Решение по делу № 3а-4/2016 от 09.12.2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 13 января 2016 г. по делу № 3а-4/2016

Севастопольский городской суд в составе:

председательствующего судьи     –     Дудкиной Т.Н.

при секретаре –     Нудьга Р.Д.

при участии:

представителя

административного ответчика     –     ФИО1,

представителей заинтересованного лица – ФИО2, ФИО3

прокурора –     ФИО4

    рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Линькова А.С. к Законодательному собранию города Севастополя, заинтересованное лицо - Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя о признании нормативного правового акта недействующим в части - статьи 17 Закона №199-ЗС «О внесении изменений в Закон города Севастополя от 23 января 2015 года №106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» от 20 ноября 2015 года, -

УСТАНОВИЛ:

Линьков А.С. обратился в суд с административным иском о признании нормативного правового акта недействующим в части – пункта 7 статьи 17 Закона №199-ЗС «О внесении изменений в Закон города Севастополя от 23 января 2015 года №106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» от 20 ноября 2015 года.

Увеличив требования, просит: признать Закон №199-ЗС «О внесении изменений в Закон города Севастополя от 23 января 2015 года № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» от 20 ноября 2015 года, недействующим в части изложения Статьи 17 «Категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки» в следующей редакции:

К категориям граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, относятся:

7) пенсионеры из числа работников милиции, уволенных со службы по возрасту, болезни или выслуге лет и не имеющих звания ветеран органов внутренних дел, имевшие льготы по Закону Украины от 20 декабря 1990 года № 565-ХII «О милиции», - как противоречащий Федеральному Конституционному Закону «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» № 6-ФКЗ, со дня его принятия.

Признать Закон №199-ЗС от 20 ноября 2015 года «О внесении изменений в Закон города Севастополя от 23 января 2015 года №106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя», - в части распространения его на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года, - недействующим.

Исковые требования мотивированы тем, что изменения, внесенные в Закон города Севастополя №106 - ЗС от 23.01.2015 г., нарушают права административного истца, как субъекта правоотношений, регулируемых указанным нормативным правовым актом, поскольку лишают права на получение мер социальной поддержки, которые были предоставлены пунктом 9 статьи 19 Закона №106-ЗС в виде оплаты в размере 50% стоимости услуг за жилое помещение и оплаты в размере 50% стоимости коммунальных услуг.

В судебное заседание административный истец не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем, признавая материалы дела достаточными для его рассмотрения, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного ответчика в удовлетворении иска возражал, пояснял, что, оспариваемые правовые нормы не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку мер социальной поддержки он не лишен.

Представитель заинтересованного лица в удовлетворении иска возражал, пояснял, что оспариваемой правовой нормой конкретизировано категорию граждан, имеющих право на определенный вид мер социальной поддержки. При этом, права административного истца нормой, изложенной в новой редакции, не нарушены.

Прокурор в своем заключении указывала на отсутствие оснований для удовлетворения иска ввиду того, что оспариваемое законоположение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим высшую юридическую силу, а также ввиду отсутствия нарушений прав истца.

Выслушав лиц, участвующих в деле и других участников судебного процесса, изучив материалы дела, суд считает, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

18 марта 2014 года подписан договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (далее – Договор от 18 марта 2014 года).

Договор от 18 марта 2014 года был ратифицирован 21 марта 2014 года Федеральным законом № 36-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов».

21 марта 2014 года принят Федеральный конституционный закон №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя».

    Согласно статьи 11 этого Закона граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя определяет Федеральный Закон от 22 декабря 2014 года 421-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон №421-ФЗ).

Статьей 2 Закона №421-ФЗ предусмотрено, что реализация прав на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, а также получение выплат по обязательному социальному страхованию осуществляется гражданами с 1 января 2015 года в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21 февраля 2014 года.

Законоположения ст.11 Федерального конституционного закона №6 от 21.03.2014 и ст.2 Закона №421-ФЗ определяют, что реализация права на получение мер социальной защиты (поддержки) с 1 января 2015 года будет осуществляться в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

Статья 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» устанавливает, что полномочия, осуществляемые органами государственной власти, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъекта Российской Федерации.

При этом вышеуказанный Федеральный закон не содержит нормы предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов должны быть приняты субъектами Российской Федерации.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со статьей 22 названного Закона № 5-ФЗ меры социальной поддержки ветеранов, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и согласно части 2 статьи 10 Закона №5-ФЗ являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Таким образом, вышеуказанные нормы законов закрепляют право, а не обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан. Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать объем и содержание мер социальной поддержки ветеранам с учетом возможностей бюджета субъекта.

20 января 2015 года Законодательным собранием города Севастополя принят Закон №106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя».

Статья 17 Закона № 106-ЗС в редакции от 20.01.2015 г., определяющая категории граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, содержала норму – пункт 16, согласно которому, право на получение социальной поддержки имели пенсионеры из числа лиц работников милиции, уволенных со службы по возрасту, болезни или выслуге лет.

Как утверждает административный истец, по этой норме ему как пенсионеру, уволенному со службы в милиции по выслуге лет, предоставлялась поддержка в виде 50% оплаты стоимости услуг за жилое помещение и коммунальных услуг.

20 ноября 2015 года Законодательным Собранием г. Севастополя принят Закон №199-ЗС «О внесении изменений в Закон города Севастополя от 23 января 2015 года № 106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» (далее – Закон №199-ЗС). Согласно этому Закону, статья 17 закона №106 – ЗС изложена в новой редакции, и к категориям граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки, относятся, в частности, пенсионеры из числа работников милиции, уволенных со службы по возрасту, болезни или выслуге лет и не имеющих звания ветеран органов внутренних дел, имевшие льготы по Закону Украины от 20 декабря 1990 года № 565-ХII «О милиции».

    Изложение статьи 17 Закона №106 в новой редакции и придание закону обратной силы, по мнению истца, лишает его получаемой меры поддержки, поскольку норма содержит условия: - пенсионеры не должны иметь звания ветеран органов внутренних дел; получаемые ранее льготы были предоставлены по Закону Украины от 20 декабря 1990 года № 565-ХII «О милиции».

    В то же время, административный истец является ветераном органов внутренних дел, а получаемые им льготы были предоставлены на основании Закона Украины «О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел и некоторых других лиц и их социальной защите», что исключает истца из категории лиц, имеющих право на ранее получаемую поддержку.

    Судом установлено, что истец является пенсионером из числа работников милиции, уволенных со службы по выслуге лет, а также является ветераном органов внутренних дел. На основании п. 16 статьи 17 закона №106 – ЗС истец получал меры социальной поддержки, которые были предусмотрены п.9 статьи 19 Закона № 106-ЗС, в виде льготы по оплате в размере 50 процентов стоимости услуг за жилое помещение и стоимости коммунальных услуг.

Анализ положений статей 17, 19 Закона №106-ЗС указывает на то, что лица, имеющие статус «ветеран органов внутренних дел» наделены правом на получение социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в сумме 500 руб.; преимущественного права на установку квартирных телефонов; преимущественного права на вступление в жилищно-строительные кооперативы, гаражные и гаражно-строительные кооперативы, в садоводческие товарищества. Следовательно, право истца на получение социальной поддержки предусмотрено указанным законом.

Судом тщательно проверялись доводы истца касательно нарушения оспариваемой нормой его прав на получение социальной поддержки, и было установлено, что оспариваемым нормативным актом, права истца не нарушены и социальной поддержки истец не лишен.

Так, Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» не содержит нормы как о предоставлении социальной поддержки ветеранам органов внутренних дел так и в виде 50% оплаты жилья и коммунальных услуг. Также, федеральное законодательство не содержит конкретной нормы касательно мер социальной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации.

Суд соглашается с доводами представителя заинтересованного лица о том, что предоставляемая ранее ветеранам органов внутренних дел социальная поддержка в виде 50% оплаты стоимости услуг за жилое помещение и коммунальные услуги нашла отражение в законодательной норме в виде предоставления ежемесячной выплаты в сумме 500 руб., поскольку ее размер был монетизирован. Монетизированный 50% размер имеет экономическое обоснование, сумма рассчитана исходя из применения льготы по 50% оплате жилья и коммунальных услуг, индексируется, в соответствии с бюджетным законодательством города Севастополя и является большей, нежели сумма, составляющая 50% оплаты жилья и коммунальных услуг истца.

Таким образом, оспариваемое истцом законоположение, не противоречит нормативному правовому акту высшей юридической силы и не нарушает прав истца.

    Доводы истца о нарушении его прав приданием закону обратной силы являются несостоятельными, поскольку законодатель наделен таким правом при условии, что обратная сила закона не ухудшит права лиц, являющихся субъектами правоотношений, регулируемых этим законом.

    Нарушения прав истца обратной силой закона №106-ЗС в редакции от 20.11.2015 года не нашли своего подтверждения судебным разбирательством.

    Изложенное выше позволяет суду прийти к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Линькова А.С., поскольку, обстоятельства, которыми обосновано требование истца, не нашли своего правового подтверждения при судебном разбирательстве.

    Руководствуясь статьями 175, 176, 215 Кодекса административного судопроизводства, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении иска Линькова А.С. - отказать.

    Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Севастопольского городского суда     Дудкина Т.Н.

3а-4/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Дудкина Татьяна Николаевна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
13.01.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее