Решение по делу № 2а-19/2022 (2а-746/2021;) от 01.12.2021

Дело № 2а-19/2022

УИД: 29RS0019-01-2021-001211-52

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Онега 18 января 2022 года

Онежский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Кузнецова А.А.,

при секретаре судебного заседания Лихачевой Е.В.,

с участием административного истца Андронова М.С.,

представителя административных ответчиков Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации и заинтересованного лица Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области Коноваловой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Андронова Максима Сергеевича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Управлению Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании незаконными действий (бездействия) исправительного учреждения, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, материального ущерба,

установил:

Андронов М.С. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области» (далее ФКУ ИК-16), Управлению Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконными действий (бездействия) администрации ФКУ ИК-16, выразившихся в непредоставлении белого хлеба в периоды с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата>; в непредоставлении мяса в размере 90 гр. ежедневно в период с <Дата> по <Дата>; об обязании устранить допущенные нарушения; о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении с учетом длительности такого нарушения и с учетом практики Европейского Суда по правам человека за аналогичное нарушения, но не менее 108 000 рублей.

В обоснование исковых требований Андронов М.С. указал, что содержался в ФКУ ИК-16 с <Дата>. С <Дата> он был переведен в ФКУ СИЗО-1 города Архангельска в порядке ст. 77.1 УИК РФ в качестве свидетеля. Согласно статье 99 УИК РФ минимальные нормы питания материального бытового обеспечения осужденных устанавливается правительством Российской Федерации. Согласно постановлению правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205 «О минимальных нормах питания материально бытового обеспечения осужденных к лишению свободы» в ежедневную минимальную норму осужденных входит, в том числе хлеб из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной первого сорта 300 гр., мясо 90 гр. За время его содержания ФКУ ИК-16 данные минимальные нормы питания осужденных нарушались. Так хлеб из смеси ржаной и первого сорта (далее белый хлеб) «пропал из рациона осужденных» сначала марта 2019 года по <Дата>. С <Дата> «белый хлеб появился» и <Дата> «пропал». Мясо из расчета 90 гр. на одного осужденного в сутки никогда не предоставлялось, кроме периода нахождения его на диете с 01 по <Дата>. Вместо положенного мяса в рацион осужденных закладывалось сало. Таким образом, со стороны ответчика нарушены условия содержания его (истца) в исправительном учреждении.

Определением суда от 01 декабря 2021 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации (далее ФСИН России), в качестве заинтересованного лица Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области.

Определением суда от 22 декабря 2021 года к производству суда принято ходатайство административного истца Андронова М.С., в котором он дополнительно заявил требование о взыскании с ФКУ ИК-16 и УФК по Архангельской области в солидарном порядке материального ущерба в размере 24 720 рублей по тем основаниям, что, отбывая наказание в ФКУ ИК-16 он был трудоустроен в период с <Дата> по <Дата>, в связи с чем с него взыскивалась оплата за питание (за мясо и хлеб), которое ему не выдавали.

Административный истец Андронов М.С. в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования.

Представитель административных ответчиков и заинтересованного лица Коновалова О.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что питание административного истца в период отбывания наказания в ФКУ ИК-16 было организовано надлежащим образом, нарушений его прав не допускалось.

Представитель административного ответчика – Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в материалы дела представлен отзыв об отказе в удовлетворении исковых требований по тем основаниям, что Управление Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу не является надлежащим ответчиком по настоящему делу. Административным ответчиком не доказано наличие совокупности условий, необходимых для удовлетворения исковых требований.

На основании ст. 150, ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) по определению суда дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Выслушав объяснения административного истца, представителя административных ответчиков и заинтересованного лица, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В силу положений ч. 1, 5 ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Согласно части 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Минимальные нормы питания осужденных к лишению свободы, содержащихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205.

Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 года N 205 утверждены Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, согласно которым осужденным установлена следующая норма питания на 1 человека в сутки (для мужчин): Хлеб из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной I сорта - 300 гр., Хлеб пшеничный из муки II сорта - 250 гр., Мука пшеничная II сорта - 5 гр., Крупа разная - 100 гр., Макаронные изделия - 30 гр., Мясо - 90 гр., Мясо птицы - 30 гр., Рыба - 100 гр., Маргариновая продукция - 35 гр., Масло растительное - 20 гр., Молоко коровье (миллилитров) - 100, Яйца куриные (штук в неделю) - 2, Сахар - 30 гр., Соль поваренная пищевая - 20 гр., Чай натуральный - 1, Лавровый лист - 0,1 гр., Горчичный порошок - 0,2 гр., Томатная паста - 3 гр., Картофель - 550 гр., Овощи - 250 гр., Кисели сухие витаминизированные или фрукты сушеные - 25,10 гр.

Приказом ФСИН России N 696 от 02.09.2016 утвержден Порядок организации питания осужденных, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее Порядок).

Пунктом 48 Порядка установлено, что требования к режиму питания реализуются в раскладке продуктов, которая позволяет наиболее правильно и рационально использовать продукты нормы питания для приготовления разнообразной и физиологически полноценной пищи, а также ознакомить осужденных, подозреваемых и обвиняемых и должностных лиц, контролирующих организацию и состояние питания, с ассортиментом планируемых блюд, количеством продуктов, подлежащих закладке в котел на одного человека, и расчетным выходом готовых блюд, мясных и рыбных порций.

Раскладка продуктов по нормам питания составляется начальником ОИХО учреждения УИС совместно с начальником (заведующим) столовой. Раскладка продуктов подписывается заместителем начальника учреждения УИС, курирующим вопросы тылового обеспечения, начальником ОИХО учреждения УИС, медицинским работником медицинского подразделения, начальником (заведующим) столовой и утверждается начальником учреждения УИС (п. 49 Порядка).

В соответствии с п. 52 Порядка при составлении раскладки продуктов учитываются: режим питания, установленный для питающихся; - наличие и ассортимент продуктов, имеющихся на продовольственном складе учреждения УИС; нормы питания.

Согласно п. 59 Порядка, суточные нормы мяса, рыбы, жиров, сахара ежедневно доводятся до осужденных, подозреваемых и обвиняемых в полном объеме без замен. Суточные нормы мяса и рыбы планируются к выдаче в один прием пищи: рыба - на завтрак или ужин, мясо - только на обед ко второму блюду. Первые блюда в ассортименте приготавливаются на основе мясокостного бульона. В исключительных случаях (при планировании сосисок, сарделек, консервированной продукции из мяса и т.д.) допускается приготовление супов рыбных.

Основанием для выписки продуктов в столовую (пищеблок) учреждения уголовно-исполнительной системы являются данные подозреваемых и обвиняемых по каждой норме питания (п. 72 Порядка).

Согласно п. 95 Порядка, руководство учреждений уголовно-исполнительной системы организует систематический контроль за состоянием питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, основными задачами которого являются, в том числе проверка организации питания. Контроль за состоянием питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых осуществляется начальником учреждения УИС, его заместителями, медицинскими работниками медицинского подразделения, сотрудниками ОИХО, дежурным помощником начальника учреждения УИС (п. 96 Порядка).

В силу п. 97 Порядка, контроль за организацией и состоянием питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых также осуществляется должностными лицами территориальных органов ФСИН России и структурными подразделениями ФСИН России при проведении ревизий, проверок и инспектирований.

В судебном заседании установлено, что ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области является исправительным учреждением, расположено по адресу: <Адрес>.

Андронов М.С., <Дата> года рождения, прибыл <Дата> для отбывания уголовного наказания в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области.

<Дата> истец этапирован в ФКУ СИЗО-1 г. Архангельск УФСИН России по Архангельской области, где содержится по настоящее время.

В ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области питание осужденных организовано в соответствии с Порядком организации питания осужденных подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной, и Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 № 205. Продовольственное имущество ФКУ ИК-16 получает централизованно со склада территориального органа. Перебоев в поставке продовольствия в учреждении в спорный период (период отбывания Андроновым М.С. наказания в ФКУ ИК-16) не было. Продукты со склада территориального органа поступают на склад учреждения и отпускается со склада учреждения на склад временного хранения в столовой учреждения. Согласно раскладкам продуктов, вкладываемых в котел на одного человека в сутки, для осужденных в местах лишения свободы, по минимальной норме питания (Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 № 205), объяснительным осужденных, содержавшимся одновременно с Андроновым М.С. в ФКУ ИК-16, осужденные в спорные периоды, заявленные административным истцом, получали ежедневно хлеб ржано-пшеничный 1 сорта в количестве 300 грамм и мясо во вторых блюдах 90 грамм.

Ежедневная выдача ржано-пшеничного хлеба также подтверждается справками о выдаче хлеба ржано-пшеничного за весь спорный период времени, показаниями свидетеля ФИО, который в судебном заседании показал, что «хлеб выдавался всегда, но цвет у него был не белый, а серый».

Для приготовления супа на мясокостном бульоне в котел закладывается мясо согласно меню раскладке, после приготовления мясокостного бульона, мясо достается из котла и используется для приготовления вторых блюд в соответствии с каждой нормой питания.

В столовой ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области ведется журнал «контроля качества приготовления пищи», а также «журнал бракеража продукции», в которых ежедневно перед каждым приемом пищи ставится отметка ДПНК и медицинским работником о готовности и вкусовых качествах приготовленного блюда. Проведение контрольно-показательной варки пищи проводится каждую первую среду месяца на основании п. 125 Порядка.

Андронов М.С. питался по минимальной норме питания. Жалоб на качество приготовления пищи, а также недополучение им положенных норм продуктов питания от него не поступало.

Онежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес исправительного учреждения не выносились представления относительно нарушений порядка обеспечения осужденных питанием.

Указанным Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 N 205 установлена норма питания на 1 человека в сутки (для мужчин) в виде «хлеба из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной I сорта - 300 гр.», данным Постановлением не предусмотрена норма питания на 1 человека в сутки (для мужчин) в виде белого хлеба. В судебном заседании свидетель ФИО показал, что «хлеб выдавался всегда, но цвет у него был не белый, а серый», что не противоречит Постановлению Правительства РФ от 11.04.2005 N 205.

Суд, оценив показания свидетеля ФИО в части того, что в ФКУ ИК-16 не выдавали мясо, письменный акт от <Дата>, подписанный осужденными, о том, что в ФКУ ИК-16 не выдается белый хлеб и мясо, письменные объяснения осужденного ФИО, в совокупности с установленными обстоятельствами и доказательствами, имеющимися в материалах дела, по правилам ст. 84 КАС РФ, приходит к выводу, что доказательства, представленные административным истцом, не являются основанием для удовлетворения иска, поскольку свидетели ФИО и ФИО, также как и истец содержались в исправительном учреждении, ФИО к тому же является потерпевшим по уголовному делу, возбужденному против сотрудников ФКУ ИК-16, в связи с чем они заинтересованы в исходе дела. Кроме того, показания свидетеля ФИО, письменные объяснения свидетеля ФИО, письменный акт от <Дата> опровергаются многочисленными объяснениями других осужденных, отбывавших наказание в ФКУ ИК-16 с административным истцом, в том числе объяснениями осужденного ФИО, подпись которого стоит в акте от <Дата>, согласно которым питанием они довольны, в рационе всегда имеется хлеб и мясо в достаточном количестве.

Доказательств воздействия на осужденных с целью взятия нужных административному ответчику объяснений суду не представлено.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12 апреля 1995 года N 2-П Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).

Кроме этого, Европейский Суд по правам человека в Постановлении ЕСПЧ от 31 мая 2011 года "Дело "Ходорковский (Khodorkovskiy) против Российской Федерации" (жалоба N 5829/04) указал, что вся структура Конвенции основана на общем предположении о том, что публичные власти в государствах-участниках действуют добросовестно. Действительно, любая публичная политика или индивидуальная мера может иметь "скрытые планы", и презумпция добросовестности является опровержимой.

В то же время заявитель, утверждающий, что его права и свободы ограничены по ненадлежащим мотивам, должен убедительно доказать, что реальная цель властей расходилась с провозглашенной (или той, которая может быть разумно выведена из контекста). Одно лишь подозрение в том, что власти использовали свои полномочия для некой иной цели по отношению к тем, которые определены в Конвенции, не является достаточным для доказывания нарушения статьи 18 Конвенции.

С учетом приведенного правового подхода Конституционного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека, суд принимает во внимание, что, как в Конституции Российской Федерации, так и в международном праве действует общая презумпция добросовестности в поведении органов государственной власти и государственных служащих.

Поскольку государственные служащие лишены какого-либо скрытого умысла в правоотношениях, участником которых являются, следовательно, лишены целесообразности умышленные и целенаправленные ограничения прав граждан.

Преодоление действия данной презумпции в каждом конкретном случае не исключено, но допустимо только при представлении веских и убедительных доказательств тому, что действия органа государственной власти (должностного лица) расходятся с понимаемым добросовестным поведением.

В рамках настоящего административного дела административным истцом не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали о недобросовестности действий должностных лиц ФКУ ИК-16 при составлении справки по обеспечению осужденных питанием и при взятии объяснений у осужденных.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Незаконных действий (бездействия) ФКУ ИК-16, выразившихся в необеспечении надлежащих условий питания (непредоставлении белого хлеба и мяса) Андронова М.С. в исправительном учреждении, фактов нарушения права административного истца не установлено, организация питания в ФКУ ИК-16 соответствовала установленным требованиям, в связи с чем отсутствует необходимая совокупность оснований для удовлетворения административных исковых требований Андронова М.С. к административным ответчикам о признании действий (бездействий) незаконными в непредоставлении белого хлеба в периоды с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата>, в непредоставлении мяса в размере 90 гр. ежедневно в период с <Дата> по <Дата>, а также для удовлетворения производных требований об обязании устранить допущенные нарушения и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере не менее 108 000 рублей.

На основании ч. 4 ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.

В период отбывания наказания в ФКУ ИК-16 Андронов М.С. работал и получал заработную плату, из которой на законном основании производились удержания в счет возмещения стоимости питания ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.

В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Административными ответчиками не было допущено нарушения прав и законных интересов Андронова М.С., при этом в нарушение положений ст. 62 КАС РФ административный истец не представил суду доказательств незаконных действий (бездействия) ответчика, наличия причинной связи между такими действиями (бездействием) и материальным ущербом в размере 24 720 рублей. Доказательств нарушения имущественных прав Андронова М.С. и, вследствие этого, причинение ему имущественного ущерба, истец суду также не представил.

При таких обстоятельствах требования истца о взыскании с ответчиков в солидарном порядке материального ущерба в размере 24 720 рублей не подлежат удовлетворению.

Оснований для взыскания с ответчиков в пользу истца государственной пошлины за подачу административного искового заявления в размере 300 рублей не имеется, поскольку согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. В данном случае суд отказывает Андронову М.С. в удовлетворении требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-181, 227, 227.1, 228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований Андронова М.С. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 16 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», Управлению Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации о признании незаконными действий (бездействия) администрации исправительного учреждения (ФКУ ИК-16), выразившихся в непредоставлении белого хлеба и мяса, об обязании устранить допущенные нарушения, о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере не менее 108 000 рублей, о взыскании в солидарном порядке материального ущерба в размере 24 720 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Онежский городской суд Архангельской области.

Председательствующий      подпись А.А. Кузнецов

...

...

2а-19/2022 (2а-746/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Андронов Максим Сергеевич
Ответчики
УФК по Архангельской области и НАО
ФКУ ИК16 УФСИН РОССИИ по Архангельской области
Другие
УФСИН по Архангельской области
ФСИН Росиии
Суд
Онежский городской суд Архангельской области
Судья
Кузнецов Алексей Александрович
Дело на странице суда
onegasud.arh.sudrf.ru
01.12.2021Регистрация административного искового заявления
01.12.2021Передача материалов судье
01.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
01.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2021Судебное заседание
18.01.2022Судебное заседание
21.01.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее