВЦ-06 согласно ГОСТу 21563-2016 «Котлы водогрейные. Общие технические требования по срокам эксплуатации котлов, показатели надежности котла и их значения» определяются техническими условиями (техническим заданием) на поставку котла и должны быть следующими: 1) средняя наработка на отказ - не менее 3000 ч.; 2) продолжительность работы до первой очистки от внутренних загрязнений - не менее 3000 ч.; 3) срок службы между капитальными ремонтами - не менее 3 лет; 4) полный назначенный срок службы для котлов тепло производительностью до 4,65 МВт, составляет 10 лет. По своим характеристикам котел уже непригоден к эксплуатации, так как там имеются нарушения в нижней части трубы при переходе из топки.
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1.1 концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, концессионер обязуется за свой счет реконструировать и (или) модернизировать объекты теплоснабжения для оказания услуг по теплоснабжению, расположенные на территории городского поселения «Сретенское» Сретенского района г. Сретенск, состав и описание которого приведено в Приложении № к настоящему соглашению, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно п.1.2 концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, проведение работ по реконструкции в рамках настоящего концессионного соглашения предусматривает проведение следующих работ: техническое переоснащение объектов, проведение текущих ремонтных работ на объектах.
Согласно п. 4.2 («Создание и (или) реконструкция объекта соглашения»), концессионер обязан осуществить в отношении объектов имущества, входящего в состав объекта соглашения, реконструкцию, то есть провести мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудование, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения.
Согласно п. 4.7 размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта соглашения, осуществляемых в течение всего срока действия соглашения концессионером, равен 3 897 800 рублей. Объем и источники инвестиций, привлекаемых концессионером в целях создания и (или) реконструкции объекта соглашения, определяются в соответствии с инвестиционными программами концессионера, утвержденными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) (п. 4.8).
Пунктом 4.10 соглашения установлено, что в случае реализации федеральных, областных и районных программ по финансированию модернизации объектов соглашения, концедент имеет право направить финансовые средства концессионеру в рамках софинансирования.
В силу п. 5.3 («Владение, пользование и распоряжение объектами имущества, предоставляемыми концессионеру») концессионер обязан поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения и непроинвентаризированных сетей на территории г. Сретенск.
В соответствии с Приложением № «Мероприятия по созданию и реконструкции объекта концессионного соглашения» к концессионному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ в целях исполнения концессионного соглашения по созданию и реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по содержанию, обслуживанию и обеспечению бесперебойной работы имущественного комплекса объектов теплоснабжения муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края. К основным проблемам относятся: замена ветхих участков тепловых сетей; ремонт зданий объектов теплоснабжения; реконструкция, модернизация и замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием.
Следовательно, доводы ответчика ООО «Забайкальский тепловик» о том, что согласно концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ мероприятие по замене котла марки КВр-0,6 относятся к мероприятию по реконструкции и модернизации, которое не входит в перечень мероприятий, предусмотренных концессионным соглашением и замена котельного оборудования должна производится за счет собственника, несостоятельна, поскольку концессионным соглашением предусмотрена реконструкция, модернизация и замена морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, а никак иначе. Согласно п. 8 концессионное соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до ДД.ММ.ГГГГ. Срок использования и реконструкции объектов соглашения до ДД.ММ.ГГГГ. Срок осуществления концессионером деятельности, указанной в п. 1.1 настоящего соглашения устанавливается до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-24).
Ответчик свои обязательства не исполнил.
В судебном заседании установлено, что решением Арбитражного суда Забайкальского края от 17.02.2020 (дело № А78-5468/2019) исковые требования администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края удовлетворены. Судебным решением постановлено: Расторгнуть концессионное соглашение № в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в г. Сретенск муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ, заключенное между администрацией городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края и обществом с ограниченной ответственностью «Забайкальский тепловик». Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Забайкальский тепловик» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей. Решение суда не вступило в законную силу (л.д. ).
Таким образом, нахождение котла марки КВр-0,6 МВт в неисправном состоянии на котельной № 4, расположенной по адресу: г. Сретенск, ул. Коммунальная, д. 5 не обеспечивает устойчивый и безаварийный отопительный процесс, в результате чего могут быть нарушены права граждан - получателей тепловой энергии, кроме того, может быть создана чрезвычайная ситуация.
Учитывая, что целями концессионного соглашения является создание объекта соглашения и мероприятия по переустройству физически изношенного оборудования новым, следовательно, соглашением установлена обязанность ответчика демонтировать аварийный котел, приобрести новый котел аналогичной мощности, установить новый котел и провести пусконаладочные работы.
Прокурор вправе в соответствии со ст. 45 ГПК РФ предъявить в суд заявление в интересах неопределенного круга лиц, каковыми являются лица, проживающие на территории городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В данном случае со стороны ответчика имеет место бездействие, создающее угрозу нарушения прав потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
В судебном заседании установлено, что данная котельная обслуживает три жилых дома, расположенных по адресу: г. Сретенск, ул. Коммунальная, д. 2, 4, 6, в которых в совокупности расположено 48 квартир, в которых проживают 99 человек, из них детей-23, пенсионеров – 26. Кроме этого, котельная обслуживает 1 социально значимый объект – МДОУ «Детский сад № 9», в котором находится всего 51 человек, из которых педагогов-12, иной персонал-14, детей-25.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, отсутствие резервного котла на котельной в условиях низких температур наружного воздуха повлечет прекращение теплоснабжения и создаст угрозу жизни и здоровью граждан, при удовлетворении исковых заявлений прокурора решение суда подлежит немедленному исполнению.
При таком положении исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ООО «Забайкальский тепловик» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального района «Сретенский район» в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Сретенского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории городского поселения «Сретенское» к обществу с ограниченной ответственностью «Забайкальский тепловик» о признании незаконными бездействия, выразившегося в неисполнении обязанности по замене котла и о понуждении к замене котла, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ООО «Забайкальский тепловик», выразившееся в неисполнении обязанности по замене котла на котельной № 4, расположенной по адресу: Забайкальский край, Сретенский район, г. Сретенск, ул. Коммунальная, д. 5 для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.
Обязать ООО «Забайкальский тепловик» произвести замену котла марки КВр-06 на котельной № 4, расположенной по адресу: Забайкальский край, Сретенский район, г. Сретенск, ул. Коммунальная, д. 5 путем демонтажа аварийного котла, приобретения нового котла аналогичной мощности, установки нового котла, проведения пусконаладочных работ.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Взыскать с ООО «Забайкальский тепловик» государственную пошлину, подлежащую зачислению в доход бюджета муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления через Сретенский районный суд Забайкальского края.
Судья Е.В. Шокол
Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2020 года.